Рабочая программа по краеведению для младших школьников
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа курса "Азбука родного края" составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нрвственных ценностей обучающихся. В основе программы- развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_azbuka_rodnogo_kraya.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса краеведения
«Азбука родного края»
для младших школьников
разработана Докучаевой Еленой Владимировной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории,
руководителем краеведческого кружка
2016 – 2017 уч. год
Пояснительная записка
Программа курса «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа «Азбука родного края» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, города, области. Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам окружающего мира и литературного чтения. Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии развития.
Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Отличительными особенностями программы являются ее результативность и доступность, простота в использовании.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: пробуждение у школьников интереса к истории и культуре своего народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретать знания о природе родного края, его истории, населении, быте, культуре, обычаях и традициях своего народа;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; научить видеть и понимать красоту живой природы;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, культуре, природе, сохранению традиций региона;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
- развивать нравственные и эстетические чувства;
- развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- формировать навыки правильного взаимодействия с природой.
- развивать творческие способности, научно-исследовательские умения.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала включающего современные научные знания;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора учащимся, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Условия реализации программы
Программа «Азбука родного края» составлена для учащихся 9 - 10 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 37 часов в год.
Программа позволяет дать учащимся базовые знания для дальнейшей краеведческой работы, заинтересовать школьников в исследовании родного края, вооружить ребят системой прочных знаний, привить им краеведческие навыки. Материал отбирается от простого к сложному, границы краеведческих исследований постепенно расширяются по мере овладения школьниками навыками краеведческой деятельности.
Методы работы:
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, села, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее родного края;
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Культура: народные обычаи родного края; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Ожидаемые результаты от реализации программы
Обучающиеся должны знать:
- название региона, родного города (села);
- символику региона, города, школы;
- традиции русского народа и семьи,
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа; составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Развернутое тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата | Примечание | |
1 | Введение | 1 | Что изучает краеведение? | 05.09 | ||
2 | Мой дом | 1 | Понятие «дом»: дом-жилище, дом-семья, дом-это место жизни человека | 12.09 | ||
3 | Мир твоего дома | 1 | Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. | 19.09 | ||
4 | Жизнь каждого члена семьи | 1 | Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники. | 26.09 | ||
5 | Отношения в семье | 1 | Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. | 03. 10 | ||
6 | Моя родословная | 1 | Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. | 10.10 | ||
7 | Я и мое имя | 1 | Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? | 17.10 | ||
8 | Родная школа | 1 | История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы | 24.10 | ||
9 | Трудовая жизнь в школе | 1 | Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения | 31.10 | ||
10 | Составление макета «Школа -мой дом» | 1 | Необходима предварительная подготовка материала | 07.11 | ||
11 | Составление макета «Школа -мой дом» | 1 | Необходима предварительная подготовка материала | 14.11 | ||
12 | Народные праздники и обряды | 1 | Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура | 21.11 | ||
13 | Новый год | 1 | Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах | 28.11 | ||
14 | Рождественские колядки | 1 | Праздник Рождество Христово | 05.12 | ||
15 | Обобщение по пройденным темам | 1 | Обобщение знаний учащихся | 12.12 | ||
16 | Мое село | 1 | Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей | 19.12 | ||
17 | Заочное путешествие по древнему Воронежу | 1 |
26.12 | |||
18 | Крестьянская изба | 1 | Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Какие магические знаки защищали постройку | 09.01 | ||
19 | Крестьянский быт. | 1 | Назначение предметов крестьянского быта | 16.01 | ||
20 | История одежды. История вещей | 1 | Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме Воронежского края | 23.01 | ||
21 | Язык народа | 1 | Сказки, пословицы, поговорки русского народа | 30.01 | ||
22 | Язык народа | 1 | Сказки, пословицы, поговорки русского народа | 06.02 | ||
23 | Наше село сейчас | 1 | Жизнь нашего села в современное время | 13.02 | ||
24 | Экскурсия по селу | 1 | 20.02 | |||
25 | Экскурсия по селу | 1 | 27.02 | |||
26 | Занятия населения в древности | 1 | Основные занятия сельских жителей в древности | 06.03 | ||
27 | Такие разные профессии | 1 | Какие сейчас профессии у сельских тружеников |
13.03 | ||
28 | Профессии в моей семье | 1 | Профессии взрослых членов семьи | 20.03 | ||
29 | Экскурсии на предприятия (почта) | 1 | 27.03 | |||
30 | Экскурсии на предприятия (магазин) | 1 | 03.04 | |||
31 | Экскурсии на предприятия (мастерская) | 1 | 10.04 | |||
32 | Уборка территории памятника | 1 | 17.04 | |||
33 | Уборка территории памятника | 1 | 24.04 | |||
34 | Уборка территории памятника | 1 | 08.05 | |||
35 | «Знатоки родного края» | 1 | Обобщение изученного за год | 15.05 | ||
36 | «Знатоки родного края» | 1 | Обобщение изученного за год | 22.05 | ||
37 | «Знатоки родного края» | 1 | викторина | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического цикла "Домисолька"
Адаптированная программа вокального кружка «Домисолька» для учащихся начальных классов...
Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"
Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, о...
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников
Введение курса " Театр" представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС,...
Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для младших школьников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Данный курс внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Это позволяет наиболее...
Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников " Краеведение " 3 класс
Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. В этом главный смысл слов величайшего поэта р...
Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников " Краеведение " 3 класс
Основа программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учёными, тружениками...