методическая разработка урока(внеурочного занятия)
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 2 класс) по теме

 Данная разработка направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи последовательно усложняются с учетом возрастных психофизиологических особенностей. Занятия позволяют обучать комплексно и синхронно, основываясь на том материале, который непосредственно близок ребенку, способствует накоплению впечатлений и формированию изобразительных навыков, воспитывает наблюдательность, расширяет эмоциональный и визуальный опыт, стимулирует творческую активность младших школьников.

Сценарий разработанного урока(внеурочного занятия) последовательно разворачивается в трех плоскостях: подготовка к восприятию, сам процесс восприятия, исследование и рефлексия этого опыта в изобразительной деятельности.

Такой комплексный подход в обучении и воспитании младших школьников позволяет обогатить мир образов, значительно расширить кругозор и мировосприятие учащихся, вызывает интерес к изобразительной деятельности, создает ситуацию успеха, как для детей, так и для их учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_uroka.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г.о. Электросталь, Московская область

Тема методической разработки:

«Разработка урока

и его дидактического обеспечения

направленного на формирование художественных

потребностей учащихся (сюжетная композиция)»

Номинация :   «Урок»

Автор                                                

Богачева     Татьяна     Вячеславовна  

учитель изобразительного искусства

2011г.

Оглавление

Введение        2

Основная часть        5

Тематическое планирование        8

Конспект урока по теме: «Однажды в лесу»        12

Заключение        19

Список литературы        21

Приложения         22

Дидактическое обеспечение        23

Работы учащихся        39

ВВЕДЕНИЕ

Данный проект направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Специфика мышления младших школьников заключается в возрастных особенностях восприятия и малом визуальном опыте. Познавая, ребенок переносит свое восприятие окружающего мира в графические изображения. К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития зрительно-моторной координации. Развитие основных видов мыслительной деятельности - естественный процесс при обучении. Приоритетное развитие этого компонента отнесено ко второму классу, поскольку именно в этом возрасте происходит активное визуальное познание и восприятие мира. Заметные сдвиги в интеллектуальном развитии второклассника определяются тем, что его ведущей деятельностью становится усвоение систем понятий по различным предметам.

Проект является методической разработкой тематического планирования занятий во внеурочное время в рамках творческого объединения «Маленький художник» для учащихся второго класса и  предполагает одновременное развитие  зрительно-моторной координации,  мыслительной деятельности и визуального мышления, так как формирование каждого из них влияет на развитие остальных.

Основным направлением учебной деятельности на занятиях изобразительным искусством в начальной школе  является формирование художественных потребностей детей через развитие интереса к изобразительной деятельности. Этого можно добиться если:

- проводить большую часть уроков в форме игры, обеспечивающей осознанную и целенаправленную деятельность школьников;

- использовать различные средства обучения (демонстрационные таблицы, отдельные печатные основы, аудио- и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т.д.);

- использовать видеозаписи и как иллюстрации к теме, и как материал для учебных заданий в двух вариантах:

1) обмен впечатлениями от увиденного в форме сочинения, сценарного плана для собственного фильма (возможные жанры - рассказ об эпохе; экскурсия на "машине времени"; рекламный ролик  и т.п.) и др.;

2) угадывание эпохи; сюжета происходящего; написание собственного комментария  как текста к рекламному ролику, к экскурсии и пр. (просмотр видеозаписей без фонограммы).

Цель проекта:

Разработать методическое обеспечение занятий  творческого объединения «Маленький художник», направленных на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве через выражение своего отношения к окружающему миру в творческой изобразительной деятельности;

Задачи проекта:

1.  создание тематического планирования направленного на освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

2. разработать структуру и содержание урока помогающую овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности, их закрепление в творческих работах, развивающую изобразительные способности школьников;

3. создать дидактический материал и новый комплект таблиц;

4. обобщить и систематизировать накопленный материал.

Конспект урока по теме: «Однажды в лесу»

Цель урока:

Формировать умения создавать сюжетную композицию по прочитанному произведению (иллюстрацию)

Задачи урока:

  • научить передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства;
  • выделять основные предметы, правильно их располагать;
  • развитие произвольного внимания, мышления, мелкой моторики;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение сопереживать;
  • работа по развитию речи детей,  привитие интереса к чтению книг.

Материал и оборудование: гуашь, кисти, палитра, компьютер, проектор, презентация  с иллюстрациями к сказкам, проигрыватель, музыкальные произведения М.Дунаевского и  А.Усачёва, П. И. Чайковского, зимние пейзажи.

