Внеклассное занятие "Самоцвет и человек"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Проводится в форме игры-соревнования команд. Увлекательные задания дают возможность командам собрать необходимое количество камней-самоцветов со словами. В итоге из слов команда составляет пословицу, говорящую о том или ином качестве человека.

...Самоцвет блещет гранями после обработки его мастером. Человек красен своим трудом, знаниями в ходе кропотливого труда над собой и над совершенствованием своих умений. Создание кластера личности выпускника 4 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_chelovek_i_samotsvet_4kl.docx115.48 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие  

по  интеллектуальному  направлению

«Человек  и  самоцвет»

4 класс

    Данное занятие проводится в 3 триместре, после изучения на уроках окружающего мира материала по географии России и истории российского государства.

Цель занятия: активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять границы познания учащихся.

Задачи:                                                                                                                                  1.Формирование интереса к изучению математики, умения анализировать и делать выводы.  

2.Развитие внимания, логического мышления, устной речи, памяти, кругозора.

3.Воспитание умения работать в коллективе, умения договариваться, чувства ответственности, товарищества.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • понимание нравственных человеческих ценностей.

Метапредметные.

Коммуникативные УУД:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение, аргументировать его при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
  • Адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности.
  • Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные УУД:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения  конкретного задания.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с логически-поисковыми заданиями.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием и образцом.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия товарищей.

Познавательные УУД:

  • Искать информацию и представлять найденную информацию.
  • Применять схему (модель) для осмысления информации.
  • Строить небольшие рассуждения в устной форме, сравнивать и делать выводы.
  •  Пользоваться эвристическими приёмами при решении математических задач.

Предметные.

  • Анализировать текст задачи, ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос.
  • Моделировать ситуацию.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в диалоге.
  • Разбивать фигуру на части. 
  • Выявлять закономерности в расположении слов; составлять предложения в соответствии с нормами речи и конструкцией предложения.

Форма проведения:  деловая игра (всех детей заранее разделить на группы-команды по 4-6 человек).

Оборудование:

1.Презентация.

2.Мультимедийный проектор.

3.Компьютер.

4. Столы для команд (в зависимости от количества групп-команд)

  • У каждого стола - стулья по количеству участников.
  • На каждом столе 5 пронумерованных пакетов с заданиями (можно вместо пакетов использовать пронумерованные карточки).

5. Карточки с изображением камней «самоцветов»  (по 5 карточек одного цвета для каждой команды),  на обратной стороне которых написаны слова из пословиц.

6.Толковый словарь Ожегова.

7.Физическая карта России.

Предварительно провести:

1.За 1-2 дня устроить выставку «Изделия из поделочных камней».

2.Выставку и чтение книг об Урале и уральских мастерах, произведений П.П.Бажова.

ХОД  ВНЕКЛАССНОГО  ЗАНЯТИЯ

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент.

-Мозговая шапка.

СЛАЙД -1  

СЛАЙД-2 «вылетают» первые буквы слов.

2.Беседа.

СЛАЙД-3

самоцветы

3.Актуализация

СЛАЙД-4

СЛАЙД-5

портреты

СЛАЙД-6

человечек

4.Игра.

 СЛАЙД-7

Камни и их названия

СЛАЙД-15

Разминка.

СЛАЙД-16

Контрольный текст на слайде

СЛАЙД-17

Контрольный  путь

возврат на слайд -камни

СЛАЙД-18

Поделочные  камни, изделия

Возврат  на СЛАЙД – камни

СЛАЙД-10

Логически-поисковые задания.

СЛАЙД-9

Квадрат

СЛАЙД-10

Квадрат заполнен

Возврат  на СЛАЙД – камни

СЛАЙД-12

Весёлая переменка

СЛАЙД-13

СЛАЙД-14

Возврат  на СЛАЙД – камни

СЛАЙД-11

Возврат  на СЛАЙД – камни

СЛАЙД-19

Человечек

СЛАЙД-19

Появляются слова-качества человека

(кластер, модель)

5. Рефлексия.

Настраиваемся  на  работу.

Покачивание головой, уронив её на грудь.

«Закручивание» мочек ушей.

*Задаёт  устно в быстром темпе вопросы учащимся .

1).У матери 6 сыновей, у каждого сына есть родная  сестра. Сколько детей в семье?  

2).В какой стране находятся знаменитые пирамиды?                                                    

3).Ты за ней, она от тебя. Ты от неё, она за тобой. Что это?                                                          

4).Оно бывает сливочным, машинным, растительным. Это  что?                              

