Открытое занятие по теме: "Сказочная гжель"
методическая разработка на тему
Занятие по художественно-эстетическому направлению (народный Гжельский промысел)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimaya_gzhel.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по общекультурному направлению.
1 группа (1а и 4а классы). Воспитатель: Минаева О.Н.
ТЕМА: «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»
ЗАДАЧИ.
- КОРРЕКЦИОННЫЕ
- Корректировать и развивать мыслительные процессы (попытки анализа полученной информации, обобщения и систематизации приобретенных знаний);
- Корректировать и развивать уровень внимания, зрительного, слухового и тактильного восприятия;
- Способствовать социализации и развитию речевых навыков;
- Активно пополнять словарный запас.
- ОБУЧАЮЩИЕ.
- Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, умельцах;
- Формировать у детей чувство гордости и уважения к мастерам своей страны;
- Обогащать словарь детей названиями предметов, используемых для росписи;
- Закреплять знание о ранее изученных видах росписи;
- Уточнить понятия (роспись, элемент росписи, орнамент)
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.
- Способствовать формированию у детей гордости за свою работу;
- Развивать чувство прекрасного, любви к творчеству;
- Воспитывать в детях доброжелательность и стремление к сотрудничеству;
- Поднимать эмоциональный настрой детей;
- Воспитывать в детях стремление к применению оздоровительных комплексов в виде физкультминуток в процессе выполнения различных видов работ;
- Создать условия для саморефлексии учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Слайдовая презентация «Сказочная гжель», посылка-коробка, книги с иллюстрациями народных промыслов, несколько предметов различных промыслов.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Вырезанный из бумаги формата А3 самовар, мелко и крупно нарезанные нитки различных оттенков синего и 2 других цветов, листы-раскраски по теме, карандаши, фломастеры, клей (ПВА и карандаш), скотч.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Рппр
Оролр
Орололдл
Рол
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство с различными видами промыслов: Дымковской и Филимоновской игрушкой, Хохломской росписью, Гжельским промыслом.
Заучивание с детьми стихотворений о промыслах.
Изучение особенностей почтовых посылок, конвертов и работы почтальона.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ с:
Литературным чтением,
Технологией,
Физкультурой,
Окружающим миром,
РПСП
И др.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
В-ль: Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости! И поздороваемся мы с ними не обыкновенным способом, а так как научились в музыкальной школе. Поздоровайтесь с гостями и присаживайтесь!
Мы поработаем, а гости посмотрят, что мы умеем.
Рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес: Покажи Санчарбек, где находится адрес на посылке?
(Инструкция:
1 Используйте для написания адреса ту сторону коробки, которая имеет большую площадь. Она может быть верхней (для плоских посылок) или боковой.
2 Адрес отправителя указывается в левой верхней части, адрес получателя – внизу справа. Как правило, реквизиты человека, которому адресована посылка, пишутся несколько крупнее)
Богдан прочитай, пожалуйста: пос. Новогуровский «Новогуровская школа для обучающихся с ОВЗ», детям первой группы. Посмотрите на нее.
В-ль: Вам интересно, что в ней?
(Да)
Вы заметили, как осторожно я ее держу, ведь внутри могут оказаться хрупкие предметы. Давайте, я открою ее и вы, не вставая с места, посмотрите, что внутри.
(Игрушки и баночка)
Да, здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные. А вы же знаете стихотворения о различных промыслах.
Коля расскажи нам, пожалуйста, свое стихотворение.
Что ж хорош павлин стоит, В шар рисунок, гордый вид,
Белый фон, но много красок, Чуть волны и ромб в довесок.
Где найдем друзей его? Ну, конечно, в
(Дымково)
Здесь среди игрушек павлина нет, но он есть у нас на картинках в книге.
В-ль: Как можно назвать такую игрушку?
(Дымковская игрушка)
А Вова выучил у нас другое стихотворение.
До чего красивый слон, На игрушке белый фон
И полоски трех цветов, Он откуда? Кто таков?
(Филимоново)
В-ль: А игрушка зовется?
(Филимоновской)
И об этой росписи знают стихотворение Максим и Илья (В-ль достает хохломскую ложку)
Максим: Вот так ложки расписные В черном фоне золотые
Ветви, листья, а плоды Несказанной красоты -
Алый цвет, бордовый, красный Ягодный, разнообразный:
И малиновый, клубничный, И рябиновый отличный.
Деревянная посуда с яркой росписью, Откуда?
(Из Хохломы)
В-ль: Как называется эта роспись?
