Час общения в 4 классе 1 сентября "Мир людей - мир личностей"
план-конспект урока (3,4 класс) на тему

Сизова Татьяна Владимировна

Классный час из цикла занятий "Я и мир" (3-4 класс), цель которых  учить детей лучше понимать себя, формировать навыки толерантного взаимодействия с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_sentyabrya_v_4_klasse.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

Час общения 1 сентября с четвероклассниками

Учитель 4 б класса:

Сизова Татьяна Владимировна

01.09.2010 г.

Цель классного часа: 

  1. познакомить учащихся с понятием «личность»;
  2. учить детей лучше понимать самих себя, свои возможности и критически относиться к собственному поведению.

Оформление и оборудование:

  1. плакаты «С днём знаний!»;
  2. «Мир людей – мир личностей»;
  3. карточки с опорными словами: «личность», «внутренний мир», «черты характера», «интересы, увлечения, мысли», «поступки, привычки»;
  4. картинки: кристалл, девочка, учитель,  ученик, космонавт, Бармалей, Иван-царевич, и др.
  5. на партах: тексты песни «Ты – человек», листочки с контуром герба, карандаши;
  6. фонограмма песни «Ты – человек».

Ход занятия:

1. Организация класса. Вступительная беседа.

Наступил учебный год,

Здравствуй, четвёртый класс!

Снова дел невпроворот

Впереди у нас.

Снова школьные звонки

На урок зовут,

И опять ученики

В школу вновь бегут.

 - Здравствуйте, дорогие ребята! Незаметно пролетели жаркие летние каникулы: для кого-то они показались очень длинными, а для кого-то очень короткими. Давайте послушаем стихи

(ребята читают стихи с плакатов)

 - У каждого из вас, наверное, накопилось множество впечатлений, которыми хочется поделиться с друзьями: это поездки, экскурсии, новые знакомства, общение с близкими людьми, с природой. И мы обязательно пообщаемся.

Здравствуй,  школа!

Начался учебный год,

Радостный, весёлый!

На урок звонок зовёт,

Здравствуй,

Здравствуй, школа!

Кружит осень-балерина,

Красит золотом леса…

Школа, словно бригантина,

Поднимает паруса.

Поведёт по морю знаний

Нас учитель-капитан,

Мы увидим мир бескрайний,

Небеса и океан.

В добрый путь, друзья, за дело!

Поднимайте якоря!

Только смелым и умелым

Покоряются моря!

2. Постановка проблемы.

  - Посмотрите, пожалуйста, на две картинки, подумайте и скажите, что у них общего.

Кристалл – это что?

Можно ли тогда сказать, что человек – это прекрасный кристалл?

 

- Я вижу, мнения разошлись. Какой возник вопрос? Попробуйте сформулировать его.

 Что общего между человеком и кристаллом?

 - И говорить будем о человеке, как о личности.

Тема нашего разговора:

«Мир людей – мир личностей»

 - От какого слова произошло слово «личность»?

Что мы видим, глядя в зеркало?

 - А в чём разница выражений: «лицо человека» и «личность человека»?   Что вы видите на картинке: лицо или личность?

 - Какой возник ещё вопрос?

Что такое личность?

Давайте попробуем разобраться.

(кристалл,  

лицо девочки)

-Они оба красивы, лучезарны, сверкают…

- Это ископаемое, образующее от природы правильное геометрическое тело; гранка, гранник, переиначено в хрусталь, самородное, горное стекло, или белое, граненое стекло (В.Даль).

-Да, любой человек по-своему прекрасен.

-Нет, потому что человек  - живой организм, а кристалл – неживой предмет.

      ?

личность

-Лицо

(лицо девочки)

     ?

3. Поиск решения проблемы

 - Что можно сказать о девочке, какая она?

 - Как вы думаете, от чего зависят её черты лица, наши черты лица?

 - Можно ли только по лицу человека точно определить такие качества (черты), как «добрая», «умная»?

 - Эти качества врождённые или приобретённые?

 - Тогда что же скрывается за словом «личность»?

   Внешний облик или его внутренний мир, мир душевных качеств?

- Оценить внутренний мир, сказать, какой он у человека, можно по тому, чтО говорит человек, как, чем интересуется и о чём думает.

 - Но человек не может замыкаться в своём внутреннем мире, отгородиться от мира людей. Личность человека мы узнаём, оценивая его поступки, привычки, т.е. характер.

   Точно так же и ваши поступки, переживания показывают другим, какова ваша личность.

 Понять, чем отличается один человек от другого без общества людей невозможно.

Мир людей – это «зеркало», в которое мы смотрим и узнаём себя, сравнивая и оценивая себя и других.

Поэтому в обществе, в коллективе стараемся жить по известному нам  правилу: делать другим хорошее, хорошеть самому.

-Симпатичная, весёлая, синеглазая, добрая, умная…

-От того, кто наши родители, так как внешность (лицо) определяется врождёнными признаками.

-Можно ошибиться.

-Приобретённые, так как человек не рождается добрым, таким он становится в обществе.

внутренний мир

интересы

увлечения

мысли

поступки

привычки

черты характера

Относись к другим людям так,

как тебе хочется,

чтобы они относились к тебе.

4. Выражение решения

 - Итак, на какой вопрос мы искали ответ?

 - Попробуйте сформулировать, что такое личность.

