Программа по экологии "Дом, в котором мы живём"
рабочая программа на тему
Программа по экологии "Дом, в котором мы живем" разработана для учащихся 2-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii.docx | 74.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
ПРОГРАММА
«Дом, в котором мы живем»
Разработала:
Беган Марина Александровна
г. Корсаков
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.
В начальной школе по предмету «Окружающий мир» знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Обучающиеся порой не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей школьников.
Предлагаемая программа направлена также на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, чувства человеческого достоинства, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.
Программа составлена на основании программы для внешкольных учреждений «Экология» (Москва. Издательство «Просвещение». 2008). Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: 2006.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы – развитие познавательной и творческой активности младших школьников, формирование у них осознанного отношения к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимосвязи всех ее компонентов.
ЗАДАЧИ
- Показать место человека в природе как особого объекта, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду;
- Развивать навыки и умения исследовательской работы;
- Формировать представления о разнообразии природы и согласованности элементов животного и растительного мира;
- Развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений, закономерностей в окружающей среде.
- Вовлекать обучающихся в реальную деятельность по изучению и сохранению окружающей среды.
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует ее осмысленного расчленения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения школьников.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитие у школьников наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в природном и социоприродном окружении (микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.д.)
Содержание программы позволит решать не только задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция программы заключается в формировании у школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения тем будут способствовать развитию эмоциональной сферы школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися, проявившими интерес к естествознанию, краеведению, экологии. Максимальный состав группы – 10-12 человек. Для зачисления в объединение, работающее по комплексной программе, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Программа каждого года обучения рассчитана на 72 часа в неделю для обучающихся 1-4 классов. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Педагог дополнительного образования может с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределить последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий. В каникулярное время продолжительность занятий может увеличиваться при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе.
Подходы реализации программы
Благодаря деятельностному подходу педагог включает обучающихся в разнообразные виды деятельности, использует разнообразные формы воспитательной работы, успешно организует совместную деятельность детей, родителей.
Аксиологический подход предполагает, что педагог рассматривает задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха во внеурочное время).
Отношенческий подход ориентирует на выстраивание между детьми, родителями и учителями отношений взаимопонимания, формирует умения слушать и слышать друг друга, осознавать ценность каждого человека.
Благодаря системному подходу происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности и, конечно, постоянный коллективный анализ результатов деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия определяют и формируют цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя, оценивают результаты работы, учатся ставить проблемные вопросы
Коммуникативные универсальные учебные действия позволяют донести свою позицию до других, оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в группе.
Познавательные универсальные учебные действия позволяют добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- Принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- Развитие морально-этического сознания;
- Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к природе, ценностям общества;
- Определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознавая себя как носителя экологической культуры;
- Возможность реализовать свои знания в разнообразных ситуациях, желание и потребность участвовать в природоохранной деятельности.
Метапредметные результаты:
- Овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Формирование приемов работы с информацией.
Предметные результаты:
- В ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- В познавательной сфере – углубленные представления о взаимодействии мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
- В трудовой сфере – владения навыками ухода за растениями, животными;
- В эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
- В сфере физической культуры – элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения
Должны знать:
- основы экологической культуры;
- особенности природы своего округа;
- основные признаки времен года;
- животный мир края;
- охраняемые растения и животные своего края;
- правила поведения в природе.
Должны уметь:
- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- различать изученные растения и животных;
- вести наблюдения в природе;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
- проводить поисково-исследовательскую работу;
- оказывать первую медицинскую помощь.
Второй год обучения
Должны знать:
- деревья, произрастающие в округе;
- водные ресурсы, окружающие Сахалин;
- условия жизни диких и домашних животных;
- значение грибов в жизни леса;
- значение природы для людей.
- различные виды загрязнения природы.
Должны уметь:
- проводить связи между живой и неживой природой;
- определять виды растений и животных округа по внешнему виду;
- приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;
- определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;
- обеззараживать и очищать питьевую воду в полевых условиях;
- оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Основные формы и методы обучения
- беседы;
- семинары;
- викторины;
- практикумы;
- экскурсии;
- опыты;
- презентации;
- мониторинг;
- поисковая и исследовательская деятельность;
- конкурсы творческих работ;
- наблюдения;
- самостоятельный поиск;
- сюжетно-ролевые игры;
- изготовление поделок.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения
- самостоятельная разработка учащимися сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
- открытые занятия в игровой форме;
- участие в массовой внеучебной деятельности.
