Тема «Сказочная Гжель»
методическая разработка на тему
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Формирование эстетических чувств и развитие художественно- творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно- прикладному творчеству.
Задачи:
образовательные: формирование обобщенных знаний и умений различать стиль декоративной гжельской живописи (понимание детьми характерных особенностей); создавать выразительные узоры на бумаге, воспитание при этом чувство формы, ритма, симметрии. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. Показать взаимосвязь народного декоративно- прикладного, устного и музыкального искусства.
развивающие: развивать интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства (гжельской росписи); творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
воспитательные: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народному декоративно- прикладному искусству; эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства; воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью, уважительного отношения к труду народных мастеров, национальной гордости за мастеров русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_gzhel.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Сказочная Гжель»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Формирование эстетических чувств и развитие художественно- творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно- прикладному творчеству.
Задачи:
образовательные: формирование обобщенных знаний и умений различать стиль декоративной гжельской живописи (понимание детьми характерных особенностей); создавать выразительные узоры на бумаге, воспитание при этом чувство формы, ритма, симметрии. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. Показать взаимосвязь народного декоративно- прикладного, устного и музыкального искусства.
развивающие: развивать интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства (гжельской росписи); творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
воспитательные: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народному декоративно- прикладному искусству; эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства; воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью, уважительного отношения к труду народных мастеров, национальной гордости за мастеров русского народа.
Оборудование:
слайдовая презентация «Сказочная Гжель»,
бумажные тарелочки,
белая и синяя гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки для просушивания кисти, гжельская посуда, картинки с элементами гжельской росписи. Костюмы для Феи гжельской росписи, Царевны Несмеяны и Феюшек – Баюшек,
аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Словарная работа: гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, волна, мастер.
Учитель: Здравствуйте! Мы снова собрались в нашей горнице. С каждой встречей она становится нарядней и богаче, а вы узнаёте новые понятия, новые промыслы. Сейчас я проверю, как вы запомнили наши встречи.
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине- Егорка.
О чём стихи?
Дети: О Дымке! О дымковской игрушке!
Учитель: Молодцы! Послушайте ещё.
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди- ка, не спеши.
Ребята: Хохлома!
Учитель: Правильно, молодцы. А что это такое? (показывает на колодец).
Дети: Это колодец!
Учитель: Как называется такая укладка брёвен?
Дети: Сруб.
Учитель: (приблизившись к колодцу) А ведь это тот самый колодец из нашего первого занятия. Помнится, он какой-то непростой.
Ученик 1 (с места): В нём лежал ларец с гостинцами!
Ученик 2 (с места): Через него можно попасть в сказочную страну; там ещё Мороз Иванович живёт.
Учитель: Идите сюда. Загляните в колодец, не ждёт ли нас и сегодня какой-нибудь сюрприз?
Ребята заглядывают в колодец.
1-й ученик: Там девочка сидит!
2-й ученик: Грустная очень, сейчас плакать начнёт!
Учитель: Ничего себе! Так помогите же ей скорее выбраться!
Из колодца появляется Несмеяна.
1-й ученик: Ты кто?
2-й ученик: Ты как там оказалась?
Несмеяна (грустно и испуганно): Я царевна Несмеяна. Из тридевятого царства государства. У меня беда случилась. Батюшке - царю подарили посуду небывалой красоты, а я нечаянно разбила блюдца. Василиса Премудрая посоветовала воспользоваться зеркалом волшебным, которое переносит, куда пожелаешь. А где такую посуду делают, никто не знает. Набрела, случайно на колодец. Где это я, в каком царстве-государстве?
1-й ученик: Государство наше – Российская Федерация. Рады будем тебе чем-то помочь
2-й ученик: А как посуда эта выглядит? Может в интернете посмотреть – понадёжнее всё же твоего волшебного зеркала.
Несмеяна: Вся посуда выполнена из белоснежной глины. А по белому полю – сине-голубая роспись. И такие красивые эти узоры, как будто небо на снег опустилось.
2-й ученик: Так в Яндексе и напишем. Что получилось?
На экране появляется слово Гжель и слайды с образцами посуды.
1-й ученик: Ну, что скажешь, Несмеяна, та ли это посуда?
Несмеяна: Та, та, летим скорее!
2-й ученик: Не спеши, ещё нужно билеты купить…
Несмеяна: Ах, опрометчиво вы проигнорировали моё волшебное зеркало.
Несмеяна достаёт из котомочки зеркало и что-то шепчет. Звучит музыка. Появляется Фея Гжелька.
Гжелька: Здравствуйте, я Фея гжельской росписи – Гжелька.
Давным - давно в сторонке Гжельской
(Что от Москвы - рукой подать,
Смогли народные умельцы
Чудесной глины накопать.
И с той поры гончар из Гжели
Прославил родину в веках.
Из той посуды пили, ели
И восхищались на пирах.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера!
