рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию в 5-7 классах "Взрослеем вместе"
рабочая программа на тему
программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя:
- принцип целостности в воспитании
- воспитание творческой личности ребенка
- принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели
- принцип сотрудничества.
цель программы - воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma2017-2018.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии
рассмотрено согласовано утверждаю
ШМО Зам.директора по ВР Директор
Руководитель:___________ ______Михайлова С.Д. ________Фондеркина А.С.
« __» «__» 2017г «__» «__»2017 г «__» «__»2017г
Приказ№___
Рабочая программа
По гражданско-патриотическому
воспитанию в 5-7 классах
«Взрослеем вместе»
Воспитательная рабочая программа
Разработана на основе рекомендаций
АНМЦ «Развитие и коррекция»:
Е.Д. Худенко, Г.Ф .Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова
«Организация и планирование воспитательной
работы в специальной (коррекционной)
школе-интернате»
Воспитатель: Максимова Н.Л.
2017-2018 уч.год
П. Саланчик
Чувашская Республика
Структура программы
- Пояснительная записка
- Обоснование актуальности программы
- Принципы воспитательной программы
- Цель программы
- Задачи программы воспитания
- Срок реализации
- Основные направления
- Критерии и способы изучения эффективности программы
2. Содержание воспитательной деятельности
- 1 ступень – 5 класс
- 2 ступень – 6 класс
- ступень – 7 класс
- Прогнозируемые результаты
1 Пояснительная записка.
Воспитание имеет целью сделать человека
Самостоятельным существом,
то есть существом со свободной волей.
Гегель Г.Ф.
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов одной из самых актуальных.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме.
Процесс воспитания реализуется во взаимодействии и сотрудничестве взрослых и детей. Школа выполняет крайне важную роль в разрешении множества проблем: недостаточно высокий уровень культуры человеческого общения, объективно узкий спектр воспитательных услуг школы, разные подходы в семейном воспитании…. Решение этих проблем начинается с осознания современных целей воспитания: «Воспитание человека культуры: гуманной, духовной, творческой, свободной личности, способной к самоопределению». Это сверхцель. Вместе с тем определяются конкретные, реально достижимые цели, которые формулируются так6 «Воспитание интеллектуально-развитой, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию». И именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Обязанность педагога в этом процессе – вовремя распознать интересы и потребности ребёнка, индивидуальные особенности его развития и создать комфортные условия для их реализации.
Всё вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации целевой воспитательной программы «Взрослеем вместе», главное в которой – системный подход к формированию личности ребёнка, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы:
- Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача воспитателя.
- Принцип воспитания творческой личности ребёнка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его надо найти. Поэтому важным здесь является стимулирование внутренних сил ребёнка, создание условий для раскрытия его творческих способностей.
- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через своё участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает их, позволяя раскрыться в любых ситуациях.
- Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. Главным субъектом воспитания является ребёнок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника . Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации. Воспитателю необходимо направлять деятельность воспитанника, пробудить потребность к самопознанию, самореализации своего «я» и желание думать, действовать самостоятельно. «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам» (М.Монтессори)
- Принцип сотрудничества. Состоит в единстве целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия. Разговор с ребёнком идёт с позиции : «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как это достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
Формы организации воспитания: игровые, творческие, ситуативные, состязательные, позволяющие воспитанникам познать собственное «я», осознать своё место в детском коллективе, а затем и в жизни.
Результат воспитания --- воспитанность как целостное жизненное поведение
Цель программы: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи программы воспитания:
1 Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
2 Формировать гражданско-патриотические качества личности.
3 Воспитывать желание и стремление у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся: дискуссии, диспуты, образовательные интеллектуальные игры; соревнования, викторины, экскурсии..
Срок реализации: программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся в 5-7 классах и рассчитана на три года.
Состоит из трёх ступеней:
Первая ступень: - 5 класс
Вторая ступень – 6 класс
Третья ступень – 7 класс
Работа каждой ступени строится по циклическому принципу.
Основное направление воспитательной программы:
«Взрослеем вместе» (гражданско-патриотическое воспитание)
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.
Для исследования эффективности программы воспитания «Взрослеем вместе» целесообразно использовать следующие критерии:
- Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классе;
- Уровень воспитанности;
- Сформированность ценностных отношений учащихся;
- Формирование мотивации к обучению;
- Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются различные источники диагностики; беседы с учащимися; наблюдения; интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию
- Содержание воспитательной деятельности
Направление «Взрослеем вместе» (гражданско-патриотическое)
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
- Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины.
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народгным традициям.
- Прививать детям чувство гордости за свою страну.
- Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия свонго выбора.
- Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.
