Анализ воспитательной работы начальной школы
статья по теме

Татьяна Валентиновна Жирова

Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы

 МБОУ Тогучинского района  ТНОШ

За 2010 – 2011 учебный год.

« Воспитание – великое дело. Им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В.Г.Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше нестабильное время.

На современном этапе необходимым звеном является воспитание многогранной личности, при которой дети могли бы развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе. Если ребенок живет содержательной жизнью, социально реализует себя, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.

  Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея успеха.

 Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе реализуем модель воспитательной работы в  виде  игры  «Путешествие в страну  Знаний».

    Исходя из цели, были продуманы задачи воспитательной работы:

  1. Поддержание  и  укрепление  школьных  традиций, способствующих  развитию  общешкольного  коллектива,  общественной  активности  учащихся,  организации  сотрудничества и  сотворчества  педагогического  и  ученического  коллективов,  через  проведение КТД;
  2. Создание  условий для  сохранения  здоровья  учащихся, формирования  потребности  здорового  образа  жизни и  здоровых  взаимоотношений  с  окружающим  миром,  обществом  и  самим  собой,  через  реализацию  программы «Здоровье»;
  3. Совершенствование методического  мастерства  классного  руководителя,  способного  компетентно  заниматься  осуществлением  воспитательной  деятельности  и  эффективно  решать  вопросы  воспитания  школьников,  через  организацию  работы  МО  классных  руководителей.

На педсовете был утверждѐн план.  В плане были учтены традиционные мероприятия, такие как:

  1. День знаний,
  1. праздник «Здравствуй, осень золотая!»
  2. линейка ко Дню учителя, новогодние елки
  3. «Весёлые  старты», посвящённые 23 февраля  и др. мероприятия.

Воспитательная работа ведётся  по месяцам, учитывая большой объѐм работы и мероприятия вне школы, допускаются некоторые изменения, о которых мы не можем знать заранее. Тематика традиционная. В каждом месяце работа планируется  по конкретному направлению. В связи с этим воспитательная работа была распределена следующим образом:

  1. Сентябрь - «Здравствуй, школа»».
  2. Октябрь – «В гостях у  осени».
  3. Ноябрь – «В гостях у Мойдодыра».
  4. Декабрь – «Зимняя  сказка».
  5. Январь – «Пифагор».
  6. Февраль – «Здоровье».
  7. Март - «Читалия».
  8. Апрель - «АБВГДейка».
  9. Май - «Моя Родина».
  10. Июнь - «Здравствуй, лето!».

      Каждый месяц включает в себя следующее направления воспитательной работы:

  1.    интеллектуально - познавательное
  2.    нравственно - эстетическое
  3.    психофизическое  здоровье
  4.    Трудовое
  5.    Спортивно - массовое

Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятии.

       2010 – 2011 год был  посвящён празднованию 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина. В связи с этим в  школе  прошли  следующие мероприятия: оформление тематического  стенда, конкурс рисунков и  сочинений о космосе, конкурс  чтецов на  данную  тему, классные часы, викторины,  просмотр  кинофильмов и  мультфильмов по  данной  тематике. Все  классы  приняли  активное  участие. Сочинения  учащихся  2в класса (кл.рук. Студенникова Н.Г.) и 3а класса (кл.рук. Кунгурова И.М.)  были  опубликованы  в  «Тогучинской» газете.  Не  обошла  школа  стороной  и  25-летие Чернобыльской  трагедии. Классными  руководителями были  подготовлены  и  проведены классные  часы, включающие  презентации  и  документальный  фильм на тему «Чернобыль – до и после аварии».

      Подготовка и проведение школьных мероприятий поручаются  классам по очереди. Многие мероприятия проводятся по параллелям. Вошло в традицию проведение предметных недель по русскому языку, математике, природоведению. Участие детей в олимпиадах (очных и заочных) способствуют повышению интеллектуально развития и индивидуальных способностей учащихся.  Учащиеся нашей школы  традиционно  принимают  участие в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и «КИТ».

