Программа воспитательной работы в начальной школе «Арктическое путешествие» (Длительная воспитывающая игра- путешествие)
материал (4 класс) на тему
Цель программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.
Задачи:
ü воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека;
ü воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
ü формирование простейших коммуникативных умений и навыков: умение говорить и слушать; способность сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
ü формирование у учащихся социальной ответственности и компетентности;
ü формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
ü создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
ü развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_arktika.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательной работы в начальной школе
«Арктическое путешествие»
(Длительная воспитывающая игра- путешествие)
2014 год
Паспорт программы
Наименование программы Программа длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие» (1-4 классы)
Основание для разработки Федеральный Закон от 29.12.2012 Ns 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Минобрнауки Х2 374 от 06. 10. 2009г. "Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";
Приказ Минобрнауки Ns 1897 от 17.12. 2010г "Об утверждении ФГОС основного общего образования";
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года Пр-271).
Цель программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека;
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- формирование простейших коммуникативных умений и навыков: умение говорить и слушать; способность сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
- формирование у учащихся социальной ответственности и компетентности;
- формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Возраст 7-10 лет
Срок реализации программы- 4 года ( 1- 4 класс)
Ожидаемые результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе Проекта внеурочной деятельности «Арктическое путешествие» (Длительная воспитывающая игра-путешествие для младших школьников) .
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране
Актуальность программы
Патриотизм. Гражданственность. Любовь и уважение. Всегда ли эти качества воспитываются в семье, где растет ребенок? В большинстве случаев, родители только говорят с детьми на эти темы, показывают на примере, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Но окончательно сформировать и донести целостное представление об окружающем мире – задача общеобразовательных учреждений. Ведь младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем информации, который в дальнейшем помогает заложить в них начало ответственных и патриотичных граждан своей страны.
Всем давно известно, что дети, лучше всего усваивают информацию в форме игры. И мы постарались разработать именно такой проект. Ребята смогут максимально раскрыть свои навыки и умения и применить их на практике. Им будут представлены задания на различные виды деятельности. Дети смогут овладеть начальными навыками адаптации в стремительно развивающемся мире. Разовьют навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, а также смогут находить выходы из проблемных ситуаций.
Принципы реализации программы
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Методы и формы
- беседы и наблюдения
- классные часы
- занятия- практикумы
- экскурсии
- тематические праздники и вечера
- устные журналы
- дискуссии
- конкурсы
- игры, соревнования
Социальное партнёрство
- районный краеведческий музей
- центр национальных культур
- городская детская библиотека
- совхоз «Верхнепуровский»
Символы игры
Символом игры является арктический белый медвежонок Умка.
В игре может использоваться символика класса, включающая: эмблемы, значки, вымпелы, галстуки.
Организация игры
В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее - успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.
Игра-путешествие - это сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых.
В основе игры «Арктическое путешествие» заложены следующие положения:
- совмещение в жизненной практике младшего школьника воспитательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры - забавы через игры-задачи к активной познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;
- поэтапное усложнение задач и условий игры, участие каждого учащегося в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика - к участнику - к организатору (лидеру);
- постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений.
В игре-путешествии участвует команды (классные коллективы) учащихся школы. Игра начинается в начале учебного года (сентябрь).
Каждая команда ведёт бортовой журнал, где участники игры делятся своими впечатлениями о пройденных маршрутах, отмечают всё интересное, новое. В дневник внесены: название команды, девиз, записи об интересных делах, фотографии, рисунки, иллюстрации, отзывы интересных людей, с которыми ребята встретились на своём пути.
Игра-путешествие предлагает завершение – финал (май). Закрытие игры проводится по параллелям, где команды в творческой форме расскажут об итогах своего путешествия (презентация, агитбригада). Подводится общий итог игры "Арктическое путешествие", награждаются победители игры.
