Методические разработки по внеурочной работе
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Николаева Рита Мидхатовна

Конспекты мероприятий по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Праздник по ПДД.

Давайте вспомним сказку,

А может, и не сказку,

Простой типичный случай

Из жизни городской.

О том, что помнить нужно

О правилах дорожных,

Когда шагаешь в школу

Или идешь домой.

Возьмем сюжет известный

Из сказки интересной:

Кто раньше доберется

До бабушки больной?

Выходит Красная шапочка и серый волк. Их представляют ведущие.

  1. Вот Шапочка Красная,

      Девочка умная, прекрасная,

      Достойная вашего уважения,

       Соблюдает правила движения.

  1. И серый волк зубастый.

      Себя считает крутым.

ВОЛК  Я не крутой, я суперклассный.

  1. Учиться хорошо не желает,

       Правил дорожных не соблюдает.

ВОЛК   Куда идешь ты шапочка,

              Прилежная девочка –лапочка?

К. Ш.    Я к бабушке своей иду,

              Пирожки и маслице несу.

              К ней напрямик лежит дорога,

              Но опасностей там много.

              А есть еще одна: по ней

              Путь безопасней, но длинней.

              Пойду по длинной я дороге.

ВОЛК    Иди, иди. Устанут ноги.

               Я ж покороче дорогу найду

                И к бабке твоей побыстрей добегу.

К.Ш.       Смотри осторожней,

                Не попасть бы в беду.

 

ПОЕТСЯ ПЕСНЯ  на мотив « Если долго, долго»

                Если ты шагаешь в школу

                По тропинке, по дорожке,

                Будь внимательным немножко,

                Правил ты не забывай,

                И наверно, и конечно,

                И возможно, можно, можно,

                Безопасную дорогу

                Для себя ты выбирай!

А-А-А ! Думай лучше выходя в дальний путь.

А-А-А! Правил дорожных ты смотри не забудь.

А-А-А! И девченка, и мальчишка

А-А-А! Хоть торопишься ты слишком,

А-А-А! Правил все ж не  нарушай,

А-А-А! Правил все ж не нарушай.

ВОЛК  Подумаешь, дорога!

             Подумаешь, машина  

             Чего бояться люди?

              Машины ведь не мины.

              Вон на бугорочке

              Уже видна избушка.

              Там за перекрестком

               И живет старушка.

2. Волк побежал наискосок…

( Раздается визг тормозов)

ВОЛК  Ой, еле ноги уволок.

             Не пойму, где перейти,

             Где дорогу мне найти.

  1. Серый волк – ты пешеход.

Вспомни ты про переход.( показывает)

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Только этот переход

От беды тебя спасет

  1. Всем, кто вышел погулять,

Напомним мы заранее:

На дороге -не в лесу,

Здесь нужно внимание!

ВОЛК   А это что за истукан трехглазый?

              Я не видел его не разу.

 Я Зеленка:           Здравствуй!

А я, Краснушка:     Привет!

Желток:            Хелло!

   

 Ж: Вам без нас никак нельзя!

 

  З:   С вами будем мы всегда!

 

  К:   Подмигнул вам красный свет-

           На дороге хода нет!

 

  Ж: Я предупреждаю всех,

          Что дорога вам- не смех!

           Прежде, чем по ней идти-

           Приготовься, посмотри!

   

 З:    Зеленый если замигал-

           «Путь свободен!» - он сказал.

           И запомните, друзья,

           Лучший свет, конечно, - я!

ВОЛК  Пусть другие люди ждут,

             Пока зеленый свет дадут.

             Я не буду ждать напрасно,

              Проскочу – ка я на красный.

( Визг моторов, грохот. Волк быстро надевает на руку подготовленный большой кусок картонной трубы, обернутый бинтом, и тут же появляется со сломанной рукой.

  1. Он на красный свет бежал

И в аварию попал.

Хорошо, что цел остался.

ВОЛК (ШЕПЕЛЯВЯ) Лишь зубов недосчитался.

                                       Хоть и раньше прибегу я,

                                        Нечем будет есть бабулю.