Классными руководителями были проведены предметные КВНы, что способствовало развитию познавательной активности учащихся. С целью повышения уровня читательского интереса и привития любви к книге в школе были проведены конкурс чтецов, КВН «Мои любимые сказки», праздник Букваря. Школа  тесно сотрудничает  с детской библиотекой  Пенькозавода, сотрудники  которой  частые гости на  классных часах и  на внеклассных мероприятиях.

В нашей школе действуют кружки по интересам, школа  взаимодействует  с ЦРТДиЮ,  со  спортивной  школой,  со станцией  юных натуралистов.

 Руководители кружков, являясь  классными  руководителями, поддерживают партнерские отношения с семьей, совместно решают проблемы воспитания и развития личности, изучают психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, своевременно оказывает помощь и поддержку воспитанникам.

В школе  в  этом  году работает 5 кружков,  которые  посещают 94  учащихся  и  65  учащихся занимаются  в  детских творческих  объединениях  в  учреждениях культуры (КДЦ, СДК,  музыкальная  школа). Всего  охвачено кружковой  работой   65% учащихся школы.   В кружках созданы условия для развития умственных и физических способностей, для развития талантов.  Очень важны и  интересны  кружки факультативного   плана  «Разговор  о правильном  питании»  и  «Две  недели  в  лагере».  Они  развивают  культуру  поведения, расширяют  кругозор  детей,  обогащают  их  речь, способствуют  оздоровлению  детей.  Кружки «Эрудит»  и  «Информатика»  способствуют  развитию  логического  мышления,  активизируют  познавательные процессы и мыслительную деятельность.

Кружковая   работа в МБОУ  ТНОШ 2010- 2011г.

кружок

Кол-во детей

Руководитель

«Развитие  речи»

1а кл – 11 человек

Колесникова Н.А.

«Наследие  наших  предков»

4б кл- 21человек

Рябцева  А.И.

«Эрудит»

4в кл- 11человек

Кульпина Н.М.

«Две  недели в лагере  здоровья»

2в кл- 21 человек

Студенникова Н.Г.

«Информатика»

2-е кл – 30 человек

Мельков  С.Ю.

Школа  взаимодействует  с  ЦРТДиЮ, КДЦ,  со спортивной  школой, со станцией юных  натуралистов,  участвует в муниципальных, региональных  и  международных  конкурсах.

Сроки

Участники (отдельные учащиеся и коллективы)

Название и  уровень  конкурсного  мероприятия

Результативность

2010–2011уч.год

Отдельные участники

Районный конкурс  рисунка «Школа глазами детей» (КДЦ)

Участие

Коллектив  учащихся 4б класса (кл.рук. Рябцева А.И)

Районный конкурс  чтецов «Вдохновение»

Призовое (2) место

Отдельные участники

Районный  конкурс рисунка «Нарисуй  сказку» (КДЦ)

Участие

Коллектив  учащихся МБОУ  ТНОШ

Районный конкурс «Что? Где? Когда?»

(ЦРТДиЮ)

Призовое (2) место

Отдельные  участники

Районный конкурс «Природа и фантазия» (СЮН)

Призовое  (1) место

Коллектив  учащихся МБОУ ТНОШ

Районный конкурс «Мода. Фантазия». (ЦРТДиЮ)

Призовое (1) место

Команда ТНОШ

Спартакиада  школьников  Тогучинского  района 2010-2011г


призовое 3  место

Отдельные  учащиеся

Районный конкурс «До-ми-солька»

участие

Отдельные участники

Районный  конкурс  рисунка «Мамочка моя» (КДЦ)

участие

Отдельные  участники

Районный  конкурс Зеркало   природы» «СЮН»

Призовые  места

Отдельные  участники

Областной  конкурс

«Патриотическая экспедиция «Родная семья»

участие

Отдельные  участники

Районная  выставка  рисунков «Космосу посвящается» (КДЦ)

участие

Отдельные участники

Районная  выставка рисунка «Тепло семейного  очага»

Дипломы 1, 2, 3 степени

Отдельные участники

Районная  выставка декоративно – прикладного  искусства (ЦРТДиЮ)

Призовое (2) место

  Выводы:  Продолжить работу по организации досуговой деятельности учащихся.  Расширить направленности дополнительного образования детей. Повысить привлечение детей в объединения дополнительного образования детей, спортивные секции.

