Птицы родного края.
классный час (1 класс) на тему
Можно использовать внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_urok_2office_word.docx | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрунина Назиля Расимовна
учитель начальных классов.
I квалификационная категория
3035000204@tatar.mail.ru
Предмет: Внеурочная деятельность - экология
Тип урока: ОНЗ
ТЕМА: Птицы родного края.
Цель: Расширять знания детей о птицах родного края.
Задачи:
1.Сформировать у детей обобщенное представление о птицах; особенностях их внешнего вида, повадках, приспособленности к среде обитания;
2. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщения; активизировать внимание и память детей,
3. Закрепить представление о роли человека в жизни птиц и роли птиц в жизни человека, о пользе птиц, об условиях их жизни;
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к птицам.
Материал к занятию:
Демонстрационный материал:
- картинки с изображением птиц: сорока, синица, воробей, голубь.
- аудио запись с голосами птиц;
- видеозапись полет птиц;
- солнышко и лучики;
- паровозик с вагончиками для путешествия;
- смайлик;
- презентация.
Раздаточный материал:
- конверты с заданиями;
- смайлики;
Ход внеклассного занятия.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя.
- Добрый день, дорогие ребята. Начинаем нашу внеурочную деятельность.
- Вы все готовы? Давайте проверим.
- Похлопайте в ладоши те, кто любит заниматься спортом, петь, рисовать, танцевать и играть.
- Поднимите руку те, кто любит читать.
- Похлопайте в ладоши те, кто любит каникулы.
- Помашите рукой те, у кого хорошее настроение.
- Пожмите руку соседу.
- Скажите «а-а-а» те, кто любит сладости.
- Скажите «фу-фу» те, кто не любит гадости. Молодцы, займите свои места.
(звучит аудиозапись «Голоса птиц леса», используются слайды 1-2 презентации)
- Закройте глаза, и мы сегодня с вами слушаем звуки лета, пение птиц.
- Как вы думаете, почему? Кто догадался? (Ответы детей - наверное, потому, что сегодня мы будем говорить о птицах и о том, что с ними связано.)
Да, сегодня на нашей внеурочной деятельности речь пойдет о наших друзьях – о птицах.
ПЕДАГОГ: А где можно увидеть птиц? (ответы детей)
II. Актуализация знании.
Мы не можем себе представить жизнь без птиц.
Да, птицы встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте и над безбрежными просторами океанов. Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте.
Про птиц ещё несколько слов скажет нам: ( 1 ребенок рассказывает…).
Альмира : Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Птицы – наши друзья и не только потому, что они красиво поют. Они приносят пользу и природе, и человеку. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!
А вы хорошо знаете птиц? Давайте проверим?
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Участниками путешествия будут все дети нашего класса. Нам нужно будет доехать до каждой станции и выполнить определенное задание. Но перед каждой станцией мы должны отгадать загадку.
Работать будем в группах. У нас получилось 6 групп. ( показываю группы)
Вспомним правила работы в группах.
Кто считает, что ваша группа самая лучшая и сплоченная? (Ответы детей)
Мы это проверим. У каждой группы будет свой консультант.
А для чего нужны консультанты? (они помогают, дают нам свои советы, организуют работу в течение всего путешествия.)
- Уважаемые консультанты, давайте познакомимся. 6 детей - консультанты встают. Сели.
Посмотрите, кто нас будет сопровождать в путешествии? Смайлик. (Слайд 3)
А кто такой Смайлик? (Это наш помощник, ученик, который нам помогает учиться!)
А давайте вспомним, какими качествами должен обладать настоящий ученик?
(Быть активным, честным, терпеливым, доброжелательным - Показываю качества, которые называют дети на лучиках солнца с их названиями.)
- А зачем ученику нужны такие качества? Ответы детей
-Такой ученик всегда достигнет своей цели и получит результат. Вот все эти качества нам тоже пригодятся в нашем путешествии.
III. Построение проекта.
А какая цель нашего путешествия, как вы думаете? Ответы
Да, узнать больше интересной информации о птицах родного края. Значит, как звучит тема нашей внеурочной деятельности? Ответы – тема вывешивается на доску.
Тогда отправляемся в путь. Пожелаем друг - другу удачу.
Музыка мы едем едем едем… в далекие края….