1.Когда спешишь ты в школу,

   Опаздываешь очень

    А может, и не очень,

    А может быть, чуть-чуть,

 2.Одно ты помнить должен:

     Средь всех дорог на свете

      Ты выбирай, конечно,

      Лишь безопасный путь.

           



Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция.                                                                                                          День Победы.

1.Этот день  особенный, желанный.

Солнце светит ярко в вышине.

День победы – праздник долгожданный.

Отмечается у нас в стране.

Но особенно он дорог ветеранам,

Слезы радости  и боли в их глазах.

Не зажить никак душевным ранам,

И дрожат цветы у них в руках.

2.Спасибо ветеранам

Должны мы сказать,

Что землю защищали

Много лет назад.

Мы не должны забывать дедов

Что одержали в войне той победу.

3.Мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Во многих городах есть могилы Неизвестного солдата, в память о погибших в той страшной войне горит Вечный огонь. Круглый год люди возлагают к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто!

4.Идут годы, сменяются десятилетие и многое, что у нас превозносилось как славные деяния – померкло. Но этому подвигу народа  в ВОВ – суждено навсегда остаться в нашей памяти. Всё меньше и меньше ветеранов ВОВ остаётся среди вас, уважаемые ветераны. Миллионы ушли, не ощутив малой заботы о себе. Так давайте же будем помнить те страшные дни, тех людей, которые отстояли нашу Родину, нашу свободу, чтобы этого никогда не повторилось.

Дорогие ветераны! Мы благодарны вам за чистое мирное небо, за счастливое детство, мы горды за вашу Победу. С праздником вас! Здоровья, счастья  вам и вашим близким. Пусть сбудутся Ваши мечты.

И с искренней нашей любовью примите живые цветы.

Песня Снег седины».

5. Вот сорок первый год ,конец июня.

И люди спать легли спокойно накануне.

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война.

Раздается голос Левитана

(фильм)

6..И вот фашисты прорвались к Москве. Наши воины готовы были встать на защиту Родины. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой  в победу.

Война оставила след почти в каждой семье.

7. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

8.Разрушено 1710 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

 9. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы и фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы

10. И шла война четыре долгих года

Мы воевали за свою свободу

Враги хотели нашу землю захватить

А нас в рабов послушных превратить.

11. И было много страшных битв,

В которых враг проклятый был разбит.

Великое сражение под Москвой,

В котором мы врагу сказали грозно «Стой!»

12. Конечно, надо вспомнить  и окружение врага под Сталинградом

      И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.

      Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.

13.И мы пошли освобождать Европу.

Солдаты наши в блиндажах, в окопах,

В землянках, танках, дотах , дзотах,

На кораблях и самолётах.

Тихо звучит песня «Землянка».

( мальчики изображают у костра бойцов на привале, которые пишут письма.

14. .Здравствуй, дорогая Анна! Как хочу сказать тебе  «Здравствуй »  не в письме, а при встрече. Пришла еще одна весна и именно сейчас так хочется быть рядом с тобой.  

15..Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пиши с передовой,

Завтра утром – снова в бой!

Будем мы  фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть-

Я с победою венусь!

Обниму вас наконец.

До свиданья, твой отец.

16.Знаю, в сердце у тебя тревога-

  Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда – то.

Знаю я , морщинки глубже стали

И чуть – чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

 Мама, за тебя ,за нашу встречу.

Жди меня и я вернусь,

Только очень жди.  

17.Но не всем было суждено вернутся домой. А кто вернулся- помнит о подвигах, о боевых друзьях.

18.Вновь скупая слеза сторожит тишину

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчания.

Прошу всех присутствующих почтить память минутой молчания

В девятый  день ликующего мая,

        Когда легла на землю тишина,

        Промчалась весть от края и до края.

        Мир победил! Окончена война!

        Победа!

        Победа!

        Во имя Отчизны –

Все.      Победа!

Ученик. Во имя живущих –

Все.     Победа!

Ученик.  Во имя  грядущих –    

Все.      Победа!

Ученик.   Ради счастья и жизни на свете,

                Ради воинов павших тогда,

                Да не будет войны на планете.