И сине- белые узоры
Прекрасны нынче, как вчера.
Царевна Несмеяна: О, Гжелька помоги нам пожалуйста сделать блюдца с гжельской росписью.
Гжелька: Хорошо! Только сначала позабавьте меня, поиграйте со мной в игру «Фея по садочку ходила».
Звучит музыка. Дети становятся в круг, Гжелька в кругу. Дети идут в одну сторону, а Гжелька в другую и произносят слова:
Гжелька: Фея по- садочку ходила
Свой платочек там обронила
Вот он, вот он, он платочек
Догони меня, дружочек
Гжелька роняет платочек возле любого ребенка, он его поднимает и пытается догнать Гжельку. Если Гжелька успела стать на место ребенка до того как он ее поймал, то водой становится ребенок, а если ее поймали, то она продолжает водить.
Гжелька: Вот спасибо, позабавили меня. Теперь и за мной дело не станет. Располагайтесь в мастерской. Прежде, чем за дело браться, послушайте моих младших сестричек – Феюшек- Баюшек.
Феюшка 1: Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в подмосковной глубинке более 670 лет назад. Слово Гжель обозначает «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились, что краски не поблёкли.
Феюшка 2: В 18 веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины, писал: « нигде не видел я белизною превосходнее». Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов привёз из Гжели глину, из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.
Феюшка 3: Учёный-искусствовед Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова буквально возродили гжельский промысел, приехав работать в Гжель в 1933 году. Они придумали и разработали новый стиль – те самые известные нам синие узоры на белом фоне. Раньше-то Гжель была разноцветной.
Гжелька: Перед вами образцы изделий с гжельской росписью. Какие из них привлекли ваше внимание и почему?
Ученик 3: (1-й класс) Выходит, берёт в руки изделие, показывает и рассказывает.
Мне больше всех понравился чайник. Он сделан в форме петушка. Хвостик, гребешок и бородка у него с дырочками. От этого петушок кажется лёгким. Клюв у него широко открыт. Это значит, что он громко кричит. На боках у чайника розы. Здесь не только цветы, но и острые шипы. Мне кажется, что петушок запутался в колючках и зовёт на помощь.
Ученик 4: (4-й класс) Моё внимание сразу привлекли часы. Это очень неожиданно. Они сделаны в форме тарелки. Цветы и бутоны роз написаны так, что кажутся настоящими, как на фотографии. На часах две любопытные надписи: «Маяк» и «Сделано в СССР». Я знаю, что СССР – так раньше называлась наша страна. А что обозначает здесь слово «Маяк»?
Учитель: «Маяк» - это название московского часового завода. Ведь Гжель находится недалеко от Москвы.
Воспитанник д/с: Мне больше всего понравилась эта лошадка. Сразу видно, что это жеребёнок. Глаза его широко открыты от любопытства, а на ножках пушок. Носик у него сморщен, гривка кудрявая, хвостик торчком – он, наверное, очень весёлый.
Гжелька: Приступим и мы к работе. Только сначала выполним заклинание.
Феюшка 4: Вытяните руки.
Все вы пальцы дружные,
Все такие нужные (сжимают и разжимают пальцы),
Ну- кА, пальцы, шевелитесь
И в работе пригодитесь (шевелят пальцами)
И ребятам помогите:
Все задуманное творите.
Теперь вы - чудо- мастера,
Принимайтесь за дела.
Учитель 2: мастер-класс. Три типа оформления бумажных тарелочек в стиле гжельской росписи в соответствии с тремя возрастными группами.
Во время работы звучит музыка.(«Незабудковая Гжель» муз. Чичкова, слова Синявского)
Готовые тарелочки выставляются на стенд.
Воспитанники детского сада читают стихи:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Гжелька: Бери, Несмеяна, свои блюдца, да обещай больше не грустить!
А всем гостям на память про нашу сказку - гжельский сувенир. Сестрички – Феюшки, помогайте!
Гжелька и Феюшки – Баюшки раздают всем присутствующим сувенир. Несмеяна, Гжелька и Феюшки машут руками и уходят. Учитель завершает занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ
Разработка классного часа, посвященная одному из видов русского народного промысла, как Гжель. В ходе беседы, сопровождающейся презентацией учащиеся знакомятся с новой росписью, краткой историей. В хо...
Сказочная гжель
Урок по ИЗО для 3-4 класса из раздела "Народные промыслы России"...
Сказочная Гжель
Презентация по изобразительному искусству создана с помощью приёма "Карусель"...
Открытое занятие по теме: "Сказочная гжель"
Занятие по художественно-эстетическому направлению (народный Гжельский промысел)...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс
Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...
Методическая разработка занятия по теме "Пластилинография «Сказочная Гжель» с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска"
Тема: Пластилинография «Сказочная Гжель».Задачи:Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжел...
Урок изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель"
Данная презентация и конспект урока могут быть использованы при проведении урока изобразительного искусства....