«Мудрые книжные полки»- классный час
классный час (2 класс) по теме
Тематический информационно-познавательный классный час
Знакомство учащихся с историей появления библиотек на земле. Роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации. Понимание значения использования библиотеки в развитии собственных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_mudrye_knizhnye_polki.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический информационно-познавательный классный час
«Мудрые книжные полки»
Какие бы общественные сдвиги
Не двигались, а их не сосчитать,
Библиотеки выдавали книги,
Читальни их давали почитать.
Просили на дом,
Записи вели на очередь.
Когда? Через неделю.
И в общих залах допоздна сидели
Во всех углах моей родной земли.
Пока библиотечный институт
Работает, на полки книги ставят,
Нас никакие бомбы не сметут,
Нас никакие орды не раздавят.
Б.Слуцкий
Цели:
- Ознакомить учащихся с историей появления библиотек на земле.
- Показать роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации.
- Способствовать пониманию значения использования библиотеки в развитии собственных знаний.
- Способствовать развитию умения слушать, понимать и добывать информацию.
Подготовительная работа:
- Подготовить информацию для учащихся из истории библиотек.
- Провести анкетирование учащихся в рамках темы информационного часа.
- Подготовить небольшие рассказы и фоторассказы о библиотеках города Кирова силами учащихся класса.
- Предложить учащимся провести акцию «Любимую книгу в хорошие руки».
- Провести конкурс на оригинальную закладку в книгу для детей в приюте.
Оборудование:
- Снимки библиотек мира.
- Снимки библиотек города Кирова.
- Тексты для чтения.
- ПК
- Экран.
- Проектор.
- Презентация.
Ход информационного часа
- Мобилизующий этап.
- Рассказ Кати Кравченко:
Когда в 1933 году в Германии пришли к власти фашисты, первое, что они сделали, - начали жечь книги, причем те книги, которые любил и почитал их народ. Это были книги немецких авторов и зарубежных, взрослые книги и детские. В огонь попали сказки братьев Гримм, которые и мы любим, читать и сегодня, сказки Андерсена и другие популярные книги.
- Как вы думаете, почему фашисты сжигали детские книги?
- Почему было запрещено посещение библиотек?
- Почему все, кто хотел посещать библиотеку, были врагами фашистов?
- Формулирование учащимися темы классного часа.
Ребята! Посмотрите внимательно на эти фотографии и назовите тему нашего информационного часа. Вы правы, наш разговор пойдет о библиотеке. Эпиграфом классного часа я выбрала стихи известного русского поэта Бориса Слуцкого:
Пока библиотечный институт
Работает, на полки книги ставят,
Нас никакие бомбы не сметут.
Нас никакие орды не раздавят.
- Как вы думаете, почему поэт посвятил библиотекам такие слова? (Ответы учащихся)
- Основная часть
Да, ребята, библиотека – это просвещение, это возможность взять в руки величайшее изобретение человечества – книгу, которая помогает человеку стать умнее, лучше, добрее.
Вы правы, ребята, библиотека – это хранилище человеческой памяти. И пока мы читаем и храним книги, в которых наша история, культура, обычаи и традиции, мы живы, живет наша страна, живет наш народ.
Как в жизни человека появилась библиотека, нам поможет узнать статья, которую я перепечатала из энциклопедии. Эта статья лежит у каждого на парте. Саша, прочитай нам ее.
Библиотека – это попытка соединить все то, что написано человеком. Первые попытки создать библиотеки еще были до Рождества Христова. Это подтверждают раскопки ученых, которые нашли глиняные дощечки с надписями. Эти дощечки относятся к 800 году до н.э. Именно эту находку часто называют первой библиотекой.
Первые книги писались на глиняных дощечках иероглифами. Такие дощечки собирались в древних храмах, куда просвещенные люди приходили помолиться и могли прочитать книгу.
Самые большие собрания глиняных библиотек были собраны во дворцах правителей и царей.
У египтян тоже были свои библиотеки. Об этих библиотеках заботились жрецы – хранители храмов. Книги в египетских библиотеках представляли собой рулоны папируса.
Самой большой библиотекой древности была библиотека города Александрии в Египте, которая содержала более 700 тысяч папирусных свитков. Свитки были систематизированы и распределены по разделам.
В Римской империи появились публичные библиотеки, которые открывались в местах скопления народа: в банях и в местах, где проходили собрания.
С этого времени и началось увлечение сбором книг для собственных библиотек.
Однако надо заметить, что библиотеки первыми страдали от нападения врагов, грабежей и пожаров.
Сегодня степень развития любой страны оценивают по количеству и оснащенности библиотек.
Вопросы по статье:
- Какую интересную информацию вы узнали из статьи в энциклопедии?
- Когда появились первые библиотеки?
- Какие библиотеки получили название публичных библиотек?
- Кто является врагом библиотек?
- Так ли важно в стране иметь библиотеки?
