«ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» Экологическая игра: «Что? Где? Когда?»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Цели.
Обучающие: - способствовать обобщению и систематизации знаний детей о птицах родного края, о взаимосвязи между явлениями природы (обитание конкретных видов птиц в определенных природных сообществах);
- содействовать закреплению знаний учащихся о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним в разное время года.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных умений, развитию логических операций: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, синтезировать, обобщать;
- развивать психические процессы ребёнка: память, внимание, мышление, воображение;
- создавать условия психологической комфортности для каждого участника.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию доверительных отношений, чувства взаимопомощи, поддержки (применить на практике технологию работы в группах);
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное и действенное отношение к природе;
- способствовать воспитанию экологически культурной личности. Девиз игры: «Земля - наш общий дом, будьте добрыми и заботливыми его хозяевами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pticy_rodnogo_kraya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ»
Экологическая игра: «Что? Где? Когда?»
Капина Надежда
Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории.
Гимназия №4 город Елабуга
Республика Татарстан
Цели.
Обучающие:
- способствовать обобщению и систематизации знаний детей о птицах родного края, о взаимосвязи между явлениями природы (обитание конкретных видов птиц в определенных природных сообществах);
- содействовать закреплению знаний учащихся о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним в разное время года.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных умений, развитию логических операций: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, синтезировать, обобщать;
- развивать психические процессы ребёнка: память, внимание, мышление, воображение;
- создавать условия психологической комфортности для каждого участника.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию доверительных отношений, чувства взаимопомощи, поддержки (применить на практике технологию работы в группах);
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное и действенное отношение к природе;
- способствовать воспитанию экологически культурной личности. Девиз игры: «Земля - наш общий дом, будьте добрыми и заботливыми его хозяевами».
Оборудование: игровое поле: название секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, таблички «Жюри», «Птицеведы», «Птицелюбы», эмблемы на груди у детей «Ласточки», «Свиристели», стенды «Творческие работы детей»: сочинения «Грачи прилетели», кроссворды, рефераты, рисунки птиц, «Сохраним родную природу», фотостенд «Природа и мы», фотографии и иллюстрации птиц.
Ход игры:
Учитель: Я приветствую участников и гостей игры «Что? Где? Когда?»
Отгадайте загадки: (заполняется кроссворд, получается опорное слово «Птицы»).
1 .Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух).
2. На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу... (Дятел).
3 .Верещуньи, белобоки
И зовут их всех... (Сороки).
4.Ей на месте не сидится
Всё летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая… (синица)
5. И в лесу, заметьте, дети
Есть лесные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши - прячутся, дрожа:
Очень уж суровы филины и… (совы).
Итак, о чём мы будем с Вами говорить? (О птицах).
В конце 1990 года стараниями Союза Охраны птиц России День птиц становится заметным явлением по всей России, где праздничные мероприятия проводятся в ряде регионов в разные сроки, но чаще всего в первые выходные апреля. Каждый может помочь птицам, развешивая новые птичьи домики, кормушки или приводя в порядок старые, сажая растения и не используя химикаты для их выращивания.
История праздника уходит корнями в 19 век, а возможно и глубже. Например, в России уже в 18 веке на Благовещенье развешивали скворечники и выпускали на свободу птиц. Праздник День птиц независимо друг от друга стали отмечать сразу в нескольких странах. В России он стал массовым в конце 19- начале 20 веков.
Сегодня у нас встречаются команды знатоков «Птицеведы» и «Птицелюбы».
Каждая команда имеет свою эмблему. Прошу объяснить свой выбор.
Игра состоит из 7 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.
В каждом секторе располагаются конверты с заданиями.
На обдумывание и обсуждение задания команде даётся определённое время, когда игрокам разрешается общаться между собой.
После обсуждения вопросов отвечать имеет право капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
Подводить итоги игры и анализировать ваши ответы будет компетентное жюри (Представление членов жюри).
I. Предлагаю начать с сектора «Разминка»
Вопросы 1-ой команде:
1 .Самая маленькая птичка в наших краях? (Королёк).
2. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу).
З. Где синица вьёт гнездо? (В дупле дерева).
4. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья смазаны жиром).
5. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сорока).
6. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнёзда? (Нет).
7. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).
8. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки).
9. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз).
10 .Назовите птицу - символ России? (Орел).
