Отчет по воспитательной работе (начальная школа)
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Франчук Наталия Олеговна

Из личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_lichnogo_opyta.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №11 г.Королева

ОПИСАНИЕ
ЛИЧНОГО
ОПЫТА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11

Г.Королев

Франчук Наталия Олеговна

Учитель начальных классов

«Классный руководитель - организатор деятельности учащихся, способствующей духовно-нравственному развитию их личности»

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных

Э. Асадов

          Система российского образования интенсивно реформируется и обновляется. Процесс обучения неразрывно связан с процессов воспитания и социализации школьников. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение данной задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников очевидна:

Во-первых, общество нуждается в подготовке  образованных, высоконравственных людей.

Во-вторых, в современном мире маленький человек окружен множеством разнообразных источников мощного воздействия как позитивного, так и негативного характера, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

В-четвёртых, нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Формировать основы духовной ориентации и нравственного поведения необходимо начинать именно с начальной школы, так как наша деятельность носит целенаправленный и целостный характер, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личной позиции, определяющейся личными качествами.

Мною воспитательный процесс рассматривается как совместное с ребенком восхождение на уровень современной культуры во всех её проявлениях, начиная от вхождения в цивилизованное общество и заканчивая присвоением духовных ценностей, выработанных человечеством.

Я понимаю, какая  серьезная ответственность лежит передо мной как перед учителем, воспитателем, классным руководителем. От меня зависит, как будет чувствовать ребенок в школе, как он найдет свое место в нашем прекрасном мире, в чем он будет талантлив, как будет относиться к обществу. Самому ребенку разобраться в таких взрослых, серьезных вопросах бывает не под силу. Значит, научить, направить, помочь, защитить, посоветовать предстоит именно  мне. Ежедневно на меня смотрят глаза моих учеников - будущее  поколение России. И от того каким оно станет, зависит не только жизнь страны, но и моя в том числе.

Я хочу, чтобы школа стала для детей вторым домом. Постараюсь  все сделать для этого

• Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому буду жить по принципу: относись к детям так, как бы ты хотела, чтоб они к тебе относились.

• Я не всезнайка. Поэтому я и не буду казаться им быть.

• Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.

• Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли. Поэтому я буду стараться понимать и принимать детей.

• Я люблю, когда меня принимают такой, какова я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

• Я - человек и склонна ошибаться. Поэтому я буду терпелива к ошибкам детей.

• Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

• Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.

• Я постараюсь привить детям справедливость, терпимость. упорство. Я научу их ненавидеть ложь и любить правду.

• Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удар.

• Я чувствую страх, когда я беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

И чтобы это у меня получалось, я не забуду:

• входить в класс с улыбкой;

• при встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;

• буду всегда выдержанна, терпелива, уравновешенна, внимательна;

• не буду искать легкого пути в общении,

• вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;

 что трудности развивают способности, но не принижать и не завышать планку трудности;

 постараться вселять в ребенка веру в себя;

• радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;

 не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске;

• не бояться извиниться, если не права, быть терпеливой к ошибкам детей;

 что среди детей не должно быть "любимчиков", в каждом можно найти предначертанное ему;

• не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут;

• жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.

• нести детям добрую энергию.

С моими первоклассниками знакомство произошло в 2010 году. Каждый получил от меня открытку-приглашение на самый важный и значимый для него праздник - День Знаний. Месяц мы знакомились, присматривались, изучали друг друга и даже успели полюбить. Уже в октябре состоялся праздник «Посвящение в гимназисты», где мои подопечные ощутили себя полноправными членами детской школьной организации со своим уставом, законами, гимном. Ребята дали клятву и поняли, какая ответственность на них ложится, став гимназистами. Им еще только предстоит узнать те ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, мужество, справедливость, умение ценить прекрасное и многие другие. Эти ценности являются методологической основой духовно- нравственного и гражданского воспитания.

Сама идеология УМК «Перспектива»  нацелила меня на  первый шаг  в создании воспитательной программы «Я в мире и мир во мне», которая способствует  построению образа «Я»,  включает в себя самопознание, саморазвитие, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

При организации духовно-нравственного воспитания обучающихся я придерживаюсь следующих направлений:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

 —воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

  —воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

 —способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; 

  —воспитывать ценностное отношения к прекрасному, формировать представлений об эстетических идеалах и ценностях;

 — приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

 Для реализации программы требуется решить следующие задачи:

- пробуждение интереса у детей творчеству;

- создание атмосферы, способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;

- содействие возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых;

- оказание помощи семье в вопросах образования детей.

1-й год реализации программы:

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;

- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

- привлечь родителей к реализации данной программы.

2-й год реализации программы :

Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

 - нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу

жизни; 

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 

3-й год реализации программы (3-й класс):

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

- совершенствовать познавательную активность учащихся;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора; 

- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми. 

4-й год реализации программы (4 класс):

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания: 

- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, проектной  деятельности, участие класса в общешкольных мероприятиях.

Наиболее значимые черты моей воспитательной системы:

Через систему классных часов (некоторые из них)

1.Мы мальчики и девочки

2.Мои сильные и слабые стороны

3. Что такое вредные привычки?

4.Я – ученик.

5.Моя малая Родина

6. Поговорим об уступчивости

7.Урок толерантности

8. Имя России- Сергий Радонежский

9. Мое и чужое

10.Жизнь дана на добрые дела

11. Паралимпийские игры

12.Олимпиада Сочи -2014

13. Блокада Ленинграда

14. Мы все разные, но мы все одна семья.

