Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает значения создания письменности для нашего государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_o.a._iz_istorii_pismennosti2.rar2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 4 класс

Тема « Из  книжной сокровищницы  Древней Руси »

Цели урока : познакомить учащихся с возникновением    

                              письменности на Руси ,  с создателями  старославянской

                             азбуки, показать значение создания  письменности для  

                             нашего  государства.

 Оборудование : презентация, тестовые задания , карта Древней Руси, Византии, ребусы. 

                                                             Ход урока .

I Организационный момент.

II. Актуализация :  Что изучает  история?

                                    Почему  мы  изучаем  историю?

                                   Что нам помогает изучать историю?

                                    Из каких  источников  мы получаем  информацию?

III.  Работа по теме.

           Учитель :  - Мы  продолжаем  изучать  историю  нашего государства.

Помогать  сегодня на уроке мне будут   Нос Саша, Чеканов Виталий, Ищенко Юля. Тему  нашего  урока  мы определим  после  анализа  двух  ситуаций.

   Ситуация  первая   ( рассказывает  Нос  Саша.)

               Из  уст  в  уста передавали  в древности  состав  сборов   трав, из которых  готовили  целебные  отвары. Но  бывало так, что   целебный  отвар  мог  стать ядом и принести не выздоровление,  а смерть  больному.

         Учитель: - Догадайтесь, почему могли происходить  такие  случаи.  Выберите способ с помощью,    которого  можно было бы  избежать  такой  ситуации.

        Тест № 1.

а)  нарисовать  лекарственные  травы.

б) написать  рецепт.

в) изготовить лекарство и предлагать его  в готовом  виде.

                ( Работа над ответами детей, вывод на  доске:

                  б) написать рецепт).

Ситуация   вторая. Рассказывает   Чеканов  Виталий.

        Слайд 2.

           Однажды  молодой  князь получил от отца  через  иностранного купца  предметное  письмо: стрелу,  мешочек  с землей и след, вырезанный  из кожи.

         Сын  понял послание так:  «Вскоре надо  ждать отца  в  гости,  так как след его уже давно простыл на родной  земле, и он стрелой мчится  ко мне»

           Долго  ждал  сын отца. А отец  тем  временем  ждал  сына. Ведь  своим посланием  старый  князь  просил о помощи: «Выручай, враги топчут  нашу родную  землю, а их стрел так много, что они затмили  собою  солнце».                                      

Учитель: - Как вы думаете, каким способом  нужно  было передать сообщение, чтобы оно было понятно  и отцу и  сыну.

         Тест № 2.

а) нарисовать картину;

б)  послать гонца  с устным  сообщением;

в) написать  письмо.

                 ( Анализ ответов, запись на доске:  в) написать письмо.)

Учитель: - Какой же вывод  можно  сделать?

        Дети делают вывод :  самым  надежным  способом  и в одном и в другом  случае оказались бы письменные написания, которые  можно передать  очень  точно не только  друг  другу, но и будущим  поколениям. А для этого, конечно, надо иметь азбуку,  знать  письменность.

IY.     Физминутка.

                   Покачайтесь, покружитесь.

                   Потянитесь,  распрямитесь

                   Приседайте,  приседайте.

                    Пошагайте,  пошагайте.

                    Встаньте  на носок,  на  пятку.

                   Поскачите – ка   вприсядку.

                   Глубоко  теперь  вздохните.

                   Сядьте тихо,  отдохните.

                  Все в порядок приведите.

                   И читать, друзья,  начните

Y. Продолжение работы   по  теме урока.

Тема  урока:  Из истории создания  старославянской  азбуки.

Цель: узнать и ответить на  вопрос:

           - Кто и зачем  создал  старославянскую  азбуку?

           - На чем писали на Руси?

           - Какое значение имело создание  азбуки  для развития и  просвещения          

             государства?

Учитель: Что же послужило началом создания азбуки на Руси?

Рассказ  Ищенко Юли.

       Однажды Византийский  император  пригласил  греческого  монаха Кирилла и сказал ему:  «Обратились  ко мне  славяне  с  просьбой  прислать  к  ним  монахов, чтобы  они  перевели им  на  родной  язык  учение Христа».

      Кирилл ответил:  « Хотя я болен, но я рад пойти туда, только, если  они  имеют буквы  для своего  языка».

         Оказывается  букв, приспособленных  обозначать  славянскую  речь, тогда  еще не было. Хотя славяне  уже пытались  записывать  свою  речь  при помощи  специальных  знаков.  Кирилл,  зная  греческий язык и  один  из  славянских  языков,  создал  первую  славянскую  азбуку на основе  греческого  алфавита. В работе над ней  ему  помогал  старший  брат  Мефодий.      

