| Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент (самоопределение деятельности) | Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству |
| Поверка готовности.
Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок - Дети, будем работать активно, творчески с интересом?
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.
- Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидают интересные задания, небольшое открытие, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
| Приветствуют учителя, проверяют своё рабочее место и наличие принадлежностей.
Определяют своё настроение. | Доброжелательный настрой учителя и учащихся, полная готовность класса к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
| Наблюдения учителя.
|
|
|
| Групповая работа | Предлагает выбрать карточки определенной геометрической формы (квадрат, треугольник, круг) | Делятся на группы (в соответствии с выбранными карточками), приветствуют друг друга в группах. | Разрабатывают критерии учебной деятельности; распределяют роли и выполняют инструкции, участвуют в диалоге. | Наблюдение и оценивание активности работы. |
|
|
|
|
Проводит инструктаж в группе | В группах: распределяют роли (выбирают командира группы, ответственного за записи ответов), проговаривают правила работы в группе:: - Будь вежлив.
- Умей выслушать мнение каждого.
- Придя к общему мнению, выбери представителя для ответа у доски.
|
2 | Проверка домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания; Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. | Индивидуальная работа | Раздает листочки с тестом. Приложение 1. Тест по пройденному материалу. 1. Чем измеряют температуру? а) барометром; в) термометром; б) линейкой; г) градусником. 2. От какой точки на термометре ведут отсчет температуры воздуха? а) от самого нижнего деления;. б) от нулевой отметки; в) от самого верхнего деления. 3. При какой температуре теплее всего? Холоднее всего? а) +10° б) -20° в) 0° 4. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью. Самое заметное изменение в неживой природе - это ____________________________. Небо часто закрыто ________________. Идет ______________________. Вода в реках, прудах, озерах становится _____________________________. Почва стала _______________________. Над водоемами часто бывают ____________________. (Слова для справок: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь, холоднее.) 5.Подчеркни в списке явления природы: ЛЁД,ТАЯНИЕ ЛЬДА, ЯБЛОНЯ, ЦВЕТЕНИЕ ЯБЛОНИ, СКВОРЕЦ, ПРИЛЁТ СКВОРЦОВ. | Выполняют тест, взаимопроверка и оценивание работ по критериям, предложенным учителем; обсуждение результата работы, работа над ошибками. | Проверка знаний и способов действий учащихся, установление пробелов в их усвоении | Тестирование |
3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу.
| Беседа | Беседа по теме «Что такое окружающий мир?».
- Что удивительного и интересного окружает нас? - Всё ли мы можем объяснить? Хватит ли нам знаний? - Что мы должны делать для того, чтобы получить знания? С каких слов мы начинаем задавать вопросы? - А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте узнаем, кто это? Приложение №2. ЗАГАДКИ Её мудрость не забудешь: «Тише ходишь – дальше будешь». «Костяна» её рубаха, Ползёт без страха ... (черепаха).
Не найдешь у нас пилы, Не рубили мы стволы, Не стучали топором, А под елью вырос дом. (Муравьи.)
|
|
Отвечают на вопросы учителя: 1.Всё, что окружает нас удивительно и интересно (приводят примеры). 2.Мы ещё не всё можем объяснить. 3.В этом трудном деле нам помогут Мудрая Черепаха и Муравьишка.
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
| Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |
4 | Постановка учебной задачи. | Определить тему урока.
Определить границы знания и незнания учащихся.
| Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию. | Слайд 2. Сегодня был очень сильный ветер. Он разбросал буквы слова. Помогите их собрать. - Что получилось? - Как вы думаете, какая тема урока? Слайд 3.
Подводит к постановке цели урока с помощью вопросов: - Какие времена года вы знаете?
-Как вы думаете, одинакова ли погода в разные времена? От чего она зависит? - Какими словами нельзя охарактеризовать погоду? Слайд 4.
Слайд 5.
- Как мы можем охарактеризовать плохую погоду?