Материально-техническая база
- компьютер;
- планшетки;
- демонстрационный материал;
- лупы;
- коллекции полезных ископаемых;
- гербарии растений;
- плакаты
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Тема | Теория | Практика | Всего часов | |
Введение в экологию | ||||
Что такое экология? Роль экологии в жизни человека. | 1 | 1 | ||
Человек как природопользователь. | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 2 | 1 | 3 | |
Растения | ||||
Травянистые растения. История открытия растений. Виды растений. Растения-хищники. Значение растений в жизни человека. | 1 | 1 | ||
Экскурсия на пришкольный участок (знакомство с растениями ближайшего окружения). | 1 | 1 | ||
Составление фотоальбома растений, произрастающих на территории школы | 1 | 1 | ||
Садовые растения. | 1 | 1 | ||
Составление фотоальбома садовых растений | 1 | 1 | ||
Комнатные растения. | 1 | 1 | 2 | |
Энергетика комнатных растений | 1 | 1 | ||
Правила расстановки комнатных растений | 1 | 1 | ||
Деревья | 1 | 1 | ||
Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | 1 | ||
Лесные растения | 1 | 1 | ||
Охрана растений. Красная книга | 1 | 1 | ||
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем | 1 | 1 | ||
Лекарственные растения | 1 | 1 | ||
Составление фотоальбома лекарственных растений | 2 | 2 | ||
Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, заболевании желудка, витаминный чай) | 4 | 4 | ||
Первоцветы | 1 | 1 | ||
«Необычные растения» | 2 | 2 | ||
Грибы. | 2 | 2 | ||
Составление презентации «Грибы» | 2 | 2 | ||
Значение растений на земле | 1 | 1 | ||
| ИТОГО | 14 | 15 | 29 |
Животные | ||||
Домашние животные | 1 | 1 | ||
Дикие животные | 3 | 3 | ||
Составление презентации «Дикие животные» | 1 | 1 | ||
Пернатые друзья. | 3 | 3 | ||
Составление презентации «Пернатые друзья» | 1 | 1 | ||
Земноводные | 3 | 3 | ||
«Необычные животные» | 3 | 2 | 5 | |
Красная книга Сахалинской области | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 14 | 4 | 18 | |
Полезные ископаемые | ||||
Полезные ископаемые | 2 | 2 | ||
Полезные ископаемые Сахалина | 5 | 5 | ||
Подземные сокровища | 2 | 2 | ||
Презентация «Драгоценные украшения» | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 4 | 6 | 10 | |
Организм человека. Органы и системы. | ||||
Организм человека. | 2 | 2 | ||
Составление памятки о содержании витаминов в различных продуктах питания. | 3 | 3 | ||
ИТОГО | 2 | 3 | 5 | |
Организм человека. Кровеносная система | ||||
Кровеносная система | 1 | 1 | ||
Составление упражнений на тренировку сердечной мышцы. | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 1 | 1 | 2 | |
Организм человека. Опора тела и движение | ||||
Опора тела и движение | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 1 | 1 | 2 | |
Заключительные занятия. Экологический праздник | 3 | |||
ИТОГО | 3 | 3 | ||
Всего часов | 38 | 34 | 72 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
Введение. | ||||
Окружающая среда | 1 | 1 | ||
Экологические катастрофы (просмотр видеофильмов) | 1 | 1 | ||
Влияние человека на экосистему | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 3 | 3 | ||
Жизнь в воде | ||||
Вода необходимое условие жизни. Погодные и сезонные явления. | 1 | 1 | ||
Свойства и состояние воды, ее круговорот в природе. | 1 | 2 | 3 | |
Приспособление животных к водной среде. | 2 | 2 | ||
Особенности строения водных растений (прибрежных, водных, донных) | 2 | 2 | ||
Охрана водных ресурсов (рефераты) | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 6 | 4 | 10 | |
Жизнь на суше | ||||
Воздух, его свойства | 1 | 1 | ||
Погодные явления. Созидательная и разрушительная сила ветра. | 1 | 1 | ||
Приспособление животных к жизни на поверхности земли. | 5 | 5 | ||
Охрана воздуха и его чистоты (рефераты) | 1 | 2 | 3 | |
ИТОГО | 8 | 2 | 10 | |
Жизнь в почве | ||||
Понятие о почве и ее свойствах. | 1 | 1 | ||
Особенности почвенных жителей. | 2 | 2 | ||
Способы передвижения, дыхания, сопротивления нагрузкам у норного обитателя. | 2 | 2 | ||
Охрана почв (рефераты) | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 5 | 2 | 7 | |
Лес и его обитатели | ||||
Основные особенности леса. | 3 | 3 | ||
Приспособления растений и животных для жизни в лесу. | 4 | 4 | ||
Правила поведения в лесном сообществе. | 1 | 1 | ||
Охрана лесного богатства. | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 7 | 2 | 9 | |
Жизнь в степях и пустынях | ||||
Климатические и ландшафтные особенности степи. | 2 | 2 | ||