Вопросы 2-ой команде:
1. Как называется домик для птиц сделанный человеком? (Скворечник).
2. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - в православный праздник Благовещенье).
3. Какая птица называется так же, как каша, которую едят по утрам англичане? (Овсянка).
4. Какую птицу в России называли «пернатой кошкой»? (Сова).
5. У каких певчих птиц самцы красные, а самки зеленые?
(Клесты).
6. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Яйца легко помять, особенно насиженные).
7. Кто прилетает раньше весной: ласточки или стрижи? (Ласточки).
8. Какая птица штукатурит своё гнездо гнилушками? (Певчий дрозд).
9. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики).
10. Что делают мелкие птички, когда днём заметят сову? (Собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока не прогонят).
Пока жюри подводит итоги, посмотрим сценку «Жалобы на сугробе».
Сорока. Тра-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую - большую, бесплатную, с самообслуживанием - устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.
Чечетка. (Лапками на снегу наследила). Семечки и конопля в столовой не давленые! Клюв свихнёшь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!
Большая синица. Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!
Пухляк. (Коготком нацарапал). Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!
Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. (Хвостом начертал). Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?
Сорока. Тра-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!
Учитель. Вы, ребята, наверное, уже догадались, что каждый из нас должен стать настоящим, верным другом птиц. А как это сделать, мы сейчас узнаем.
Подготовленный ученик, читает текст «Волшебная полочка» (в руках кормушка).
Ученик. Я повелитель птиц! Захочу - и птицы ко мне прилетят. Захочу - прилетят голуби и воробьи. Захочу - синицы. Захочу красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся - стоит лишь захотеть!
Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать её, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На неё сразу же прилетят голуби и воробьи.
А если вы положите на полочку кусочек несолёного сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины - слетятся свиристели и снегири.
II. Сектор «Отгадай по описанию».
Есть птицы, которые находятся на грани исчезновения. Их занесли в «Красную книгу». Задание: по словесному описанию команды должны угадать, о какой птице «краснокнижнице» идёт речь. (Сапсан, беркут, серая куропатка, удод обыкновенный, перепел, седой дятел и т.д.)
III. Предлагаю конкурс капитанов.
Проверьте свою эрудицию и смекалку. Разгадайте филворды и загадки.
Филворд и загадки.
1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
2. Крылатый, горластый,
Красные ласты.
3. Что в лесу кузнец куёт?
Лишь стучит, а не поёт.
4. Зима, а яблоко на ветке.
Но не сорвать его вам, детки.
5. Кричит, когда никто не просит,
И сплетни по лесу разносит.
6. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Летит спать в дупло.
7. На ласточку похож –
Так не пригож.
8. Конечно же, узнали вы,
Кто близкий родственник совы.
9. Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Прямо спотыкалочка.
10. Он - не муж вороны.
Он просто родственник ворон.
Ответы: 1 - петух,2 - гусь,3 - дятел,4 - снегирь,5 - сорока,6 -сова,7 - стриж,8 - филин, 9 - утка, 10 - ворон.
Исполним песню «Всем нужны друзья». Слова: П. Синявского, музыка: 3. Компанейца.
IV. Птичьи загадки.
1-я команда «Разгадай птичьи разговоры»,
гуси крякают
соловьи кричат
журавли гогочут
утки свистят
вороны воркуют
ласточки каркают
голуби щебечут
синицы пищат
Ответы: Гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат.
2-я команда. «Определить птиц по характерным признакам»,
птица-рыболов соловей
птица-плотник ласточка
лесная кошка поползень
птица-строитель баклан
птица-акробат иволга
пернатый солист кукушка
ночной хищник дятел
легкомысленная мамаша сова
Ответы: птица-рыболов - баклан, птица-плотник - дятел, лесная кошка- иволга, птица-строитель - ласточка, птица - акробат - поползень, пернатый солист - соловей, ночной хищник- сова, легкомысленная мамаша- кукушка.
Дети нашего класса участвовали в акции «Помоги птицам зимой». Более половины класса сделали кормушки и подкармливали пернатых друзей.
V. «Народные приметы». (Команды называют народные приметы).
1-я команда
1)Воробьи дружно зимой расчирикались - к оттепели.
2)Синички в марте запели - весеннее тепло ворожит.
3)Тетерева и куропатки в лесную чащу прячутся - жди бурана.
2-я команда
1)Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
2)Если жаворонок вьёт гнездо в ямке, будет сухое лето, а если на бугорке - мокрое.
