Птицы родного края.
классный час (1 класс) на тему

Петрунина Назиля Расимовна

Можно  использовать внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_urok_2office_word.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

Петрунина Назиля  Расимовна
учитель начальных классов.

I квалификационная категория
3035000204@tatar.mail.ru

Предмет:   Внеурочная деятельность - экология

Тип урока: ОНЗ

ТЕМА: Птицы родного края.

Цель: Расширять знания детей о птицах родного края.

 Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о птицах; особенностях их внешнего вида, повадках, приспособленности к среде обитания;

2. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщения; активизировать внимание и память детей,

3. Закрепить представление о роли человека в жизни птиц и роли птиц в жизни человека, о пользе птиц, об условиях их жизни;

 4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к птицам.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

-  картинки  с изображением птиц: сорока, синица, воробей, голубь.

- аудио запись с голосами птиц;

 - видеозапись полет птиц;

- солнышко и лучики;

- паровозик с вагончиками для путешествия;

- смайлик;

- презентация.

Раздаточный материал:

- конверты с заданиями;

- смайлики;

Ход внеклассного занятия.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

- Добрый день, дорогие ребята. Начинаем нашу внеурочную деятельность.

- Вы все готовы? Давайте проверим.

- Похлопайте в ладоши те, кто любит заниматься спортом, петь, рисовать, танцевать и играть.

- Поднимите руку те, кто любит читать.

- Похлопайте в ладоши те, кто любит каникулы.

- Помашите рукой те, у кого хорошее настроение.

- Пожмите руку соседу.

- Скажите «а-а-а» те, кто любит сладости.

- Скажите «фу-фу» те, кто не любит гадости. Молодцы, займите свои места.

 (звучит  аудиозапись «Голоса птиц леса», используются слайды 1-2 презентации)

- Закройте глаза,  и  мы сегодня с вами слушаем звуки лета, пение птиц.

-  Как вы думаете, почему?  Кто догадался? (Ответы детей -  наверное,  потому, что сегодня  мы будем говорить о птицах и о том, что с ними связано.)

Да, сегодня на нашей внеурочной деятельности  речь пойдет о наших друзьях – о  птицах.

ПЕДАГОГ: А где можно увидеть птиц?  (ответы детей)

II. Актуализация знании.

 Мы не можем себе представить жизнь  без птиц.  

Да, птицы  встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте и  над безбрежными просторами океанов.   Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте.

Про птиц ещё несколько слов скажет нам: ( 1 ребенок рассказывает…).

  Альмира : Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Птицы – наши друзья и не только потому, что они красиво поют. Они приносят пользу и природе, и человеку.  Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

А вы хорошо знаете птиц?  Давайте проверим?

 Сегодня мы с вами   отправляемся в путешествие. Участниками путешествия будут все дети нашего класса. Нам нужно будет доехать до каждой станции и выполнить определенное задание. Но перед каждой станцией мы должны отгадать загадку.

Работать будем в группах. У нас получилось 6 групп.  ( показываю группы)

Вспомним правила работы в группах.

Кто считает, что  ваша группа  самая лучшая и сплоченная?  (Ответы детей)

Мы это проверим. У каждой группы будет свой консультант.

 А для чего нужны консультанты? (они помогают, дают нам свои советы,  организуют  работу в течение всего путешествия.)

- Уважаемые консультанты, давайте познакомимся.  6 детей  - консультанты встают. Сели.

Посмотрите, кто нас будет сопровождать в путешествии? Смайлик. (Слайд 3)

А кто такой Смайлик? (Это наш помощник, ученик, который нам помогает учиться!)

А давайте вспомним, какими качествами должен обладать настоящий ученик?

(Быть активным, честным, терпеливым, доброжелательным - Показываю качества, которые называют дети на лучиках солнца с их названиями.)

- А зачем ученику нужны такие качества? Ответы детей

-Такой ученик всегда достигнет своей цели и получит результат. Вот все эти качества нам тоже пригодятся в нашем путешествии.

III. Построение  проекта.

А какая цель нашего путешествия, как вы думаете? Ответы

 Да, узнать  больше интересной информации о птицах родного края. Значит,  как звучит  тема нашей внеурочной деятельности?  Ответы – тема вывешивается на доску.

Тогда отправляемся в путь.  Пожелаем  друг - другу  удачу.  

Музыка мы едем едем едем… в далекие края….

IV.Основная часть.

Ребята, посмотрите,  мы доехали до  первой станции и нам сначала  нужно  отгадать загадку.

