Час общения на тему "Милосердие" (3 класс)
методическая разработка (3 класс) на тему

Грачева  Тамара Викторовна

Цель часа общения: Воспитание эмоциональной отзывчивости к людям, нуждающимся в участии, помощи.

Задачи:

-сформировать понятие милосердия

-воспитывать потребность быть милосердным

-развивать коммуникативные умения учащихся через взаимодействие в ходе обсуждения ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл час общения145.37 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения  в  классе

Классный руководитель Грачева Т.В.

Тема: Милосердие

Цель: Воспитание эмоциональной отзывчивости к людям, нуждающимся в участии, помощи.

Задачи:

-сформировать понятие милосердия

-воспитывать потребность быть милосердным

-развивать коммуникативные умения учащихся через взаимодействие в ходе обсуждения ситуаций

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация,  видеомультфильм, «сказочный сундучок» с предметами, словарь Ожегова 

На доске таблички с высказываниями великих людей о милосердии:

  • Милосердие начинается дома

                                                                                   Английская пословица

  • Если милосердия в сердце нет ни на грош, то и совести в нем никогда не найдешь.
  • Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…

                                                                                             Франсуа  Шатобриан

  • Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.

                                                                                                 Джек Лондон

  • Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.

                                                                                                       Конфуций

  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.

                                                                                                  Хелен Келлер

Ход событийной встречи

                                     Эпиграф. "Без сострадания,                                                        милосердия невозможно                                                       жить в мире".

                                                                    Зигфрид Ленц

  1. Работа над смысловым значением слова милосердие.

        - Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

Прочитайте, пожалуйста, строчки эпиграфа и скажите, как вы понимаете значение слова  милосердие.  (несколько ответов)

- Какое  толкование  этого слова вы нашли в словарях?

(зачитывают по словарю,  в группах)

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
Энциклопедия «Кругосвет»

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Толковый словарь русского языка Ушакова

Жизненный опыт людей передаёт нам  высказывания о милосердии. Познакомимся с ними.

(чтение с доски, обсуждение)

Работа на интерактивной доске:распределение предложенных слов на  группы слов с противоположным значением.

равнодушие, сердечность, эгоизм, чёрствость, душевность, бездушие,     жестокость, доброжелательность, сострадание, участие, забота, безжалостность.

Получаются группы:

милосердие

благотворительноть

сердечность  

сострадание

душевность

доброжелательность

забота

участие

равнодушие

чёрствость

жестокость

безжалостность

бездушие

эгоизм

2.Определение круга обсуждения

 - Мы попробуем сегодня разобраться в следующих вопросах:

-         Нужно ли милосердие в наше время?

-         В чем оно проявляется? Примеры.

-         Можно ли воспитать милосердие в себе?             Слайд

3. Примеры проявления  милосердия

Милосердие ценилось всегда на Руси как высшее человеческое качество.  Создавались специальные Общины милосердия.

На слайде вы видите одну из  первых Общин сестёр милосердия. В марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Согласно уставу ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, т.е. страдающих людей, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями.

сестричество                                                  Слайд

- В наше время проявлением милосердия является работа  благотворительных организаций, помогающих нуждающимся людям. Вы слышали о таких организациях?

Благотворительный фонд «Подари жизнь»                                        Слайд

http://podari-zhizn.ru/sites/default/files/imagecache/child-badge/volkov_1_1.jpg Миша Волков

Возраст:

2 года

Город:

с. Варна Челябинская обл.

Необходима сумма:

Деньги собраны!

http://podari-zhizn.ru/sites/default/files/imagecache/child-badge/659a8150.jpg Дима Клюков

Возраст:

9 лет

Город:

Москва

Диагноз:

острый лимфобластный лейкоз

Необходима сумма:

Деньги собраны!

- И вы, наверное,  с родителями участвовали, например,  в благотворительной акции, в ходе которой отправляли какие-то деньги на лечение какому-то ребёнку. Было такое?

Но вы пока дети, вы не работаете, не зарабатываете денег, поэтому ваше милосердие  чаще всего проявляется в ваших словах, ваших поступках.

- Я предлагаю вам послушать несколько историй и проанализировать , обладают ли описанные в них герои  милосердием. Если да, то в чём это проявляется.

История 1. (инсценировка, 3 ученика)

О человечестве

Автор: Агния Барто

Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.

Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!

Пока еще он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!

Дети высказывают своё мнение о героях произведения

                                А дома (что поделаешь!)
                               Нет подходящих дел!
                         Слайд

У англичан есть такая пословица. Давайте прочитаем её

  «Милосердие начинается дома»

 Иногда мы ищем добрых дел на стороне, проявляем сердечность и участие к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но можно тотчас определить качественность свершаемого добра по  нашему отношению к домашним. Как трудно, оказывается, постоянно творить добро для тех, кто живёт с нами бок о бок! 

История 2. (чтение стихотворения, 2 ученика)

Кот и пёс

Они купили нового кота — 
Шикарного сиамца, дорогущего. 
А беспородного — от носа до хвоста — 
Швырнули за порог. И он, мяуча, 

Прильнул к дверям: «Хозяин, отвори! 
Впусти меня обратно, замерзаю! 
Я голоден!» — как будто бы молил. 
Ну почему никто не открывает? 

