Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука пешехода"2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
1. Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный пешеход» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе программы Н.В.Виноградовой «Я пешеход и пассажир», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Цель программы:
- охрана жизни и здоровья детей,
- формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
- практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
2. Общая характеристика курса
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Организация в ОУ работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
При планировании мероприятий должны быть предусмотрены:
1. Отчеты на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях МО о работе общественного инспектора, классных руководителей о проведениях внеклассных мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Работа с классными руководителями по оказанию им методической помощи в проведении занятий по правилам дорожного движения, созданию методических уголков.
3. Пропаганда правил дорожного движения через стенную печать, показ видеофильмов, организация выступления работников ГИБДД, общественных инспекторов, внештатных сотрудников милиции по линии ГИБДД.
4. Оборудование уголков по безопасности движения, изготовление стендов и других наглядных пособий для занятий с детьми.
5. Проведение открытых занятий по обучению детей ПДД.
6. Каждый случай нарушения детьми ПДД обсуждать на классных часах.
7. Работа среди родителей по разъяснению ПДД. На родительских собраниях рассматривать вопросы о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, ответственности участников движения за нарушение ПДД и роли семьи в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
8. В период подготовки к летнему отдыху, оздоровлению и занятости учащихся провести с учителями, руководителями ученических производственных бригад инструктивные совещания по вопросам предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми, правилам организованной перевозки учащихся. При проведении инструктажа всех ознакомить под роспись с «Памяткой-инструкцией» и сделать запись в журнале.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия
- игровые тренинги
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх
- экскурсии
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- выпуск стенгазет
- разработка проектов по ПДД
- встреча с работниками ГИБДД
- просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности.
Нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации (1993 г.)
2. Закон РФ « Об образовании» (1992 г.)
3. Конвенция « О правах ребенка» (1989 г.)
4. Устав образовательного учреждения.
5. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 г.
6. Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
7. Федеральная целевая программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах».
8. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.
9. Правила дорожного движения.
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
- Назови участников дорожного движения.
- Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
- Назови части городской (загородной) дороги.
- Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
- Как называется место, где пересекаются улицы?
- Назовите типы перекрёстков.
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Расскажи свой путь «Дом – школа»
- Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
- Где следует ожидать общественный транспорт?
- Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
- Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
- Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
- Что такое «зебра»?
- Что такое «островок безопасности»?
- Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
- Какие бывают пешеходные переходы?
- Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
- Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
- Где должны ходить пешеходы?
- Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
- Какие дорожные знаки тебе известны?
- Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
- Какие бывают светофоры?
- Что означает каждый сигнал светофора?
- Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
- Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
- Какое движение называют правосторонним и почему?
- Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:
1 класс.
- Кого называют пешеходом?
- Что такое транспорт?
- Для чего предназначен тротуар?
- Что такое перекресток?
- Для чего служат ПДД?
- Для чего служит проезжая часть?
- Где надо переходить улицу?
- Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
- Где можно играть?
- Как нужно вести себя на улице?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каких местах устанавливается знак «Дети»?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Почему опасно цепляться за автомобили?
- Почему на санках нельзя кататься на улице?
- Где нужно ожидать общественный транспорт?
- Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
- Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Для чего нужна обочина на дороге?
- Какие транспортные средства вы знаете?
- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
- Каковы особенности движения пешеходов?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
- Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
- Какие вы знаете элементы дороги?
- Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
- Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
- Зачем нужны обочина и кювет?
- Как отличить главную дорогу от второстепенной?
- Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
- Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Где и как устанавливаются дорожные знаки?
- На какие группы делятся все дорожные знаки?
- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
- указательных знаков?
- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Мониторинг по программе «Юный пешеход»
2 класс. Поисковый диктант. Хвастун. Сережа Бойков учился во втором классе. Он был хвастуном. Однажды Сережа решылперебижать дорогу перед самым носом машыны. Появился самосвал. Сережа дождался, пока машына подъедет ближе. Хвастун бросился через дорогу. Водитель резко затормозил, но несчастья было не избежать. Водитель и мальчик с тижелыми травмами были доставлены в больницу. Примечание: в тексте допущено 5 ошибок. | 3 класс. Диктант. Про шолуна Ваню. Ваня был очень бойкий и непослушный мальчик. Он чястошолил на улеце. Однажды Ваня чютьнепопал под машыну. Его спас друг Саша васильев. Теперь Ваня осторожен. Играет с товарищями во дваре. Правильно переходит улецу. Так должен поступать каждый учиник. Примечание: в тексте допущено 12 ошибок |
4 класс. Диктант. Впервые на перекрестке. Сережа Попов ж__л в деревн__. На лето он приехал к бабушке в горо__. Скоро он познакомился с сосе__ским мальчиком Юрой. Вот идут мальчики по тротуару. По дороге одна за другой мч__тсямаш__ны. Сережа и Юра подошли к перекрестку. Страшно Сереже переходить дорогу. Кругом маш__ны. Но Юра его успокоил. Он сказал, что надо смотреть на св__тофор. Загорится з__леныйсигнал – можно пешеходам начать движение. Стоит Сережа и ждет. Вот загорелся красный свет. Переходить дорогу нельзя. Замигал ж__лтый сигнал. А вот и з__леный. Теперь можно переходить дорогу. Вопрос. В каких местах разрешено переходить проезжую часть? ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ |
Олимпиада по Правилам дорожного движения. Категория: пешеход.
2 класс
- Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
- Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два Б. Три В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак;Б. Оштрафовать;В. Посадить в тюрьму.
- Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
- Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
- В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
- Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход;Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
- Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен;Б. Да, разрешен;В. Разрешен, если нет автомашин.
- С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
- При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.
- Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.
- Где появился первый светофор?
А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге
- Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого
- Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
- О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
- Как называется этот знак?
А.Ура! Закончились уроки! Б. Внимание: дети! В. Побежали-побежали |
Олимпиада по Правилам дорожного движения.
Категория: пешеход.
3-4 класс
1.Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
2.Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два
Б. Три
В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак;
Б. Оштрафовать;
В. Посадить в тюрьму.
6.Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
7.Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
8.В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
9.Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход;
Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
10.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен;
Б. Да, разрешен;
В. Разрешен, если нет автомашин.
11.С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
12.При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I,
Б — И. Грозном,
В — Александре Михайловиче.
13.Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж,
Б — Лондон,
В — Рим.
14. Где появился первый светофор?
А. В Лондоне
Б. В России
В. В Гонконге
15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого
Б. Красного
В. Жёлтого
16.Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?
17.О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
18. О чем информирует водителя и пешехода следующий знак?
А. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. |
19. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А — пешеход;
Б — водитель;
В — дорожный рабочий.
20. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А — нет;
Б — да;
В — да, т.к. работают на дорогах.
21. Какого цвета были первые дорожные знаки?
А — красного,
Б — черного,
В — белого.
22. Какого цвета применяются световые сигналы в светофорах?
А. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
Б. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного цвета.
В. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и синего цвета.
23. В какой стране впервые установлен светофор для пешеходов?
А — США;
Б — Франция;
В — Япония.
24. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться
пешеходы?
А— левой;
Б — правой;
В— любой.
25. Можно ли перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье машины?
А. Конечно, разрешается
Б. Категорически запрещается
В. Разрешается, если установлено детское сиденье.
3. Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» рассчитана на 4 года (1–4 класс), 272 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
4. Содержание курса
1 класс
Тематический план.
