методическая разработка урока(внеурочного занятия)
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 2 класс) по теме
Данная разработка направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи последовательно усложняются с учетом возрастных психофизиологических особенностей. Занятия позволяют обучать комплексно и синхронно, основываясь на том материале, который непосредственно близок ребенку, способствует накоплению впечатлений и формированию изобразительных навыков, воспитывает наблюдательность, расширяет эмоциональный и визуальный опыт, стимулирует творческую активность младших школьников.
Сценарий разработанного урока(внеурочного занятия) последовательно разворачивается в трех плоскостях: подготовка к восприятию, сам процесс восприятия, исследование и рефлексия этого опыта в изобразительной деятельности.
Такой комплексный подход в обучении и воспитании младших школьников позволяет обогатить мир образов, значительно расширить кругозор и мировосприятие учащихся, вызывает интерес к изобразительной деятельности, создает ситуацию успеха, как для детей, так и для их учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г.о. Электросталь, Московская область
Тема методической разработки:
«Разработка урока
и его дидактического обеспечения
направленного на формирование художественных
потребностей учащихся (сюжетная композиция)»
Номинация : «Урок»
Автор
Богачева Татьяна Вячеславовна
учитель изобразительного искусства
2011г.
Оглавление
Введение 2
Основная часть 5
Тематическое планирование 8
Конспект урока по теме: «Однажды в лесу» 12
Заключение 19
Список литературы 21
Приложения 22
Дидактическое обеспечение 23
Работы учащихся 39
ВВЕДЕНИЕ
Данный проект направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте. Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития зрительно-моторной координации. Развитие основных видов мыслительной деятельности - естественный процесс при обучении. Приоритетное развитие этого компонента отнесено ко второму классу, поскольку именно в этом возрасте происходит активное визуальное познание и восприятие мира. Заметные сдвиги в интеллектуальном развитии второклассника определяются тем, что его ведущей деятельностью становится усвоение систем понятий по различным предметам.
Проект является методической разработкой тематического планирования занятий во внеурочное время в рамках творческого объединения «Маленький художник» для учащихся второго класса и предполагает одновременное развитие зрительно-моторной координации, мыслительной деятельности и визуального мышления, так как формирование каждого из них влияет на развитие остальных.
Основным направлением учебной деятельности на занятиях изобразительным искусством в начальной школе является формирование художественных потребностей детей через развитие интереса к изобразительной деятельности. Этого можно добиться если:
- проводить большую часть уроков в форме игры, обеспечивающей осознанную и целенаправленную деятельность школьников;
- использовать различные средства обучения (демонстрационные таблицы, отдельные печатные основы, аудио- и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т.д.);
- использовать видеозаписи и как иллюстрации к теме, и как материал для учебных заданий в двух вариантах:
1) обмен впечатлениями от увиденного в форме сочинения, сценарного плана для собственного фильма (возможные жанры - рассказ об эпохе; экскурсия на "машине времени"; рекламный ролик и т.п.) и др.;
2) угадывание эпохи; сюжета происходящего; написание собственного комментария как текста к рекламному ролику, к экскурсии и пр. (просмотр видеозаписей без фонограммы).
Разработать методическое обеспечение занятий творческого объединения «Маленький художник», направленных на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве через выражение своего отношения к окружающему миру в творческой изобразительной деятельности;
Задачи проекта:
1. создание тематического планирования направленного на освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
2. разработать структуру и содержание урока помогающую овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности, их закрепление в творческих работах, развивающую изобразительные способности школьников;
3. создать дидактический материал и новый комплект таблиц;
4. обобщить и систематизировать накопленный материал.
Конспект урока по теме: «Однажды в лесу»
Цель урока:
Формировать умения создавать сюжетную композицию по прочитанному произведению (иллюстрацию)
Задачи урока:
- научить передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства;
- выделять основные предметы, правильно их располагать;
- развитие произвольного внимания, мышления, мелкой моторики;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение сопереживать;
- работа по развитию речи детей, привитие интереса к чтению книг.
Материал и оборудование: гуашь, кисти, палитра, компьютер, проектор, презентация с иллюстрациями к сказкам, проигрыватель, музыкальные произведения М.Дунаевского и А.Усачёва, П. И. Чайковского, зимние пейзажи.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за деревьями; беседы на тему «Времена года»; рассматривание картин и беседы по ним: Л. Бродской «Лес в снегу»; И. Шишкина «На севере диком...»; И. Грабаря «Февральская лазурь»; А. Саврасова «Зимний пейзаж.Иней»; К. Юона «Русская зима»; чтение сказок «Морозко», «Снегурочка», «Снежная королева», рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание новогодних открыток; пение песен, чтение стихов про елку; чтение сказки «Новогоднее приключение Деда Мороза».
