Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" в группе неполного рабочего дня
рабочая программа (1 класс) по теме

Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня  1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

1 КЛАСС

  (нравственного и интеллектуального направления)

     

Пояснительная записка

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Математика и конструирование» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Предметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений:

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

Знать

- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия;

- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием, по шаблону;

- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

- виды отделки: раскрашивание, аппликацию.

уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно - творческой и трудовой деятельности.

 

Содержание курса «Математика и конструирование»

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Вычерчивание прямой. Свойства прямой.

Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением). Различное расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Вертикальное, горизонтальное, наклонное расположение отрезков.

Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их количеству с использованием отрезков (схематический чертеж).

Луч.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины.

Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения) и с использованием циркуля.

Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание на клетчатой бумаге прямого, острого, тупого углов.

Ломаная. Вершина, звено ломаной. Изготовление моделей ломаной из счетных палочек.

Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их длине.

Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др.

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.

Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разлиновкой.

Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором из трех предложенных.

Конструирование.

Знакомство с видами бумаги: тонкая, толстая; гладкая, шероховатая; белая, цветная и др. – и их назначением.

Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея, технологии выполнения этих операций.

Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем.

Организация рабочего места.

Практические работы с бумагой: сгибание бумаги – получение прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых, практическое выявление основного свойства прямой (через две точки можно провести прямую и притом только одну); изготовление моделей развернутого, прямого, тупого и острого углов.

Обозначение на чертеже линии сгиба.

Разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки. Разметка бумаги с помощью линейки с делениями.

Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет», «Песочница».

Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.

Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрат в прямоугольник.

Изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников («Елочка», «Домик», «Лодочка» и др.). Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей плоских моделей различных объектов («Ракета», «Машина», «Домик», «Чайник» и др.) в рамках заданного контура и по словесному описанию. Составление из деталей «Геометрической мозаики» различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.

Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик».

Ученик научится:

термины: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямой угол, острый угол, тупой угол, ломаная линия, вершина ломаной, звено ломаной, длина ломаной, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, сантиметр, дециметр; отличия прямой от отрезка, отличие прямой от луча, луча от отрезка; основные свойства прямой; названия и назначение материалов (бумага, картон и др.); название и назначение каждого из инструментов и приспособлений (линейка, чертежный треугольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея и др.); правила безопасной работы перечисленными инструментами и правила их хранения; технологию сгибания и складывания бумаги, правила вырезания и склеивания деталей из бумаги.

Ученик получит возможность научиться:

  • чертить отрезок по заданным размерам, чертить прямоугольник (квадрат) заданных размеров на клетчатой бумаге; чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков; обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
  • делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
  • определять материал (бумага, картон и др.), из которого изготовлено изделие, определять назначение изготовленного изделия;
  • сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая правила безопасности, резать по линиям разметки, изготавливать несложные аппликации;
  • поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего урока.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

по

плану

по

факту

1

Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге.

1

2

Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1

3

Виды бумаги. Получение прямой путём сгибания бумаги. Свойства прямой.

1

4

Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну.

Линейка- инструмент для проведения прямой.

1

5

Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.

1

6

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

1

7

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление геометрических полосок разной длины.

1

8

Повторение и закрепление пройденного.

1

9

Конструирование моделей самолёта из полосок бумаги.

1

10

Изготовление аппликации «Песочница».

1

11

Луч.

1

12

Сравнение отрезков при помощи циркуля.

1

13

Сантиметр.

1

14

Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

1

15

Угол. Развёрнутый угол.

1

16

Прямой угол. Непрямые углы.

1

17

Виды углов: прямой, тупой острый.

1

18

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1

19

Закрепление пройденного.

1

20

Многоугольник.

1

21

Многоугольник.

1

22

Прямоугольник.

1

23

Противоположные стороны прямоугольника.

1

24

Квадрат.

1

25

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.

1

26

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.

1

27

Повторение и закрепление пройденного.

1

28

Повторение и закрепление пройденного.

1

29

Повторение и закрепление пройденного.

1

30

Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник».

1

31

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из её частей.

1

32

Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка».

1

33

Оригами. Изготовление изделий «Рыбка», Зайчик».

1

Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков. Золотое сердечко» в группе неполного рабочего дня

Рабочая программа по внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня  1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в группе неполного рабочего дня

Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...

программа внеурочной деятельности "Мы-дети природы" в группе неполного рабочего дня

Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности “Математическое конструирование”.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФакультативный курс «Математическое конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Основная цель изучения курса «...

Рабочая программа внеурочной деятельности Лего конструирование 2 класс

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...

Рабочая программа Внеурочной деятельности - 3D - конструирование

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...