IV.Основная часть.
Ребята, посмотрите, мы доехали до первой станции и нам сначала нужно отгадать загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её ...(Сорока) Слайд сороки и звук сороки.
Итак, наша первая станция.
- Только что отгадали загадку.
- А как же можно назвать эту станцию? (Ответы детей)
- Название должна быть связана с этой птицей. Подумайте, ребята. (Ответы детей) «Сорокино».
- Да, очень красивое название. ЭТАЛОН названия станции
А что за птица наша сорока? Давайте послушаем детей. Они расскажут нам про сороку. Только нужно слушать внимательно, после выступления детей вам нужно выполнить задание, которое связано с этой птицей.
Рассказ про сороку: дети из 1 группы. Даниэль
Кто не знает эту птицу! Сорока – настоящее украшение природы – её не спутаешь ни с одной птицей! Она единственная, где везде называют своим именем! Сорока - всеядная птица. У сороки много прозвищ. Эти прозвища сорока получила неспроста.
- Сорока - белобока. В полёте заметно, что у этой чёрно-белой птицы сверкают снежной белизной бока.
- Сорока-воровка. Мне известно, что сороку называют «воровкой». Сорока неравнодушна к незнакомым, особенно блестящим предметам. Известны случаи, когда сороки хватали металлические ложки, ключи и другие вещи и улетали с ними подальше, чтобы затем спрятать куда-нибудь в укромное место.
- Сорока - стрекотуха. Почему сорока стрекочет? Прослушав в записи, звуки, которые издаёт сорока, я нашла ответ на вопрос, почему она издаёт именно такие звуки. Сорока обращает на себя внимание не столько пестротой своего наряда, сколько подвижностью и стрекотаньем. Сорока умеет издавать много звуков, с помощью которых она общается. Они могут шипеть, прищелкивать, кряхтеть, стрекотать. Сорока - очень общительная, трудолюбивая, полезная птица. В последнее время сороки стали настоящими городскими жителями.
Спасибо, ребята.
Задание: Перед вами лежат конверты с заданиями. Какой конверт мы возьмём?
- Да, конверт, в котором нарисована сорока.
- Перед вами стихотворение, а некоторые слова потерялись. Надо найти нужные слова и дописать до конца.
Сорока
Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
He сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Ищет мелочи везде,
Прячет в собственном гнезде.
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
-А если возникло затруднение, что мы делаем? (руки поднимаем, спрашиваем)
- А если у нас будут ошибки, что мы делаем?
Учащиеся самостоятельно в группах выполняют задание, потом проверяем.
- Молодцы.
Поехали на следующую станцию. Музыка мы едем едем едем…
Итак, мы приехали на 2 станцию.
Ребята, посмотрите, мы доехали до второй станции и нам нужно отгадать следующую загадку.
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.) СЛАЙД синицы и звук синицы.
- Ребята, а как можно назвать эту станцию? (Ответы детей)
Да, пусть будет станция «Синицыно».
А что за птица наша синица? Давайте послушаем. Рассказ про синицу: дети из 2 группы. С. Камиль
Синицу можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Она маленькая, как воробышек. У неё черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой синицы переходят ближе к людям. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Любимое лакомство это - несоленое сало.
Заботливые синицы ещё летом прячут себе запасы в щели деревьев. За один день синица может спрятать около тысячи жучков, паучков и мошек. Когда наступят холода, синица находит свои запасы и склюёт его. За день они съедают столько насекомых, сколько весят сами.
Задание: Вам такое задание. Нужно составить меню для птиц. Каждой птице - свой корм. Из предложенного списка кормов нужно выбрать только нужный и основной корм для каждой птицы.
Давайте проверим, что у вас получилось?
Снегири – ягоды рябины.
Голуби – зёрна.
Синички - несоленое сало.
Клёст – еловые шишки.
( Зёрна, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, еловые шишки.)
(шоколадные конфеты - не являются кормом для птиц!)
Молодцы!
Ребята, кто же помогает зимой голодающим птицам? (Ответы детей)
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
- А мы как можем помочь птицам? (Кормушки повесить на дерево и каждый день кормить птиц).
- Да правильно, мы с вами зимой повесили кормушки и помогали птицам. Слайд КОРМУШКИ
- Молодцы, и на этой станции мы справились с заданием.