(Хохломская роспись) РАЗМИНКА ПО ЦВЕТАМ
В-ль: Я бы тоже хотела рассказать стихотворение, а вы угадайте, о каком промысле идет в нем речь.
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых!
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая
(Гжель)! (слайд 1 «Сказочная гжель» титул)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ребята, а вы уже знакомы с предметами с такими синими узорами?
(ответы детей)
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте после прочтения сказки (слайд 2).
Максим: В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.
Илья С.: Когда-то жили там необыкновенные умельцы.
Таня: Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить.
Аня: Думали, думали и придумали.
Богдан: Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разные предметы и расписывать их синей краской различных оттенков.
Кирилл: Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее.
В-ль: Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Стал каждый мастер своё умение показывать, а Гжельские мастера большие фантазёры. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись (слайд 3).
В-ль: Понравилась вам сине-голубая сказка?
(Да, очень)
Беседа по сказке.
В-ль: О каком промысле эта сказка?
(О Гжельском)
В-ль: Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
В-ль: Какую краску используют мастера в гжельской росписи?
(Синюю и различные ее оттенки: голубую, темно-синюю, фиолетовый оттенок)
В-ль: А каким узором украшают мастера свои изделия! Посмотрите, пожалуйста, на слайд!
(показ демонстрационных изображений элементов Гжели - широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька) (Слайд 4)
Физкультминутка
Полоса прямая, широкая, ТАКАЯ!
Сверху вниз идет, смотри, так до ног от головы
А назад полоска уже, мы ее покажем дружно.
Пара точек и волна, а затем еще одна,
Кустик сел внизу рисунка, распустились лепестки,
Встанем, сеточку покажем,
Листья, капельки, цветы! (МОЕ!)
В-ль: Ранее мы с вами говорили о том, какие же предметы делают гжельские мастера? Кто может нам их перечислить? Поднимайте, пожалуйста, руки и называйте по 1 предмету.
(Квасники, Чайники, Часы, Игрушки, Сувениры и др.)
В-ль: Сейчас я предлагаю вам полюбоваться на «Сказочную гжель» (слайд 5 - посуда и слайд 6 – сувениры и игрушки)
Мы повторили такие виды промыслов, как Хохломская роспись, Дымковская и Филимоновская игрушка, познакомились с сине-голубой сказкой. Совсем забыла, почему она так называется?
(потому что мастера раскрашивали свои изделия синей и голубой краской)
А теперь пора нам выполнить работу для закрепления изученного на занятии.
А так как классы нас в группе разные, то и здания будут отличаться. По окончании, работы старших детей я вывешу на доске, а первоклассники выйдут к ней сами.
Сначала я объясню, как работать младшим детям, а затем приступят к работе старшие.
Первоклассники, перед вами раскраски цветные карандаши, нужно выполнить раскраску только в цветах гжельской росписи. Старайтесь быть аккуратными, не торопитесь.
Для четвертого класса задание другое: две команды, для каждой из которых есть вот такой самовар и к нему различные материалы для украшения. Обратите внимание, что нужно выбрать только те, которые подходят к нашей теме. Предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить предложенные предметы гжельским узором.
Прежде чем приступить, ответьте мне на вопрос: где лучше расположить цветы, а где линии и бордюры?
(цветы в центре, а второе по краям)
Молодцы! Приступайте к работе.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В-ль: Вы все выполнили роспись предложенных предметов.
Понравился ли вам результат работы?
(Да)
У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Так и будет называться наша с вами выставка.
-О каком промысле мы сегодня беседовали?
(ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
(используется только синяя краска на белом фоне)
-Что вы можете сказать о своих работах?
(ответы детей)
Всё ли удалось, почему?
(Удалось, не удалось, не хватило времени и др.)
В-ль: Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с промыслами наших соотечественников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Тема «Сказочная Гжель»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. Формирование эстетических чувств и развитие художественно- творческих способностей ребенка через приобщ...
Открытый урок по изобразительному искусству на тему :" Сказочная птица."2 класс
Открытый урок по изобразительному искусству на тему :"Сказочную птица."2 класс...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс
Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...
Конспект открытого занятия "Сказочная Гжель"
Цель: приобщение детей к истоком русской народной культуре, познакомить с росписью Гжель, ее характерными особенностями, элементами росписи, применением гжельского промысла в быту....
Открытое занятие по теме: «Гжель»
Материал разработан для детей с нарушением слуха...
Урок изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель"
Данная презентация и конспект урока могут быть использованы при проведении урока изобразительного искусства....