Приспособительные типы растительности к недостатку влаги. | 2 | 2 | ||
Особенности степных животных и их пищевых связей. | 1 | 1 | ||
Особенности природы в пустыне | 2 | 2 | ||
Особенности животных в пустыне | 2 | 2 | ||
Охрана растений и животных степей и пустынь. | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 10 | 10 | ||
Жизнь в горах | ||||
Особенности жизни в горах | 2 | 2 | ||
Поясность в горах. | 2 | 2 | ||
Приспособление растительного организма к горным условиям. | 3 | 3 | ||
Приспособление животных к горным условиям. Охрана растительного и животного мира. | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 9 | 9 | ||
Жизнь в океане | ||||
Морская среда и ее особенности. | 2 | 2 | ||
Морские растения-водоросли. | 2 | 2 | ||
Морские животные. | 4 | 4 | ||
Разнообразие морских обитателей (реферат). | 2 | 2 | 4 | |
Охрана морских обитателей. | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 11 | 3 | 14 | |
Всего часов | 59 | 13 | 72 |
Содержание программы
1 год обучения
1. Введение в экологию – 3 часа
1.1. Что такое экология? Роль экологии в жизни человека
Знакомство с наукой «экология». Восприятие человеком окружающего мира. Роль экологии в жизни человека. Простейшая классификация экологических связей: связь между живой и неживой природой; связь между природой и человеком.
1.2.Человек, как природопользователь
Значение организмов в природе и жизни человека. Различные формы взаимодействия человека на природу. Охрана окружающей среды. Экологические катастрофы XXI века. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
Практические занятия. Просмотр презентаций о влиянии загрязнения на экологию Земли.
2. Растения – 29 часов
2.1. Травянистые растения
История открытия растений. Разнообразие растений. Строение растений. Растения-хищники. Значение растений в жизни людей. Бережное отношение к растительному покрову земли.
2.2. Практические занятия. Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с травянистыми растениями, произрастающими на участке.
2.3. Практические занятия. Составление фотоальбома растений, произрастающих около школы.
2.4. Садовые растения
Разнообразие кустарниковых и ягодных садовых растений. Способы размножения садовых растений. Витамины и их польза. Состояние растений при недостатке влаги.
2.5. Практические занятия. Составление фотоальбома садовых растений.
2.6. Комнатные растения
Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений. Особенности ухода за комнатными растениями.
Практические занятия. Составление словаря с названиями комнатных растений, альбома с рисунками комнатных растений. Опытно-исследовательская работа: потребность растений в воде, свете, тепле.
2.7.Энергетика комнатных растений
Энергетические «доноры» и «вампиры». Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека (традесканция, герань, алоэ, фикус, золотой ус, фиалка). Фитонциды.
Практические занятия. Составление памятки для любителей комнатных растений.
2.8. Практические занятия. Правила расстановки комнатных растений.
2.9.Деревья
Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные деревья». Роль деревьев в жизни людей и животных. Разнообразное значение деревьев в жизни человека: оздоровление, эстетическое, хозяйственное.
2.10. Практические занятия. Знакомство с деревьями, произрастающими на территории школы.
2.11. Лесные растения
Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Иллюстрации лесных растений. Дары леса, их многообразие. Зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Экономное отношение к продуктам питания, которые человек получает из растений.
2.12. Практические занятия. Охрана растений. Красная книга.
2.13. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов
Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Видеоматериал «Лесные пожары».
2.14. Лекарственные растения
Лекарственные растения, их целебные свойства. Места произрастания лекарственных растений. Правила сбора лекарственных растений. Иллюстрации лекарственных растений.
2.15. Практические занятия. Составление фотоальбома лекарственных растений.
2.16.Практические занятия. Запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных растений при различных заболеваниях.
2.17.Первоцветы
Понятие «первоцветы». Особенности строения первоцветов., условия цветения. Охрана первоцветов. Иллюстрация растений. Характерные признаки растений.
2.18. «Необычные растения»
Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения. Иллюстрация растений.
