Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" в группе неполного рабочего дня
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
1 КЛАСС
(нравственного и интеллектуального направления)
Пояснительная записка
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Математика и конструирование» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений:
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
Знать
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликацию.
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно - творческой и трудовой деятельности.
Содержание курса «Математика и конструирование»
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Вычерчивание прямой. Свойства прямой.
Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением). Различное расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Вертикальное, горизонтальное, наклонное расположение отрезков.
Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их количеству с использованием отрезков (схематический чертеж).
Луч.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины.
Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения) и с использованием циркуля.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание на клетчатой бумаге прямого, острого, тупого углов.
Ломаная. Вершина, звено ломаной. Изготовление моделей ломаной из счетных палочек.
Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их длине.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др.
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.
Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с клетчатой разлиновкой.
Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором из трех предложенных.
Конструирование.
Знакомство с видами бумаги: тонкая, толстая; гладкая, шероховатая; белая, цветная и др. – и их назначением.
Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея, технологии выполнения этих операций.
Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем.
Организация рабочего места.
Практические работы с бумагой: сгибание бумаги – получение прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых, практическое выявление основного свойства прямой (через две точки можно провести прямую и притом только одну); изготовление моделей развернутого, прямого, тупого и острого углов.
Обозначение на чертеже линии сгиба.
Разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки. Разметка бумаги с помощью линейки с делениями.
Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет», «Песочница».
Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрат в прямоугольник.
Изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников («Елочка», «Домик», «Лодочка» и др.). Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей плоских моделей различных объектов («Ракета», «Машина», «Домик», «Чайник» и др.) в рамках заданного контура и по словесному описанию. Составление из деталей «Геометрической мозаики» различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик».
Ученик научится:
термины: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямой угол, острый угол, тупой угол, ломаная линия, вершина ломаной, звено ломаной, длина ломаной, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, сантиметр, дециметр; отличия прямой от отрезка, отличие прямой от луча, луча от отрезка; основные свойства прямой; названия и назначение материалов (бумага, картон и др.); название и назначение каждого из инструментов и приспособлений (линейка, чертежный треугольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея и др.); правила безопасной работы перечисленными инструментами и правила их хранения; технологию сгибания и складывания бумаги, правила вырезания и склеивания деталей из бумаги.
Ученик получит возможность научиться:
- чертить отрезок по заданным размерам, чертить прямоугольник (квадрат) заданных размеров на клетчатой бумаге; чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков; обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
- делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
- определять материал (бумага, картон и др.), из которого изготовлено изделие, определять назначение изготовленного изделия;
- сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая правила безопасности, резать по линиям разметки, изготавливать несложные аппликации;
- поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего урока.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. | 1 | ||
2 | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 1 | ||
3 | Виды бумаги. Получение прямой путём сгибания бумаги. Свойства прямой. | 1 | ||
4 | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка- инструмент для проведения прямой. | 1 | ||
5 | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | 1 | ||
6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | 1 | ||
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление геометрических полосок разной длины. | 1 | ||
8 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | ||
9 | Конструирование моделей самолёта из полосок бумаги. | 1 | ||
10 | Изготовление аппликации «Песочница». | 1 | ||
11 | Луч. | 1 | ||
12 | Сравнение отрезков при помощи циркуля. | 1 | ||
13 | Сантиметр. | 1 | ||
14 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | 1 | ||
15 | Угол. Развёрнутый угол. | 1 | ||
16 | Прямой угол. Непрямые углы. | 1 | ||
17 | Виды углов: прямой, тупой острый. | 1 | ||
18 | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | 1 | ||
19 | Закрепление пройденного. | 1 | ||
20 | Многоугольник. | 1 | ||
21 | Многоугольник. | 1 | ||
22 | Прямоугольник. | 1 | ||
23 | Противоположные стороны прямоугольника. | 1 | ||
24 | Квадрат. | 1 | ||
25 | Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром. | 1 | ||
26 | Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром. | 1 | ||
27 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | ||
28 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | ||
29 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | ||
30 | Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». | 1 | ||
31 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из её частей. | 1 | ||
32 | Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка». | 1 | ||
33 | Оригами. Изготовление изделий «Рыбка», Зайчик». | 1 | ||
Итого: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков. Золотое сердечко» в группе неполного рабочего дня
Рабочая программа по внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...
Программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в группе неполного рабочего дня
Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...
программа внеурочной деятельности "Мы-дети природы" в группе неполного рабочего дня
Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности “Математическое конструирование”.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФакультативный курс «Математическое конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Основная цель изучения курса «...
Рабочая программа внеурочной деятельности Лего конструирование 2 класс
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...
Рабочая программа Внеурочной деятельности - 3D - конструирование
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...