                Никогда! Никогда! Никогда!

Ученик. Прошла война, прошла страда,

               Но боль взывает к людям:

              Давайте  люди никогда

               Об этом не забудем.

               Пусть память верную о ней

              Хранят, об этой муке,

              И дети нынешних детей,

              И наших внуков  внуки.

 

Ученик.  Нам нужен мир на голубой планете,

                Его хотят и взрослые и дети.

                 Им хочется, проснувшись на рассвете,

                 Не вспоминать, не думать о войне.

                Нам нужен мир, чтоб строить города,

                Сажать деревья и работать в поле.

                Его хотят все люди доброй воли.

               Нам нужен мир навеки! Навсегда!

песня

         



Предварительный просмотр:

«САМЫЙ УМНЫЙ»

Ход игры

I. Вступление.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашей игры – «САМЫЙ УМНЫЙ» четвероклассник по русскому языку!

        Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.

        Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый,  задушевный, как песня над колыбелью…»

            На протяжении двух недель в ваших классах проходили мероприятия по русскому языку. Вы писали сочинения, стихи, готовили стенгазеты.

        Сегодня мы проведём игру «Самый умный» и узнаем лучших знатоков русского языка.                    

Итак, в сегодняшней игре, посвящённом русскому языку, участвуют10 четвероклассников.

 (Представляются участники каждой команды и приглашаются на сцену)

Это:

4 А класс

4 Б класс

4 В класс –

4 Г класс –

4 Д класс –

        Победителей нашей игры определит наше жюри…

(Представляются члены жюри.)

        Напоминаю правила игры.


РАУНД 1

        В этом раунде участвуют все 10 игроков. Вашему вниманию будут представлены 18 вопросов и по 3 варианта ответов. Ваша задача в течение 5 секунд вы должны показать ту цифру, под которой находится правильный ответ.           Каждый ответ оценивается 1 баллом.

После окончания первого раунда, пока идет игра с болельщиками, жюри подводит итоги и  оглашает имена 5 участников, набравших максимальное количество баллов.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР ВТОРОГО РАУНДА

За 15 секунд участники должны разгадать  зашифрованное слово -  дошифровщик и записать его на листочке.  Мои помощники  должны расставить участников в зависимости от того, с какой скоростью они разгадали зашифрованное слово.

ВТОРОЙ РАУНД

Во втором раунде участникам предлагается выбрать категорию, на которую они будут отвечать.

Каждый участник выбирает 1 категорию и должен дать как можно больше правильных ответов за 60 секунд.

За каждый правильный ответ 1 балл.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР ТРЕТЬЕГО РАУНДА

За 15 секунд необходимо разгадать зашифрованное слово, чтобы определить порядок, в котором игроки будут отвечать на вопросы.  Участник, который первый отгадал заданное слово, выбирает категорию и цвет. Затем выбирает второй отгадавший слово.

ТРЕТИЙ РАУНД

В третьем раунде участники отвечают на вопросы, выбирая ячейку, изображенную на экране. Ячейки окрашены в разные цвета в соответствии с выбранной  спецтемой для каждого игрока.

Перед началом раунда участникам предлагается в течение несколько секунд  запомнить ячейки со своим цветом.

Игрок получает 3 очка за ответ на вопрос из ячейки соперника, 2 очка за ответ на свою тему и 1 очко за ответ из категории общих знаний.

Наибольший счет в конце игры определяет победителя. 

РАУНД 1

  1. Раздел русского языка, изучающий части речи –

        1. фонетика             2. морфология          3. орфография

  1. Укажите слово, состав которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

1. замазка        3. выход               3. дровосек

3. Выберите верное утверждение:

1. имена существительные делятся на 3 склонения в зависимости от окончания

2. имена существительные делятся на 3 склонения по суффиксам

  1. Однородными могут быть:

1.Только главные члены предложения

2. только второстепенные члены предложения

3. И главные и второстепенные члены предложения

  1. Закончи предложение: имя прилагательное  - это часть речи, котороая
  1. обозначает предмет
  2. признак предмета
  3. действие предмета

6. Как изменяются прилагательные:

1. по числам и родам

2. По падежам, числам и родам

3. По падежам и числам

7. Кто создал славянскую Азбуку?