Непоседа пёстрая,

 Птица длиннохвостая,

 Птица говорливая,

 Самая болтливая.

Верещунья белобока,

 а зовут её ...(Сорока)  Слайд  сороки        и звук сороки.

Итак,  наша первая  станция. 

 - Только что отгадали загадку.

- А как же можно назвать эту станцию? (Ответы детей)

 - Название  должна быть связана с этой птицей. Подумайте, ребята. (Ответы детей)  «Сорокино».

 - Да, очень красивое название.  ЭТАЛОН названия станции

 А что за птица наша сорока? Давайте послушаем детей. Они расскажут нам про сороку. Только нужно слушать внимательно, после выступления детей вам нужно выполнить задание, которое связано  с этой птицей.

 Рассказ про сороку: дети  из 1 группы. Даниэль

Кто не знает эту птицу! Сорока – настоящее украшение природы – её не спутаешь ни с одной птицей! Она единственная,  где  везде называют своим именем! Сорока - всеядная птица.  У  сороки много прозвищ. Эти  прозвища сорока получила неспроста.

- Сорока - белобока.   В полёте заметно, что у этой чёрно-белой птицы сверкают снежной  белизной бока.

-  Сорока-воровка. Мне известно, что сороку называют «воровкой». Сорока неравнодушна к незнакомым, особенно блестящим предметам. Известны случаи, когда сороки хватали металлические ложки, ключи и другие вещи и улетали с ними подальше, чтобы затем спрятать куда-нибудь  в укромное место. 

- Сорока - стрекотуха.  Почему сорока стрекочет?  Прослушав в записи, звуки, которые издаёт сорока, я нашла ответ на вопрос, почему она издаёт именно такие звуки.   Сорока обращает на себя внимание не столько пестротой своего наряда, сколько подвижностью и стрекотаньем. Сорока умеет издавать много звуков, с помощью которых она общается. Они могут шипеть, прищелкивать, кряхтеть, стрекотать. Сорока -  очень общительная,  трудолюбивая,  полезная птица. В последнее время сороки стали настоящими городскими жителями.

Спасибо, ребята.

Задание: Перед вами лежат конверты с заданиями. Какой конверт мы возьмём?

- Да, конверт, в котором  нарисована сорока.

- Перед вами  стихотворение, а некоторые слова потерялись. Надо найти нужные слова и дописать   до конца.

Сорока

Прилетела к нам сорока

 Белогруда,  белобока,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

He  сидит она на месте,

 На хвосте разносит вести.

Ищет мелочи везде,

 Прячет в собственном гнезде.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

-А если возникло затруднение, что мы делаем? (руки поднимаем, спрашиваем)

- А если у нас будут ошибки, что мы делаем?

Учащиеся самостоятельно  в группах выполняют задание, потом проверяем.

- Молодцы.

Поехали на следующую станцию. Музыка мы едем едем  едем…

Итак, мы приехали на  2  станцию.

Ребята, посмотрите,  мы доехали до  второй станции и нам  нужно  отгадать следующую загадку.

Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата,

 Черненькая шапочка

 И полоска шарфика.  (Синица.)  СЛАЙД синицы и звук синицы.

- Ребята, а как можно назвать эту  станцию? (Ответы детей)

Да, пусть будет станция «Синицыно».

А что за птица наша синица? Давайте послушаем. Рассказ  про синицу: дети  из 2 группы.  С. Камиль

         Синицу можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Она маленькая, как воробышек. У неё черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв.  Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой синицы переходят  ближе к людям. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада.  Любимое лакомство  это -  несоленое сало.

Заботливые синицы ещё летом прячут себе  запасы в щели деревьев.  За один день синица может спрятать  около тысячи  жучков, паучков и мошек. Когда наступят холода, синица находит свои запасы  и склюёт его. За день они съедают столько насекомых,  сколько весят сами.

Задание:  Вам  такое задание.  Нужно составить   меню для птиц. Каждой птице - свой корм. Из предложенного списка кормов нужно выбрать только нужный  и основной  корм для каждой птицы.

Давайте проверим, что у вас получилось?

Снегири –  ягоды рябины.

Голуби – зёрна.

Синички - несоленое сало.

Клёст – еловые шишки.

( Зёрна, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, еловые шишки.)

(шоколадные конфеты - не являются кормом для птиц!)

Молодцы!

Ребята, кто же  помогает зимой  голодающим птицам? (Ответы детей)

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.

 - А мы как можем помочь птицам? (Кормушки повесить на дерево и каждый день кормить птиц).