Котёнок плакал. Он не понимал, 
Что не домашний он теперь, бродяга! 
Ну, а мороз тем временем крепчал. 
И у порога замерзал бедняга… 

Вдруг чей-то тёплый ласковый язык 
Лизнул котейку. Это был Полкан, 
Лохматый пёс, почти уже старик. 
Соседний дом он в будке охранял… 

Вот так и зажили они вдвоём — 
В собачьей будке пёс и кот при нём. 
Полкан кота кормил и согревал, 
Свою подстилку в стужу подстилал, 

Делил с ним поровну еду и кров. 
Котейка снова весел и здоров. 
Полкан, котёнка взявший под опеку, — 
Намного человечней человека…

Дети оценивают поступок бывших хозяев  котёнка.

-Кто же оказался милосердным в данной истории?

Полкан, котёнка взявший под опеку, — 

Намного человечней человека…

Слайд

Очень бы хотелось услышать примеры положительные, добрые.

1 ученик:

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
-Что, по мнению автора стихотворения, можно назвать милосердием?

Ласка  

 любовь к близким, к природе  

 сострадание

 умение прощать  

 помощь братьям нашим меньшим                                                                                                                                                                                         Слайд
2 ученик:
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб людей ты  любил.

3 ученик:

Мама спит, она устала.

Ну и я играть не стала…

- Добавим в список поступков:  

помощь больным, попавшим в трудную жизненную ситуацию    

 внимание к людям                                                                              Слайд                                                             

4 ученик:

Где ДОБРО - там свет, а как иначе?

Жизнь без милосердия пуста.

Если от чужого горя плачем,

значит не иссякла ДОБРОТА!

-А какие примеры милосердия из жизни вы бы могли привести сами?

-Учиться милосердию  помогают нам  не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?

Из сундучка вынимаем по очереди  предметы: скорлупка грецкого ореха, стрела, розы, яблоко, стальное колечко, цветик-семицветик. Дети вспоминают сказку, авторов и рассказывают, кто из героев и как проявлял милосердие.

                                                                       Слайды с иллюстрациями из сказок

Последним предметом был цветик-семицветик. Давайте просмотрим фрагмент мультфильма, поставленного по произведению В.Катаева, и вспомним, как девочка Женя потратила последний лепесток.

4. Фрагмент мультфильма (5 минут)

- Почему волшебнице удалось вырастить для ребят новый цветик-семицветик?

С помощью  лепестка, который был потрачен на доброе необходимое дело,  появился новый волшебный цветок.  А в жизни так бывает?

5. Обобщение работы

-А сейчас я предлагаю вам в группах обобщить нашу тему с помощью кластера. Обсудите, так по отношению к кому же мы должны проявлять своё милосердие.

Работа в группах.

Обобщение:                 больные, слабые                                                                                                                                                                        пожилые, старые                                                                                                               люди

                                                    МИЛОСЕРДИЕ

      малыши                                                                             наши близкие

            братья наши  меньшие

Ученица рассказывает притчу.

Один старый индеец открыл  своему  маленькому внуку жизненную истину. В каждом человеке происходит борьба, похожая на борьбу двух волков. Один из волков – олицетворение доброты, милосердия, отзывчивости, трудолюбия, красоты, а другой – лени, трусости, жестокости.

- А кто же из этих двух волков побеждает?- спросил внук.

- А побеждает тот волк, которого человек лучше кормит.

- Как эту притчу вы поняли?

6. Рефлексия

Оказывается,  милосердие можно развивать в себе целенаправленно.

Подумайте, как это делать. Может быть вы выведете формулу милосердия? Может быть сочините синквейн.

Поможет вам в этом памятка.

Памятка

Как развить в себе милосердие

  • Больше читай, чтение учит милосердию.
  • Участвуй  в благотворительных акциях.
  • Никого не осуждай.
  • Проявляй чуткость и внимательность к окружающему миру.

Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным.

-На ваших столах в конвертах лежат сердечки, на которых вы напишите, какие милосердные поступки вы захотели совершить.

-Наклеиваем сердечки на доску

-А я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Помните:

  • Добрые слова - корни
  • Добрые мысли - цветы
  • Добрые дела - плоды
  • Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения в 4 классе 1 сентября "Мир людей - мир личностей"

Классный час из цикла занятий "Я и мир" (3-4 класс), цель которых  учить детей лучше понимать себя, формировать навыки толерантного взаимодействия с окружающим миром....

Час общения в 1 классе "Как питаться, чтобы быть здоровым"

Цель данного внеклассного мероприятия: дать знания о полезных и менее полезных продуктах питания....

Час общения в 3 классе "Законы нашего класса"

Личностно-ориентированный классный час, посвящён Дню конституции, на основе народной мудрости, заключённой в пословицах и поговорках ученики создают законы класса....

Час общения во 2 классе "Возьмемся за руки, друзья!"

Час общения направлен на воспитание дружбы и взаимопомощи учеников младших классов....

Методическая разработка часа общения в первом классе «Как вас зовут?»

Цели:Стимулировать процессы самопознания и самовоспитания учащихся;Способствовать включению всех учащихся в совместную деятельность;Содействовать сплочению классного коллектива;Развивать инициативу, с...