Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Юный эколог"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа с 3 уровняим результатов и мониторинговой картой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyh_ekolog.docx | 49.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.
Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы
_______________
СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова
Зам. директора по ВР «___» ___ 20 ___ г.
__________________
Н.А.Гвозденкова
«___» ___ 20 ___ г.
Рабочая программа кружка
«Юный эколог»
(социальное)
2 класс
на 2016 - 2017 учебный год
Руководитель: Громова С.А.
учитель начальных классов,
высшая кв. категория
Перенка,2016
Наименование учреждения | МБОУ «Перенская средняя школа» |
Где, когда и кем утверждена программа: на заседании педагогического совета | |
Название программы | «Юный эколог» |
Возраст детей, на которых рассчитана составленная программа | 1-4 классы |
Сроки реализации программы | 4 года |
Ф.И.О., должность автора (авторов) | Чернышова И.И., Громова СА, Старостенкова О.С., Медведева Н.В. учителя начальных классов |
Название населённого пункта, в котором реализуется программа | д. Перенка |
Год разработки программы | 2015 |
Пояснительная записка
Направленность программы: социальное
Актуальность и новизна. Сейчас, когда проявляется безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации педагогического процесса. Школа, находящаяся в сельской местности, в непосредственной близости к природе, является естественной лабораторией для экологического образования. Для сельского жителя природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Необходимо донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за варварское отношение к ней в данной местности. Места, в которых мы живем, богаты историческими и этнографическими памятниками, флора и фауна помогают развернуть с детьми внеурочную краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Задача учителя донести до ума и сердец младших школьников то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.
Новизна программы заключается в том, что при её реализации будут использованы современные педагогические технологии.
Цель программы - формирование навыка бережного отношения к природе родного края, углубление знаний обучающихся о природе, развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления младших школьников о природе родного края.
- углублять теоретические знания школьников в области экологии, формировать ряд основополагающих экологических понятий, которые дают представления школьникам об экологии как науке.
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей,
- осуществлять практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- развитие потребности к самостоятельному изучению родного края через исследовательскую деятельность;
- формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Воспитательные:
- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности, бережного отношения и ответственного поведения в ней;
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 1-4 класс
Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)- 4 года
Краткое обоснование ценностных ориентиров. Ценностными ориентирами данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Режим занятий – 1 час в неделю
Формы занятий: беседы, познавательные викторины, экскурсии, познавательные игры, , практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, исследовательская работа, учебный проект
Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные)
Личностные результаты
1 уровень приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2 уровень развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3 уровень приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы. Передача полученных знаний младшим ребятам, родителям и другим участникам образовательной деятельности, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Осознанное правильное поведение детей на дорогах снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Познавательные УУД
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Общее количество часов | в том числе | |
теории | практики | |||
1. | Вода – источник жизни | 11 | 8 | 3 |
2. | Солнце и свет в нашей жизни | 9 | 6 | 3 |
3. | Воздух и здоровье | 2 | 1 | 1 |
4. | Мой край | 4 | 2 | 2 |
5. | Весенние работы | 8 | 3 | 5 |
| Итого: 34 часа |
|
|
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный эколог»
для 2 класса (34 часа)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вода – источник жизни Вводное занятие. Понятие об экологии .Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 02.09 | |
2 | Вода в моём доме и в природе | 1 | 09.09 | |
3 | Стихи, рассказы о воде и природе | 1 | 16.09 | |
4 | Экскурсия к водоёму | 1 | 23.09 | |
5 | Осень в нашем селе Правила поведения в природе. Способы охраны природы. | 1 | 30.09 | |
6 | Экскурсия в лес по теме: «Краски осени» | 1 | 07.10 | |
7 | Вода в жизни растений | 1 | 14.10 | |
8 | Вода в жизни животного мира | 1 | 21.10 | |
9 | Вода и здоровье человека | 1 | 28.10 | |
10 | Личная гигиена | 1 | 11.11 | |
11 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | 18.11 | |
12 | Солнце и свет в нашей жизни Солнце, Луна, звёзды – источники света | 1 | 25.11 | |
13 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | 02.12 | |
14 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 | 09.12 | |
15 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 | 16.12 | |
16 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 | 23.12 | |
17 | Электрический свет и тепло в моём доме | 1 | 13.01 | |
18 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | 20.01 | |
19 | Телевизор в моём доме | 1 | 27.01 | |
20 | Сколько стоят свет и тепло. Памятка «Береги свет и тепло» | 1 | 03.02 | |
21 | Воздух и здоровье Воздух и здоровье человека | 1 | 10.02 | |
22 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | 17.02 | |
23 | Мой край Растительный мир области | 1 | 24.02 | |
24 | Животный мир области Мини-проект «Лесные жители». | 1 | 03.03 | |
25 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | 10.03 | |
26 | Исчезающие растения и животные родного края. Конкурс рисунков «Они в опасности!» | 1 | 17.03 | |
27 | Весенние работы Сельскохозяйственные работы весной | 1 | 07.04 | |
28 | Разнообразие декоративных растений. Работа на пришкольном участке. | 14.04 | ||
29 | Разнообразие декоративных растений. Творческая работа. Панно из природных материалов. | 1 | 21.04 | |
30 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 1 | 28.04 | |
31 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 1 | 05.05 | |
32 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 1 | 12.05 | |
33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 1 | 19.05 | |
34 | Итоговое занятие. Сделай мир прекрасней, чище и добрей! Выставка работ. | 1 | 26.05 | |
Всего | 34 ч |
Содержание изучаемого курса
1. Вода – источник жизни (11 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
3. Воздух и здоровье (3 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (6 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
5. Весенние работы (4 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдения за всходами.
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты: ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции | Прогнозируемый воспитательный результат - знают правила экологически сообразного поведения в природе (1 уровень) | Тест « Правила поведения в природе» |
позитивное отношение к необходимости соблюдения правил экологически сообразного поведения в природе (2 уровень) | Анкетирование | |
выполняют правила экологически сообразного поведения в природе; делятся положительным опытом с другими участниками образовательного процесса (младшими школьниками, родителями) ( 3 уровень) | Наблюдение | |
Воспитательный эффект | Формирование устойчивой личностно-ориентированной позиции в отношении экологически-сообразного поведения в природе | |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию | «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). Выделение существенных признаков (2 класс). Логические закономерности (3 класс). Исследование словесно - логического мышления (4 класс).
|
Прогнозируемый эффект | Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания | |
Регулятивные УУД: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» «Рисование по точкам (1 класс) Корректурная проба (2- 4 класс) | |
Прогнозируемый эффект | Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия | |
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; | Методика «Рукавичка» (1 класс) «Дорога к дому» (2-3класс) Методика «Кто прав?» (4 класс) | |
Прогнозируемый эффект | Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; |
Методическое обеспечение
Информационное обеспечение:
- Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть 1. Мир природы, истории, культуры: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
- Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.
- Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
Алгоритмы деятельности: учёт особенностей учащихся класса, подготовка дидактических карточек, наглядного материала, раздаточного материала, теста, диагностических методик
Контрольно-измерительные материалы: тест, методики
Список учащихся
1_________________________________________________________
2_________________________________________________________
3_________________________________________________________
4_________________________________________________________
5_________________________________________________________
6_________________________________________________________
7_________________________________________________________
8 ________________________________________________________
9_________________________________________________________
10________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательск...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД
Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких...