Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
материал на тему
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы - Россияне
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация Программы.
Актуальность:
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годину испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Анкетирование учащихся показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Некоторые из них рассматривают его как бережное отношение к природе, кто-то - только как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься.
Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе. Важнейшая задача школы - развивать личность школьника, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Но надо учитывать, что формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга - это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей.
Цель:
создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Задачи:
- провести обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству;
- развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность;
- привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества;
- изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России.
Возраст: 7-10 лет — лучший период изучения проблем, связанных с идеями сотрудничества, взаимопонимания, прав человека. Это время стремительного социально познавательного развития. Для детей очень важно быть любимыми, быть ровней и быть принятыми коллективом. Отношения чаще используются как способ утверждения равной групповой солидарности и исключения тех, кто отличен. Справедливое отношение ко всем должно быть основной темой обсуждения организации жизни в детском коллективе.
Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность.
Гражданско-патриотическая зрелость учащихся начальных классов:
- высокие этические нормы поведения и жизни;
- активная гражданская позиция;
- стремление к духовному обогащению и развитию;
- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
- уважение к родителям;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
- стремление к здоровому образу жизни;
- участие в ежегодных школьных проектах.
Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.
Литература
- О.С.Богданова Методика воспитательной работы в начальных классах
Москва; Просвещение, 1986г.
- Н.И. Дереклеева Справочник классного руководителя
Москва; ВАКО, 2007г.
- Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина
Внеклассные мероприятия 2,3,4 класс
Москва; ВАКО, 2005г.
- О.В. Павлова Тематические классные часы в начальной школе
Волгоград: Учитель, 2007г
Программа курса построена линейно и состоит из 3 частей:
I часть — 2-й класс. «Моя малая родина» — знакомит с жизнью общества на примере своего
города; дает элементарные представления об экономике, о простейших производственных
процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании, при этом
раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными
отраслями экономики. Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях,
показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к
живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде.
II часть — 3-й класс. «Самоопределение». Это помогает детям осознать свои реальные
возможности и ограничения, принимать ответственные решения, развивать свои этические
взгляды, повышать уважение к другим.
Ш часть — 4-й класс. «Ваши права». Она формирует уважение к правам человека, чувства ответственности, справедливости.
Таким образом, ребенок проходит путь от выделения себя в бесконечном процессе мироздания, может быть, еще не до конца, но уже отделяет свой собственный мир, очерчивая круг именно своих впечатлений, ощущений, желаний, мыслей, чувств, осознает себя как отдельную личность, отличную, неповторимую, до понятия того, что он не один в этом мире, что за пределами его собственного мира чувств, мыслей и желаний существуют другие, иные, непохожие, и признания, что другой — личность, тоже неповторимая.
Содержание курса:
2класс
- Основные задачи занятий: познакомить детей с жизнью общества на примере своего города; учить распознавать растения и животных своей местности, раскрыть доступные пониманию детей экологические зависимости; познакомить учащихся с историей названий родного города, улицы, показать процесс их возникновения и связь топонима с историей; познакомить учащихся с символами своего города; уточнить знание детьми домашнего адреса, их представления о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе, дома), воспитывать внимательное и заботливое отношение к другим членам семьи, желание помогать им.
- Формы, методы и средства, используемые при изучении: учащиеся ведут наблюдения за природой и общественной жизнью с помощью учителя и родителей; занятия проводятся в классе, на улице, в лесу, парке, музее; беседы, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, рисование — все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.
- Темы программы «Моя малая родина»
1. Моя семья. Я, мое имя.
Генеалогическое древо семьи. Что значит мое имя. Праздник семьи.
2. Моя улица. Мой дом.
Название. Почему так назвали? В каком доме я живу? Мои соседи.
3. Мой город.
Почему город так назван? Кем и когда основан? Названия улиц, переулков, которые отражают занятия жителей, события, природу. Объекты города. Профессии, которые нужны и важны для города. Работы на улицах города. Экскурсии.
4. Что такое музей.
Знаменитые люди города. Экскурсия в краеведческий музей.
5. Природа родного края.
Животные, растения, водоемы. Охрана. Красная книга края. Экскурсии.
3-й класс
- Основные задачи занятий: формировать у детей понятия «цель», «средства», «достижение цели», «правила поведения» (общие, групповые, индивидуальные); организовать самоопределение детей в учебной сфере (через осознание ребенка своих целей в учебе, осознание собственных возможностей в изменении некоторых аспектов школьной жизни, выбор своей позиции в отношении проявлений индивидуальных черт учащихся класса, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками); учить выделять цели, мотивы своих действий и действий других людей; определять правила жизни в семейной общности (осознание своего места и роли в семейной общности, выбор своей позиции в отношениях с другими членами семьи); помочь детям самоопределиться в нравственных категориях, в системе общечеловеческих ценностей; создать условия для эмоционального переживания свободы в собственных решениях; развивать умение находить средства для удерживания собственной позиции.