3)Соловей запел - весна пошла на убыль, а лето на прибавку.
Задание зрителей знатокам.
1-я команда
Это обыкновенные скворцы. Представим себе яркое солнышко. Весна. Всюду слышится пение птиц. Но вот ударил сильный мороз, пошёл снег. И так целую неделю. Выйдешь на улицу, а птичьего пения не слышно. Что случилось?
Варианты ответов: Погибли от голода, впали в спячку, улетели.
Учитель: «Птицы могут впадать в спячку при резком наступлении холодов. А утром засветит солнышко - и вот мы уже слышим их радостное пение».
2-я команда
Жаворонки-вестники весны. Об их пении пишут много.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто в вышине
Поёт, на солнышке сверкая:
-Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны.
Но никакие даже самые образные выражения и самые точные слова не могут передать эту музыку.
Откуда же льётся эта музыка, т.е. где поёт жаворонок?
Варианты ответов: в вышине, на земле.
Учитель: «Начинает петь жаворонок, взлетая, и чем выше поднимается птица, тем звонче становится голос. Спускаясь, жаворонок поёт уже более отрывисто и в метрах 20 от земли умолкает. Затем снова взвивается вверх, и всё повторяется с начала. Иногда птица поднимается до 150 метров, что её не видно, кажется, что поёт солнышко».
Звучит песня «Уточка прилетай» (Исполняет подготовленная ученица).
VI. «Знаешь ли ты?»
Задание.
Догадайтесь, по какому признаку можно распределить открытки с изображением птиц.
Ответы: 1-я команда.
Филин, ястреб, сова (хищные птицы).
Глухарь, тетерев (лесные куриные птицы).
Ответы: 2-я команда.
Иволга, клест (птицы леса).
Серая утка, гоголь, чирок-свистунок (птицы водоёмов).
А мы в это время послушаем «Разговор Скворца с Синицей».
Синица. Здравствуйте, дорогой Скворец! Поздравляю вас с благополучным возвращением на родину.
Скворец. Спасибо! Я сам очень рад.
Синица. Довольны ли вы новой квартирой?
Скворец. Сейчас я её осмотрю. Хорошо, что ребята не стругали ту сторону доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобней выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен тёмной краской.
Синица. Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены щели.
Скворец. Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону, но на этот раз всё в порядке.
Синица. Вас не огорчает отсутствие жердей?
Скворец. Да что вы! Они нужны только кошкам.
Синица. Где и когда вы дадите свой первый концерт?
Скворец. Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете, у меня особый дар: перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как телега, свистеть, как дрозд. В свою сегодняшнюю программу я включу звуки, которые подслушаны на зимовке в Африке.
Несётся клич со всех сторон,
Несётся клич во все концы;
-Весна пришла! Даёшь скворцов!
Добро пожаловать, скворцы!
VII. «Экологические задачи».
1-я команда
Если бы ты был птицей, какое место выбрал бы для гнезда? Почему?
2-я команда
Что нужно птицам для выживания? Где можно найти больше всего птиц?
Выступление детей.
Кто же такие птицы?
-Птицы - это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
-Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
-Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
-Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
-Птицы - это тайна и красота. Птицы - друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Вот, что такое птицы!
Учитель. Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями. Молодцы! Жюри подведёт окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры «Что? Где? Когда?».
И в заключении звучит песня «Дождь пойдёт по улице» из мультфильма «Речка, которая течёт на юг». Слова С. Козлова, музыка В. Шаинского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной гру...
«Экологическая обстановка в родном крае. Экологический суд».
Цель занятия: анализ экологических связей в природе, раскрытие значения взаимодействия организмов и компонентов неживой природы, анализ антропогенного воздействия на природу....
Проект "Птицы родного края" выполнили Митрофанова Наталья, Скунцева Виктория, Прудникова Дарья
Наблюдение за птицами - интересное и увлекательное занятие. Экскурсии в заказник "Журавлиная родина", встречи с орнитологами помогают в изучении птиц родног края....
Птицы родного края.
Можно использовать внеурочной деятельности....
Конспект открытого занятия "Птицы родного края".
Конспект открытого занятия о птицах родного края в 4 классе....
Урок ИЗО 2 класс на тему : «Изображение и реальность. Зимующие птицы родного края .»
Интегрированный урок ИЗО, технологии и окружающего мира....