Предварительная работа: 

Наблюдение на прогулке за деревьями; беседы на тему «Времена года»; рассматривание картин и беседы по ним: Л. Бродской «Лес в снегу»; И. Шишкина «На севере диком...»; И. Грабаря «Февральская лазурь»; А. Саврасова «Зимний пейзаж.Иней»; К. Юона «Русская зима»; чтение сказок «Морозко», «Снегурочка», «Снежная королева», рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание новогодних открыток; пение песен, чтение стихов про елку; чтение сказки «Новогоднее приключение Деда Мороза».

Ход урока

1.Оргмомент.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Сядьте ровно, ножки вместе

Ручки положи на стол

Начинаем разговор.

  1.  Повторение.
  • На прошлом уроке по теме “Зимний пейзаж” средствами изобразительного искусства мы попытались научиться передавать свои чувства и настроения соответственно главной мысли (вьюга, зимняя ночь, сказочная зима, пурга, танец снежинок). Опишите свои чувства и настроение, которые вы испытываете, глядя на произведения художников.                                        

(Слайды  2-6)

Дети рассматривают работы и рассказывают о том, какие чувства пробуждают у них данные произведения, пытаются понять главную мысль и дают свое название работам, сопоставляя их с замыслами авторов.

  • Какие художественно – выразительные средства помогли художникам в этом?                                                                                         

(Слайд 7)

Учащиеся называют художественно – выразительные средства (линия, цвет, силуэт, форма, контраст), которые использовали авторы для передачи настроения, следуя главой мысли.

  1.  Постановка темы и цели урока.
  • Нам предстоит совершить путешествие по стране сказок. Скоро Новый год – праздник волшебства и чудес. Его ждём не только мы с вами, его ждут и герои сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Ёлка». Но им придётся преодолеть небольшие трудности для того, чтобы праздник состоялся, а нам с вами им помочь. Поэтому во время путешествия по сказке вам пригодятся внимание, взаимопомощь, аккуратность. Вы готовы? Тогда - в путь!                         

(Слайд 8)

«Посмотрели сегодня утром ребята на календарь. А там последний листок остался. Скоро Новый! Завтра ёлка! Игрушки будут готовы, а вот ёлки нет. Решили ребята написать деду Морозу письмо:

«Милый дедушка Мороз! Подари нам, пожалуйста, елку на Новый год!

Самую пушистую, самую красивую, а игрушки мы сами сделаем.

Письмо тебе отнесет Снеговик.

Ребята…»

(Слайд 9)

…И скорей побежали во двор – Снеговика лепить. Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… На голову снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку.

Хороший получился Снеговик – почтовик!»

  • Послушайте музыкальное произведение М.Дунаевского и А.Усачёва и скажите, какие чувства оно пробуждает у вас, что представили, какое название вы бы дали ему?

(Слайд 9 по щелчку включается музыка)

Ответы учеников

  • Вы слушали “Марш снеговиков”. Какими представили себе снеговиков?  Одинаковые ли должны быть снеговики? Чем они могут отличаться?

Могут отличаться внешностью, настроением, характером.

  • Нам нужно нарисовать снеговика-почтовика. Какими средствами изобразительного искусства вы можете передать настроение и характер снеговика?

Ученики выбирают средства для передачи характера и настроения (цвет, форма, поза, предметы). Из трёх видов (с набором тёплых цветов и оттенков, только холодных, смешанных тонов с преобладанием тёплых) выбирают подходящую палитру.

  • Теперь, попробуйте сами нарисовать снеговика на пейзаже, который мы выполнили на прошлом уроке.
  • Покажите, где вы его разместите?
  • Итак, смотрим внимательно. Какую фигуру имеют туловище у нашего снеговика и голова?

(Три шара разные по размеру).

(Слайд 10 с анимацией) 

  1.  Во время самостоятельной работы учащихся учитель индивидуально помогает детям выбрать более точный цвет, форму, детали для передачи задуманного образа.        
  • Мы с вами рисовали снеговика, а он такой холодный, что наши руки замерзли, а давайте их согреем.

  1.  Массаж рук.

Если замерзают руки,

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Этот пальчик – маленький (мизинец)

Этот пальчик – слабенький (безымянный)

Этот пальчик – длинненький (средний)

Этот пальчик – сильненький (указательный)

Этот пальчик – толстячок (большой)

Ну а вместе - кулачек.

А затем потрем ладошки,

Вот потрогайте меня!

Я горю как от огня.

(Слайд 11)

« Наступил вечер, ребята домой пошли, а Снеговик и говорит: «Задали мне задачу! Куда мне идти теперь?»

- Возьми меня с собой! – вдруг сказал щенок Бобик. – Я помогу тебе дорогу искать.

-Верно, вдвоем веселее! – обрадовался Снеговик. – Будешь меня с письмом охранять, дорогу запоминать…

Хоть и быстро шли наши герои, но всё равно обращали внимание на то, как преобразила Зимушка-зима всё вокруг».