  1. А.Н. Толстой
  2. Монах Нестор
  3. Монахи – Кирилл и Мефодий

8. Прилагательные какого рода склоняются одинаково?

 1. М и С

2.Ж. и М.

3. Ж и С

9. Местоимения обозначают:

1. предмет

2. Признак предмета

3. количество

10. Сколько звуков и букв в слове чувство

  1. 7б, 7 зв.
  2. 7 б, 6зв.
  3. 6б, 7 зв.

11. Определите лицо местоимения  для тебя

1. 1 лицо

2. 2 лицо

3. 3 лицо

12. Укажите, в какой строке записаны несклоняемые имена существительные

  1. шимпанзе,. пальто,  озеро
  2. кофе, фламинго, кино
  3. какаду, окно, депо

13. Отметьте имена существительные с окончанием  - и

1. совершил по глупости

2. Валялся на травке

3. Лежал в чемоданчике

14. Склонения имен существительных – это изменение…

  1. Изменение по числам
  2. по числам и родам
  3. По падежам

15. В какой строке неверно указаны окончания имен прилагательных

  1. летнем утром. Осеннем днем
  2. осенним днем. Домашнее задание
  3. ранней осенью. Зимний день

16. Укажите личное местоимение 1- го лица ед. ч. В Р. П.

1. мне

2.Тебя

3. Меня

17. Укажите имена существительные 2 склонения

  1. молодежь, гвоздь ,князь
  2. помощь, грусть, плдощадь
  3. гость, дождь, трость

18. Имена прилагательные во множественном числе изменяются…

1.Только по падежам

2.по падежам и родам

Подведение итогов.

 

Игра со зрителями

Моя первая буква – местоимение,
Затем три буквы – время исчисления,
Последнюю букву из азбуки несу,
А целое – сорвешь ее в лесу.
 (ЯГОДА) (слайд № 11)

Сначала – месяц отыщи-ка.
А дальше – что-то вроде крика
Коль верно решено заданье,
Получится в ответе званье.
(МАЙОР) (слайд № 12)

XI. Игра для болельщиков.

Ведущий. Настало время болельщикам помочь своим командам. Попробуйте заменить слово синонимом, то есть словом, имеющим такое же значение.

Плакать –  …                        Смеяться - …

Бранить – …                        Есть - …

Работать - …                        Приглашать - …

Бояться - …                        Говорить - …

За каждое слово – 1 балл.

XII. Конкурс «Какого я рода?».

Ведущий. Команды, внимание! Перед вами слова, нужно определить их род.

Радио -  …                Картофель - …

Шампунь - …        Пальто - …

Очередь - …                Мозоль - …

Корень - …                Рояль - …

- Слово жюри.

2 РАУНД

Отборочный тур 2 раунда. Игра дошифровщик. Сегодня в дошифровщике зашифровано слово, обозначающее часть речи. Приготовьте свои листочки. Помощники внимательно следят за выполнением задания и определяют последовательность участников.

 - Уважаемые участники игры, ваша задача в этом раунде – дать максимальное количество ответов за 1 минуту.

ФОНЕТИКА

  1. Какие гласные обозначают 2 звука (е, е, ю , я)
  2. Согласный звук, который целиком состоит из шума. ( глухой)
  3. Гласный звук на который не падает ударение. (безударный)
  4. То, из чего состоят гласные звуки. (голос)
  5. Раздел русскогоязыка, который изучает звуки речи (фонетика)
  6. Сколько звуков в слове ЕЛКА? (6)
  7. То, что образуют звуки  б-п, д-т,…
  8. Графическое обозначение звука на письме (буква)
  9. Согласный звук, который состоит из голоса и шума? ( звонкий)
  10. Звуки (й, р, л, м,н,) с точки зрения звонкости- глухости.(звонкие)
  11. То, что образует каждый гласный звук. (слог)
  12. То, что произносим, когда говорим. (звук)
  13. Раздел науки, который учит правильно произносить слова. (орфоэпия)
  14. Звук, который состоит только из голоса (гласный)
  15. Расположение букв в правильном определенном порядке. (алфавит)
  16. Общий признак согласных звуков (Ж.Ш, Ц)  (твердые)
  17. Сколько в русском языке гласных букв? ( 10)
  18. Слова переносятся с одной строчки на другую … (по слогам)
  19. Какие буквы не дают звука? (ъ, ь)
  20.  Когда йотированные гласные дают один звук. ( после согласных)