 - Значит, каждый из вас личность?

 - На партах перед вами лежит лист с изображением герба. Как мы уже знаем, герб – это символ, отличительный знак, который может быть не только у государства, но и у человека. Попробуйте нарисовать свой герб, изобразить свой внутренний мир.

   

        На работу вам даётся 2 минуты.

 - Посмотрите на свои рисунки. Отметьте «плюсом» те увлечения, которые способствуют укреплению здоровья.

  Если нет таких, то задумайтесь и поставьте перед собой цель: найти такое увлечение.

 - А теперь сравните свои рисунки с соседом по парте.

 - Вам нравятся разные вещи, ваши интересы и увлечения тоже различны, среди них, конечно, можно найти некоторые совпадения, так люди находят друзей.  У некоторых людей внутренний мир очень разнообразен, а кто-то, наверное, всю душу отдаёт одному увлечению.

 - Давайте попробуем сформулировать ответ на наш первый вопрос:

  Что общего между личностью и прекрасным многогранным кристаллом? 

   Личность человека похожа на прекрасный многогранный кристалл, который всё время поворачивается к нам новой гранью, которую не замечали раньше. Нужно быть внимательным и наблюдательным, чтобы заметить эти грани у окружающих нас людей

Что такое личность?

-Личность – это человек, у которого есть внутренний мир, т.е. интересы, увлечения, мысли, и есть черты характера, которые проявляются через поступки, привычки.

Листочки с изображением контура герба на каждой парте

Дети рисуют.

-У кристалла много граней, у личности много различных качеств

5. Выработка умения

 - А теперь проверим себя, как поняли, что такое «личность».

1 вопрос. О каком человеке говорят: «Ну, ты и личность!»?

2 вопрос. Что можно сказать о человеке, который говорит: «Да, я – личность»?

3 вопрос. Кого из людей на картинках можно назвать личностью?

4 вопрос. Можно ли назвать личностью маленького ребёнка?

-О человеке, который поступает плохо, некрасиво, некультурно, всё делает только в своих интересах, не заботясь о других людях, проявляет себя неожиданно для других людей с отрицательной стороны.

Это уверенный в себе человек, который оценивает себя как особенного, неповторимого человека. В нём есть что-то такое, чего нет в других, и он знает это и гордится этим.

(учитель, ученик, Бармалей, Емеля, космонавт и др.)

Каждый человек - личность, уникальная и неповторимая, как кристалл, со своим внутренним миром и характером. Плохой человек – тоже личность, только отрицательная.

Даже у маленького ребёнка есть свой внутренний мир. Однако личность его в самом начале развития

6.Подведение итогов

 - Основные качества личности определяются в ходе обучения и воспитания в семье, в школе, в обществе. Наша личность изменяется на протяжении всей жизни: у кого-то в лучшую сторону, у кого-то в худшую.

 - Обучение в школе – это ещё и  познание мира. Ваш внутренний мир обогащается, расширяется круг интересов, развивается ваша личность, если, конечно, сами стремитесь к этому.

 - В этом году вы – 4 класс, выпускной класс начальной школы. Еще совсем недавно вы были первоклассниками, а сегодня в начальной школе вы - самые старшие.  

   Этот год - очень ответственный. Вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы достичь самых лучших результатов, не только в развитии себя как личности, но и в учёбе.

    А еще вам нужно стать дружнее. Любые трудности преодолевать легче, если рядом надежное плечо друга, на которое можно опереться.

    Поэтому сегодня я хочу вам сказать:

Вам предстоит серьёзная работа.

И если уж признаться честно,

Учиться иногда бывает неохота.

Но всё же это очень интересно.

Ведь вы уже немало знаете.

К тому ж прекрасно понимаете:

Кто с детства трудности преодолевает –

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится серьёзно в школе,

Характер закаляет свой и волю. 

     И в подтверждение этих слов завершим наш разговор на тему «Мир людей – мир личностей» песней «Ты - человек» (текст песни на партах).

Вручение подарков.

Организационные вопросы.

Песня «Ты – человек» (из к/ф «Электроник»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час во 2 классе "Чтобы радость людям дарить надо добрым и ласковым быть."

Воспитание нравственности Раскрытие понятия “доброта” Показать взаимосвязь понятий “вежливость” и “доброта” Пословицы о доброте и вежливости...

Контрольная работа по математике в 3 классе (сентябрь).

Стартовая контрольная работа по математике в 3 классе....

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе (сентябрь).

Стартовая контрольная работа по русскому языку в 3 классе в сентябре....

интегрированный урок, окружающий мир, 3 класс, тема: труд людей в разные исторические времена

Урок является заключительным по разделу "Труд людей в разные исторические времена" (Умк "Начальная школа 21 века"), интегрирован с информатикой и "Истоками". Применяются активные формы обучения: работ...

Час общения "Мир не без добрых людей"

Мероприятие посвящено людям, оставившим добрый след в истории страны в прошлом, и тем, кто помогает людям в наше нелегкое время, направлено на воспитание доброты, милосердия в детях....

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...


 

Комментарии

Краева Татьяна Васильевна

Татьяна Владимировна, к сожалению Вы не загрузили классный час.
Сизова Татьяна Владимировна

Спасибо, Татьяна Васильевна, за подсказку. Просмотрела, не проверила. Приношу свои извинения. Попробую исправить ошибку.