Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука,1 класс"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс школа России "Шахматная азбука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnaya_azbuka_1_klass_1.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
ШАХМАТНАЯ АЗБУКА
1 КЛАСС
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматная азбука» для 1-х классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.
Основой программы является деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В то же время, шахматы стали профессиональным видом спорта. Все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
- развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;
- развитие навыков групповой работы;
- развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;
- развитие активности, целеполагания, личной ответственности;
- развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире.
- воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени;
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип индивидуализации обучения – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Оборудование: для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»
за 1-й год обучения
- знание шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знание названий шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знание правил хода и взятия каждой фигурой;
- различение диагонали, вертикали, горизонтали;
- сравнение между собой предметов, явлений;
- обобщение, умение формулировать несложные выводы;
- умение определять последовательность событий;
- умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на доступные первокласснику правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания; уметь работать по предложенному учителем плану, учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматная азбука»
1 год обучения.
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» и др.
Тема 5. Начальная расстановка фигур.
Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.
Тема 6. Ходы и взятие фигур.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности»
Тема 7. Цель шахматной партии.
Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».
Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода» и др.
Тема 9. Итоговое занятие.
Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.
Методические рекомендации: все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде: те или иные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления (Приложение 1,2)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№№ п.п. | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | - |
2. | Легенды и сказания о возникновении шахмат | 1 | 1 | - |
3. | Шахматная доска | 3 | 1 | 2 |
4. | Шахматные фигуры | 4 | 2 | 2 |
5. | Начальная расстановка фигур | 3 | 1 | 2 |
6. | Ходы и взятие фигур | 8 | 3 | 5 |
7. | Цель шахматной партии | 6 | 2 | 4 |
8. | Игра всеми фигурами из начального положения | 6 | 2 | 4 |
9. | Итоговое занятие | 1 | - | 2 |
Итого | 33 | 13 | 21 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. - М., 1979.
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. - М., 1972.
- Бареев И.А. Гроссмейстеры детского сада. – М., 1995.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М., 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. - М., 1984.
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. - М., 1991.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М., 1980.
- Журавлев Н. Шаг за шагом. - М., 1986.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л., 1985.
- Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. - М., 1990.
- Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев,1986.
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. - М., 1983.
- Князева В. Азбука шахматиста. - Ангрен, 1990.
- Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). – Ташкент, 1987.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент, 1992.
- Костров В., Давлетов Д. Шахматы. – СПб., 2001.
- Костьев А. Уроки шахмат. – М., 1984.
- Костьев А. Учителю о шахматах. - М., 1986.
- Ласкер Э. Учебник шахматной игры. - М., 1980.
- Майзелис И. Шахматы. - М., 1960.
- Нимцович А. Моя система. – М., 1984.
- Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Р-н-Д, 2002.
- Подгаец О. Прогулки по черным и белым полям. – Днепропетровск, 1996.
- Сухин И. Волшебные фигуры. - М., 1994.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. - М.,, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. - М., 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. - М., 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. - М., 1997.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. - М., 2002.
- Суэтин А. Как играть дебют. – М., 1981.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М., 1990.
- Хенкин Б. Последний шах. – М., 1979.
- Хенкин В. Куда идет король. - М., 1979.
- Хенкин В.Шахматы для начинающих. - М., 2002.
- Шахматный словарь. - М., 1968.
- Шахматы – школе. / Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. - М., 1990.
- Шахматы детям. - СПб., 1994.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. - М., 1986.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. – М., 1990.
- Юдович М. Занимательные шахматы. – М., 1976.
Приложение 1
Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь».
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
«Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ».
То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек».
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка».
Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура».
Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
«Угадай».
Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?»
Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая».
Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
«Кто сильнее?»
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны».
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Мешочек».
Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?»
Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!»
Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Игра на уничтожение»– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин».
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых».
Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля».
Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры».
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие».
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Приложение 2
Дидактические задания
«Мат в один ход».
Поставь мат в один ход нерокированному королю. Поставь детский мат. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
«Поймай ладью». «Поймай ферзя».
Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
«Защита от мата».
Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
«Выведи фигуру».
Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
«Поставь мат «повторюшке» в один ход».
Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
«Мат в два хода».
В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
«Можно ли побить пешку?»
Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
«Захвати центр».
Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
«Можно ли сделать рокировку?»
Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
«Чем бить фигуру?»
Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
«Сдвой противнику пешки».
Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
«Выигрыш материала».
Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
«Мат в три хода».
Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
«Мат в два хода».
Белые начинают и дают мат в два хода.
«Мат в три хода».
Белые начинают и дают мат в три хода.
«Выигрыш фигуры».
Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
«Квадрат».
Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
«Проведи пешку в ферзи».
Требуется провести пешку в ферзи.
«Выигрыш или ничья?»
Нужно определить, выиграно ли данное положение.
«Куда отступить королем?»
Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
«Путь к ничьей».
Точной игрой нужно добиться ничьей.
«Самый слабый пункт».
Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
«Вижу цель!»
Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
«Объяви мат в два хода».
Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
«Сделай ничью».
Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала».
Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс
Программа создана для 2 класса.Цель программы: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина. Разрабо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода"1 класс
Рабочая программа "Юный пешеход"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода"2 класс
рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс
Программа внеурочной деятельности реализует духовно- нравственное направление и соответствует ФГОС НОО...