- Зачем знать, какая сегодня погода? | Восстанавливают из букв слово:
ПОГОДА Высказывают предположения относительно темы урока: Что такое погода?
Отвечают на вопросы учителя: Называют времена года: зима, весна, лето осень. Высказывают своё мнение о погоде в разные времена года и отчего она зависит.
Погоду нельзя охарактеризовать словами: маленькая, узкая, широкая, короткая.
Слайд 5. Вывод: погода бывает дождливая, солнечная, холодная, ветреная, тёплая, сухая, сырая.
Плохую погоду можно охарактеризовать словами: сырая, холодная, дождливая, ветреная.
Предлагают свои варианты ответов. | Формулировка целей урока вместе с учащимися; понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала | Оценивание ответов. Подводит итог.
Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.
Устный опрос. |
5 | Целеполагание. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью. | Выдвижение идей. | Подводит к постановке цели урока. Предлагает сформулировать действия, необходимые для достижения цели.
Записывает на доске ответы учащихся. Предлагает определить порядок предъявленной найденной информации в тексте учебника на с.32.
Предлагает разработать критерии выступления от групп. | Предлагает разные варианты цели, и самостоятельно определяют шаги и их последовательность для ее достижения.
| Определяют и формулируют цель учебной деятельности. Разрабатывают план учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу.
Разрабатывают критерии оценивания. | Наблюдения учителя.
Фиксация результатов. |
6 | Открытие нового знания | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, которые привели определенному выводу. Извлекать и представлять информацию в виде текста. Осознанно строить речевые высказывания по прочитанному материалу. | Групповая работа. Поисковая деятельность. | Предлагает воспользоваться карточками на столах и материалом учебника на с.33 для дальнейшей работы в группах.
1.Что такое погода? 2. Что такое температура? Как её записывают? 3.Что такое облачность и осадки?
| Находят объяснение
Заполняют карточку с вопросами: Составляют рассказ.
Карточка №1 | Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способов действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы. | Наблюдение и оценка работы группы и выступающих. |
7 | Закрепление новых знаний и способ действий | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действия; Обеспечить в ходе закрепления материла повышенного уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания.
| Презентация, обсуждение | Предлагает сверить определения данные словам «погода», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «метеорология». Дополняет сведения, предложенные учащимися.
| Ориентируются в карточке. Проявляют интерес к новому учебному материалу.
Называют определения словам: «погода», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «метеорология».
Предлагают и принимают варианты условных обозначений ветра, осадков, облачность.
Каждая группа оценивает свои выступления и выступления своих групп | Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; самостоятельность учащихся в выполнении заданий; углубление знаний и способов действий учащихся.
| Фронтальная. Устная оценка ответов. Подведение итога.
.
|
|
|
| Слайд 6. - Что такое температура воздуха? (Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку Земли, которая называется атмосфера, а от воздействия солнечных лучей зависит температура воздух в данном месте, в данное время.) | Отвечают на вопросы: температура – это ощущение холода или тепла.
Сверяют свои ответы с образцом. Слайд 6. | Привлечение класса к дополнению и корректировки ответов. |
|
|
| Индивидуальная работа. Практическая деятельность.
| Выполняют задания по карточке №3. - Температура зависит от времени года. Перед вами 4 времени года.
Записывают температуру каждого времени года
- Подумайте, какая средняя температура в каждом сезоне.
-Подумайте, почему времен года 4, а подсказок только 3?
| Работают самостоятельно по карточке, заполняют пустые ячейки.
Делают вывод: летом температура положительная, зимой – отрицательная, осенью и весной положительная, но ниже, чем летом. |
|
|
|
| Слайд 7. - Что такое осадки?
- Как они образуются? - Какие осадки вы знаете?
| Осадки - это дождь, град, снег.
Солнце нагревает землю, вода под воздействием тепла. В атмосферу попадает большое количество влаги, которая охлаждается и образует капельки воды. Они в свою очередь собираются в облака и тучи. Когда тучи наполняются большим количеством влаги, они становятся тяжелее воздуха и тогда идет дождь.
