Программа кружка "Хозяюшка" для учащихся 5-7 классов
методическая разработка (4 класс) по теме
Достоинством программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_khozyayushka.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Хозяюшка» для учащихся 5-7 классов.
Актуальность работы кружка
Психологические особенности воспитанников таковы, что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию мотивационной сферы. Практически отсутствует ролевое и деловое взаимодействие, недостаточно развита произвольная регуляция поведения, низкий уровень адаптации, серьезные отставания в развитии познавательной деятельности навыков ручной умелости. Но в тоже время обострена потребность в доброжелательном внимании взрослого, на основе которого возможно формирование более сложных потребностей: в сотрудничестве, сопереживании, в признании успешности. Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками педагогической деятельности (семьи), с учетом интеграции всех видов деятельности. Особое внимание в работе кружка отводится тому, что в занятиях есть выход с результатами практической деятельности
на события жизни "семьи". Программа акцентирует внимание на то, что детей формируется в приобретении осознать и почувствовать себя умелыми, способными, значимыми, созидателями «семейной жизни».
Достоинством программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
Пояснительная записка
Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени. Между тем, именно участие детей в жизни взрослых даёт им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функции, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.д. Овладение трудовыми навыками, трудовой Деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию. Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок «Хозяюшка». Кружок проводится 1 раз в неделю по 2 часа, всего рассчитан на 68 часов.
Задачи кружка «Хозяюшка»
- Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями «семейной жизни».
- Формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
- Формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность.
- Формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия, выстраиваемую на основе проблем и противоречий.
Принципы или непременные условия организации каждого занятия «Хозяюшка»
- Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-орентированный характер.
- Организация занятий «Хозяюшка» строится с учетом разновозрастного комплектования группы.
- Содержание занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий «семьи», обеспечиваются их практическая направленность.
- Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.
- Планирования и организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на диагностической основе.
- Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.
- Занятия «Хозяюшки» направленно на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы «семьи».
- Каждое занятии «Хозяюшки» реализуют основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
- Ведущие формы и методы организации занятий: игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела.
- В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.
Вся деятельность «Хозяюшки» направлена на работу в «семье».
Работа «Хозяюшки» строится по трем основным блокам.
- Формирование элементарных кулинарных навыков и навыков самообслуживания в организации питания - «Царство маленьких поварят».
- Формирование навыков ручной умелости и бытового самообслуживания - «Чудесные ручки».
- Формирование навыков создания комфортно-бытовых условий с использованием элементов домашнего дизайна - «Уютный дом».
Перспективный план «Маленькие хозяюшки»
I Блок: «Путешествие чудесных ручек»
1. «История колющихся предметов».
Задачи: Раскрыть вместе с детьми очень важные секреты принцессы - иголочки, королевы - спицы, графа - ножниц, и т.д.
Форма: Занятие - сказка «Путешествие в королевство принцессы - иголочки».
2. «История оторванной пуговицы» (секреты пуговиц, учимся пришивать, делаем узор из пуговиц или мозаику).
Задачи: Воспитывать аккуратность умения замечать неполадки в одежде и вовремя и самостоятельно их устранять.
Форма: «Занятие - сказка о неряхе».
3. Бисероплетение.
Задачи: Познакомить с искусством бисероплетения. Научить изготавливать украшения из бисера.
Форма: «В гостях у рукодельницы».
4. «Сказка о стране вязания» (знакомство с предметами вязания, с видами вязания, учимся набирать петли и т.д.)
Задачи: Расширить знания детей о свойствах ниток. Познакомить с предметами для вязания. Воспитывать усидчивость, развивать интерес к работе, сделанной самостоятельно.
Форма: «Диалог с бабушкой рукодельницей».
5. «Игрушка своими руками».
Задачи: Закрепить все полученные знания по вязанию спицами и крючком. Развивать творческую фантазию в создании игрушки и её украшения.
Форма: Игра «Магазин игрушек».
6. «Чудеса своими руками» (изготовление поделок из бросового материала, новогодних украшений).
Задачи: Создать условия для детей, проявляя свои творческие способности и умения.
Форма: Творческая мастерская
- «Подарки своими руками».
Задачи: Создать условия для детей, проявляя свои творческие способности и умения.
Форма: Творческая мастерская
II Блок: «Уютный дом»
1. Основные правила хорошего тона.
2. Ты идешь в гости или ждешь гостей сама (как вести себя в гостях и принимать их дома).
3. Правила поведения за столом.
4. Сервируем стол.
III Блок: «Путешествие в царстве маленьких поварят»
1. «Безопасность при работе с электроприборами» (знакомство с электроплитой, вафельницей, холодильником и т.д.)
Задачи: Научить безопасности работе с электроприборами.
Форма: Беседа.
2. «Встреча масленицы »(Печем блины)
Задачи: Показать детям возможность приготовления блинов. Расширить знания о празднике «Масленица».
Форма: Встреча праздника « Масленицы».
3. «Чай - здоровье» (целебные свойства)
Задачи: Расширить знания детей о целебных свойствах чая. Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая.
Форма: «Диалог за чашкой чая».
4. «Чудеса из печенья» (составляем рецепты из печенья).
Задачи: Показать детям возможность приготовления различных рецептов из печенья.
Форма: Театр миниатюр «Чудеса из печенья».
5. «Чудесный праздник - женский день» (готовим сюрприз для мам и женщин)
Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд самостоятельно, соединение фруктовых компонентов в салатах.
Форма: Праздничный стол для мамы.
6. «Готовим тортики».
Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое умение приготовить простой торт и украсить его.
Форма: Конкурс «Маленькие хозяюшки».
7. «Вкусные и полезные салаты».
Задачи: Продолжать работу по приготовлению различных салатов. Познакомить с пользой салатов. Развивать фантазию.
Форма: «Конкурс необычного салата».
8. Что такое винегрет?
Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд из варенных самостоятельных овощей конкретно приготовление винегрета - фантазия.
Форма: Занятие - сказка «Диалог овощей».
9. «Великолепные бутерброды»
Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое умение приготовить бутерброд и украсить его.
Форма: Конкурс «Маленькие хозяюшки».
10. «Готовимся к празднику»
Задачи: Познакомить детей с рецептами праздничных блюд.
Форма: Занятие.
Календарно-тематический план
Тема занятия | Количество часов | Дата |
I Блок: «Путешествие чудесных ручек» (32 часа) | ||
История колющихся предметов | 2ч | |
История оторванной пуговицы | 2ч | |
Бисероплетение. | 6ч | |
Сказка о стране вязания | 4ч | |
Игрушка своими руками | 6ч | |
Чудеса своими руками | 6ч | |
Подарки своими руками | 6ч | |
II Блок: «Уютный дом» (8 часов) | ||
Основные правила хорошего тона. | 2ч | |
Ты идешь в гости или ждешь гостей сама (как вести себя в гостях и принимать их дома). | 2ч | |
Правила поведения за столом. | 2ч | |
Сервируем стол. | 2ч | |
III Блок: «Путешествие в царстве маленьких поварят» (28 часа) | ||
Безопасность при работе с электроприборами | 2ч | |
Встреча масленицы | 2ч | |
Чай – здоровье | 2ч | |
Чудеса из печенья | 2ч | |
«Чудесный праздник - женский день» (готовим сюрприз для мам и женщин) | 2ч | |
Готовим тортики | 8ч | |
Вкусные и полезные салаты | 4ч | |
Что такое винегрет? | 2ч | |
Великолепные бутерброды. | 2ч | |
Готовимся к празднику. | 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игровая программа для учащихся 1-2 классов "Хорошо здоровым быть"
В даной игровой программе принимают участие учащиеся класса, родители и по возможности ребята прошлых выпусков (в качестве жюри). Ход мероприятия позволяет активно вовлекать ребят в решение проблемы з...
Конкурсная программа для учащихся 1 – 4 классов "А ты - баты шли солдаты"
Данная программа призвана возрождать и повышать престиж военной службы, изучать историю Отечества. Из числа участников формируются две команды, которые будут состязаться в различных конкурсах....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....
Внеклассное мероприятие «Новогодний праздник» (игровая программа для учащихся 2-3 класса)
Сценарий игровой программы предназначен для учащихся начальных классов. Влючает рассказ о праздновании Нового года в разных странах, развлекательные конкурсы и загадки для детей и родителей....
"Там на неведомых дорожках" (конкурсно-игровая программа для учащихся 1-4 классов)
Конкурсно-игровая программа «Там на неведомых дорожках» была разработана для учащихся 1 - 4 классов. Она приглашает детей в путешествие по страницам литературных и народных сказок....
Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» ...