- Да правильно, мы с вами зимой повесили кормушки и помогали птицам. Слайд КОРМУШКИ

- Молодцы, и на этой станции мы справились с заданием.

Физминутка:  А теперь мы с вами отдохнем.

Молодцы.  Сели.

Впереди  3 станция ждет. Поехали на следующую станцию.

Музыка мы едем едем едем…

Итак, мы приехали на  3  станцию.   Нам  нужно  отгадать следующую загадку:

 Я весь день ловлю жуков  

Ем букашек, червяков                  

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)  Слайд воробья и звук воробья

- Ребята, а как можно назвать эту  станцию? (Ответы детей)

Пусть будет станция   «Воробьиная».  

Про воробья нам расскажет…….

Рассказ  про  воробья: 1 ребенок из 3 группы.

Воробей – маленькая, неунывающая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими  чёрными полосами. Хвост тёмно – бурый, крылышки тоже тёмно – бурые, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая.

Эти  смелые и умные птички, благополучно живут  даже в шумных, многолюдных городах. Живя возле нас, птицы защищены от хищников. Воробьи – полезные птицы.  Любят  мошек, комаров, гусениц и тлю, а  также они клюют зёрнышки и семена растений.

В народе воробьёв нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым  носом ленивого кота.

Задание: А теперь будем решать различные  ситуации.

1.Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда. Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас.- Нет, - ответил Рома – Нужно залезть на дерево, и посадит его в гнездо.

- Кто прав из детей?  (Никто. Птенца нельзя брать в руки иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрет.)

2.Сережа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце Кругом цветы, травы, деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка.

- Давай возьмем и разобьем, посмотрим, что внутри, - сказал Сережа.

-Нет, мы их трогать не будем, - ответил Миша – Пусть остаются на месте.

- Кто прав Миша или Сережа? (Прав Миша).

3.Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собаку. Собака убежала вперед. Вдруг все услышали её лай.  Дети подбежали и увидели, что Дружок вот - вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не  успели вовремя, случилась бы беда.

Какую беду предотвратили ребята?  Ребята не дали собаке дотронуться  до птенца и не дали съесть птенца. А мать  всегда прилетит, защитит своего птенчика.

4. Группа детей в выходные пришли в лес на прогулку. Наконец-то можно пошуметь, покричать, аукать и, главное  никто не мешает  и я,  никому не буду мешать!  - сказал Саша от счастья. Прав ли Саша?  Ответы детей

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Молодцы. Поехали на следующую станцию. Музыка мы едем едем  едем…

Итак, мы приехали на  4  станцию и нам нужно отгадать загадку. 

Подбирает он проворно

 Кинутые ему зерна

 И гнездится на карнизе

 Наш любимый ... (голубь)  Слайд голубя и звук голубя.

Рассказ  про голубей: 1 ребенок из 4 группы.

- Ребята, а как можно назвать эту  станцию? (Ответы детей)

Да, пусть будет станция «Голубкино».

Голубь единственная птица, которая  хорошо  работала на человека в разные времена. Эта очень умная птица,  умеет доставлять почтовые письма до адресатов и возвращаться обратно. Во время  войны часто прибегали к этому способу. Народные названия птицы -  сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька».

Голубь питается  растительными кормами: семенами, ягодами, плодами деревьев, зёрна, семечки. Изредка употребляет в пищу насекомых. Голуби вообще ходят очень хорошо.  Летать, конечно, умеют, но так обленились, что делают это очень неохотно. Живут голуби стаями.  ГОЛУБЬ - это символ мира, чистоты и  красоты.

Задание:  Перед вами лежат листочки. Там очень много точек. Эти точки нужно соединить и нарисовать птицу. Соединять правильно по цифрам.  Какая птица получилась? Голубь. Давайте возьмите цветные  карандаши.  Какой карандаш взяли? Закрасим голубя голубым цветом,  так как голубой  цвет - это цвет  неба.

 Голубь это -  символ мира, чистоты и красоты.

Все справились? Молодцы!

Поехали на следующую станцию. Музыка мы едем едем едем…

Итак, мы приехали на  5  станцию. Эта станция необычная.  Называется  «Птичий полет».

- О чем будем, говорит на этой станции?  Ответы детей

- Почему  птицы летают? Как вы думаете? Ответы детей

Вы хотите узнать, почему птицы летают? Сначала  предлагаю вам понаблюдать за красивым и грациозным полетом птиц.  (видеоролик)

Вот бы нам подняться в небо и рассмотреть нашу землю с высоты птичьего полета.