Направления
1 БЛОК «На краешке земли» (краеведение)
2 БЛОК «Внимание, айсберг» (ОБЖ)
3 БЛОК Полярная станция
4 БЛОК В гостях у Хомани
5 БЛОК Залив «Будь здоров!» (ЗОЖ)
6 БЛОК Остров белый (творческий)
7 БЛОК Океан Изобретений
8 БЛОК Полярный круг дружбы (Дружба, милосердие)
9 БЛОК Вершина «Семейного очага»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Направление | Мероприятие | Сроки | Ответственный | |
1 блок | «На краешке земли» | Открытие игры | сентябрь | педагоги-организаторы |
2 блок | «Внимание, айсберг» | Игра «Опасности в лесу» | октябрь | педагоги-организаторы |
3 блок | Полярная станция | Библиотечный час «Животные Арктики» | ноябрь | библиотекарь |
4 блок | В гостях у Хомани | Беседа с элементами игры «Экология нашего края» | декабрь | педагоги-организаторы |
5 блок | Залив «Будь здоров!» | Игры народов севера | январь | кл. руководители |
6 блок | Остров белый | Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп» | февраль | кл. руководители педагоги-организаторы |
7 блок | Океан Изобретений | Конкурс поделок «Мой Ямал» | март | родители кл. руководители |
8 блок | Полярный круг дружбы | Экскурсия в краеведческий музей «Ямальская игрушка» | апрель | кл. руководители |
9 блок | Вершина «Семейный очаг» | Конкурс рисунков «Мой дом – моя крепость» | май | кл. руководители педагоги-организаторы |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Направление | Мероприятие | Сроки | Ответственный | |
1 блок | «На краешке земли» | Игра - викторина «Наш край» | сентябрь | педагоги-организаторы |
2 блок | «Внимание, айсберг» | Игра по станциям «ОБЖ» | октябрь | педагоги-организаторы волонтёры |
3 блок | Полярная станция | Экскурсия в краеведческий музей «Растительный и животный мир Арктики» | ноябрь | кл. руководители |
4 блок | В гостях у Хомани | Просмотр видеофильма «Путешествие в тундру» | декабрь | педагоги-организаторы |
5 блок | Залив «Будь здоров!» | Весёлые старты «Если хочешь быть здоров» | январь | кл. руководители |
6 блок | Остров белый | Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп» | февраль | кл. руководители педагоги-организаторы |
7 блок | Океан Изобретений | Конкурс поделок «Мой Ямал» | март | родители кл. руководители |
8 блок | Полярный круг дружбы | «Калейдоскоп игр» (игры на сплочение) | апрель | волонтёры |
9 блок | Вершина «Семейный очаг» | Презентация «Мой дом – моя крепость» | май | кл. руководители педагоги-организаторы |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Направление | Мероприятие | Сроки | Ответственный | |
1 блок | «На краешке земли» | Экскурсия в краеведческий музей «Быт коренных народов севера» | сентябрь | кл. руководители |
2 блок | «Внимание, айсберг» | Игра «Тропа доверия» | октябрь | педагоги-организаторы |
3 блок | Полярная станция | Беседа с элементами игры «Символика ЯНАО» | ноябрь | библиотекарь |
4 блок | В гостях у Хомани | Своя игра «Символика малой Родины» | декабрь | педагоги-организаторы |
5 блок | Залив «Будь здоров!» | Весёлые старты «Если хочешь быть здоров» | январь | педагоги-организаторы |
6 блок | Остров белый | Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп» | февраль | кл. руководители педагоги-организаторы |
7 блок | Океан Изобретений | Конкурс поделок «Мой Ямал» | март | родители кл. руководители |
8 блок | Полярный круг дружбы | Фестиваль национальных культур | апрель | кл. руководители педагоги-организаторы |
9 блок | Вершина «Семейный очаг» | Конкурс фотоколлажей «Мой дом – моя крепость» | май | кл. руководители педагоги-организаторы |
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Направление | Мероприятие | Сроки | Ответственный | |
1 блок | «На краешке земли» | Интеллектуальный марафон | сентябрь | педагоги-организаторы |
2 блок | «Внимание, айсберг» | Игра «Зарничка» | октябрь | педагоги-организаторы |
3 блок | Полярная станция | Экскурсия в краеведческий музей «Вперед, геолог» | ноябрь | кл. руководители |
4 блок | В гостях у Хомани | Экскурсия в совхоз «Верхепуровский» | декабрь | кл. руководители |
5 блок | Залив «Будь здоров!» | Игры на свежем воздухе «Зимние забавы» | январь | кл. руководители пионеры-наследники |
6 блок | Остров белый | Конкурс чтецов «Ямальский калейдоскоп» | февраль | кл. руководители педагоги-организаторы |
7 блок | Океан Изобретений | Конкурс поделок «Машина для исследования Арктики» | март | родители кл. руководители |
8 блок | Полярный круг дружбы | Фестиваль национальных культур | апрель | кл. руководители педагоги-организаторы |
9 блок | Вершина «Семейный очаг» | Презентация «Мой дом – моя крепость» (защита) | май | кл. руководители педагоги-организаторы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Т.В.Панафидина, О.А. Северина, В.Н. Пташкина, Н.В. Зюзюкина., «Современные технологии воспитательной работы». – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Л.Д. Гуткина., «Организация и планирование воспитательной работы в школе». – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 г.
- В.В. Вавуло, О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич., «Самоуправление в школе». – Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2002 г.
- С.А. Цабыбин., «Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников, викторин, интеллектуальных игр и игр - путешествий, фестивалей, конкурсов и турниров». – Издательство «Учитель», - Волгоград, 2007 г.
- Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухов, Л.А. Обухова., «Нетрадиционные формы работы с родителями». – М.: ООО «5 за знания», 2005 г.
