Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического цикла "Домисолька"
рабочая программа (1 класс) по теме
Адаптированная программа вокального кружка «Домисолька» для учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности младших школьников
художественно-эстетического цикла
«Домисолька»
Тип программы: адаптированная
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 7-8 лет
Пояснительная записка
Адаптированная программа вокального кружка «Домисолька» разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса» ; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей».
Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.
- Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
6. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений.
7. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 144 часа.
Количество часов в неделю – 4 часа.
Периодичность в неделю – 2 раза.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.
Учебно-тематический план
на первый год обучения.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | в том числе теория практика | |
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | 20 | 5 | 15 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 30 | 5 | 25 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 24 | 4 | 20 |
4. | Формирование чувства ансамбля. | 30 | 5 | 25 |
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 40 | 5 | 35 |
Итого: | 144 | 24 | 120 |
Учебно-тематический план
на второй год обучения.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | в том числе теория практика | |
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | 20 | 5 | 15 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 30 | 5 | 25 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 24 | 4 | 20 |
4. | Формирование чувства ансамбля. | 30 | 5 | 25 |
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 40 | 5 | 35 |
Итого: | 144 | 24 | 120 |
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
- Работа над певческой установкой и дыханием.
(20 часов)Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
- Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
(30 часов)Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
- Работа над дикцией и артикуляцией.(24 часа) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
- Формирование чувства ансамбля.(30 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
- Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (40 часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
музыкальный инструмент (синтезатор), магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5.А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007 год.
6. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй.- М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-249741-1367159119.png)
Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/13/picture-269671-1534188694.jpg)
Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/10/picture-283047-1378840694.jpg)
Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления.
Программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (в соответствии с пособием для учителей «Внеурочная деятельность школьник...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107946-1548492796.jpg)
Рабочая программа для внеурочной деятельности младших школьников «Занимательная математика»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соо...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/28/picture-597.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников " Краеведение " 3 класс
Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. В этом главный смысл слов величайшего поэта р...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/28/picture-597.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников " Краеведение " 3 класс
Основа программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учёными, тружениками...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/23/picture-1438455-1669224348.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Радужный мир» (художественно-эстетическое направление) 1 «Б» класс
Наименование: программа внеурочной деятельности «Разноцветный мир» (художественно-эстетическое направление)Класс: 1 «Б» Учитель: ...