Ход урока
1.Оргмомент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Сядьте ровно, ножки вместе
Ручки положи на стол
Начинаем разговор.
- Повторение.
- На прошлом уроке по теме “Зимний пейзаж” средствами изобразительного искусства мы попытались научиться передавать свои чувства и настроения соответственно главной мысли (вьюга, зимняя ночь, сказочная зима, пурга, танец снежинок). Опишите свои чувства и настроение, которые вы испытываете, глядя на произведения художников.
(Слайды 2-6)
Дети рассматривают работы и рассказывают о том, какие чувства пробуждают у них данные произведения, пытаются понять главную мысль и дают свое название работам, сопоставляя их с замыслами авторов.
- Какие художественно – выразительные средства помогли художникам в этом?
(Слайд 7)
Учащиеся называют художественно – выразительные средства (линия, цвет, силуэт, форма, контраст), которые использовали авторы для передачи настроения, следуя главой мысли.
- Постановка темы и цели урока.
- Нам предстоит совершить путешествие по стране сказок. Скоро Новый год – праздник волшебства и чудес. Его ждём не только мы с вами, его ждут и герои сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Ёлка». Но им придётся преодолеть небольшие трудности для того, чтобы праздник состоялся, а нам с вами им помочь. Поэтому во время путешествия по сказке вам пригодятся внимание, взаимопомощь, аккуратность. Вы готовы? Тогда - в путь!
(Слайд 8)
«Посмотрели сегодня утром ребята на календарь. А там последний листок остался. Скоро Новый! Завтра ёлка! Игрушки будут готовы, а вот ёлки нет. Решили ребята написать деду Морозу письмо:
«Милый дедушка Мороз! Подари нам, пожалуйста, елку на Новый год!
Самую пушистую, самую красивую, а игрушки мы сами сделаем.
Письмо тебе отнесет Снеговик.
Ребята…»
(Слайд 9)
…И скорей побежали во двор – Снеговика лепить. Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… На голову снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку.
Хороший получился Снеговик – почтовик!»
- Послушайте музыкальное произведение М.Дунаевского и А.Усачёва и скажите, какие чувства оно пробуждает у вас, что представили, какое название вы бы дали ему?
(Слайд 9 по щелчку включается музыка)
Ответы учеников
- Вы слушали “Марш снеговиков”. Какими представили себе снеговиков? Одинаковые ли должны быть снеговики? Чем они могут отличаться?
Могут отличаться внешностью, настроением, характером.
- Нам нужно нарисовать снеговика-почтовика. Какими средствами изобразительного искусства вы можете передать настроение и характер снеговика?
Ученики выбирают средства для передачи характера и настроения (цвет, форма, поза, предметы). Из трёх видов (с набором тёплых цветов и оттенков, только холодных, смешанных тонов с преобладанием тёплых) выбирают подходящую палитру.
- Теперь, попробуйте сами нарисовать снеговика на пейзаже, который мы выполнили на прошлом уроке.
- Покажите, где вы его разместите?
- Итак, смотрим внимательно. Какую фигуру имеют туловище у нашего снеговика и голова?
(Три шара разные по размеру).
(Слайд 10 с анимацией)
- Во время самостоятельной работы учащихся учитель индивидуально помогает детям выбрать более точный цвет, форму, детали для передачи задуманного образа.
- Мы с вами рисовали снеговика, а он такой холодный, что наши руки замерзли, а давайте их согреем.
- Массаж рук.
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Этот пальчик – маленький (мизинец)
Этот пальчик – слабенький (безымянный)
Этот пальчик – длинненький (средний)
Этот пальчик – сильненький (указательный)
Этот пальчик – толстячок (большой)
Ну а вместе - кулачек.
А затем потрем ладошки,
Вот потрогайте меня!
Я горю как от огня.
(Слайд 11)
« Наступил вечер, ребята домой пошли, а Снеговик и говорит: «Задали мне задачу! Куда мне идти теперь?»
- Возьми меня с собой! – вдруг сказал щенок Бобик. – Я помогу тебе дорогу искать.
-Верно, вдвоем веселее! – обрадовался Снеговик. – Будешь меня с письмом охранять, дорогу запоминать…
Хоть и быстро шли наши герои, но всё равно обращали внимание на то, как преобразила Зимушка-зима всё вокруг».
Мы пришли в зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Слева березка в шубке стоит,
Справа елка на нас глядит.