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. |
2-3 | Улица полна неожиданностей. |
4-5 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры) |
6 | Остановочный путь и скорость движения. |
7-8 | Пешеходные переходы. |
9 | Практическое занятие: Пешеходные переходы. |
10 | Нерегулируемые перекрестки. |
11 | Регулируемые перекрестки. Светофор. |
12 | Где еще можно переходить дорогу. |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
15-16 | Проект №1 Виды транспорта. |
17 | Дорожные знаки и дорожная разметка. |
18 | Где можно и где нельзя играть. |
19 | Ты – велосипедист. |
20-21 | Проект №2 Дорожные знаки. |
22 | Поездка за город. |
23 | Дорога глазами водителей. |
24 | Экскурсия «Я- пешеход». |
25 | Для чего нужны правила дорожного движения. |
26-27 | Проект №3 Правила для пешеходов. |
28 | Участники дорожного движения. |
29 | Светофор. |
30-31 | Проект №4Добрый светофор. |
32 | Обязанности пешеходов. |
33 | Движение по дороге в группе. |
Тема занятия | Базовое содержание |
Вводное занятие: Дорога в школу и домой. | Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута. |
Улица полна неожиданностей. | Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными улицами в микрорайоне школы. Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным! |
Практическое занятие (экскурсия, настольные игры). | Рассмотреть наиболее безопасный путь первоклассника в школу и домой. Провести обучающие игры по ПДД. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции). |
Остановочный путь и скорость движения. | Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля. |
Пешеходные переходы. | Объяснить значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. |
Практическое занятие. Пешеходные переходы. | Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу. |
Нерегулируемые перекрёстки. | Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. |
Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством. |
Где ещё можно переходить дорогу. | Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами). |
Поездка на автобусе и троллейбусе. | Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках. Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка). |
Проект №1 Виды транспорта. | Рассмотреть виды городского транспорта. Какие правила должны выполнять пассажиры. |
Дорожные знаки и дорожная разметка. | Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков). |
Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. |
Ты – велосипедист. | История велосипеда, его общее устройство. Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем.Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. |
Проект №2 Дорожные знаки. | Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. |
Поездка за город. | Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. |
Дорога глазами водителей. | Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)?Как водитель видит пешеходов-нарушителей? |
Экскурсия «Я - пешеход» | Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. |
Для чего нужны правила дорожного движения | Акцентировать внимание первоклассников на дорожные знаки, умение ориентироваться в дорожной обстановке. |
Проект №3 Правила для пешеходов. | Кого называют пешеходом? Движение пешеходов по тротуару и обочине. Формировать представления первоклассников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам |
Участники дорожного движения. | Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности участников дорожного движения. |
Светофор. | Дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора. |
Проект №4Добрый светофор. | Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. |
Обязанности пешеходов. | Повторить и закрепить правила безопасного поведения на дороге. Провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. |
Движение по дороге в группе. | Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в сопровождении взрослых. Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. |
Экскурсия. | Отработка практических навыков движения по дороге в группе. |
2 класс
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. |
4-5 | Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия ) |
6 | Остановочный путь и скорость движения. |
7-8 | Пешеходные переходы. |
9 | Нерегулируемые перекрестки. |
10 | Регулировщик и его сигналы. |
11-12 | Проект № 1 «Регулируемая дорога». |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
15 | Дорожные знаки и дорожная разметка. |
16 | Дорога в школу. |
17-18 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». |
19 | Где можно и где нельзя играть. |
20 | Ты – велосипедист. |
21 | Поездка за город. |
22 | Дорога глазами водителей. |
23 | Учусь читать дорожные знаки. |
24-25 | Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». |
26 | Кодекс выживания городского пешехода. |
27 | КВН «Клуб внимательный пешеход». |
28 | Правостороннее , двустороннее и одностороннее движение транспорта. |
29-30 | Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». |
31 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. |
32-33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. |
34 | Итоговое занятие. |
Тематический план
Тема занятия | Базовое содержание |
Вводное занятие. | Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне, основные причины детского транспортного травматизма. |
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. |
Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия ) | Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настольные игры, макеты. Экскурсии по городу (поселку). Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. |
Остановочный путь и скорость движения. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко едущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. |
Пешеходные переходы. | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. |
Нерегулируемые перекрёстки. | Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. |
Регулировщик и его сигналы. | Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. |
Проект № 1 «Регулируемая дорога» | Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. |
Поездка на автобусе и троллейбусе. | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную остановку. |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем. |
Дорожные знаки и дорожная разметка. | Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы. |
Дорога в школу. | Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. |
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» | Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. |
Где можно и где нельзя играть. | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
Ты – велосипедист. | Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
Поездка за город. | Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). |
Дорога глазами водителей. | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
Учусь читать дорожные знаки. | Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. |
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» | Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. |
Кодекс выживания городского пешехода. | Отработка устойчивого навыка грамотного пешехода. |
КВН «Клуб внимательный пешеход» | Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. |
Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта | Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего движения транспорта. |
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» | Формирование навыка расстановки дорожных знаков. |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств. |
Почему дети попадают в дорожные аварии. | Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. |
Итоговое занятие. | Закрепить знания и умения по всем темам с помощью модели транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по ПДД. |
3 класс
Тематический план
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. |