5).Они  сидели на носу у Знайки.            

6).Что идёт не двигаясь с места?            

7).Гласная буква, на которую не начинаются слова?                                                              

8).Знак для обозначения числа.

9).Сотка – назови по-другому.                  

*Из рассыпанных букв составьте  слово  и  вы  узнаете  о  чём  сегодня  будем  говорить.    

*Где добывают самоцветы, в  каких  странах?

В  каком месте на территории нашей страны добывают самоцветы?  (учитель обращает  внимание на карту России, на Уральские горы)

Какие  легенды  о самоцветах  читали или слышали?

(о том, что самоцветы под  землёй  охраняют  гномы)

Говорит.

*Самоцветы… Чтобы  удивиться  красоте  и  сиянию  драгоценных  камней, надо  всего  лишь минуту.

А чтобы появился самоцвет в глубинах земли, прошли годы. Чтобы показать его красоту, человек его добыл, обработал, показал блеск граней, раскрыл достоинство камня.

*Так и человек. От природы ему даются способности, возможности.  Чтоб засияла личность, нужно трудиться,  воспитывать в себе достойные качества.

*Тема нашего занятия «Человек и самоцвет».

Среди людей есть много известных личностей: Пушкин, Ньютон; наши земляки – Пластов, Языков, Чернышевский.

Кто эти люди? в чём прославились?

*Настоящим самородком был М.В. Ломоносов. А что такое «самородок»? … Помощь ищем в словаре.

*Начинать  воспитывать в себе достоинства  надо сейчас, с малого. «Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей». Объясните смысл этой пословицы.

*Вот и готовы «толкователи». Что такое самородок?

*Почему Ломоносова называют самородком?

*Но если бы у Ломоносова не было усердия и стремления, вряд ли бы он стал достойной личностью.

*Попробуем поставить цель… свяжите её с темой занятия.

Цель: узнать,  какими качествами  надо  обладать, чтобы стать достойной личностью.

*Создадим кластер личности.   (Понятие «кластер» на доске).

*Работаем в группах, определите роли в группах (руководитель, оратор, писарь и т.д.).

*Для достижения цели будете собирать самоцветы.

За правильный ответ – группа получает самоцвет, на обратной стороне которого слово из пословицы. Чем больше камней-самоцветов  соберёте, тем точнее пословица расскажет о качестве человека.

Каждый камень – задания.

Посмотрим, какие задания  скрывает  сапфир.

Клик  на  сапфир.

*Возьмите  пакет №1.

На  карточке задание.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Открытое мероприятие\88621473_large_0053.jpg

Читает  учитель.

Тихо  было  в  лесу. Но  вот  надвинулись  тучи.  Налетел  ветер.  Заскрипели  вершины  деревьев. Зашумели  вековые  сосны.  Стали  ломаться  сучья.  Звери  притихли  в  норах.  Спрятались  насекомые  и  птицы.

*Итог 1 задания:  Проконтролируем  свою  работу.

Отметили 10-8 изменений-высокий уровень слух. памяти; 5-7 – средний,

4 и меньше-низкий.

*Возьмите  пакет №2. Задание:

Помогите  гному  добраться до  самоцветов. Его  путь  должен  проходить  только  по  клеточкам  с  гласными  буквами.

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Открытое мероприятие\88621403_large_0005.jpg

*Итог 2 задания: Проверим свою работу.

Клик  на  бирюзу. На внимание и быстроту.

Пакет  №3.

Как  можно быстрее  запиши  слова,  которые  кроются  под  следующими  номерами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15

  В   л   о   с   з   и   т   м   н     а     е     ц     к      р     х

 8 10 2 10 15 6 7 - …..                 3 9 6 13 4 - …..

 5 8 11 11 1 6 13 - …..                 13 1 10 14 12 - ……

*Итог 3 задания:

Посмотрим  на  экран.

Эти  камни  не  такие  дорогие, как  рубины  и  изумруды.  Но из них мастера создают настоящие шедевры – украшения, шкатулки, предметы интерьера.

Что  кроется  за  рубином?

Клик  на  рубин.

Пакет  №4.

У  каждой группы  по одному предложению.

Исправь  ошибки  в  предложениях.

1. В дороге нас застал снежный буран.

2.На Камчатке много горячих гейзеров.

3. Караван двигался по песчаным барзанам.

4.Вдали появились ледяные айсберги.

5.Через месяц спустя геологи уехали.

Итог 4 задания: Послушаем группы,   что у каждой получилось.

