Воспитательское занятие - Фольклорный праздник
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник «Троица».
Воспитатель ГПД: Макарова Л. И.
Действующие лица:
Дети начального школьного возраста.
Ведущая-взрослый.
Леший-взрослый.
Огородное чучело-ребенок по желанию
Русалка-воспитанница
Цель: Знакомство с фольклорным праздником - Троица.
Задачи:
Образовательные: расширять представление о народных традициях, обрядах и играх наших предков.
Развивающие: развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие. Формировать межнациональные отношения воспитанников в народных играх. Создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках.
Реквизит: ленты, костюм Лешего, Чучела,Русалки
Ход праздника
Время | Содержание | Примечание |
Организационный момент 3 мин Мотивационно- ориентировочный этап 3 мин Основной этап 30-35 мин Рефлексия 4 мин | Ведущий: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Ведущий: Много солнца, много света, Что за время года? Дети: Лето! Ведущий: Молодцы ребята. Правильно вот и пришло наше лето! Красное, наше лето теплое. Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный. Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна. - Значит, это уже лето! Значит, кончилась – весна! Ведущий: Ребята, весной мы с вами праздновали христианский праздник «Пасху». А как называется праздник, который связан с расцветом молодой растительности, ещё его называли зелеными святками, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы. Дети: Троица! Ведущий: Да это Троица, а кто помнить символ этого праздника? Дети: Берёза! Ведущий: Правильно Красавица берёза! Сегодня мы приглашаем вас на народный праздник проводов весны и встречи лета – Святую Троицу! В народе его ещё называют «берёзкины именины» и «зелёные святки». Люди украшали жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси! Дети: Давайте. Ведущий: Как одевались девушки и парни на праздник? Дети: Красиво, нарядно. Ведущий: Да, ребята, они одевали нарядно-вышитую одежду, девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки. Ведущий: Ну, что все готовы? Тогда пойдемте в наш «лес», к берёзе. Ведущий: Здравствуйте берёзоньки, здравствуйте кудрявые. Ведущий: Один из самых главных, христианских праздников приходится ребята, на эту неделю. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи. Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с главным символом – берёзой. Дома и улицы украшались срезанными веточками берёзы, цветами. Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки берёзы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле. Ребята, давайте и мы украсим берёзу ленточками! Ведущий: Вот какая у нас получилась берёза. А теперь загадки о березе Ведущий: Молодцы ребята, берёзу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек». Леший. Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг - шум, гам, громко поют, в барабаны бьют! Ведущий: Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды. Леший: Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я и сам поиграю. В лесу много шишек - и еловых и сосновых. (Вытряхивает шишки из мешка) Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет. Леший держит мешок, ребята подбегают к нему с шишками, он их пересчитывает и складывает в мешок. Счет происходит в шутливой форме - проигравших в этом аттракционе нет. В это время незаметно появляется Чучело (ребенок). На плечах под одеждой у него длинная палка, к которой прикреплена веревка, концы ее торчат из рукавов. Леший знакомит детей с Чучелом. Леший: Здравствуй, Чучело! Это, ребята, мой друг! Только он не в лесу живет, а в огороде, он охраняет грядки от птиц. Чучело: Здравствуйте! А почему вы такие веселые? Дети отвечают. Чучело: Я тоже с вами играть хочу. Вот тут у меня веревки вместо рук - давайте силой меряться. Кто меня на свою сторону перетянет - тот и сильнее. Вызывает двоих детей, они берутся за веревку: один - справа, другой - слева, тянут в разные стороны. Затем аттракцион повторяется несколько раз, последнюю игру можно провести двумя командами. Ведущий: Спасибо вам, Леший и Огородное Чучело, за игры интересные. Леший: Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождения леса, земли нашей. Приходите в гости - знаю, вы лес не обидите. Чучело: А ко мне осенью приходите, я вас морковкой сладкой угощу. Дети провожают Лешего и Чучело. Ведущий: Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужен дождь, нужна вода. Вот поэтому в Троицу девушки бросали берёзку в реку или озеро и зазывали дождь. И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил народ дождь, без воды все засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера русалки и водяные. Под музыкальное сопровождение в аудиозаписи появляется Русалка (воспитанница) в длинной белой рубашке с распущенными волосами. Русалка: Я - Русалка, мне вас не жалко, Кого хочу - того и намочу! Брызгает на детей водой из брызгалки, спрятанной в рукаве. Ведущий: Ребята, Русалка боится только сильных и смелых. Кто не испугается и подойдет к Русалке на пять шагов, тогда она убежит. Ведущий: В народе было такое поверье: сумели на Троицу прогнать Русалку, все пойдет благополучно. Ребята, присаживайтесь на нашу полянку. Скажите мне пожалуйста, чем нам людям, полезна берёза, что мы можем «взять» у неё? Дети: Берёзовый сок, из листьев можно заваривать чай. Ведущий: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек и веточек берёзы. Так же из берёзовых веточек делают веники, чтобы париться в бани и тем самым «выгоняли» хворь из тела. Ещё, из берёзы делали лучины. Кто знает, что это такое? Изба долгое время освещалась берёзовой лучиной. Раньше не было не свечек, не лампочек, поэтому делали из берёзы такие полочки, их называли лучина и ими освещали избу. Ведущий показывает лучину. При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки. Ну вот и пришла пора прощаться с нашими красавицами берёзами. На прощание давайте поводим хоровод возле берёзы. Дети водят хоровод вокруг берёзки Ребята, как называется русский народный праздник, о котором мы говорили? Назовите главный символ Троицы. Что повязывают на березу на Троицу? | Под русскую народную плясовую мелодию, звучащую в аудиозаписи, дети выходят на участок школы. Их встречает ведущий в русском национальном костюме. Ведущий повязывает ленты на голову девочкам. По дороге поют песню «Берёза» .И подходят к березам, которые растут на участке школы. Дети повторяют слова ведущего Повязывают ленты на берёзу Приложение 1 Приложение 2 Под музыкальное сопровождение в аудиозаписи появляется Русалка (воспитанница) в длинной белой рубашке с распущенными волосами Дети идут к Русалке, считая шаги, Русалка убегает. Ответы детей |
Приложение 1
1. Зелена, а не луг,
Белена, а не снег.
Кудрява, а не человек.
2. Стоит Федосья, распустив волосья.
3. Стоит красавица на поляне,
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.
4.Белые сапожки, Зеленые серёжки.
5. Белоствольные, стройные девицы. Распустили зелёные косицы.
6. Стоят, шумят, серёжки висят. Догадались это …
7.Стоит девица, Ой, нарядная: Вся-то стройная, Вся-то ладная.
Приложение 2
Игра «Веночек».
Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним он произносит слова:
Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети «цветы» отвечают:
Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.
Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Тот кого поймали становиться водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники
Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...
Воспитательское занятие на тему: "Школа вежливости"
Воспитательское занятие на тему "Школа вежливости". На данном занятии я хочу ознакомить детей с эстетическими нормами поведения, дать ребятам представление о вежливом общении и сформировать прив...
Воспитательское занятие на тему: "Правила поведения в школе"
Воспитательское занятие на тему "Правила поведения в школе". Объяснить детям правила поведения в нашей школе и интернате....
Воспитательское занятие на тему: "Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"
Цель: упражнять детей в употреблении различных форм приветствия, прощания, благодарности,извинения. Закрепить знания о правилах культуры поведения и культуры общения. Воспитывать положительные черты х...