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. |
5 | Остановочный путь и скорость движения. |
6 | Пешеходные переходы. |
7 | Нерегулируемые перекрестки. |
8 | Регулируемые перекрестки. Светофор. |
9-10 | Проект №1 «История светофора». |
11 | Регулировщик и его сигналы. |
12 | Где еще можно переходить дорогу. |
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. |
14 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. |
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. |
16 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. |
17-18 | Проект №2 «Зелёная дорога». |
19 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. |
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. |
23-24 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». |
25-26 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. |
27 | Где можно и где нельзя играть. |
28-29 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». |
30-31 | Ты – велосипедист. |
32 | Поездка за город. |
33 | Улица глазами водителей. |
34 | Итоговое занятие. |
Тема занятия | Базовое содержание |
Вводное занятие | Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. |
Правила поведения учащихся на улице и дороге. | Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение. Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет. Пешеходная и велосипедная дорожки. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. |
Как пешеходы и водители поделили дорогу. | Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике. |
Остановочный путь и скорость движения. | Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. |
Пешеходные переходы. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
Нерегулируемые перекрёстки. | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. |
Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. |
Проект №1 «История светофора» | Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. |
Регулировщик и его сигналы. | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. |
Где ещё можно переходить дорогу. | Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | Ознакомить учащихся с новым понятием «правостороннее движение», расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД. |
Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах. |
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине. |
Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | Вспомнить понятие «проезжая часть дороги», сформировать чувство предвидения опасности. |
Проект №2 «Зелёная дорога» | Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. |
Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. |
Поездка на автобусе и троллейбусе. | Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком. |
Дорожные знаки и дорожная разметка. | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды. |
Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки» | Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса. |
Сигналы, регулирующие дорожное движение. | Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика. |
Где можно и где нельзя играть. | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. |
Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. |
Ты – велосипедист. | Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур. |
Поездка за город. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
Улица глазами водителей. | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. |
Итоговое занятие. | Игра-соревнование по Правилам дорожного движения. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. |
4 класс
Тематический план
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2 | Безопасность пешеходов. |
3 | Проект №1 «Безопасность пешеходов». |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. |
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. |
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. |
7 | Основные понятия и термины ПДД. |
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». |
9 | Предупредительные сигналы. |
10 | Движение учащихся группами и в колонне. |
11 | Перевозка людей. |
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. |
13 | Нерегулируемые перекрестки. |
14 | Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». |
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. |
16 | Труд водителя. |
17 | Разбор дорожной ситуации на макете. |
18 | Проект №4 «Ситуации на дороге». |
19 | Дорожные знаки. |
20 | Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. |
21 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. |
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. |
24 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. |
25 | Поведение пассажиров после ДТП. |
26 | Обязанности велосипедистов. |
27-28 | Оценка дорожных ситуаций. |
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. |
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
32 | Ответственность за нарушение. |
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
34 | Итоговое занятие. |
Тема занятия | Базовое содержание |
Вводное занятие. | |
Безопасность пассажиров. | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. |
Проект №1 Безопасность пешеходов. | Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. |
Знаем ли мы правила дорожного движения. | Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. |
Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения | Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. |
Проверка знаний правил дорожного движения. | Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. |
Основные понятия и термины ПДД. | Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. |
Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | Закрепить полученные понятия. |
Предупредительные сигналы. | Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие. |
Движение учащихся группами и в колонне. | Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. |
Перевозка людей. | Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей? |
Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. |
Нерегулируемые перекрестки. | Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. |
Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки. | Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках. |
Оборудование автомобилей специальными приборами. | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. |
Труд водителя. | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля. |
Разбор дорожных ситуаций на макете. | На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки. |
Проект №4 Ситуации на дороге. | Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения. |
Дорожные знаки. | Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. |
Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. | Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. |
Практическое занятие на специально размеченной площадке. | Движение групп учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика. |
Основные виды травм и первая помощь при них. | Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. |
Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. |
Обязанности велосипедистов. | Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде. |
Оценка дорожных ситуаций. | Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения. |
Практические упражнения, тренирующие глазомер. | Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов. |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. |
Ответственность за нарушение. | Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни. |
Итоговое занятие. | Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов. |
5.Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные УУД:
- узнавать историю возникновения ПДД;
- различать дорожные знаки;
- объяснять сигналы светофора;
- различать виды транспорта;
- объяснять причины ДТП;
- узнавать правила движения на велосипеде и правила движения по дороге.
