Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
статья (4 класс) на тему

   Изучение родного края как основа  нравственного воспитания младших  школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_avtosohranennyy.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности

                                                                                                Покинут счастьем будет тот,

                                                                                            кого ребёнком плохо воспитали,

                                                                                             Побег зелёный выпрямить легко,

сухую ветвь один огонь исправит.

                                                                   Саади

            Так говорил о силе нравственного воспитания  Саади-  персидский философ и поэт.        Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.               Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому семья играет важную роль в формировании личности человека. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, основные принципы и нормы поведения человека. Поэтому, появилась необходимость создать воспитательную программу “Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей”                                                                          Одно из первых родительских собраний было посвящено нравственному воспитанию. На этом собрании мы посмотрели и обсудили  видеоролик    из серии «Три ангела». Он стал своеобразной рекомендацией родителям правильного взаимоотношения с детьми в семье. ( Видео показать)                Семья - школа чувств.  Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт.

 Считаю, очень важно, что программой предусмотрены совместные мероприятия родителей и детей. В них одни показывают правильный пример взаимоотношений с окружающими, другие видят его, обогащают свой жизненный опыт. Так появились в нашем классе праздники «Все родом мы из детства», «Праздник семьи», «Мы вместе - Россия!» Запоминающейся была поездка  в Национальный парк «Смольный». Здесь родители и дети по-настоящему  почувствовали на себе, что такое «Муравьиное братство»   (Слайд)

 Чтобы показать пример правильного использования свободного времени, был подготовлен праздник «Таланты моей мамы». На празднике родители представили свои поделки, умение петь, читать стихи и прозу. Но дети тоже не остались в стороне, они презентовали мастерство своих мам авторскими стихотворениями. (Слайд с утренника к 8 марта)Например, Даша Вихляева говорит о   таланте своей мамы так:

Полюбуйтесь вот сюда-

Светится зарница.

А брала два полотна

Мама- мастерица.

Вот иголка, вот стежок…

И полоски ткани,

Только в маминых руках

Стали идеальны,

Посмотрите, что за чудо

Мягкие и дивные.

С нашей мамой всё вокруг

Становится красивее

    А.С. Макаренко отмечает, что родители воспитывают детей собственным примером, всей системой своей жизни, а не только тогда, когда ведут с детьми беседы . Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, основные принципы и нормы поведения человека.

  Задачей учителя в нравственном воспитании младшего школьника формирование гуманных отношений в коллективе, воспитание у них действенных нравственных чувств. Очень большой материал на эту тему в учебнике литературного чтения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. (Слайд – на уроке) На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Та мораль, которую дети вынесли из  того или иного урока, переносится в жизнь. Поэтому очень часто классные часы, внеклассные мероприятия являются продолжением затронутой на уроке темы, ведь обсуждение положительных и отрицательных поступков героев произведений или реальных детей, является одной из эффективных форм нравственного воспитания, формированием правильных взаимоотношений в классе. Большое значение имеет сотрудничество с  музеями города и  библиотеками. (Слайд)Работники музеев и библиотек не только обогащают знания детей, показывают пример правильной коммуникации,  но и воспитывают нравственно. Дети получают возможность соприкоснуться с этими сокровищницами. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей и библиотеки необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку они являются важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ воспитания. Обучение с помощью музея  и библиотеки активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.                                                                                                                          Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания учителя.   Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманных   взаимоотношений детей. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. В небольшой группе младший школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать своё общественное поведение. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Полезным для установления правильных взаимоотношений между детьми были наши пребывания в санатории «Лесная сказка». (Слайд)Там ребята должны были самостоятельно готовить домашние задания, участвовать во внеурочной деятельности. Ярко прослеживалось то, как дети умеют дружить, помогать друг другу, заботиться друг о друге, а, если надо и покритиковать.

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Уже с первого класса   избегаю давать детям лишь готовые решения, так как готовое решение влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому в воспитательном процессе   предусматриваю ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Поэтому всякий проступок или, наоборот, какое-то достижение обсуждается с ребятами. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Взрослые должны помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших, то или иное действие. Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений.

В 1-ом классе  ввожу понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. А в 4 классе обсуждаем такие понятия как  «Слово - Человек в прямом и переносном смысле». Такой была одна из последних тем классного часа. Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный “климат” в классе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.                                                                                В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Поэтому стараюсь  избегать общих оценок личности каждого ученика.

Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному краю. Экскурсии по изучению родного края  в значительной степени  оказывают положительное влияние на формирование у обучащихся нравственной культуры, это надежный инструмент для реализации ФГОС. Каждая поездка- это своего рода тренировка в умении общаться друг с другом, со взрослыми. Вся работа по краеведению направлена на  воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности. Краеведческая работа способствует осознанию своего места в окружающем мире. Она содействует формированию гражданственности, чувства гордости за свой край и свой народ. За 4 года наш класс объездил все музеи города, многие предприятия.                                                                                              (Слайд) Встречи ребят с интересными людьми  (например, с писательницей  Л. Седовой,  с Белогуровой Л.И.- она рассказала о военном пути своего отца),  приобретали  более чувственно-эмоциональный, личностно-значимый характер. (Слайд) После экскурсий в музеи МВД, ОМОН, ГАИ, в питомник служебных собак дети рассуждали о том, можно ли совершить геройский поступок в мирное время, выяснили, чем сказочный герой отличается от реального героя. Ребята эмоционально реагировали  на обсуждаемые события. На таких примерах можно воспитывать не только чувство гордости у молодежи, но и чувство сопричастности героическому прошлому.                                                                                                                               Поездки на предприятия города привели к размышлению о важности всех профессий. Результатом одной из таких поездок стало сочинение- мозаика «Мое впечатление от похода на молочный комбинат». Высказывания детей были напечатаны в газете предприятия.                                                 (Видео) 22 мая 2014 года наш класс принял участие в акции "Спасем лес от пожара вместе!", которая состоялась  в  парке культуры и отдыха Пролетарского района Саранска. Дети на специальных стендах развешивали рисунки-плакаты, в которых призывали взрослых бережнее относиться к лесу и лесным насаждениям. Ребята описали причины возникновения лесных пожаров и попросили горожан не выбрасывать окурки и стекла, не оставлять в лесу разожженные костры. Класс за это был награжден грамотой МВД.                                                                                                                                                   Одним из показателей эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложнённых ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.                                                                                 Говоря об образе выпускника 4-го класса, нравственный (ценностный) потенциал личности его должен быть таким:                                                                                                                                                           Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения.                                                                                                                                     На последнем собрании   провела анкетирование  родителей.

1. На вопрос «Что изменилось в вашем ребёнке к 4- му классу?»

Увидели позитив 24 человека. Их ответы:

 - Повысилась самооценка, стали самостоятельнее, увереннее, спокойнее, организованнее, рассудительнее

Не увидели изменений 6 человек

- Ничего не изменилось

2. «Как ребёнок ведет себя дома?»

Увидели позитив 25 человек. Их ответы:

- Лучше, взрослее, терпимее, самокритичнее, ответственнее, следит за животными, помогает по хозяйству, планирует свое время,  участвует в воспитании младшего брата

Не увидели позитивных изменений 5 человек 

- Упрямее, так же

3. «В чём проявляет свою самостоятельность?»

Увидели позитив 27 человек. Их ответы:

-  Ходит один домой, посещает кружки без сопровождения взрослых, готовит домашние задания не дожидаясь родителей, готовит еду, помогает по дому, ходит в магазин

Не увидели изменений 3 человека

- Не проявляют самостоятельности.                                                                                                                                                                                                        

         Есть десятки, сотни  профессий,  специальностей,  работ:  один  строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает  хлеб,  четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Результаты работы их налицо можно увидеть сразу. Но есть самая универсальная - самая  сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время  своеобразная  и неповторимая, - это творение человека. Воспитывая человечка, мы его творим. Сложность видится в том, что результат работы будет виден далеко в будущем. А сейчас мы можем судить только по высказываниям своих коллег,   людей,  с которыми нам приходится соприкасаться. Мне очень приятно, когда я слышу лестные отзывы о ребятах в библиотеке, в музеях и в других местах наших посещений. Но работы ещё предстоит много, поэтому воспитательную программу можно продолжить и в последующих классах, так как  она имеет неплохие результаты, хорошо адаптирует обучающихся к окружающей действительности.

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88с.

2. . Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. - М.: Просвещение,- С.324.

3. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 - 446с.

4. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: 2007. - 94 с.

 5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2007. - 223с.

6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...

Выступление на МО учителей начальных классов "Методы взаимодействия классных руководителей с семьями социального риска".

Рекомендации классным руководителям  по  взаимодействию с семьями социального риска....

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

Заметки -размышления о работе с проблемными детьми в начальных классах в помощь классному руководителю.

Статья "О работе с аутсайдерами".  Это практические наработки за несколько лет. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь....

Заметки -размышления о работе с проблемными детьми в начальных классах в помощь классному руководителю.

Статья "О работе с аутсайдерами".  Это практические наработки за несколько лет. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь....

Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год Класс: 2 «А» Классный руководитель: Лубневская Инна Леонидовна

Анализ воспитательной работы — элемент организации, а также проведения образовательно-воспитательного процесса. Данный анализ направлен на обнаружение характерных ч...