        Карта.  Показать Византию,   Грецию,  Русь.

Слайд №3.  (греческий  и  старославянский  алфавит).

       Учитель: Как вы думаете , какой из этих алфавитов  греческий,  а какой  старославянский? Почему?  (Дети отвечают, обосновывая  свой ответ).

           Алфавитом, созданным Кириллом и  Мефодием мы пользуемся  и сейчас.   Он изменился,  был  упрощен,  но  основа  его  осталась.

         А  на сколько изменился  алфавит,  мы  можем судить, если сравним написание  слова  на  найденном  при  раскопках  кувшине  и как это  слово пишется  сейчас.

           Слайд № 4.

                          Работа  с учебником ( сравнение  слов гороухща  и горчица)

Учитель:  - В  Древней  Руси  алфавит называли  азбукой. Почему? Как  вы думаете?

Тест № 3.

а)  по  названию  места,  где  был создан алфавит;

б)   по   названию  первых  букв  алфавита;

в)  по  имени  одного  из  славянских  богов;

   Слайд  № 5.  Анализ ответов детей.. Обоснование.

Учитель:   Почему  старославянскую  азбуку  стали  называть еще  кириллицей?

         Слайд № 6. ( Дети  ищут  ответ  в учебнике.)        

Учитель:    Почему так важна  была азбука  для  Руси?

          (Дети  высказывают  свое мнение)

Учитель: Почему  о создателях азбуки Кирилле и Мефодии мы  говорим  на уроках  истории  нашего  государства. Выберите  правильный  ответ.

    Тест № 4.

а)  создание азбуки Кириллом  и Мефодием  было  в далеком  прошлом;

б) создание азбуки  Кириллом и Мефодием является  важнейшим историческим событием, создавшим благоприятные условия  для развития культуры народа;

в) создание  азбуки Кириллом  и Мефодием описано  в древних  рукописях.

                   ( Анализ ответов.  Выбор ответа б)

    Учитель:      Благодаря  развитию  письменности  на Руси  создавались  летописи  -  записи о важнейших  событиях государства. Летопись  -  запись по годам.  Славянское слово «лето»  соответствует нашему  «год».

 А как назывались люди, которые  писали летописи?

 Тест №5.

  а)  писатели;

 б)  летописцы;

 в)  авторы.

.  Работа с учебником. Знакомство  с монахом Нестором и «Повестями  временных лет».              

      Слайд № 7

Учитель: -Давайте и мы прочитаем о чем рассказывается  в  этой летописи.

                ( У каждого   ученика на листах  отрывок из «Повестей  временных лет», а  на обратной стороне перевод. Ребята читают сначала  текст на  старославянском языке, объясняют ,как поняли  его  смысл, а затем перевод.)

      « Откуда  есть  пошла  Русская  земля  кто в Киеве  наче  перве  княжите и откуда  Русская   земля  стала  есть»

    Перевод: «Каково  начало Русской  земли, и кто первым начал  княжить  в Киеве, и как образовалось  Русское  государство».

Учитель: -  Вы знаете чем и на чем писали на Руси ? Бумаги ведь не было.      Давайте отгадаем ребусы.  Возможно, вы уже слышали такие слова.  

     ( На листах бумаги  ребусы,  дети отгадываот  слова

           БЕРЕСТА            ПЕРГАМЕН  

                  Слайд № 8

             Учитель объясняет, что это такое.   А  ответ на вопрос:  почему писали в Новгороде на бересте, а в  Киеве на пергаменте  ребята ищут сами в учебнике.)

Учитель: - А вот чем писали на Руси , вы найдете сами  дома и даже можете этот предмет  сделать и принести в школу.

YI.  Закрепление: 

         На экране  появляются опорные слова,  по  ним ребята повторяют,   закрепляют новый   материал, объясняя  как  эти слова связаны  с темой   урока.

                    Слайд № 9        

YII.  Рефлексия:

                            -Что вы  узнали   на уроке?

                            - За что бы вы  похвалили себя?

                            -Что у вас особенно получилось?

YIII.   Итог  урока:  - Почему   Кирилла и Мефодия  называют русскими

                                     просветителями?

                                    Как чтят память об этих  героях  русской  земли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира по теме: "Просвещение в Древней и Московской Руси"

Урок формирует представления о возникновении на Руси письменности, подводит учащихся к пониманию необходимости возникновения образования в Древней Руси, об открытии первых школ для детей, развивает ин...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель:     -формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представле...

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси"....