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
6. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение
Материально-техническое обеспечение:
1. План – схема перекрёстка.
2. Дорожные знаки.
3. Макет «Улицы города».
4. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
5. Проектор
6. Компьютер
7. Диски с видео роликами по п.д.д.
Учебно – методическое обеспечение:
1.Демонстрационный материал: сюжетные картинки, иллюстрации, дорожные знаки, плакаты.
2. Настольно-печатные игры: «Дорожные знаки», «Прогулки по городу», «Путешествие в страну знаков», «Летит, плывёт, едет», «За рулём».
3. Учебно–методическая литература:
Для учащихся:
1. Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 1 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
2.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 2 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
3.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 3 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
4.Дорожная безопасность. Е.А.Козловская, С.А.Козловский /учебная книжка-тетрадь для 4 класса. – М.: Третий Рим, 2002.
Для учителя:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.
8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол №1 от «27» августа 2015 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Романова И.Н./
подпись расшифровка подписи
Предварительный просмотр:
Календарно- тематический план
по курсу «Юный пешеход» 2 класс
на 2015 – 2016 учебный год.
Номера уроков по порядку | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | ||
Вводное занятие. | Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. Рассказывать о безопасных местах для движения пешеходов в микрорайоне, объяснять основные причины детского транспортного травматизма. | 01.09 – 07.09 | ||||
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | Называть основные правила поведения на улице и на дороге | 08.09 – 14.09 | ||||
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | Выполнять на практике основные правила поведения на улице и на дороге | 15.09 – 21.09 | ||||
Почему на улице опасно? | Играть в настольные игры, объяснять с помощью плакатов опасные ситуации на улице и дороге. | 22.09 – 28.09 | ||||
Практическое занятие. Почему на улице опасно? (экскурсия) | Давать характеристику улице ( переулку) на которой живешь. | 29.09 – 05.10 | ||||
Остановочный путь и скорость движения. | Объяснять, что такое остановочный и тормозной путь автомобиля. Называть факторы, влияющие на величину остановочного пути. Объяснять опасность перехода перед близко едущим транспортом. Приводить примеры особенностей движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | 12.10 – 16.10 | ||||
Пешеходные переходы. | Объяснять, что такое пешеходный переход и как его обозначают. Давать характеристику пешеходных переходов в микрорайоне школы. Называть правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Приводить примеры опасных ситуаций при переходе дороги. Различать подземный и наземный пешеходные переходы, объяснять, как их обозначают. Называть правила перехода при их наличии. Приводить примеры действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Называть правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. | 19.10 – 23.10 | ||||
Пешеходные переходы. | 26.10 – 30.10 | |||||
Нерегулируемые перекрестки. | Называть типы перекрестков. Объяснять предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Объяснять, что такое нерегулируемый перекресток и как обозначаются пешеходные переходы на нерегулируемом перекрестке. Перечислять правила перехода нерегулируемого перекрестка. | 02.11 – 06.11 | ||||
Регулировщик и его сигналы. | Объяснять для чего регулировщику нужны жезл и свисток. Называть сигналы регулировщика и перечислять действия пешеходов по этим сигналам. | 09.11 – 16.11 | ||||
Проект № 1 «Регулируемая дорога». | Применять знание сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика в практической деятельности. Соблюдать правила работы в группе | 23.11 – 27.11 | ||||
Проект № 1 «Регулируемая дорога». | 30.11 – 04.12 | |||||
Поездка на автобусе и троллейбусе. | Перечислять правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Перечислять правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса, приводить примеры опасных ситуаций, возникающие при этом. | 07.12 – 11.12 | ||||
Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Перечислять правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе. Перечислять правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Перечислять правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем. | 14.12 – 18.12 | ||||
Дорожные знаки и дорожная разметка. | Называть группы дорожных знаков и их назначение. Объяснять дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Перечислять дорожные знаки в микрорайоне школы. | 21.12 – 25.12 | ||||
Дорога в школу. | Наблюдать за транспортом в микрорайоне школы. Перечислять наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Находить изменения в маршруте по сравнению с 1 классом. Участвовать в разборе безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. | 28.12 – 08.01 | ||||
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». | Рассказывать о наиболее безопасном маршруте в школу и домой. Создавать схему безопасного маршрута движения | 11.01 – 15.01 | ||||
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». | 18.01 – 22.01 | |||||
Где можно и где нельзя играть. | Объяснять опасность игр вблизи проезжей части. Перечислять, где можно и где нельзя играть во дворе. Ознакомиться с примерами дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции), анализировать причины их возникновения. | 25.01 – 29.01 | ||||
Ты – велосипедист. | Ознакомиться с общим устройством велосипеда, называть типичные неисправности, их устранение. Называть правила безопасной езды для юных велосипедистов. Ознакомиться с примерами дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции), анализировать причины их возникновения. | 01.02 – 05.01 | ||||
Поездка за город. | Ознакомиться с правила движения пешеходов по загородной дороге. Объяснять, как правильно переходить загородную дорогу. Объяснять, что такое железнодорожные переезды, перечислять их виды. Перечислять правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). | 08.02 – 12.02 | ||||
Дорога глазами водителей. | Объяснять дорожную обстановку в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Ознакомиться с особенностями работы водителя. Приводить примеры опасных ситуаций, возникающих с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. | 15.02 – 19.02 | ||||
Учусь читать дорожные знаки. | Ознакомиться со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Различать знаки для водителей и пешеходов. Объяснять важность знаний дорожного движения в повседневной жизни. | 29.02 – 04.03 | ||||
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». | Выполнять творческую работу: оформлять дорожные знаки, часто встречающиеся в микрорайоне школы. | 07.03 – 14.03 | ||||
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». | 15.03 – 21.03 | |||||
Кодекс выживания городского пешехода. | 22.03 – 28.03 | |||||
КВН «Клуб внимательный пешеход». | Участвовать в игре, соблюдать правила работы в группе, проявлять смекалку и знание правил движения в повседневной жизни | 29.03 – 04.04 | ||||
Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. | Воспринимать информацию о правостороннем, двустороннем и одностороннем движении транспорта. | 05.04 – 11.04 | ||||
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | Участвовать в игре, объяснять выбор расстановки дорожных знаков. | 18.04 – 22.04 | ||||
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | 25.04 – 29.04 | |||||
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | Участвовать в играх и соревнованиях, соблюдать правила работы в группе, объяснять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 02.05 – 06.05 | ||||
Почему дети попадают в дорожные аварии. | Проявлять наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. | 09.05 – 13.05 | ||||
Почему дети попадают в дорожные аварии. | 16.05 – 20.05 | |||||
Итоговое занятие. | Проявлять знания и умения по всем темам с помощью модели транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по ПДД. | 23.05 – 27.05 | ||||
Итого | ||||||
по программе | 34 | |||||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол №1 от «27» августа 2015 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Романова И.Н./
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...