Части речи. Имя существительное.

1.Имя существительное – это ...

 часть речи

2.Имя существительное обозначает ...

 предмет;

3.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова:

он, мой?

а) Мужского рода;

4.Найди лишнее слово

а) м.р. – скрипач, какао, кофе;

5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

женского рода.

6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город,

в винительном;

7. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами к, по?

в дательном падеже

8.О каком падеже идет речь: “Имена существительные отвечают на вопросы кем? чем? и

употребляются с предлогами с, за, под, над”?

о творительном;

9.Прав ли ученик, утверждая что имена существительное в словосочетаниии: горят в небе, стоит в предложном падеже?

а) Да; б) нет.

10.С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?

– а (-я);

11.В каком падеже имена существительные, стоящие в форме множественного числа, имеют окончания на –ам (-ям)?

в дательном;

12. Имена существительные изменяются:

по числам, родам, падежам

13. В каком падеже существительные не употребляются с предлогом:

 в И.п

14. Образуй  множественное число имени существительного


Ребенок – __________________ (дети)


15. Определи падеж имени существительного.

- прыгнул с вышки

 (Р.П.)

16. Сколько в русском языке падежей. (6)

17 К какому из падежей относятся вопросы: Кому? Чему? (д.п.)

18. Изменение  окончаний существительных по  вопросам и падежам называют - …. (склонением)

19  Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
У рыб нет зубов? 

Части речи. Имя прилагательное.

1.Что такое имя прилагательное?

 часть речи.

2.Имена прилагательные отвечают на вопросы...

какой? какая? какое? какие?

3.С какой частью речи связано имя прилагательное?

С именем существительным;

4.Если имя прилагательное имеет окончание –ой (-ый, -ий), то какого оно рода?

Мужского рода;

5.Как узнать род имени прилагательного?

 по роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.

6.В каком падеже у имен прилагательных окончания –ого (-его)?

 В родительном;

7.Укажи падеж имен прилагательных в словосочетаниях: любуюсь вечерним небом.

творительный падеж;

8.В каком падеже имена прилагательные отвечают на вопрос какому?

в дательном

9.Какая буква пропущена в окончании имен прилагательных в словосочетаниях: кружился в син...м небе

а) Е; б) и.

10.Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

второстепенным членом.

11. Как изменяется имя прилагательное?

По числам , падежам и родам

12.Подбери синоним к прилагательному скупой  (жадный)

13. Подбери антоним к прилагательному  высокий  ( низкий)

14. Каким членом предложения является прилагательное? ( определение)

15. Определи род прилагательного  соседняя деревня ( Ж.Р.)

16. Прилагательные какого рода склоняются одинаково ( М. и  С)

17. Определите число прилагательного в разных странах  ( мн.ч.)

18. Как изменяются имена прилагательные? ( по числам и родам)

19. Можно ли определить падеж  имени прилагательного во мн. ч. (да)

20. В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам? (мн. ч.)

Части речи. Глагол.

1.Что обозначает глагол?

действие предмета.

2.Укажи глагол:

а) веселье; б) радостный; в) осенью; г) радовать.

3.Изменяется ли глагол по числам?

Да;

4.Сколько временных форм имеют глаголы?

3;

5.На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

 Что делал? Что делали?

6.Как изменяются глаголы прошедшего времени?

по родам.

7.Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы ...

 Что делать? Что сделать?

8. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают? то какого он лица?

3-го лица.

