Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной работы классного руководителя
статья на тему
Гражданско — патриотическое воспитание — это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhd-patr_vosp.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое
воспитание как основа
воспитательной работы
классного руководителя
Учитель начальных классов МКОУ «Киреевский центр образования №2» Зотова М.А.
Ноябрь 2016 г.
Гражданско — патриотическое воспитание — это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности. Более того, воспитание гражданско-патриотических чувств у детей класса подразумевает формирование социально — активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к малой и большой Родине и готовностью к её защите.
Классный руководитель в своей работе должен опираться на 3 основных документа:
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025).
- Федеральные государственные образовательные стандарты.
Выпускник начальной школы должен быть:
- любящим свой народ, край, свою Родину;
- уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
- любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
- владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
- готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющим правила здорового безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Учить добру и миру - это важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания. Так как патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
- формировать представление об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой Родине;
- формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности служить Отечеству;
- воспитывать уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края;
- создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- развивать гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
В качестве методического решения этих задач можно определить основные направления по гражданско-патриотическому воспитанию учеников:
1. Историко-краеведческое (воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий).
2. Военно-патриотическое (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.)
3. Спортивно-оздоровительное (направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.)
4. Интеллектуально-познавательное (внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; интеллектуальные игры, викторины, конкурсы внутри класса и параллели; участие в районных и всероссийских олимпиадах; участие в интернет - олимпиадах и конкурсах; проведение тематических недель).
5. Духовно-нравственное (осознание обучающимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.)
6. Семейное (организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей; обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми).
В своей работе как классного руководителя я использую следующие направления:
- Историко – краеведческое
- Военно-патриотическое
- Семейное
Историко – краеведческое
- Посещение музеев и выставочных залов.
- Экскурсии по историческим местам.
- Встречи с интересными людьми города (района).
Военно-патриотическое
- Тематические беседы.
- Уроки мужества, воинской славы, мира.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Встречи с ветеранами Афганской войны.
- Встречи с тружениками тыла и ветеранами педагогического труда.
- Встречи с интересными людьми города.
- Праздники, посвященные дню Защитников Отечества и Дню Победы.
- Участие в митингах.
- Участие в акциях «Посылка солдату», «Спеши творить добро»; «Письма благодарности ветеранам».
- Участие в конкурсе презентации песни военных лет.
Семейное
- классные часы («Профессии родителей», «Что обозначает мое имя», «Что для тебя семья», «Кто для тебя авторитет в семье» «На кого ты хочешь быть похожим»);
- составление генеалогического дерева семьи;
- семейные праздники.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Более того, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.
Классный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным (пусть порой незаметным) трудом по их воспитанию вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение учащихся своего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЧЕРНЫШЕВОЙ МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
В презентации представлен опыт внеклассной работы классного руководителя начальной школы с учащимися и родителями...
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.
Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...
Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.
В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....
Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 «Б» класса по итогам работы за 2017 - 2018 учебный год
Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год....
Анализ воспитательной работы классного руководителя 3 класса по итогам работы за 2019 – 2020 учебный год
Целью воспитательной работы в 3 классе являлось создание условий для развития ценностных ориентиров учащихся на основе разнообразной, творческой, эмоционально-насыщенной деятельности.Для реализации по...
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...