Книжная чудо-страна
презентация к уроку на тему
Презентация служит дополнением к организации дискуссии с детьми на тему: "Зачем нужна книга, если есть телевизор и компьютер?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_knizhnaya_istoriya.ppt | 749.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем книга, если есть телевизор и компьютер?
Я хочу узнать: Как появилась книга? Из чего состоит книга? Какие бывают книги? У книги есть свой дом? Почему книгу называют другом?
Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней. (Книга.)
О книге говорят: Книги читать – скуки не знать Кто много читает, тот много знает Одна книга тысячу людей учит С книгой поведешься – ума наберешься Книга мала, а ума придала Кто говорит молча? Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу Хлеб питает тело, а книга питает разум Книга не пряник, а к себе манит Кто ее открывает, тот много знает
Свиток первая книга Первые книги выглядели в виде свитка. В Древнем Египте записи вели на листах папируса.
Восковые таблички В Греции письменность и папирус появились где-то в X или IX веке. В бухгалтерии и в школах для заметок применяли восковые таблички. Их преимущество было в возможности многократного использования: воск расплавлялся, и на нем писали повторно. Восковые таблички обычно связывали. Возможно, они и послужили прототипом современной книги .
Материалами для первых книг служили пергамент или велень (так называли кожу теленка). Обложку изготавливали из древесины, сверху покрывали кожей. Книги оснащали обвязками и зажимами, чтобы удержать плохо формирующийся пергамент. Вспомните теперь, как выглядели старинные книги: мощные и с загадочными зажимами! Уже в позднем Средневековье появились общественные библиотеки. Тогда для предотвращения воровства ценных книг, их приковывали к столу или к книжной полке! Кроме того, книги писали на бересте дерева береза и называли их БЕРЕСТЯНЫМИ грамотами. Первые книги
Книгопечатание Книги, как правило, переписывали в монастырях. Это был очень длительный и кропотливый процесс. В XIII веке появились первые университеты, и, как следствие, спрос на книги значительно возрос. Тогда начали по-новому копировать книги: их делили на отдельные листы и выдавали копировщиками. Так процесс производства книг значительно ускорился. В XV веке в Западной Европе появилась ксилография: из куска древесины вырезалась матрица с изображением страницы. Эту матрицу окунали в чернила и делали копии страницы. Но опять же для каждой страницы нужна была своя резьба. А деревянные матрицы со временем трескались.
Первые печатные машины В XV веке появилась печатная машина с наборными элементами из металла. Ее изобретателем был Иоганн Гуттенберг. Бумага и велень в одинаковых объемах использовались для производства книг до XVI века. Хотя бумага появилась в Европе еще раньше – в XI веке, а изобрели ее и того подавно – в 200 г. в Китае. В XV веке книги были еще очень дороги. К ним относились очень бережно. Тогда и изобрели закладки: первые из них были шелковыми и с вышивкой.
1800-х гг. набирают популярность паровые печатные машины. В конце XIX века появляются монотипные и линотипные прессы. И уже к середине XX века в Европе производилось более 200 000 наименований книг в год. В последнее время все более распространяются электронные книги, однако, они не вытесняют бумажные, которые более удобны и популярны.
Из чего состоит книга? Обложка - это домик, в нем живут бумажные листочки. На листах написан текст с рассказами, стихами, сказками. Страницы - это часть листа с цифрой, она помогает запомнить, где расположен нужный рассказ. Корешок – место, где скрепляются листы книги Иллюстрации - рисунки художников, которые делают книгу красивой и понятной. Текст - это то, что мы читаем в книге.
Книжка-театр Книжка-малышка Книжка-раскладушка
Дом книги Снаружи смотришь - Дом, как дом, Но нет жильцов обычных в нём. В нём книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках Вдоль стены Вместились сказки старины, И Черномор, И царь Гвидон, И добрый дед Мазай... Как называют этот дом? Попробуй угадай! (Библиотека.)
Кроссворд 1 к о р е ш о к 2 с т р а н и ц ы 3 л и с т ы 4 о б л о ж к а 5 т е к с т 6 и л л ю с т р а ц и и какое слово спряталось ?
Вопросы: 1. Как у растения в земле, так и у него есть один? 2. Что в журнале обозначают цифрой? 3. Как у дерева, у нее есть что? 4. У человека одежда, а у журнала? 5. Что мы читаем на бумаге? 6. Что делает журнал интересным и красивым? Ответы: 1. Корешок. 2. Страницы. 3. Листы. 4. Обложки. 5. Текст. 6. Иллюстрации.
Теперь мы знаем: Телевизор и компьютер – это техника, сделанная человеком. А чтобы её придумать, надо было прочитать много книг. Книга – наш друг. А друга надо беречь. Есть правила общения с книгой: - читать книгу сидя; - брать книги и журналы чистыми руками; - нельзя книгу оставлять открытой и загибать уголки, для этого есть закладка; - хранить книгу надо в определённом месте; - листы книги перелистывать аккуратно; - книга может «заболеть»,если на неё попадут лучи солнца, дождь, пыль; - книгой надо делиться с друзьями; - книгу надо вовремя возвращать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."
Главной целью урока было познакомить с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...
Книжная миниатюра Востока
Данную презентацию можно использовать на уроках мировой художественной культуры в 8-х классах при изучении одноименной темы....
Фотография книжной полки к юбилею С.Я. Маршака
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С.Я Маршака. На фотографии можно посмотреть оформление книжной полки по творчеству С.Я. Маршака для учащихся начальных классов....
«Мудрые книжные полки»- классный час
Тематический информационно-познавательный классный часЗнакомство учащихся с историей появления библиотек на земле. Роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации. Понимание зна...
Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из книжной сокровищницы Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...
Чудо-страна Дружба
Конспект занятия по этическому воспитанию...
Конспект урока по технологии, 4 класс: Проект "Книжная полка".Создание книжного блока
УМК "Перспектива"...