2.19. Грибы
Разнообразие грибов. Значение грибов в жизни леса. Ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Правила сбора грибов. Ядовитые и съедобные грибы. Игра «Грибники и грибы».
2.20. Практические занятия. Составление презентации «Грибы».
2.21. Значение растений на земле
Зависимость всего живого на земле от состояния растительного мира. Отношение человека к миру растений. Необходимые продукты для нормального развития человека, получаемые из растений.
3. Животные – 18 часов
3.1. Домашние животные
Домашние животные. Отрасли животноводства. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных. Значение животных в жизни человека. Жизнь домашних животных в разные сезоны. Условия жизни животных: свет, питание, воздух, вода, тепло. Забота людей о домашних животных: заготовка корма, устройство жилища.
3.2. Дикие животные
Дикие животные. Условия жизни и выживания: свет, питание, воздух, тепла. Жизнь животных в разные сезоны. Дикие животные зоны лесов. Особенности питания и размножения. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных. Заповедники и заказники Корсаковского городского округа. Охрана животных.
3.3. Практические занятия. Составление презентации «Дикие животные».
3.4. Пернатые друзья
Отряд птицы. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Условия жизни птиц: свет, питание, воздух, тепла, вода. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы Сахалинской области. Пищевые цепи. Охрана птиц.
3.5. Составление презентации «Пернатые друзья». Конкурс «Кто больше знает птиц»
3.6. Земноводные
Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесенные в Красную книгу. Отличие пресмыкающихся от земноводных.
3.7. «Необычные животные»
Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые, самые прожорливые и т.д. (сведения энциклопедий, и «Книги рекордов Гиннеса»).
Практические занятия. Презентация «Необычных животных»
3.8. Красная книга Сахалинской области
Животные Сахалинской области, занесенные в Красную книгу.
4. Полезные ископаемые - 10 часов
4.1. Полезные ископаемые
Разнообразие камней в природе. Виды и свойства полезных ископаемых. Места и способы добычи полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых. Раздаточный материал – полезные ископаемые Сахалина. Использование минералов, горных пород человеком.
4.2. Практические занятия. Определение минералов Сахалинской области по инструктивным карточкам.
4.3. Подземные сокровища
Драгоценные камни. Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Органические драгоценные камни. Использование драгоценных камней.
4.4. Практические занятия. Презентация «Драгоценные камни».
5. Организм человека. Органы и системы – 5 часов
5.1.Организм человека
Организм человека. Органы чувств: рот, нос, глаза, уши, кожа. Чувства человека: голод, боль, удовлетворение, радость, привязанность. Пищеварительная система. Наша пища и витамины. Первая помощь при отравлении.
5.2. Практические занятия. Составления памятки о содержании витаминов в различных продуктах питания.
6. Организм человека. Кровеносная система – 2 часа
6.1.Кровеносная система
Кровеносная система. Значение и функции кровеносной системы. Болезни сердца современного человека. Тренировка сердца. Значение физической культуры для здоровья человека.
6.2. Практические занятия. Составление упражнений на тренировку сердечной мышцы.
7. Организм человека. Опора тела и движение – 2 часа
7.1. Опора тела и движения
Организм человека. Опора тела и движение. Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни.
Практические занятия. Составление «Режима дня школьника», комплекса упражнений для утренней зарядки.
- Подготовка и проведение экологического праздника- 3 часа
Содержание программы
2 год обучения
1.Введение – 3 часа
1.1. Окружающая среда
Зарождение жизни на Земле. Что такое окружающая среда. Зачем необходимо изучать экологию. Знакомство с природными особенностями округа. Экологические знания как основа воздействия человека по охране природы. Простейшая классификация связей: связи между неживой и живой природой, связи между живой природой (между животными и растениями, между различными животными), связи между природой и человеком. Роль школьников в экологической жизни планеты.
1.2. Экологические катастрофы
Основные виды деятельности человека и связанные с ними экологические проблемы. Виды загрязнения окружающей среды и ее последствия. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения). Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Представление о радиоактивном загрязнении среды (Чернобыль, Фукусима). Истребление биологического разнообразия как угроза стабильности экосистемы. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные меры по предупреждению экологических катастроф.
1.3.Влияние человека на экосистему
Человек – часть природы. Его отношение к окружающей среде. Использование природной среды человеком для удовлетворения своих потребностей. Бережное и гуманное отношение к среде обитания. Нормы и правила поведения в природе. Лесник, его природоохранная деятельность. Влияние человека на экосистему (флору, фауну, состояние почвы, воды, воздуха).