Мы пришли в зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Слева березка в шубке стоит,
Справа елка на нас глядит.

(Слайд 11, анимация сменяет картинки)

 «…Выбежал навстречу им Заяц.

- Где тут Дед Мороз живет? – спросил его Снеговик.

А Зайцу отвечать некогда: за ним Лиса гонится. А Бобик: «Тяф, тяф!» - и тоже за Зайцем вдогонку. Опечалился Снеговик:

- Видно, придется мне дальше одному идти».

  • Теперь, давайте нарисуем  рядом с нашим снеговиком животное, с которым он встретился в лесу.
  • Итак, смотрим внимательно. Что нужно вспомнить,  чтобы зайчик не стал похож на лисичку или на щенка?

У зайца, лисы и щенка туловище и голова – овалы разного размера, но все они разного цвета. У зайчика шея, хвостик маленькие, а ушки большие. У лисички – уши маленькие, а хвост длинный и пушистый, с белым кончиком. Щенок любит вилять хвостом-закорючкой.

  • Покажите, где вы его разместите?
  1. Во время самостоятельной работы учащихся учитель индивидуально помогает детям выбрать более точный цвет, форму, детали для передачи задуманного образа.        

«Тут как раз метель поднялась; завыл, закружил снежный буран…

Задрожал Снеговик и … рассыпался. Остались на снегу только ведро, письмо и морковка.

(Слайд 12)

Прибежала обратно Лиса, злая:

- Где тот, кто помешал мне Зайца догнать?

Смотрит: никого нет, только письмо на снегу лежит. Схватила письмо и убежала.

Вернулся Бобик:

- Где Снеговик? Нет Снеговика.

В это время Лису Волк нагнал.

- Что несешь, кума? – зарычал Волк. – Давай делиться!

- Не хочу делиться, самой пригодится, - сказала Лиса и побежала.

Волк – за ней. А любопытная Сорока за ними полетела.

(Слайд 13)

Плачет Бобик, а зайцы говорят ему:

- Так тебе и надо: не гоняй нас, не пугай нас!..

- Не буду пугать, не буду гонять, - сказал Бобик, а сам еще громче заплакал.

- Не плачь, мы тебе поможем, - сказали зайцы.

- А мы зайцам поможем, - сказали белки.

Стали зайцы Снеговика лепить, а белки – им помогать: лапками похлопывают, хвостиками обмахивают…»

  • Ребята, а что если и нам в классе слепить своего Снеговика? Но перед началом работы неплохо бы размяться.
  1. Физминутка «Снеговик»:

– Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
– это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей, –
Веселит он малышей

«… - Спасибо, - сказал Снеговик,- что вы меня опять слепили. А теперь помогите мне Деда Мороза найти.

Вдруг заметил Снеговик, что письма у него нет. А без него – нельзя. Неужели придется назад домой возвращаться? Вдруг откуда ни возьмись прилетела Сорока, трещит:

- Вот письмо! Вот письмо!

И рассказала Сорока, как письмо нашла…

(Слайд 14, фрагмент мультфильма)

… Наконец пришли к Деду Морозу. Прочитал он письмо, дал ему свои сани, и помчался Снеговик с елкой к ребятам. Утром Снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была елка».

  1. Анализ урока:
  • Что мы сегодня рисовали?

Рисунок к сказке

  • Вы знаете, что такой рисунок называется иллюстрация.
  • Что вам показалось самым сложным? А что понравилось больше всего?

Ответы учеников

  1. Домашнее задание.
  • Мы можем продолжить сказку, например: снеговик принес в лес, своим новым друзьям, игрушки на елку, и на рисунке тогда появится новогодняя елка с игрушками.
  • Дополните дома свой рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к открытому занятию "Путешествие Колобка"

Конспект  открытого логопедического занятия  для учащихся  1 класса (8 вида, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) Тема: «Путешествие колобка». Цель: •    Акти...

Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"

Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....

Книга - окно в мир. Методическая разработка итогового игрового занятия.

Итоговое игровое занятие "Книга-окно в мир" является контрольным этапом проверки знаний учащихся по теме блока "Книга - прошлое, настоящее, будущее".  В методической разработке представлены подго...

Методическая разработка обобщающего межпредметного занятия для первоклассников "Путешествие по океану Знаний"

Данную презентацию можно использовать как игровой материал для обобщения знаний первоклассников...

Методическая разработка и презентация занятия по программе "Художественное слово"

Методическая разработка и презентация занятия по программе "Художественное слово"....

Методическая разработка к внеклассному занятию по теме "Правильная осанка – ключ к своему здоровью". 3 класс

Учить детей правильно заботиться о своей осанке.  Познакомить со значением осанки в жизни человека.   Показать упражнения, формирующие правильную осанку....

Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...