Формы:
- Организация и проведение тематических воспитательских часов и бесед.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение встреч с участниками войны.
- Организация и проведение конкурса рисунков.
Первая ступень – 5 класс
Направление | Тематика мероприятий | Форма проведения |
«Взрослеем вместе» | «Права и обязанности» | Час общения |
«Как я выполняю свои поручения и обязанности» | Час общения | |
«Растительный и животный мир родного края» | Экскурсия на природу | |
«Юные защитники Отчизны» | Чтение и обсуждение рассказов о войне | |
«Символы государства» | Классный час с презентацией | |
«Мы в ответе за свое здоровье» | Открытый воспитательский час | |
«Их подвиг вечен» | Урок мужества |
Вторая ступень -6 класс
Направление | Тематика мероприятий | Форма проведения |
«Взрослеем вместе | «Конституция – наш закон» | Беседа |
Административные правонарушения и подросток | Беседа-диалог | |
Что такое ДТП? | Беседа | |
«Этих дней не смолкнет слава» | Чтение и обсуждение рассказов о ВОВ | |
«Они приближали победу) | Чтение и обсуждение воспоминаний фронтовиков |
Третья ступень -7 класс
Направление | Тематика мероприятий | Форма проведения |
«Взрослеем вместе» | «Я гражданин Российской Федерации» | Дискуссионный практикум |
«Это страшное слово – наркомания» | Беседа-диалог | |
«Малая моя родина» | Беседа | |
«Есть такая профессия- Родину защищать» | Беседа-диалог | |
«9 Мая - День Победы» | Беседа |
- Прогнозируемые результаты
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определённой модели:
- Умения и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
- Активная гражданская позиция.
- Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Творческий подход к любым видам деятельности.
- Коммуникабельность, умение общаться.
- Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.
- Ответственное отношение к своей судьбе, и судьбе окружающих.
4. Работа с родителями.
Работа с родителями строится исходя из следующих принципов:
- принцип взаимной доброжелательности и дипломатичности в общении с родителями;
- принцип взаимной поддержки и помощи;
- принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу;
- обращение к чувству родительской любви и уважение её;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Основополагающим является лозунг: «Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса: педагогов, детей и родителей;
- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Формы реализации (индивидуальные, групповые, коллективные):
- анкетирование;
- диагностика;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семей;
- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
Направления взаимодействия с родителями:
- Просветительское – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, способность повышению психолого-педагогической грамотности родителей: лекции, дни открытых уроков, выступление психолога, родителей, имеющих положительный опыт воспитания.
- Консультативное – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков: индивидуальные тематические консультации, консультации по запросу.
- Коммуникативные – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культурного взаимодействия с ребёнком, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в организации жизнедеятельности группы, оформлении комнат, проведении классных дел, совместное посещение культурно-исторических мест и т.д.
Работа в этой области строится согласно обозначенным в программе основным направлениям.
Родители оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни класса и школы.
- Библиография
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию»,. Учебно-методическое пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж. ЧП Лакоценин С.С. , 2006г.
- «Мастер-класс для заместителя директора школы по воспитательной работе»: Организация и планирование работы. Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко, М.,»Знание», 2006 г.
- Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» М.,»Вако», 2003г.
- Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности», М. «Вербум», 2001г.
- Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001г.
- Гауткина Л.Д. «Настольная книга классного руководителя», М., Центр «Педагогический поиск», 2000г.
- Селенко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», №6 1999г.
- ФридманЛ.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988г.
- Щуркова Н.Е.»Программа воспитания школьников», М., Педагогическое общество России, 1998г.
- Журнал «Классный руководитель», №7\2006г., №3\2007г., №4\2008г.
- Н.Ф.Дик «Правовые классные часы в 5-7 классах, из-во «Феникс», Ростов-на- Дону 2007г.
- М.А. Алоева «А у нас – классный час» (5 -8 классы), из-во «Фениккс», Ростов-на-Дону, 2009г.
- О.А. Петрова «Новые классные часы» 5 класс, из-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г.
- О.А. Петрова «Новые классные часы» 6 класс, из-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008 г.
Индивидуальная работа с воспитанниками
Цель:
- воспитание потребности в личной гигиене.
- способствование воспитанию чувства ответственности при соблюдении режимных моментов.
1)Ефремова Саша –вести постоянную работу по привитию навыков аккуратности во внешнем виде
Беседы: «По одежде встречают…»
«Гигиена волос»
«Девочки – будущие хозяйки»
2)Торейкин Даниил –вести работу по привитию умения следить за одеждой, обувью.
Беседы: «Гигиена одежды»
«Гигиена обуви»
«Что значит «быть культурным»?
3)Орлов Дима – вести работу по привитию навыков честности во всём.