2. Жизнь в воде – 10 часов
2.1. Вода – необходимое условие жизни.
Вода - необходимое условие жизни на земле. Вода не земле: океаны, моря, реки, озера, родники, болото. Погодные и сезонные явления. Путешествие Капельки (знакомство с круговоротом воды в природе).
2.2. Свойства и состояние воды
Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса, растворяет некоторые вещества. Различные состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Использование воды человеком. Запасы пресной воды человеком. Вода в нашем доме. Практические занятия. Свойства воды в разных состояниях. Очистка воды от вредных примесей.
2.3. Приспособление животных к водной среде
Особенности водной среды, как среды жизни: высокая плотность, упругость, вязкость, прозрачность, насыщенность кислородом, медленное нагревание и остывание. Приспособления животных к среде: слой слизи, конечности – плавники, дыхание и зрение под водой, скорость передвижения, форма и окраска тела.
2.4. Особенности строения водных растений
Особенности строения водных растений (прибрежных, водных, донных). Необходимость и возможность сохранения воды и ее чистоты. Значение растений и животных в жизни человека. Охрана животных.
2.5.Охрана водных ресурсов
Практические занятия. Подготовка рефератов «Жизнь в воде».
3. Жизнь на суше – 10 часов
3.1. Воздух, его свойства
Воздух, его свойства: прозрачность, упругость, теплопроводность. Значение воздуха для жизни живых организмов. Использование человеком воздуха для удовлетворения своих потребностей.
3.2. Погодные явления. Созидательная и разрушительная сила ветра.
Просмотр презентации «Разрешительная сила ветра». Обзор материалов, подготовленных кружковцами. Просмотр видеофильмов о погодных явлениях.
3.3. Приспособление животных к жизни на поверхности земли
Приспособление животных к жизни на поверхности земли: ходьбе, бегу, лазанию. Особенности строения и приспособления органов животных и растений к жизни на суше. Просмотр видеоматериалов.
3.4. Охрана воздуха и его чистоты
Практические занятия. Подготовка рефератов по охране воздуха, приспособление животных и растений к жизни на суше.
4. Жизнь в почве – 7 часов
4.1. Понятие о почве и ее обитателях
Понятие о почве и ее обитателях. Компоненты почвы (вода, воздух, глина, песок, камни, живые организмы, органические вещества). Пополнение компонентов почвы: осадки, подземные воды, из атмосферы, при выветривании горных пород, разложение живых организмов, разложение органических веществ, из горных пород.
4.2. Особенности почвенных жителей
Особенности почвы (высокая плотность, комковатая структура, отсутствие света, недостаток кислорода, избыток углекислоты, большое количество мертвых организмов) и почвенных жителей. С какими трудностями они сталкиваются. Приспособление организмов. Приспособление корневой системы растений. Жизнь в почве. Среда обитания.
4.3.Способы передвижения, дыхания, сопротивления нагрузкам у норкового обитателя
Зарождение жизни в почве. Бактерии, функции бактерий. Почвообитающие простейшие. Функции простейших. Способы передвижения, дыхания, сопротивления нагрузкам у норкового обитателя (кроты, слепыши). Временные «квартиранты»: суслики, сурки, кролики, барсуки. Хищные насекомые, живущие в почве (жужелица, гриб).
4.4.Охрана почв
Практические занятия. Охрана почв (рефераты).
5. Лес и его обитатели – 9 часов
5.1. Основные особенности леса
Основные особенности леса. Растительные ярусы и условия существования в них. Экологические связи в живой природе и неживой природе. Сложность взаимоотношений организмов в лесу.
5.2. Приспособления растений и животных для жизни в лесу
Приспособления растений и животных для жизни в лесу. Экологическая пирамида. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, иглы ежа и т.д.).
5.3. Правила поведения в лесном сообществе
Практические занятия. Составление памятки поведения в лесном сообществе.
5.4. Охрана лесного богатства
Практические занятия. Выпуск газет «Охраняемые животные, растения, птицы и т.д. лесной зоны».
6. Жизнь в степях и пустынях – 10 часов
6.1. Климатические и ландшафтные особенности степи
Климатические и ландшафтные особенности степи. Флора и фауна степей. Роль степей в жизни людей. Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей степей.
6.2. Приспособительные типы растительности к недостатку влаги
Многообразие степной растительности. Приспособленность растений к недостатку влаги. Жизненные формы растений. Способы распространения семян.