9.Укажи глагол с Ь перед –СЯ:

а) убирает...ся; б) катают...ся; в) умыват...ся

10. Укажи  лицо глагола  делаете   ( 2)

11.  Каким членом предложения бывет глагол в предложении? ( сказуемым)

12. Определите время глагола  сделаете?   ( буд)

Как пишется частице не с глаголами (раздельно)

13. Как изменяются глаголы? ( по числам, лицам, временам)

14. На какой  вопрос отвечают глаголы будущего времени? ( что сделаете, что будет делать)

15. Определите вид глагола смотреть? ( несов)

16. Какой грамматический признак глагола  может быть настоящим, прошедшим и будущим? ( время)

17. Начальная форма глаголов отвечает на вопросы… (что делать…)

18. Подберите синоним к глаголу мастерим  (работаем)

19 .Подберите антоним к глаголу улыбается ( плачет)

20 .Назовите неизменяемы признаки глагола ( вид, спряжение)

3 РАУНД.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР ТРЕТЬЕГО РАУНДА

За 15 секунд необходимо разгадать зашифрованное слово, чтобы определить порядок, в котором игроки будут отвечать на вопросы.  Участник, который первый отгадал заданное слово, выбирает категорию и цвет. Затем выбирает второй отгадавший слово.

ТРЕТИЙ РАУНД

В третьем раунде участники отвечают на вопросы, выбирая ячейку, изображенную на экране. Ячейки окрашены в разные цвета в соответствии с выбранной  спецтемой для каждого игрока.

Перед началом раунда участникам предлагается в течение несколько секунд  запомнить ячейки со своим цветом.

Игрок получает 3 очка за ответ на вопрос из ячейки соперника, 2 очка за ответ на свою тему и 1 очко за ответ из категории общих знаний.

Наибольший счет в конце игры определяет победителя. 

Выбор цвета.

Белый  - общие вопросы

Зеленый – по теме фразеологизмы

Розовый – предложение

Желтый – по теме состав слова

Предложение.

1.Из чего состоит наша речь?

Из предложений;

2.Слова в предложении связаны ...

по смыслу

3.Что обозначает сказуемое?

Что говорится о подлежащем.

4.На какие вопросы отвечает подлежащее?

Кто? Что?

5.Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщается?

повествовательное.

6.Какое это предложение?

Береги свой город, улицу, дом.

 побудительное

7.По эмоциональной окраске предложения бывают ...

восклицательные;

г) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи.

10.Члены предложения называются однородными, если ...

а) отвечают на один и тот же вопрос; б) относятся к одному и тому же члену предложения;

в) состоят из одних и тех же частей речи; г) пишутся с одной и той же орфограммой.

11.В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая?

 Если однородные члены связаны союзом и.


Состав слова.

1.Какие слова называю однокоренными

а) Близки по смыслу; б) имеют общую часть;

2.Какая часть слова называется корнем?

а) Общая часть родственных слов.

3.Являются ли слова рыбка, рыбкой, рыбку однокоренными?

а) Да; б) нет.

4.Какое слово “лишнее”?

а) Гора; б) горный; в) гореть.

5.Изменяемая часть слова – это ...

окончание

6.Укажи состав слова кормушка.

) корень, суффикс, окончание;

10.Правописание каких согласных на конце слова не нужно проверять?

11.Каким должно быть слово для проверки написания парных согласных в корне?

а) После парного согласного в проверочном слове должен идти гласный.

б) После парного согласного в проверочном слове должен идти звонкий согласный [н].

в) После парного согласного в проверочном слове должен идти согласный.

12.В какой строке все слова пишутся с буквой д?

а) Кле...ка, моне...ка, сосе...; б) горо..., яго...ка, прово...;

в) салю..., верблю..., гу...ки; г) ве...ка, парашю..., дож...ь.

13.В какой строке все слова пишутся с буквой ш?

а) Гребе...ки, речу...ка, пе...ком; б) эта..., муравьи...ки, бабу...ка;

в) ло...ка, подру...ка, мы...ка; г) кни...ка, малы..., бука...ка.

14. В какой строке все слова пишутся с буквой б?