Пакет  №5.

Кто  быстрее найдёт  пятибуквенные  слова,  используя  трёхбуквенные.

О

Ь

 Б

Ё

Г

А

Б

И

О

А

 

Итог 5 задания: Проверим,  что  получилось  у  вас.

О

Г

О

Н

Ь

 Б

Е

Л

Ь

Ё

Г

Р

Я

Д

А

Б

Р

О

В

И

О

С

О

К

А

Клик   на  александрит.

Ф/м. Отдохнём.

Упр.№1 – восьмёрки в воздухе вытянутыми руками

Упр.№2 – фигуры в воздухе

Упр.№3 – взять правой рукой левое ухо,

левой рукой за нос. По хлопку – поменять руки.

Упр.№4 – для глаз.

Клик на изумруд.

Решаем нестандартные задачи.

Пакет №6.

1). Мастера  обработали поделочные  камни:              белых  и  розовых – 500 штук,  розовых и зелёных -400,  белых и зелёных – 300. Сколько  камней  каждого  цвета  было  обработано?

2).Вдоль беговой дорожки равномерно  стоят столбы. Старт дан  у 1-ого столба. Через 12 минут бегун был у 4-ого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у 7-ого столба?

3).Размести 3 кружка у сторон прямоугольника так, чтобы у каждой стороны было по 1 кружку?

4).Если намотать 3м верёвки на катушку, получится 100 витков. Сколько витков получится, если намотать полтора метра? А если 12 метров?

5).Раздели  квадрат на 4 одинаковые  по  форме части так,  чтобы в  каждой части было по 1 чёрному квадрату и по 3 белых.

* Слушаем ораторов от групп.

Итог 6 задания:

 

*У  нас  остался один самоцвет- аметист.

Клик – на аметист.

*Надо  составить  модель  личности.

Переверните свои камни, составьте пословицу.

О каком качестве говорит ваша пословица?

Клики  =  появляются  слова.

трудолюбивый, добрый,

любознательный, самостоятельный,

внимательный, социальный (отзывчивый),

справедливый, умеющий слушать и понимать

(Итог по схеме подводит учитель):

*Современный  мир  требует  самостоятельной, трудолюбивой, любознательной личности. А добро и дружба важны всегда, они придут вам на помощь в трудную минуту.  Социальная – умение договариваться друг с другом, ладить.

*А теперь посчитаем, сколько самоцветов в группе. Какая группа  сегодня  лидер? Дайте оценку работы членов группы.

(Учитель устно оценивает деятельность групп).

*Прикрепите свои самоцветы на доску.

Вы собрали гору самоцветов.

Каждый камень дорог  и имеет свою цену.

 Так и человек.  Каждый  из  вас  имеет  свою  особенность, способность. Надо приложить силу воли, трудолюбие, стремление, чтобы в будущем из вас получились  достойные  личности, засияли настоящие  «самоцветы».

Благодарю всех за работу. Удачи вам!

Делают упражнения.

Отвечают  на  вопросы.

семь

Египет

тень

масло

очки

время

ы

цифра

ар  

Составляют  слово  «самоцветы». Если  затрудняются, можно задать наводящий вопрос:

-Что вылетало из-под серебряного копытца олешка в сказке П.П.Бажова?

Известные поэты, художник, писатели.

Два ученика работают с толковым словарём, ищут значение слова «самородок».

-объясняют.

Из Толк.словаря Ожегова С.И.:

Самородок – человек с большими природными дарованиями.

От природы имел дарования, незаурядные способности.

Высказывают  свои  версии.

Распределяют обязанности.

У каждой группы на  столе – пакеты с заданиями.

Слушают  и  подчёркивают  изменения.

Дети сами считают количество изменений.

***Группа  с  лучшим  ответом  получает  самоцвет (вручает учитель).

Прокладывают  путь  на  листочках.

Сверяют с картинкой слайда.

*** Получают  самоцветы.

Работают на карточке.

Расшифровывают  слова:

-малахит

-змеевик

-оникс

-кварц

***Получают  самоцветы.

Изделия из таких  природных камней представлены на нашей выставке.

У  каждой  группы  по  одному  предложению, исправляют.

1-В дороге нас застал буран.

2-На Камчатке много гейзеров.

3-Караван двигался по барханам.

4- Вдали появились айсберги.

5- Через месяц  геологи уехали. или  Месяц спустя геологи уехали.

*** Получают самоцветы.

У каждой группы  одинаковые  квадраты.

Заполняют  квадрат.