6.3. Особенности степных животных и их пищевых связей
Многообразие животных степей. Приспособленность животных к жизни в степях. Особенности внешнего вида. Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на жизнь животных.
6.4. Особенности природы в пустыне
Особенности природы в пустыне: открытый песок, недостаточная задернованность, редкие осадки, высокие температуры летом. Преобладание травянистых и кустарниковых форм в пустыне.
6.5. Особенности животных в пустыне
Особенности животных в пустыне: приспособление к сухому колючему корму, способность долго существовать без воды, переносить жару и передвигаться по песку. Составление обобщенного портрета пустынных животных.
6.6. Охрана растений и животных степей и пустынь
Влияние загрязнения на экологию степей и пустынь. Исчезающие растения и животные степей и пустынь.
7. Жизнь в горах – 9 часов
7.1. Особенности жизни в горах
Особенности жизни в горах: разреженность воздуха, колебания температуры, трудности передвижений, малая обеспеченность кормом. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей средой.
7.2. Поясность в горах
Распределение растений и животных по поясам. Подготовка информации о жизни растений и животных в горах. Закономерная смена природных условий и ландшафта в горах по мере возрастания высоты. Влияние давления, солнечной радиации, температуры воздуха, рельефа на жизнь растений и животных. Влияние высотной поясности на хозяйство горных территорий.
7.3. Приспособление растительного организма к горным условиям
Влияние ландшафта на распределение растительности по зонам. Приспособление растительного организма к горным условиям: размеры, цвет, опушенность, сроки цветения, способы переживания зимы, противостояние резким колебаниям температуры. Приспособления к жизни в горной тундре, на скалах, в ущельях.
7.4. Приспособление животных к жизни в горных условиях
Приспособление животных к горным условиям. Взаимодействие горных животных – сигнализация об опасности, охота хищников, защита жертв. Способы построения гнезда в горах. Животные переселенцы. Охрана растительного и животного мира.
8. Жизнь в океане – 14 часов
8.1. Морская среда и ее особенности
Зарождение жизни в океане. Морская среда и ее особенности: соленость, вязкость, освещенность. Особенности внешнего строения и среда распространения. Влияние климата на морскую среду. Исследование морской среды. Видеоматериал «Загрязнение морской среды».
8.2.Морские растения-водоросли
Морские растения-водоросли: ламинария, фукус, аскофилла, агар-агар, нории (красные водоросли). Зависимость формы и цвета водорослей от глубины. Роль морских водорослей в жизни человека.
8.3. Морские животные
Морские животные: омар, лангуст, кашалот, кит, осьминог, дельфин и т.д. Питание морских животных. Гигантизм морских обитателей и его причины. Зональность в океане – жизнь лагуны т кораллового рифа. Особенности обитателей открытой воды и океанской толщи. Удивительный мир глубин. Приспособление животных к среде обитания. Использование человеком морских богатств.
- Разнообразие морских обитателей
Практические занятия. Рефераты «Разнообразие морских обитателей».
- Охрана морских обитателей
Исчезающие виды морских растений и животных. Охрана морских обитателей. Экологические катастрофы.
Используемая литература
Для педагогов:
- Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
- Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
- Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
- Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
- Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.
- Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
- Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: Аркти, 1990.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1999.
- Паномарева О.Н. Охрана растений. Охрана животных. Ж/л Начальная школа № 6, 2998, с. 35.
- Вахрушев А.А. Обитатели Земли. Методические рекомендации. М:»Баласс», 2000.
Для учащихся и родителей:
- Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.-М.: Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1999.
- Зотов В.В. Лесная азбука. – М: «Орбита-М», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
природоведение в 3 классе "Дом в котором мы живём"
Урок-игра обобщающий...
Урок-проект по теме: "Город, в котором мы живём".
На этом уроке учащиеся вспомнят, что такое город, поупражняются в подборе схем к словам на тему "Город", прочитают статьи о том, как Москва стала Москвой, посмотрят видеофильм о достопримечательностях...
Город, в котором мы живём ( конспект урока с ЭОР)
Конспект урока окружающего мира в 1 классе ( УМК "Школа 2100") с разработанным к нему электронным образовательным ресурсом...
программа воспитания"дом, в котором мы живём"
Основная цель программы - формирование нравственно-этических основ конструктивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Вместе с этим занятия по программе способствуют созданию условий д...
город, в котором мы живём
урок по системе Л.В.Занкова...
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём" для детей младшего школьного возраста школы-интернат 5 вида...
Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»
Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»...