РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»
рабочая программа (2 класс) на тему
· Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
· Создание условий для развития логического мышления младшего школьника.
· формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
· создание условий для развития у детей познавательных интересов;
· формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»
- ( на основе курса «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» Развитие познавательных способностей
Автор Холодова О.А.)
Пояснительная записка
- Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
- Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Курс включает 34 занятия по 1 занятию в неделю.
- Цель: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
- Задачи:
- Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
- Создание условий для развития логического мышления младшего школьника.
- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
- создание условий для развития у детей познавательных интересов;
- формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Программа включает в себя разделы:
- Задания на развитие внимания;
- Задания на развитие памяти;
- Задания на совершенствование воображения;
- Задания на развитие логического мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
- Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
- Задания на развитие внимания
- Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
- Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
- Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
- Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Практическая работа: участие детей в школьной олимпиаде.
- Задания, развивающие память
- Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
- Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.
- Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Практическая работа: участие в празднике «В стране Вообразилии»
- Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:
- сравнивать различные объекты,
- выполнять простые виды анализа и синтеза,
- устанавливать связи между понятиями,
- учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
- Развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
- Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
- Таким образом достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения программы, будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- Личностные универсальные учебные действия
- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
- Формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Познавательные универсальные учебные действия
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия партнера;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Методическое обеспечение программы.
Формы работы: познавательные беседы, предметные олимпиады. Основная форма проведения занятий – групповая
Вид деятельности: познавательная.
Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств, практические (практические задания, игры, анализ и решение ситуаций), проблемные, исследовательские.
Список используемой литературы
Литература, рекомендуемая для педагога и родителей:
Методичка для учителя. 2 класс. Холодова О.А.- М.:Росткнига, 2010
Литература, рекомендуемая для детей.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2 частях. Холодова О.А.- М.: Росткнига, 2010
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов »
2 КЛАСС ( 34 внеурочных занятия , 1 час в неделю)
№ занятия | П. | Ф. | Тема, тип занятия, | Характеристика деятельности обучающихся | Личност-ные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | УМО |
1 | 07.09 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | Опреде лять и высказы вать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведе ния при сотрудничестве (этичес кие нормы). В предложенных педаго гом ситуации ях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведе ния, делать выбор, при поддержке других участни ков группы и педагога, как посту пить. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информа ции: ориентиро ваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информа цию, получен ную от учителя. Перераба тывать получен ную информа цию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перераба тывать получен ную информа цию: сравнивать и группиро вать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравен ства, плоские геометрические фигуры. Преобразо вывать информа цию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простей ших математических моделей (предмет ных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простей ших моделей | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказы вать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Опреде лять и формули ровать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказы вать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совмест но с учителем и другими ученика ми давать эмоциональную оценку деятельности товари щей. | Тетрадь презентация | |
2 | 14.09 | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание».Совершенствование мыслительных операций. Логически –поисковые задания. Закономерности. | Тетрадь презентация | ||||||
3 | 21.09 | Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове. Логическо -поисковые задачи. | Тетрадь презентация | ||||||
4 | 28.09 | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика» , «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей. | Тетрадь презентация | ||||||
5 | 05.10 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически-поисковые задания. | Тетрадь презентация | ||||||
6 | 19.10 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи. | Тетрадь презентация | ||||||
7 | 26.10 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек. | Тетрадь презентация | ||||||
8 | 02.11 | Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же ,как…». Логические задачи. Задачи на развитие аналитических способностей. | Тетрадь презентация | ||||||
9 | 09.11 | «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей.. Закономерности. Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица». | Тетрадь презентация | ||||||
10 | 23.11 | Тренировка внимания. «Лабиринт» | Тетрадь презентация | ||||||
11 | 30.11 | Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Заколдованное слово», «Поставь точку». | Тетрадь презентация | ||||||
12 | 07.12 | Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности. | Тетрадь презентация | ||||||
13 | 14.12 | Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая-одинаковая». | Тетрадь презентация | ||||||
14 | 21.12 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета» , «Фантазёр», «Художник». Ребусы. | Тетрадь презентация | ||||||
15 | 28.12 | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же ,как…». Составление ребусов. | Тетрадь презентация | ||||||
16 | 11.01 | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзину». | Тетрадь презентация | ||||||
17 | 18.01 | Тренировка внимания. «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций. | Тетрадь презентация | ||||||
18 | 25.01 | Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку». |
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. | Тетрадь презентация | |||||
19 | 01.02 | Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик», Решение кроссвордов. | Тетрадь презентация | ||||||
20 | 08.02 | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая- одинаковая». Тренировка слуха. | Тетрадь презентация | ||||||
21 | 15.02 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Тетрадь презентация | ||||||
22 | 01.03 | Развитие быстроты реакций. «Внимание», «Шифровальщик», «Так же , как…» «Многозначные слова» | Тетрадь презентация | ||||||
23 | 08.03 | Развитие концентрации внимания. «Слоговица». «Найди слово», Антонимы. | Тетрадь презентация | ||||||
24 | 15.03 | Тренировка внимания. Вопросы-загадки. « Лабиринт», «Найди семь ошибок», «Слоговица». Пословицы. | Тетрадь презентация | ||||||
25 | 22.03 | Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки», Графический диктант. Штриховка. | Тетрадь презентация | ||||||
26 | 29.03 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка. | Тетрадь презентация | ||||||
27 | 05.04 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия», Графический диктант. Штриховка. | Тетрадь презентация | ||||||
28 | 19.04 | Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка. | Тетрадь презентация | ||||||
29 | 26.04 | Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…» «Фразеологизмы», Графический диктант. Штриховка. | Тетрадь презентация | ||||||
30 | 03.05 | Развитие концентрации внимания». «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово» Графический диктант. Штриховка. | Тетрадь презентация | ||||||
31 | 10.05 | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт» , «Фразеологизмы». | Тетрадь презентация | ||||||
32 | 17.05 | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | Тетрадь презентация | ||||||
33 | 22.05 | Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Тетрадь презентация | ||||||
34 | 25.05 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Конкурс эрудитов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-959637-1508309197.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секрет моего успеха"
Программа по духовно-нравственному направлению для учеников 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-160099-1360744394.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-369363-1572764244.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Пожарная безопасность в моей школе» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Пожарная безопасность в моей школе» 2 класс...
Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»
Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/25/picture-1481983-1692942371.jpg)
Рабочая программа с КТП по внеурочной деятельности "Мир моих интересов"
laquo;Мир моих интересов» — уникальная образовательная программа внеурочной деятельности для младших школьников, обучение в которой осуществляется с помощью интерактивного электронного уч...
Программа внеурочной деятельности Мир моих интересов. Большое путешествие
Мир моих интересов. Большое путешествие...