        Большая воспитательная работа в течение всего года проводилась учителями в классах. В каждом классе выбран актив, идет смена поручений, налажено дежурство по классу и по школе. Особенно активно работают цветоводы, санитары, физорги. Классные руководители активно организовывали досуг детей внутри класса, цель -  общение детей друг с другом.   Во всех классах регулярно проводились дни именинников, где дети учились общаться между собой, много играли, учились соблюдать правила этикета. Различные мероприятия:  КВНы, конкурсы, праздники, в которых участвуют и дети, и родители,  развивают у детей инициативу, формируют организаторские навыки.

      Классные руководители уделяют большое внимание  формированию воспитывающего коллектива, считая его фактором коррекции культурного поведения через педагогическую ситуацию выбора, творчества игры, успеха. Ими была проделана большая воспитательная работа по всем направлениям. Посещенные мероприятия отличались глубоким содержанием, хорошей продуманностью и оказывали воспитательное воздействие на учащихся.

 Результат диагностики уровня воспитанности   выпускников  начальной школы: высокий  уровень – 29%, средний уровень –45,6%,  низкий уровень – 24,6%.  Сравнивая с результатами прошлого года можно сделать вывод, что уровень воспитанности с высоким  и средним уровнем – вырос.  Но и  учащихся с низким  уровнем  воспитанности  достаточно  большой  процент, поэтому  классным руководителям нужно продолжать работу по повышению уровня воспитанности детей,  больше уделять внимание развитию самоуправления в классном коллективе, организовать работу так, чтобы часть ответственности ложилась на актив класса.

     Налажено дежурство по школе. Ответственный класс в течение недели  следит за дисциплиной на перемене и санитарным состоянием кабинетов. По результатам дежурства еженедельно проводятся линейки, где ребята узнают школьные новости, план работы и др. Всё это способствует формированию самодеятельных и самоуправленческих начал жизни класса и школы.

      Вывод: Благодаря работе классных руководителей многие учащиеся нашей школы стали призерами различных конкурсов: коллектив  4б класса (кл.рук. Рябцева А.И.)  занял 1 место  в районном конкурсе «Мода. Фантазия», 2 место в  районном  конкурсе «Что? Где? Когда?» и 2 место в районном  конкурсе «Вдохновение»; Кожемякин Никита (1а кл, кл.рук. Колесникова Н.А.), Павлюк Вика (1в кл, кл.рук. Столяренко Л.Н.), Мосягин Андрей (2а кл, кл.рука. Тобалевич Л.А.), Колпакова Дарья (2в кл, кл.рук. Студенникова  Н.Г.), Точенов Данил (4а кл., кл.рук. Козеева Л.В.) – стали призёрами районной  выставки декоративно – прикладного  искусства;  рисунки  ребят  нашей  школы  выставлялись  на  выставках в  КДЦ и  были  отмечены почётными  грамотами, Стрековцов  Володя (4б кл, кл.рук. Рябцева А.И.) принял  участие  в Областном  конкурсе  «Патриотическая экспедиция «Родная семья». Учащиеся активно принимали участие в школьных праздниках, выставках, предметных декадах.  В следующем учебном году целесообразно продолжить создание условий для развития творческих способностей учащихся, для этого продолжать  распределять ответственность за проведение праздников по отдельным параллелям.  Анализируя    общешкольные    дела    и    мероприятия,    следует с удовлетворением отметить, что большая часть ребят школы – активные участники всех дел. Об этом свидетельствуют Почётные грамоты и призы, завоёванные ребятами.   Не всё, конечно, удавалось. По моему мнению, следует начать с чётко ориентированной работы в классах. Классные руководители должны быть   более требовательными к своим подопечным, учить их ответственно, а где необходимо и творчески подходить к любому делу. Только под руководством классного руководителя «закипит» работа сначала в классе, а потом и в школе в целом.         

        Школа активно работает по направлению «Здоровый образ жизни». План  работы  педагогического  коллектива по  воспитанию  потребности  в ЗОЖ  и профилактике  вредных  привычек включал  следующие мероприятия: вовлечение  учащихся  в  кружки  и  секции учреждений  дополнительного  образования и   школьные; организация КТД, конкурсов,  спортивных  состязаний  и  вовлечение  в  них  учащихся,  в  первую  очередь  из «группы  риска»; классные  часы  и  беседы, встречи с медицинским  работником, конкурсы  рисунков  и  плакатов «Мы  выбираем ЗОЖ», творческие  работы  учащихся.