15.День Конституции РФ

Экскурсии.

1.Музей В.Н. Васнецова

2. Фабрика елочных игрушек Павлово-Посадского р-она

3. Политехнический музей

4.Планетарий

5.Жостовская фабрика декоративной росписи

6.Музей – панорама «Бородинской битвы»

7.Музей космонавтики

8. Этнографический музей. История русского быта.

8. Экологическая тропа «Лосиный остров»

9. Третьяковская галерея

Сотрудничество с информационно-образовательными центрами, которые устраивают для учащихся лекции-выставки.

1.Экологическая станция «Животные Красной книги»

2.Народная игрушка

3.Эпоха рыцарей

4. Древняя Русь

5. Бородинская битва

Праздники и памятные даты

  • Осенний фестиваль искусств: «Унылая пора очей очарования», где проводились конкурсы чтецов, конкурс рисунков и поделок из природных материалов
  • Конкурс рисунков «Самое главное слово на свете»
  • Конкурс  чтецов, посвященные  Дню Победы
  •  Конкурс чтецов, посвященный  Олимпиаде Сочи-2014
  • Дни здоровья
  • Выставка рисунков «Самый главный человек», посвященный Дню матери
  • День гимназиста
  • Праздник прощания с Букварем
  • Викторина, посвященная 125-летию со дня рождения С.Я. Маршака, с показом «Сказка про глупого мышонка», подготовленная учащимися 3-а класса
  • А ну-ка, мальчики!
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • Масленица
  • Праздничный концерт, посвященный 8 марта
  • Литературно-музыкальная композиция, посвященная блокаде Ленинграда
  • Викторина «Путешествие по неизведанным планетам»
  • Вахта памяти ко Дню Победы
  • Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны
  • Встреча с олимпийской чемпионкой Татьяной Колпаковой
  • Театральная постановка  «Снежная королева»
  • Конкурсная программа Дневник барышни – гимназистки. (См в приложении)

 Сценарий этого праздника напечатан в издательском доме «Успехпресс»,  подтверждает мое  авторство Диплом №12-24 в номинации «Первый творческий успех»

Акции

  • День гимназии. Ежегодная благотворительная  ярмарка., вырученные деньги идут на подарки ветеранам Великой Отечественной войны
  • «Письмо водителю»
  • Экологическая акция «Спаси дерево»
  • Акция «Милосердие».

 Сбор теплых вещей и игрушек для детского дома

Участие во всероссийских  дистанционных викторинах

  • Путешествие в страну любимых мультфильмов (6 победителей)
  • Логические матрешки (7 победителей)
  • Математические игры на олимпийский лад (7 победителей)

Выезд на природу совместно с родителями ежегодно в мае

Одним из наиболее интересных направлений своей воспитательной работы я считаю проектную деятельность. Чтобы мир стал частью ребенка, надо его исследовать. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Данный метод ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей проблемы.

Воспитательная система класса – плодотворная почва для применения метода проектов. Что меня как классного руководителя привлекает в данной технологии? В первую очередь, возможность настоящего дела, когда ребёнок видит результат своего труда, понимает важность того, что он делает, и начинает верить в свои силы, в то, что он талантлив, а значит, интересен. Через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле ребёнок чувствует себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. Для классного руководителя это главное. Кроме того, проектная деятельность хороша тем, что во время работы над проектом каждый ученик находит себе дело по душе и по своим возможностям. Таким образом, в процессе работы каждый ребёнок активен, занят делом.

Наши проекты.

Я и мое имя.

Буквица

В поисках правды о ежах

Есть ли жизнь на Марсе?

 Мир наших увлечений

Машина времени

Никто не забыт, ничто не забыто

Русская деревня

Живой танграм  (См. в приложении)

Прогнозируемый результат воспитательной системы

Выпускник начальной школы — это человек:

  1. любознательный, активно познающий мир;
  2. любящий родной край и свою страну;
  3. владеющий основами умения учиться;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

                   выполняющий правила здорового и безопасного образа                             жизни для себя и окружающих.

Диагностика проводится совместно с психолого-педагогической службой гимназии.

1. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности

2. Диагностика сотрудничества в детском коллективе

3.  Диагностика уровня воспитанности

Эффективность воспитательного процесса в рамках настоящей концепции воспитательной системы:

Критерии

Показатели

Отношение воспитанников к внеклассной работе

Достижения воспитанников в различных социальных сферах

Состояние уровня нравственной воспитанности обучающихся

Высокий уровень нравственной воспитанности

Отношение родителей к жизни класса

Наличие родительского самоуправления,  активное участие родителей в жизни класса

Вовлеченность воспитанников в систему дополнительного образования

Рост числа воспитанников, занимающихся в различных творческих объединениях, спортивных секциях, кружках.

Уровень удовлетворенности родителей и детей жизнью класса, школы

Положительные отзывы учащихся и родителей о школе, классе, классном руководителе

Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы начальной школы

Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год...

Анализ учебно-воспитательной работы начальной школы

Перед вами анализ работы начальной школы за год....

Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы

Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для  решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным ра...

Проектная деятельность в воспитательной работе начальной школы

Проектная деятельностьв воспитательной работе начальной школы...

План воспитательной работы начальная школа (2,4 кл.)

План воспитательной работы во 2, 4 классах на 2019-2020 уч.год...