Я пришла впервые в библиотеку, когда мне было 6 лет. Первую книжку, которую я взяла почитать в библиотеке, была сказка «Репка».
Итоги анкетирования детей и родителей.
Я провела с вами анкетирование. Вы отвечали на вопросы.
Вот результаты ваших ответов:
- А когда вы впервые пришли в библиотеку? (5, 6, 7 лет)
- Нравится ли вам посещать библиотеку? Все ответили – «ДА».
- Как часто вы посещаете библиотеку? (Итоги: 2-3 раза в неделю.)
- Посещают ли библиотеку ваши родители? Многие посещают, но не все.
- Какие библиотеки они посещают? Имени А. Герцена, школьную, библиотеку № 7, имени А.Лиханова.
Виды библиотек:
Мы убедились с вами в том, что библиотеки имеют огромное значение в жизни людей.
- Знаете ли вы, ребята, какие виды библиотек бывают?
Библиотеки могут быть для взрослых и детей и по различным отраслям знаний:
- Детские
- Школьные
- Университетские
- Исторические
- Политехнические
- Медицинские
- Педагогические
- Театральные и другие.
Библиотеки нашего города:
В нашем городе 42 библиотеки. В каждой школе тоже есть библиотека.
Вы побывали в нескольких библиотеках нашего города. Сейчас мы послушаем ребят, которые хотят с вами поделиться своими впечатлениями. (Заслушивание выступлений детей)
Рассказ ученика о библиотеке А. Лиханова
Библиотека для детей и юношества Альберта Лиханова находится на улице Орловской.
Она носит имя Альберта Анатольевича Лиханова – писателя, академика и почетного гражданина г. Кирова и Кировской области.
1 июня 2004 года библиотека открыла свои двери для юных читателей.
Это современная библиотека, оснащенная современным мультимедийным оборудованием.
Гордость библиотеки – особо ценный фонд с автографами знаменитых авторов. Огромный фонд справочной литературы.
В библиотеке проводят массовые и групповые мероприятия, литературные вечера, встречи с интересными людьми.
Каждый год в нашей школе проходят конкурсы чтецов. Победители школьного тура выступают в библиотеке имени Альберта Лиханова.
Я хожу в эту библиотеку вместе с мамой. Мы с ней оформили стенд с фотографиями. Ребята из нашего класса в эту библиотеку любят ходить.
Рассказ ученицы о библиотеке А.Герцена
Кировская областная научная библиотека имени Александра Ивановича Герцена открыта в 1837 году. Александр Иванович стал первым библиотекарем Вятской публичной библиотеки.
Книжный фонд составляет 4 076 614 экземпляров. Ежегодно в библиотеку приходят около 64 тысяч читателей. Библиотека занимает 3 здания. Общая протяженность книжных полок 14 км.
В библиотеке хранятся уникальные издания с 1924 года в печатном и электронном виде.
В разных отделах хранится разная информация: о науке, культуре, экологии, краеведению, по экономике, о медицине, о спорте и многое другое.
В библиотеке работают выставки новых книг, выставляют свои работы художники, поэты и музыканты.
Также в библиотеке оказывают услуги по переплету книг, там помогут вашей книжке стать снова красивой.
Стихотворение «Грезы в библиотеке»
Я хочу познакомить вас, ребята, со стихотворением, посвященным библиотеке. Послушайте его внимательно. Определите отношение автора стихотворения к библиотекам.
Грезы в библиотеке
Я сижу в библиотеке, полный смутными мечтами,
На меня же смотрят книги золотыми корешками.
И мне грезится: в тех книгах души авторов сокрыты.
Их страдания и чувства в тех листах печатных влиты.
Все, что жгло их и терзало, все их мысли и стремленья,-
Все живет бессмертной жизнью здесь во славу просвещенья.
Самый воздух здесь священен, здесь незримыми крылами
Тени авторов великих веют в воздухе над нами.
Л. Пальмин
- Какие чувства испытывает автор при посещении библиотеки?
- Что вы испытываете, когда попадаете в библиотеку?
- вы любите читать в библиотеке или сразу забираете книгу домой?
- всегда ли вы можете взять в библиотеке книгу, которая вам нравится?
Игра. А поиграть с книгой можно? Как вы думаете?
Выступление библиотекаря школы.
А теперь мы с вами должны познакомиться со словами, которые относятся к теме нашего информационного часа. С ними нас познакомит библиотекарь нашей библиотеки – Валентина Петровна.
Абонемент – это право пользования литературой вне библиотеки в течение определенного времени.
Книги в библиотеке расположены:
- По разделам
- По отраслям знаний
- По темам
- По алфавиту
Зайдя в отдел, который открыт для доступа читателей, каждый может выбрать интересующую его книгу, подойти к библиотекарю, который запишет книгу в карточку читателя.
Каталог – это указатель всей литературы, которая есть в библиотеке. Если книги нет на открытых для доступа полках, читатель может справиться об интересующей его книге с помощью каталога.