ГОН           ЕЛЬ           РЯД          РОВ           СОК

*** Получают самоцветы.

Выполняют физминутку.

Каждая группа  решает свою задачу.

1).белых-200, розовых-300, зелёных-100.

2).4 минуты от одного столба до второго; через 24 минут.

3).

4).1,5м – 50 витков, 12 м -400 витков.

 

5).

***Получение самоцветов.

Собирают пословицу и определяют качество:

1. Кому работа в тягость, тот не знает радость.                  (трудолюбие)

2.Где есть желание-всегда найдётся путь.              (любознательность)

3.Кому  ум служит, тот ни о чём не тужит.  (знания)

4. Дерево  держится корнями, а человек друзьями.  (дружба)

5.Доброе  слово человеку — что дождь  в засуху.                (социальность)

Руководители групп оценивают устно работу членов своей группы.

Прикрепляют  магнитами картинки камней  на доску.

Модель на слайде 19.

                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАДАНИЕ  №1 (одинаково для всех групп)

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Открытое мероприятие\88621473_large_0053.jpg

ЗАДАНИЕ  №2 (одинаково для всех групп)

C:\Users\Дмитрий\Desktop\Открытое мероприятие\88621403_large_0005.jpg

ЗАДАНИЕ  №3 (одинаково для всех групп)     

РАСШИФРУЙ   НАЗВАНИЕ  КАМНЕЙ

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10   11   12   13   14   15

в   л    о   с    з    и   т    м   н     а    е     ц    к    р     х

8  10  2  10  15  6  7 -_________

5  8  11  11  1  6  13 - ________

3  9  6  13  4 -______________

13  1  10  14  12 -___________

ЗАДАНИЕ  №4  (одно предложение на группу)

1.В дороге нас застал снежный буран.

2.На Камчатке много горячих гейзеров.

3.Караван двигался по песчаным барханам.

4.Вдали появились ледяные айсберги.

5.Через месяц спустя геологи уехали.

ЗАДАНИЕ  №5 (для всех групп одинаково)

О

Ь

 Б

Ё

Г

А

Б

И

О

А

ЗАДАНИЕ  №6

1). Мастера  обработали поделочные  камни:              белых  и  розовых – 500 штук,  розовых и зелёных -400,  белых и зелёных – 300. Сколько  камней  каждого  цвета  было  обработано?

ЗАДАНИЕ  №6

2).Вдоль беговой дорожки равномерно  стоят столбы. Старт дан  у 1-ого столба. Через 12 минут бегун был у 4-ого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у 7-ого столба?

ЗАДАНИЕ  №6

3).Размести 3 кружка у сторон прямоугольника так, чтобы у каждой стороны было по 1 кружку?

ЗАДАНИЕ  №6

4). Если намотать 3м верёвки на катушку, получится 100 витков. Сколько витков получится, если намотать полтора метра? А если 12 метров?

ЗАДАНИЕ  №6

5).Раздели  квадрат на 4 одинаковые  по  форме части так,  чтобы в  каждой части было по 1 чёрному квадрату и по 3 белых.

       Уровень

слуховой памяти:

*высокий -

10-8 изменений;

*средний – 5-7; 

*низкий –        

      4 и меньше.                        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному дню прав человека, для младших школьников "Я - ребёнок. Я - человек"

Занятие направлено на формирование устойчивых навыков правового поведения младших школьников. В игровой форме дети знакомятся со своими правами и со своими обязанностями....

Внеклассное мероприятие "Городские службы в помощь человеку. Человек и огонь".

Внеклассное мероприятие "Городские службы в помощь человеку. Человек и огонь"....

Внеклассное занятие "Интеллигентный человек. Кто он?"

Предлагаю провести внеклассное занятие-диспут. Детям придется поразмышлять об интеллигентности, а учитель, слушая ответы детей, возможно, откроет для себя что-то новое в своих учениках....

Конспект + презентация внеклассного мероприятия "Качества человека" 1 класс.

Цели:- формирование представления об "отрицательных" и "положительных" качествах личности;- расширение представлений о качествах человека;- развитие умения оценивать свои личностны...

Внеклассное мероприятие "Трудолюбивый человек"

Внеклассное мероприятие "Трудолюбивый человек"...

Конспект внеклассного занятия "Какого человека можно назвать культурным?" (1 класс)

Цель деятельности учителя: расширение знаний о правилах этикета; формирование культурного поведения в повседневной жизни у детей.Планируемые результаты: Предметные:Знать понятие «Культурный чело...