 Давайте мы с вами

руками помашем,

 И что-нибудь птичье

давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

 А вдруг мы взлетим?

 Давайте попробуем, что мы сидим?

Дети встают и машут руками, подражают голосам птиц.

 - Что, не вышло? Почему?

Как можно узнать? (Ответы, мнения детей)

Чтобы это узнать, мы проведем эксперимент.

Педагог берет 2 одинаковых листа бумаги, один из них сминает в комок, а другой остается без  изменении.

- Как вы думаете, что быстрее упадет на пол: бумажный комок или ровный лист бумаги? Ответы детей

- Давайте проверим. Учитель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик.

- Почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя?

- Оказывается, бумажный шарик падает очень быстро.   Он как камень,  как мячик. Он не планирует.

- Лист бумаги плоский, широкий, он планирует – летит  по воздуху.

Также и крылья птицы при взлете раскрываются, становятся широкими, плоскими. Птица делает маховые движения и  опирается крыльями об воздух.  Если птице надо подниматься выше, они машут, отталкиваются крыльями и поднимаются. Когда птица садится на землю, крылья складываются за спиной, как веер.

Делается вывод: гладкий лист – лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного летать.

- Какие приспособления птицам помогает при полете?  Ответы детей

Прежде всего, это -

1.Крылья. Ведь птичье крыло не плоское, как доска. Это значит, что когда птица делает маховые движения и опирается крыльями об  воздух. Когда птица садится на землю, крылья складываются за спиной как веер.

Какая часть птицы служит рулем? Ответы детей

 2.Хвост.  Кроме крылья, еще у них есть хвост. Он служит рулем.  С их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста). Птица в воздухе выполняет сложные трюки, взлетает вверх, и как камень падает вниз, парит по воздуху на одном месте. Без помощника хвоста ей это бы не удалось.

3. Птицы - легкие. 

У птицы есть еще 1 загадка. Дело в том, что тело, кости птицы очень легкие. Она может свободно удержать свое тело в воздухе.

Вывод: Итак, почему птицы умеют летать? (птицы - легкие, у них есть крылья и  хвост).

 V. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Давайте вспомним, какие же станции мы с вами прошли?

«Сорокино» - какую информацию узнали об этой птице? Ответы детей

«Синицыно» -  что вы запомнили  об этой птице? Ответы детей

«Воробьиная» - какую информацию узнали об этой птице? Ответы детей

«Голубкино»  -  что мы нового узнали  об этой птице? Ответы детей

 «Птичий полет» - о чем узнали? Ответы детей.

Все эти птицы живут в наших краях. А еще, какие птицы проживают в наших краях? Ответы детей

Ворона, галка, ……

На следующих занятиях мы продолжим с вами знакомства  с другими птицами нашего края.

Какая была главная цель путешествия?  Ответы детей

 - Да, узнать  больше интересной информации о птицах родного края.

Узнали  ли вы что-то новое?

Кто остался доволен своим путешествием?

Дайте оценку работы вашей группы. Ответов ожидаем от ваших консультантов. Консультанты оценивают работу своей группы.

Я тоже очень довольна вашими достижениями, вашей работой.  Кто нас сопровождал  в путешествии? Смайлик  (Слайд )

Доделайте каждой для себя смайликов.  (Красным цветным карандашом)

(Если  ребенку не понравилось,  он не сделал улыбку,  то его надо тоже похвалить, так как он смог признаться в этом)

Мне все понравилось - улыбку;

Мне не понравилось - ……..

Не понял, понравился или нет - …….

Поднимите, у кого улыбочки? Я очень рада, молодцы!

Поднимите, кому, что – то  не понравилось?

Молодцы, что смогли признаться в этом. А мы на следующих уроках постараемся подняться выше.

Спасибо за работу. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» Экологическая игра: «Что? Где? Когда?»

Цели.Обучающие: - способствовать обобщению и систематизации знаний детей о птицах родного края, о взаимосвязи между явлениями природы (обитание конкретных видов птиц в определенных природны...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

Проект "Птицы родного края" выполнили Митрофанова Наталья, Скунцева Виктория, Прудникова Дарья

Наблюдение за птицами - интересное и увлекательное занятие. Экскурсии в заказник "Журавлиная родина", встречи с орнитологами помогают в изучении птиц родног края....

Конспект открытого занятия "Птицы родного края".

Конспект открытого занятия о птицах родного края в 4 классе....

Урок ИЗО 2 класс на тему : «Изображение и реальность. Зимующие птицы родного края .»

Интегрированный урок ИЗО, технологии и окружающего мира....