На каждую книгу в каталоге заведена специальная карточка, в которой указаны следующие данные о книге и ее авторе:
- Ф.И.О. автора книги
- Название книги
- Год издания книги
- Издательство
- Краткая аннотация к книге или краткое ее содержание.
Библиограф - это работник библиотеки, который знает содержание каталога библиотеки.
Читальный зал – это помещение, в котором читатель может поработать с литературой, почитать ее, сделать необходимые записи.
Загадки
Ребята! А про библиотечные загадки забыли? Нет? Тогда я вам предлагаю отгадать, о чем идет речь в этих загадках.
- Бывает очень старой, бывает молода,
Но умным быть научит она тебя всегда. Книга.
- В зданье этом навсегда поселилась тишина.
Здесь не место шуму, крику, здесь становишься ты умным.
Здесь нельзя жевать конфеты и бумажками шуршать.
Что за зданье? Хочешь знать? Расскажу тебе про это.
Здесь для книжек интернат. Здесь живет …библиотека.
- Я пришел в библиотеку, книжку нужную ищу.
Ох, ребята, трудно это так, что я грущу.
Но сказал библиотекарь: здесь ответственный момент!
Нам поможет в этом деле наш отдел…абонемент.
- В библиотеке есть укромный уголок,
Что тайны книжные открыть поможет.
Он называется красиво…каталог,
Читатель без него прожить не может.
- Географ или хореограф? Друзья, я все опять забыл.
Ах, да, конечно…библиограф общенье с книгой подарил.
Про выход книги и тираж он мне с улыбкой рассказал.
Теперь, ребята, я всегда пойду за книгой в этот зал.
- Кто устал? Я устал? Кто-то вам, друзья, соврал!
Я бегу, бегу скорее в школьный наш… читальный зал.
Здесь такая красота, здесь уют и чистота,
Здесь ровными рядами ждут читателя с утра.
Здесь люблю читать часами, здесь общаюсь я с друзьями,
Что живут в развалах книжных. Этот мир мне очень близок.
Я – любитель-книгочей. С книгой в жизни веселей!
Творческое задание
Чтобы библиотечные книги служили дольше, правильные читатели пользуются закладками. Готовясь к этому информационному часу, мы решили сделать закладки для книг и подарить ребятам в подшефный приют и в больницу, куда мы в сентябре собрали канцтовары. Там есть совсем еще неумелые дети.
Сейчас мы должны продемонстрировать результаты своей работы над закладками. Только самые лучшие, самые красивые закладки мы отправим ребятам. Я думаю, им будет приятно. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
(Ребята прикрепляют свои закладки на специальную доску. А потом сложили в большой конверт, на котором написано: «С любовью к людям и к книге!»)
Рефлексия. А зачем тебе нужна библиотека? (ответы детей)
Итоги проведения Недели детской книги:
- Передали в дар школьной библиотеке – 112 книг.
- В конкурсе рисунков приняли участие – 16 учащихся.
- В конкурсе поделок приняли участие - 25 учащихся.
Вот и подошел к концу наш информационный час, посвященный библиотеке.
А закончим мы чтением стихотворения о нас с вами, о читателях, о тех людях, которые любят книгу, идут в библиотеку, чтобы стать умнее, лучше, грамотнее и добрее.
Читатели
Мечтают взять книгу в руки,
Перелистать страницы.
Читают, но не от скуки
И не затем, чтобы забыться.
Читают в трамвайном лязге,
Читают в метрополитене.
Читают не по указке,
Читают не из почтенья.
Читают и не считают,
Что тратят время впустую.
И даже предпочитают
Простым повестям непростую.
Ночами не свечи тают,
А электричество блещет.
Всю ночь, да и две читают.
Не те, так иные вещи.
И книгу закрыть неохота,
Хотя за окном светает.
Читают не для отчета,
Не из расчета читают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотография книжной полки к юбилею С.Я. Маршака
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С.Я Маршака. На фотографии можно посмотреть оформление книжной полки по творчеству С.Я. Маршака для учащихся начальных классов....
«Семья у книжной полки»
Поднимая авторитет семьи, мы верим в возможность и необходимость совместных действий, учитываем интересы родителей, обращаемся к ресурсам семьи, не концентрируемся на ее недостатках....
Творческий проект "Моя книжная полка"
Автор знакомит со своими читательскими интересами, любимыми книгами и предлагает выполнить творческие задания по прочитанным книгам....
"Память о войне нам книга оживляет..."(беседа у книжной полки)
Презентация, посвящённая детским книгам о войне....
Библиотечный урок. «Книги Л.Н. Толстого для детей». Рубрика «Книжная полка».
Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...
Технологическая карта урока-проекта по литературному чтению 1класс. Секрет на книжной полке"
Урок-проект по литературному чтению " Секрет на книжной полке". Работая в группах дети выявляют особенности сказки....
Конспект урока по технологии, 4 класс: Проект "Книжная полка".Создание книжного блока
УМК "Перспектива"...