В зависимости от времени года осадки могут выпадать в виде дождя, снега, тумана, росы и инея.
|
|
|
|
| Беседа, опрос.
Демонстрирует слайд.
| - Что такое ветер? (Воздушная оболочка земли давит на поверхность планеты. Это давление называют атмосферным, оно постоянно меняется. Из-за разницы давления образуется ветер. Поток воздуха стремиться от высоко давления к низкому. Чем больше разница, тем сильнее ветер.)
- Какие явления погоды, связанных с ветром вы знаете?
Слайд 8. Сильные и опасные ветры – ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.
|
Ветер – это потоки воздуха.
Приводят примеры других явление погоды. Ураган, тайфун, смерч, бриз, муссон.
|
|
|
|
|
| - Что такое облачность? Слайд 9. (Погода зависит от состояния неба. Наличие на небе облаков или туч называется облачностью. Именно они не дают солнечным лучам нагревать поверхность земли.) | Сообщают результаты работы в группе.
|
|
|
|
|
| - Что такое погода? Слайд 10.
Слайд 11. - Как называется наука о погоде? А людей, которые предсказывают погоду? | Отвечают на вопросы. Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Метеорология. Метеорологами. |
|
| Физминутка |
|
| Предлагает текст стихотворения. Приложение №3. | Дети выполняют упражнения по тексту. | Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя | Наблюдения за действиями учащихся.
. |
8 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Обеспечить формировании у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Практическая деятельность. Групповая работа | Предлагает продолжить работу в группах с карточкой № 2. По предложенной картинке и плану рассказать о погоде.
| Составляют по картинке рассказ, используя план для ответа. | Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; самостоятельность учащихся в выполнении заданий; углубление знаний и способов действий учащихся.
| Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.
|
Чтение материала в учебнике с.34. | Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужны прогнозы погоды. | Пробуют ответить на вопрос. |
|
|
| Беседа, обсуждение | Рассказ о народных и научных предсказаниях погоды. | Слушают учителя, запоминают информацию. Определяют границы между знанием и незнанием |
|
9 | Обобщение и систематизация знаний.
| Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить усвоение учащимися метапредметных и межпредметных знаний; обеспечить формирование обобщенных понятий
| Фронтальная работа. | Слайд 12. Предлагает разгадать кроссворд. Приложение №4. Вопросы: - Наука о погоде.
- Снег, дождь, град – это ….
- Её узнать поможет нам термометр.
- Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила. - Небо чистое, солнечно. Мы говорим: ….
- Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют …
- От количества облаков на небе зависит …
8.Небо чистое, солнечно. Мы говорим: …. | Читают вопросы к кроссворду. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполненного задания с использованием слайдов.
| Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний; выявление учащимися внутрипредмет ных и межпредметных связей.
| Разгадывание кроссворда |
10 | Подведение итогов занятия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
| Приложение №5. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Какие приметы на погоду вы знаете?
| Соотносят деятельность группы с разработанными ранее критериями и планом работы Определяют задачу на следующий урок. Делают выводы о результатах своей работы в соответствии с поставленной целью и задачами. Определяют дальнейшее действие по решению учебной задачи
| Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний | Оценивание правильности решения задачи. Наблюдение за высказываниями учащихся. |
11 | Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
| Объясняет домашнее задание. Выгляни в окно и опиши погоду. Попробуй записать ее условными знаками. В р.т. на с.15, задание 2. отгадай загадки. С.33-35 читать. Ответь на вопрос: Как животные и растения предсказывают погоду.
| Запоминают домашнее задание. Задают вопросы. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем | Контролирует деятельность учащихся. |
12 | Рефлексия деятельности | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить усвоение учащимися саморегуляции и сотрудничества |
| Предлагает группам заполнить оценочные листы. Проговаривает с учащимися результаты по ранее составленному плану.
Слайд 13. Я узнал… Было интересно… Я доволен своей работой на уроке….
|
Показывают карточку с настроением. Приложение 6. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
|
|