(Слайд 11, анимация сменяет картинки)
«…Выбежал навстречу им Заяц.
- Где тут Дед Мороз живет? – спросил его Снеговик.
А Зайцу отвечать некогда: за ним Лиса гонится. А Бобик: «Тяф, тяф!» - и тоже за Зайцем вдогонку. Опечалился Снеговик:
- Видно, придется мне дальше одному идти».
- Теперь, давайте нарисуем рядом с нашим снеговиком животное, с которым он встретился в лесу.
- Итак, смотрим внимательно. Что нужно вспомнить, чтобы зайчик не стал похож на лисичку или на щенка?
У зайца, лисы и щенка туловище и голова – овалы разного размера, но все они разного цвета. У зайчика шея, хвостик маленькие, а ушки большие. У лисички – уши маленькие, а хвост длинный и пушистый, с белым кончиком. Щенок любит вилять хвостом-закорючкой.
- Покажите, где вы его разместите?
- Во время самостоятельной работы учащихся учитель индивидуально помогает детям выбрать более точный цвет, форму, детали для передачи задуманного образа.
«Тут как раз метель поднялась; завыл, закружил снежный буран…
Задрожал Снеговик и … рассыпался. Остались на снегу только ведро, письмо и морковка.
(Слайд 12)
Прибежала обратно Лиса, злая:
- Где тот, кто помешал мне Зайца догнать?
Смотрит: никого нет, только письмо на снегу лежит. Схватила письмо и убежала.
Вернулся Бобик:
- Где Снеговик? Нет Снеговика.
В это время Лису Волк нагнал.
- Что несешь, кума? – зарычал Волк. – Давай делиться!
- Не хочу делиться, самой пригодится, - сказала Лиса и побежала.
Волк – за ней. А любопытная Сорока за ними полетела.
(Слайд 13)
Плачет Бобик, а зайцы говорят ему:
- Так тебе и надо: не гоняй нас, не пугай нас!..
- Не буду пугать, не буду гонять, - сказал Бобик, а сам еще громче заплакал.
- Не плачь, мы тебе поможем, - сказали зайцы.
- А мы зайцам поможем, - сказали белки.
Стали зайцы Снеговика лепить, а белки – им помогать: лапками похлопывают, хвостиками обмахивают…»
- Ребята, а что если и нам в классе слепить своего Снеговика? Но перед началом работы неплохо бы размяться.
- Физминутка «Снеговик»:
– Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
– это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей, –
Веселит он малышей
«… - Спасибо, - сказал Снеговик,- что вы меня опять слепили. А теперь помогите мне Деда Мороза найти.
Вдруг заметил Снеговик, что письма у него нет. А без него – нельзя. Неужели придется назад домой возвращаться? Вдруг откуда ни возьмись прилетела Сорока, трещит:
- Вот письмо! Вот письмо!
И рассказала Сорока, как письмо нашла…
(Слайд 14, фрагмент мультфильма)
… Наконец пришли к Деду Морозу. Прочитал он письмо, дал ему свои сани, и помчался Снеговик с елкой к ребятам. Утром Снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была елка».
- Анализ урока:
- Что мы сегодня рисовали?
Рисунок к сказке
- Вы знаете, что такой рисунок называется иллюстрация.
- Что вам показалось самым сложным? А что понравилось больше всего?
Ответы учеников
- Домашнее задание.
- Мы можем продолжить сказку, например: снеговик принес в лес, своим новым друзьям, игрушки на елку, и на рисунке тогда появится новогодняя елка с игрушками.
- Дополните дома свой рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к открытому занятию "Путешествие Колобка"
Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (8 вида, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) Тема: «Путешествие колобка». Цель: • Акти...
Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"
Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....
Книга - окно в мир. Методическая разработка итогового игрового занятия.
Итоговое игровое занятие "Книга-окно в мир" является контрольным этапом проверки знаний учащихся по теме блока "Книга - прошлое, настоящее, будущее". В методической разработке представлены подго...
Методическая разработка обобщающего межпредметного занятия для первоклассников "Путешествие по океану Знаний"
Данную презентацию можно использовать как игровой материал для обобщения знаний первоклассников...
Методическая разработка и презентация занятия по программе "Художественное слово"
Методическая разработка и презентация занятия по программе "Художественное слово"....
Методическая разработка к внеклассному занятию по теме "Правильная осанка – ключ к своему здоровью". 3 класс
Учить детей правильно заботиться о своей осанке. Познакомить со значением осанки в жизни человека. Показать упражнения, формирующие правильную осанку....
Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...