      Особое внимание в прошедшем  году уделялось профилактическим мероприятиям в сфере антинаркотической  тематики и  борьбы с туберкулёзом: проведены классные часы с обучающимися, классные  и общешкольные родительские собрания. Кроме того, каждый классный руководитель планирует и проводит в течение года классные часы о режиме дня, гигиене, о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков, о безопасности жизни, 3б классом (кл.рук. Денисенко Е.В.) была  подготовлена  линейка «Чистота – залог здоровья»; 2-в класс занимался по программе «Разговор о правильном питании» (2 год обучения). Для учащихся 1-х классов был проведен праздник «Друзья  Мойдодыра».

      Выводы: Работа в этом направлении должна быть продолжена, т.к. проблемы здорового образа жизни на сегодня актуальна.

Профилактической работой среди младших школьников по правонарушениям в течение года занималась администрация школы, классные руководители. В администрации г.Тогучина проводились заседания Комиссии по  делам несовершеннолетних  с приглашением родителей учащихся из семей, состоящих на внутришкольном контроле.          Систематически администрация школы и классные руководители посещали на дому детей из неблагополучных  семей.

Категории семей

2007-2008 гг

2008-2009гг

2009-2010гг

2010-2011гг

Многодетные     (в них детей)

14/ 21

19/19

14/16

14/14

Малообеспеченные (в них детей)

58/69

43/49

34/36

63/65

Социально-опасные

 (в них детей)

13/13

8/6

11/13

5/5

   Все  дети  из  малообеспеченных  и  многодетных  семей  были  обеспечены  бесплатным  питанием  в  течение  года.

   Особым вниманием в работе школы пользуются проблемные учащиеся и дети из неблагополучных семей, и особое место занимает работа с детьми группы риска.

На учёте в ОВД

На учёте в ОУ

Верятин Алексей (3а)

Воробьёва Александра (1а)

Иконников Максим (3в)

Глусцова Юля (4б)

       На внутришкольном уровне с этими детьми ведется профилактическая работа, организация их досуговой деятельности (все эти дети вовлечены в кружковую работу), работа с родителями, социально-психологическая помощь,  работа с ОППНД.

        Одной из основных задач педагогов в этом учебном году являлась задача укрепления сотрудничества и расширение поля позитивного общения с семьей, вовлечение родителей в воспитательный процесс школы, создание единого воспитательного пространства «родители – дети - учителя». Были разработаны и проведены мероприятия, предполагающие участие всей семьи: весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья» (1в класс, кл.рук. Столяренко Л.Н.), мероприятия, посвящённые 8 марта, с приглашением родителей (1б кл, кл.рук. Лобес О.С., 3в кл, кл.рук. Колупаева Т.Н., 2б кл, кл.рук. Тонкушена С.Н. и др), сочинения на тему «Родные имена», посвящённые 66-летию Великой Победы, конкурс  рисунков  на  тему «Моя семья» и т.д.

    Хорошо налажена  работа  с  родителями у классных  руководителей 1в класса (Столяренко Л.Н.),  2б класса (Тонкушена С.Н.), 3в класса (Колупаева Т.Н.), 4б класса (Рябцева А.И.). Одной из основных форм работы с родителями оставалась родительское собрание. На них обсуждались проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классные руководители направляли деятельность родителей. В большинстве своем – это был взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний была самая разнообразная. Однако в новом учебном году необходимо разнообразить саму форму проведения родительских собраний: круглые столы, тематические дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, встречи с администрацией школы, с учителями – предметниками, работающими в данном классе. Важной формой работы с родителями по-прежнему остается деятельность родительского комитета, который вместе с педагогами решает общие задачи. Необходимо при участии родительского комитета шире привлекать родителей к участию в мероприятиях, к оформлению кабинетов, к благоустройству и озеленению школьного двора, к творческой совместной деятельности.

    Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, ее истории и традициям. В  данном  направлении  проводились  линейки к 23 Февраля (4б кл, кл.рук. Рябцева А.И. и 2б кл., кл.рук. Тонкушена С.Н.), к 9 Мая (2б кл, кл.рук. Тонкушена С.Н). Организованы и проведены Весёлые старты, посвящённые  23  февраля (2а кл, кл. рук. Тобалевич Л.А., 3б кл., кл.рук. Денисенко Е.В., 1а кл.,кл.рук. Колесникова Н.А.), конкурсная  программа «Самый  классный» (4в кл, кл.рук. Кульпина Н.М), спортивные игры среди учащихся всех классов по параллелям, участие в Митинге у памятника воинам – тогучинцам, участие  ребят четвёртых классов (кл.рук. Козеева Л.В., Кульпина Н.М., Рябцева А.И.) в  смотре показательных выступлений  отряда ОМОН.  Во всех классах прошли классные часы, посвященные Дню Победы. Учащиеся 4б класса

( кл. руководитель Рябцева А.И.) приняли  участие  в   Областном  конкурсе «Патриотическая экспедиция «Родная семья».

Вывод: Проделанная работа имеет большое воспитательное значение, т.к. дети узнали много нового из истории нашей страны, из истории своей семьи, это вызвало в них чувство гордости, уважения к людям, которые победили в войне.

В течение 2010-2011 учебного года под  контролем были  опекаемые  и приёмные  дети (14 человек).  Имеют проблемы  с  поведением    Иконников  Максим (3в кл), Воробьёва Александра (1а кл), Глусцова Юля (4б кл). Эти ребята  были  замечены  в  воровстве,  поставлены  на  внутришкольный  контроль.  С ними  проводились  профилактические  беседы. Дети постоянно привлекаются к участию в общественных мероприятиях. Школа поддерживает связь с опекунами, систематически контролирует какие-либо изменения в жизни опекаемых. Регулярно проводились обследования жилищно-бытовых условий жизни детей.     

   Согласно плану летней занятости  учащиеся  школы  оздоровлены на базе  санатория «Тогучинский».

Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе проводятся семинары со школьным психологом, проходят педсоветы по проблемам воспитания. В школе работает 12  классных руководителей. У каждого есть свои особенности в работе с классом, свои «излюбленные» темы, приемы работы. В этом учебном году  классные руководители очень ответственно подошли к работе по составлению плана воспитательной работы класса. Учителями были выявлены проблемы, как отдельных учащихся, так и всего классного коллектива и выбрана основная цель воспитательной работы на год. Так, например, хорошо налажена работа с детьми по проведению внеклассных мероприятия у  Колесниковой Н.А. (1А), Лобес О.С. (1б), Тонкушеной С.Н. (2Б),  Колупаевой Т.Н. (3В), Денисенко Е.В.(3б), Рябцевой А.И. (4б), Кульпиной Н.М. (4в).  У Рябцевой А.И. составлена  воспитательная  программа  работы с классом. Её  воспитательный  опыт  работы  был  обобщён.

Выводы:

1. В школе создан благоприятный психологический климат для развития творческой активности учащихся, формируется позитивное отношение к урочной и внеурочной деятельности.

2. Воспитательная система школы обеспечивает разнообразные потребности школьников в творческой деятельности через классные, общешкольные мероприятия.  Но из-за проблемы  отсутствия  помещения  для  организации  кружковой  работы, классным  руководителям  следует  привлекать  ребят  к  занятию  в  кружках  вне школьного  учреждения.

3.Несмотря на все хорошее, что можно  отметить в работе классных руководителей, надо более четко организовать систему проведения классных часов, изучение результативности воспитательной работы. Надо вести работу по накоплению опыта лучших классных руководителей.

 Предложение:  классным  руководителям собирать свою школьную медиатеку лучших презентаций классных часов и внеклассных мероприятий,  делиться наработанным опытом.    

Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей в необходимости развития воспитательной системы школы в 2011-2012 учебном году, необходимо решать следующие воспитательные задачи:

  1. Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса;
  2. Организовать разнообразные формы и содержание внеурочной деятельности детей;
  1. Обеспечить возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
  2. Реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей;
  3. Организовать осмысление воспитанниками полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;
  4. Организовать взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, общественностью района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...