Физминутка: А теперь мы с вами отдохнем.
Молодцы. Сели.
Впереди 3 станция ждет. Поехали на следующую станцию.
Музыка мы едем едем едем…
Итак, мы приехали на 3 станцию. Нам нужно отгадать следующую загадку:
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей) Слайд воробья и звук воробья
- Ребята, а как можно назвать эту станцию? (Ответы детей)
Пусть будет станция «Воробьиная».
Про воробья нам расскажет…….
Рассказ про воробья: 1 ребенок из 3 группы.
Воробей – маленькая, неунывающая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими чёрными полосами. Хвост тёмно – бурый, крылышки тоже тёмно – бурые, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая.
Эти смелые и умные птички, благополучно живут даже в шумных, многолюдных городах. Живя возле нас, птицы защищены от хищников. Воробьи – полезные птицы. Любят мошек, комаров, гусениц и тлю, а также они клюют зёрнышки и семена растений.
В народе воробьёв нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом ленивого кота.
Задание: А теперь будем решать различные ситуации.
1.Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда. Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас.- Нет, - ответил Рома – Нужно залезть на дерево, и посадит его в гнездо.
- Кто прав из детей? (Никто. Птенца нельзя брать в руки иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрет.)
2.Сережа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце Кругом цветы, травы, деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка.
- Давай возьмем и разобьем, посмотрим, что внутри, - сказал Сережа.
-Нет, мы их трогать не будем, - ответил Миша – Пусть остаются на месте.
- Кто прав Миша или Сережа? (Прав Миша).
3.Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собаку. Собака убежала вперед. Вдруг все услышали её лай. Дети подбежали и увидели, что Дружок вот - вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не успели вовремя, случилась бы беда.
Какую беду предотвратили ребята? Ребята не дали собаке дотронуться до птенца и не дали съесть птенца. А мать всегда прилетит, защитит своего птенчика.
4. Группа детей в выходные пришли в лес на прогулку. Наконец-то можно пошуметь, покричать, аукать и, главное никто не мешает и я, никому не буду мешать! - сказал Саша от счастья. Прав ли Саша? Ответы детей
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Молодцы. Поехали на следующую станцию. Музыка мы едем едем едем…
Итак, мы приехали на 4 станцию и нам нужно отгадать загадку.
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый ... (голубь) Слайд голубя и звук голубя.
Рассказ про голубей: 1 ребенок из 4 группы.
- Ребята, а как можно назвать эту станцию? (Ответы детей)
Да, пусть будет станция «Голубкино».
Голубь единственная птица, которая хорошо работала на человека в разные времена. Эта очень умная птица, умеет доставлять почтовые письма до адресатов и возвращаться обратно. Во время войны часто прибегали к этому способу. Народные названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька».
Голубь питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами деревьев, зёрна, семечки. Изредка употребляет в пищу насекомых. Голуби вообще ходят очень хорошо. Летать, конечно, умеют, но так обленились, что делают это очень неохотно. Живут голуби стаями. ГОЛУБЬ - это символ мира, чистоты и красоты.
Задание: Перед вами лежат листочки. Там очень много точек. Эти точки нужно соединить и нарисовать птицу. Соединять правильно по цифрам. Какая птица получилась? Голубь. Давайте возьмите цветные карандаши. Какой карандаш взяли? Закрасим голубя голубым цветом, так как голубой цвет - это цвет неба.
Голубь это - символ мира, чистоты и красоты.
Все справились? Молодцы!
Поехали на следующую станцию. Музыка мы едем едем едем…
Итак, мы приехали на 5 станцию. Эта станция необычная. Называется «Птичий полет».
- О чем будем, говорит на этой станции? Ответы детей
- Почему птицы летают? Как вы думаете? Ответы детей
Вы хотите узнать, почему птицы летают? Сначала предлагаю вам понаблюдать за красивым и грациозным полетом птиц. (видеоролик)
Вот бы нам подняться в небо и рассмотреть нашу землю с высоты птичьего полета.
Давайте мы с вами
руками помашем,
И что-нибудь птичье
давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
Дети встают и машут руками, подражают голосам птиц.
- Что, не вышло? Почему?