- Формы, методы и средства, используемые при изучении: в качестве учебных заданий используются упражнения, обсуждение и разыгрывание в классе проблемных ситуаций, анализ своих успехов и ошибок, практические задания; очень важную роль играет ведение летописи. Книга летописи, фиксируя некоторые моменты жизни ребенка, позволяет сделать явными изменения и развитие класса в целом и каждого ребенка в отдельности. В эту книгу могут заноситься домашние рассказы детей, их рисунки и т.д.
- Тема программы: «Самоопределение. Я и MЫ»:
1. Я и школа.
Зачем я хожу в школу? Мои цели. Как сделать школу лучше? Я выбираю средства. Хорошо, что мы разные! Правила, которые помогают нам в школе жить дружно. Я и мои друзья.
2. Я и дом
Цели и действия других людей. Как понять цель другого человека. Я забочусь о родителях. Правила нашего дома.
3. Я и другие
У меня есть права! Мои права дома. Я принимаю свои решения. Смогу ли я отказать своему другу. Как можно остановить ссору?
4. Я и мир
Что важнее: ум, сердце или смелость? Что делает нас счастливыми? Какую дорогу выбрать? В чем сила прощения?
5. Я действую
Цель. Действия. Последствия действий.
6. Я придерживаюсь правил
7. Я и мы
Я — часть своего края. Я — часть своей семьи. Я и мои друзья. Я — часть школы.
Основные понятия: правило, схема, цель, средства, действие, права, решение, счастье, прощение, жадность, обман, зависть, тщеславие, конфликт, ссора, добро, зло.
Раздел программы «Я и мы» позволяет детям пережить чувство единения с людьми
4-й класс
1. Все темы призваны способствовать формированию у учащихся знаний (I), ценностных установок (II) и навыков (III).
I. Знания: об обществе и государстве, действующих в них законах и правилах поведения; о
соотношении прав и обязанностей; об общих чертах и различиях между обществами; о
справедливости, правосудии и ответственности.
П. Ценностные установки: независимость суждений по различным социальным и нравственным вопросам; уважение закона и прав других людей; уважение мнений других людей, иных религий, идей, образа жизни; стремление к ненасильственному разрешению конфликтов; интерес к процессам, происходящим в обществе.
III. Навыки: аргументации и доказательств в оценке жизненных ситуаций; общения.
- Формы, методы и средства: материалы курса предназначены для использования различных педагогических технологий; ролевые игры, дискуссии и обсуждения, моделирование ситуаций, написание домашних сочинений, сообщения по проблемам; интервью, составление вопросов, списка аргументов, написание комментариев к рисункам, определение понятий, но особое место принадлежит дискуссии и обсуждению конкретных проблем.
- Тема программы: «Ваши права».
- Сохранение и разрушение правил. Справедливость. Возмездие. Расплата. Честность. Верность.
- Схожесть и различия. Уважение прав инвалидов. Сочувствие.
- Уважение национальных и культурных различий. Забота о других. Свобода от дискриминации и предрассудков.
- Ответственность за животных. Права и обязанности несовершеннолетних. Совместная ответственность детей и взрослых.
- Ответственность людей за состояние окружающей среды и сохранение школьной собственности. Ответственность в группе друг за друга. Вандализм и его последствия. Случаи антиобщественного поведения.
- Правила. Ответственность за неправильное поведение. Выбор друзей. Групповое поведение. Роль полов.
7. Дружба. Доброе и неприветливое отношение к другим.
- Правила. Ответственность за неправильное поведение. Выбор друзей. Групповое поведение. Роль полов.
- Дружба. Доброе и неприветливое отношение к другим.
- Затруднительные обстоятельства. Нарушение закона и неправильные действия. Намерение (умысел) и ответственность. Жертва преступления.
- Чувства.
10. Права детей. Уважение прав других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...
Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"
Тема: Народные промыслы россии Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России. Задачи:1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промы...
программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников "Маячок"
Программа призвана формировать нравственную культуру учащихся; способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; воспитывать гармоничную, всесторонне разви...
Программа развития гражданско – патриотического клуба «СЛАВИЯ».
Данная программа ориентирована на пробуждение и развитие у дошкольников и детей младшего школьного возраста духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способнос...
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
Рецензия на программу по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"...
рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию в 5-7 классах "Взрослеем вместе"
программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя: - принцип целостности в воспитании - воспитание творческой личности ребенка - принц...