- А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцева, А.П. Пашкович., «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников» Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ - М.: Глобус, 2007 г.
- Е.Ю. Ляпина., «Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений». – Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Н.Е. Щуркова., «Классное руководство: рабочие диагностики». – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.
- В.В. Гордеева., «Система воспитательной работы в группах продленного дня»., - Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Н.И. Дереклеева., «Азбука классного руководителя: Начальная школа»., - М: 5 за знания, 2008 г.
- Е.Н. Степанова., «Планирование воспитательной работы в классе»., - М: ТЦ Сфера, 2002 г.
- Б.В. Куприянов., «Воспитательная работа в школе: организация и методика»., - М.: Сентябрь, 2009 г.
- Е.Ф. Черенкова., «Сценарии праздников, конкурсов, викторин в начальной школе»., - М.:ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2007 г.
- Е.А. Воронова., «Школьная пора: от первого звонка до выпускного вечера»., - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
- Научно - методические журналы «Классный руководитель» - Москва, ОЦ «Педагогический поиск»
- Журналы – сборники сценариев «Читаем, учимся, играем»., - М: Издательство «ЛИБЕРИЯ – БИБИНФОРМ».
- Журналы «Воспитательная работа в школе»., - М: АНО «Редакция «Народное образование».
- Бережная, О.Г. Традиционное воспитание как основа культуры коренных народов Севера / О.Г. Бережная // Вестник ТГУ, 2006, №7. - С. 257-262. 2. Бережная, О.Г.
- Дудников Н. Пуровский вариант: книга, посвящённая 65-летию Пуровского района. М., 1996. 158 с.
Аннотация
В 2014 году была разработана программа долгосрочной игры для 1-4 классов «Арктическое путешествии».
Цель программы: формирование комплекса ключевых компетенций младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе Проекта внеурочной деятельности «Арктическое путешествие» (Длительная воспитывающая игра-путешествие для младших школьников).
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.
В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее - успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.
Игра-путешествие - это сфера сотрудничества и содружества детей и взрослых.
В основе игры «Арктическое путешествие» заложены следующие положения:
- совмещение в жизненной практике младшего школьника воспитательных задач, решая которые, каждый участник игры совершает постепенный переход от игры - забавы через игры-задачи к активной познавательной деятельности, раскрытию собственных способностей;
- поэтапное усложнение задач и условий игры, участие каждого учащегося в конкурсах, играх, состязаниях, включение его в активную позицию: от болельщика - к участнику - к организатору (лидеру);
- постепенное усложнение требований к выполнению заданий путешествия, развитие индивидуальных и коллективных норм отношений.
В игре-путешествии участвует команды (классные коллективы) учащихся школы. Игра начинается в начале учебного года (сентябрь).
Каждая команда ведёт бортовой журнал, где участники игры делятся своими впечатлениями о пройденных маршрутах, отмечают всё интересное, новое. В журнал внесены: название команды, девиз, записи об интересных делах, фотографии, рисунки, иллюстрации, отзывы интересных людей, с которыми ребята встретились на своём пути.
Игра-путешествие предлагает завершение – финал (май). Закрытие игры проводится по параллелям, где команды в творческой форме расскажут об итогах своего путешествия (презентация, агитбригада). Подводится общий итог игры "Арктическое путешествие", награждаются победители игры.
Участники в ходе игры путешествуют по девяти тематическим станциям. Длительность каждой станции - 1 месяц.
1 БЛОК «На краешке земли» (краеведение)
2 БЛОК «Внимание, айсберг» (ОБЖ)
3 БЛОК Полярная станция
4 БЛОК В гостях у Хомани
5 БЛОК Залив «Будь здоров!» (ЗОЖ)
6 БЛОК Остров белый (творческий)
7 БЛОК Океан Изобретений
8 БЛОК Полярный круг дружбы (Дружба, милосердие)
9 БЛОК Вершина «Семейного очага»
Алгоритм проведения игры-путешествия на каждой станции включает в себя :
- Сбор - старт.
На сборе-старте участники (команды) игры-путешествия получают задание по проведению коллективного творческого дела, а также необходимую информацию, включающую в себя обоснование деятельности и правила игры.
- Коллективное творческое дело (КТД)
Коллективное творческое дело проводится на уровне образовательного учреждения. КТД есть проявление практической заботы учащихся и педагогов об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно учащимися и педагогами. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
- Сбор-финиш.
На сборе-финише подводятся итоги, награждаются победители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Анализ воспитательной работы начальной школы
Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год...
Анализ учебно-воспитательной работы начальной школы
Перед вами анализ работы начальной школы за год....
Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы
Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным ра...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Отчет по воспитательной работе (начальная школа)
Из личного опыта...
Длительная воспитывающая игра "Путешествие к планете знаний"
Длительная воспитывающая игра "Путешествие к планете знаний"...