Как можно узнать? (Ответы, мнения детей)
Чтобы это узнать, мы проведем эксперимент.
Педагог берет 2 одинаковых листа бумаги, один из них сминает в комок, а другой остается без изменении.
- Как вы думаете, что быстрее упадет на пол: бумажный комок или ровный лист бумаги? Ответы детей
- Давайте проверим. Учитель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик.
- Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя?
- Оказывается, бумажный шарик падает очень быстро. Он как камень, как мячик. Он не планирует.
- Лист бумаги плоский, широкий, он планирует – летит по воздуху.
Также и крылья птицы при взлете раскрываются, становятся широкими, плоскими. Птица делает маховые движения и опирается крыльями об воздух. Если птице надо подниматься выше, они машут, отталкиваются крыльями и поднимаются. Когда птица садится на землю, крылья складываются за спиной, как веер.
Делается вывод: гладкий лист – лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного летать.
- Какие приспособления птицам помогает при полете? Ответы детей
Прежде всего, это -
1.Крылья. Ведь птичье крыло не плоское, как доска. Это значит, что когда птица делает маховые движения и опирается крыльями об воздух. Когда птица садится на землю, крылья складываются за спиной как веер.
Какая часть птицы служит рулем? Ответы детей
2.Хвост. Кроме крылья, еще у них есть хвост. Он служит рулем. С их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста). Птица в воздухе выполняет сложные трюки, взлетает вверх, и как камень падает вниз, парит по воздуху на одном месте. Без помощника хвоста ей это бы не удалось.
3. Птицы - легкие.
У птицы есть еще 1 загадка. Дело в том, что тело, кости птицы очень легкие. Она может свободно удержать свое тело в воздухе.
Вывод: Итак, почему птицы умеют летать? (птицы - легкие, у них есть крылья и хвост).
V. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Давайте вспомним, какие же станции мы с вами прошли?
«Сорокино» - какую информацию узнали об этой птице? Ответы детей
«Синицыно» - что вы запомнили об этой птице? Ответы детей
«Воробьиная» - какую информацию узнали об этой птице? Ответы детей
«Голубкино» - что мы нового узнали об этой птице? Ответы детей
«Птичий полет» - о чем узнали? Ответы детей.
Все эти птицы живут в наших краях. А еще, какие птицы проживают в наших краях? Ответы детей
Ворона, галка, ……
На следующих занятиях мы продолжим с вами знакомства с другими птицами нашего края.
Какая была главная цель путешествия? Ответы детей
- Да, узнать больше интересной информации о птицах родного края.
Узнали ли вы что-то новое?
Кто остался доволен своим путешествием?
Дайте оценку работы вашей группы. Ответов ожидаем от ваших консультантов. Консультанты оценивают работу своей группы.
Я тоже очень довольна вашими достижениями, вашей работой. Кто нас сопровождал в путешествии? Смайлик (Слайд )
Доделайте каждой для себя смайликов. (Красным цветным карандашом)
(Если ребенку не понравилось, он не сделал улыбку, то его надо тоже похвалить, так как он смог признаться в этом)
Мне все понравилось - улыбку;
Мне не понравилось - ……..
Не понял, понравился или нет - …….
Поднимите, у кого улыбочки? Я очень рада, молодцы!
Поднимите, кому, что – то не понравилось?
Молодцы, что смогли признаться в этом. А мы на следующих уроках постараемся подняться выше.
Спасибо за работу. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» Экологическая игра: «Что? Где? Когда?»
Цели.Обучающие: - способствовать обобщению и систематизации знаний детей о птицах родного края, о взаимосвязи между явлениями природы (обитание конкретных видов птиц в определенных природны...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной гру...
Проект "Птицы родного края" выполнили Митрофанова Наталья, Скунцева Виктория, Прудникова Дарья
Наблюдение за птицами - интересное и увлекательное занятие. Экскурсии в заказник "Журавлиная родина", встречи с орнитологами помогают в изучении птиц родног края....
Конспект открытого занятия "Птицы родного края".
Конспект открытого занятия о птицах родного края в 4 классе....
Урок ИЗО 2 класс на тему : «Изображение и реальность. Зимующие птицы родного края .»
Интегрированный урок ИЗО, технологии и окружающего мира....