а) Оши...ка, хру...кий, полушу...ки; б) тру...ка, поги..., ры...ка;

в) мясору...ка, коро..., кре...кий; г) ре...ка, прору...ь, про...ка.

15.Правописание каких безударных гласных нужно проверять?

а) А, о, е, и, я;

16.Укажи проверочное слово.

удивление;

Игра со зрителями.

Ведущий. В этом туре вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом.

        Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний,

        тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший,

        скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

        За каждое слово – 1 балл.

Подведение итогов. Награждение победителя.


Русский язык

  1. Как каплю превратить в цаплю?
  2. Каких слов в русском языке больше, начинающихся с гласных или согласных?
  3. Какие слова можно получить, если в слове «торт» заменить первую букву?
  4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
  5. Какие буквы не обозначают звуков? Для чего они нужны?
  6. После каких согласных никогда не пишется мягкий знак?
  7. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?
  8. Сколько звуков в словах «сшить» и «летчик»?
  9. Почему корень слова называется корнем?
  10. В каком падеже в слове «сердца» произносится «д»?
  11. Какие существительные в пяти падежах ед. и мн. ч. имеют одинаковые окончания?
  12. Как правильно сказать:
    У рыбов нет зубов,
    У рыбей нет зубей,
    У рыб нет зуб?
  13. Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского?
  14. Что в середине «Земли»?
  15. Когда человек бывает деревом?
  16. Чем заканчивается день и ночь?
  17. Какие слова справа налево и слева направо читаются одинаково?
  18. Повар на корабле
  19. Огнестрельное оружие
  20. Первое – нота,
    Второе – тоже
    А целое на боб похоже?
  21. Первое найдешь средь нот,
    а второе лось несет,
    хочешь целое найти?
    Так ищи его в пути!
  22. Автомобилям в дороге
    Могу я пользу принести
    Но поменяй местами слоги
    И буду я в лесу расти

Ответы:

1. «Нужно «к» заменить на «ц»

2. С согласных

3. Борт, корт, сорт, порт.

4. Аз – бу – ка

5. «ъ» и «ь»

6. после г, к, х

7. сто – три буквы. 100 – три цифры

8. 3 звука и 5 звуков

9. в переносном смысле – это основа, источник, корень слова – это главная часть слова

10. в родительном падеже – сердец

11. молния, станция

12. у рыб нет зубов

13. Луна, месяц

14. «М»

15. Когда он со сна

16. «Ь»

17. топот, мим, …

18. кок

19. наган

20. фасоль

21. до – рога

22. насос - сосна

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы - … апельсины - … сапоги - … помидоры - … ботинки - …

Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

2005-2006 учебный год.

IV этап. Определи падеж имени существительного.

1 И.п.

2 Р.п.

3 Д.п.

4 В.п.

5 Т.п.

6 П.п.

- прыгнул с вышки

- лежал на песке

- написал бабушке

- видел кино

- видел Витя

- косил глазами

Р.п.

П.п.

Д.п.

В.п.

П.п.

Т.п.

V этап. Оставшимся двум финалистам

БУРАТИНО - Кто составит больше слов за 3 минуты? (по песочным часам)

VI этап. Игра со зрителями.

1 Загадки

- Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)

- Сколько горошин могут войти в стакан? (нисколько, они не ходят)

- Какая рыба носит имя человека? (Карп)

- Какая птица носит название танца? (чечётка)

- Чем больше из неё берешь, тем больше она становится. (яма)

- В какой клетке не держат зверей? (в тетрадной, в грудной)

2 Пословицы и поговорки о труде и учении. Кто последний назовёт, тот и победил.

IX. Конкурс «Ребусы».

Ведущий. Назовите слово, разгадав ребус.

Команда, которая быстро и правильно разгадала ребус, получает 1 балл (за каждое слово).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока(внеурочного занятия)

Данная разработка направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельн...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс.

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс. Неделя метематики: план работы, разработка КВНа....

Методическая разработка по внеурочной деятельности.

Тема: Заочное путешествие по безударной гласной.Поиск добрых слов, напутствий, пожеланий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....