Тема: «Толерантность – путь к миру. Мы такие разные»
классный час (4 класс) на тему

Романченко Нина Николаевна

Классный час Толерантность - путь к миру

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tolerantnosti_4_klass_romanchenko_n.n.docx140.4 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Толерантность – путь к миру. Мы такие разные»

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательная:

  1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
  2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование, рисунки, презентация.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

(читаю притчу)

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=10822
Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети:  доброта, терпение, любовь, уважение, дружба…

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость

Вмиг   растает и уйдет.

Верь, храни, цени  же  дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!         (Песня о дружбе)


Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».                  (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».        (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность.        (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда царит счастье, есть друзья. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь. Об этом расскажут нам ребята.

1.Наша Родина большая

И на свете лишь одна

Где же есть ещё такая

Необъятная страна.

2.Жизнь у нас, в стране свободы

Светлой радости полна

Крепкой дружбою народов

Наша родина сильна

3.На просторах российской страны

Много разных народов живут

Все народы как братья равны

Всем народам – любовь и почёт.

4.Пусть по-разному песни поют

Украинец, таджик и якут

Все народы России - моя

Трудовая большая семья.

5.Были годы суровой войны

Как за мать заступается сын

Все народы российской страны

На врага поднялись как один

6.И в атаку с отвагой в глазах

Вместе с русским бросался казах

С белорусом бросался узбек,

Потому что мы братья навек!

7.В наши светлые мирные дни

Дружно родине служат они

И никто не разрушит мою

Трудовую большую семью.

8.Азербайджанцы мы и русские

Грузины и карелы

Мы чёрные и русые

Мы смуглые и белые.

9.Мы школьники-ровесники,

Мы верные друзья.

Пускай живём не вместе мы,

У нас одна семья

10.Велика наша страна Россия!

Много народов населяют её.

И у каждого из них есть

Свои обычаи, песни, танцы.

(Казахский танец в исполнении девочек)

Физкультминутка «Дружеское плечо»

Стихи на разных языках о Родине, матери, мире.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Ложь
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? 
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
                         
 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

5. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире? 
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?   
Дети: знание и соблюдение заповедей.

(Песня «Нас много на шаре земном»)

6. Итог «В добрый путь».

Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческой руки. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке- золотой ручке.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Пожелания солнышка:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Давайте вместе петь и танцевать-

Одна планета – это должен каждый знать!

Поэтому давайте-ка дружить,

Чтоб мир на всей планете нашей сохранить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс

Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....

Классный час по теме: "Толерантность-путь к миру!"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ РАЗДЕЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ...

Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному направлению Тема: «Толерантность-путь к миру» (Технология ИКТ, Технология КТД)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.                ...

Классный час на тему Толерантность путь к миру

Цель проекта: развитие установок толерантности и культуры мира у учащегося  начальной школы. ...