«Хочешь, чтоб тебя любили?»
«Правда и ложь»
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Оказывать помощь в учёбе:
1) Работать над техникой чтения: Орлов Д.
2) Помогать по математике Орлову Д., Торейкину Д.
Циклограмма для воспитателя
Ежедневно
1.Выяснение причин отсутствия учащегося (если таковые имеются).
2.Организация питания учащихся.
3.Организация дежурства в спальных комнатах, игровой и кладовке.
4.Индивидуальная работа с учащимися.
5.Проверка внешнего вида воспитанников.
6.Организация и проведение самоподготовки
7.Организация дополнительной помощи отстающим
8.Чтение художественной литературы в свободное время с воспитанниками
Еженедельно
1.Проверка состояния шкафов в спальных комнатах, в игровой.
2.Проведение мероприятий в группе(по плану).
3.Работа с родителями (по ситуации).
4.Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5.Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни воспитанника (если таковые имеются).
6.Работа на прикреплённом участке территории школы, сохранение чистоты и порядка.
Ежемесячно
1.Проведение или участие в различных школьных конкурсах или мероприятиях.
2.Оформление и запись в дневниках наблюдения.
3.Посещение открытых воспитательских часов, открытых школьных мероприятий.
4.Празднование дней рождения воспитанников
Один раз в четверть
1.Оформление спальных комнат, игровой.
2.Посещение совещаний воспитателей.
3.Посещение педагогического совета.
Ежегодно
1.Проведение открытого мероприятия.
2.Изучение результативности учебно-воспитательной деятельности воспитанников за каждый год для организации коррекционной работы
3 Составление плана работы.
Циклограмма для воспитанника
Ежедневно
- Выполнение утреннего и вечернего туалета.
- Выполнение утренней зарядки.
- Уборка в спальных комнатах, игровой, кладовке.
- Стирка личных вещей.
- Уход за обувью.
- Мелкий ремонт одежды.
- Уход за комнатными растениями.
- Совершение утренних и вечерних прогулок на свежем воздухе.
- Выполнение домашних заданий.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотр ТВ передач для общего развития, расширения кругозора.
Еженедельно
- Уборка закреплённой за группой школьной территории
- Посещение школьной библиотеки
- Посещение бани
- Посещение прачечной
- Дежурство в столовой
- Генеральная уборка в спальных, игровой, кладовой комнатах
- Прохождение спортивного часа.
Ежемесячно
-Участие в различных школьных конкурсах и мероприятиях.
- Совершение прогулок и экскурсий на природу
Один раз в год
Участие в экологическом субботнике
Работа с родителями
Цели:
- Ознакомление родителей с особенностями детей и выбором коррекционных методов воспитания.
- Формирование у родителей доверительного отношения к учителям, воспитателям школы-интерната.
- Изучение семей воспитанников. Оказание помощи родителям в воспитании детей. Формирование у родителей доверительного отношения к педагогу.
- Убедить родителей в необходимости диалога с детьми, поиска совместных вариантов решения совместных проблем.
- Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей.
- Найти пути привлечения семьи к активному участию в делах группы.
Содержание:
- Разработка и реализация единых требований семьи и школы. Показать родителям возможности их детей.
- Привлечение родителей к участию в делах школы, класса, педагогическое просвещение родителей.
Формы и методы:
Индивидуальное консультирование родителей. Общешкольные и классные родительские собрания. Лектории для родителей. Совместное проведение праздников, трудовых мероприятий. Посещение семей воспитанников. Анкетирование по различным направлениям работы школы-интерната. Родительские встречи, консультации со специалистами школы-интерната. Разработка памяток для родителей.
Циклограмма:
Ежемесячно:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через индивидуальные консультации, беседы по вопросам воспитания детей.
Ежегодно:
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка.
Задачи воспитательной работы:
- Продолжить работу по сплачиванию коллектива.
- Воспитывать дисциплинированность, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
- Учить детей дружить, помогать друг другу.
- Развивать любовь к чистоте и порядку.
- Прививать любовь к учебе, труду и правильному образу жизни.
- Развивать чувство бережного отношения к школьному имуществу, личным вещам и вещам товарищей.
- Пропагандировать здоровый образ жизни, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Развивать творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников....
Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"
Тема: Народные промыслы россии Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России. Задачи:1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промы...
программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников "Маячок"
Программа призвана формировать нравственную культуру учащихся; способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; воспитывать гармоничную, всесторонне разви...
Программа развития гражданско – патриотического клуба «СЛАВИЯ».
Данная программа ориентирована на пробуждение и развитие у дошкольников и детей младшего школьного возраста духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способнос...
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
Рецензия на программу по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"...