Рабочая программа для 2 класса "Мир и экология"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир и экология» составлена на основе учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43» для обучающихся 1- 4 классов, в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma1-4_kl.mir_i_ekologiya.docx | 72.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
«Мир и экология»
Автор: учитель начальных классов
Тихонова Наталья Николаевна
Обоснование
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование.
Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир и экология» составлена на основе учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43» для обучающихся
1- 4 классов, в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Рабочая программа составлена учителем МБОУ «СШ №43»Тихоновой Н.Н. на основе «Региональной программы по экологическому образованию и воспитанию для образовательных учреждений ХМАО» авторы (Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкин); Концепции личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же целью школы.
Цель программы:
Расширение знаний и навыков по гигиенической культуре и умение их применять в повседневной жизни.
Задачи:
- обучающие - развитие познавательного интереса к здоровому образу жизни, приобретение определенных знаний, умений, способствующих к осуществлению оздоровительной деятельности, формированию своего здоровья;
- воспитательные - формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, навыков здорового образа жизни;
- развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в обеспечении физического и психического саморазвития.
Отличительные особенности
Курс «Мир и экология» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях эмоционально-положительной творческой атмосферы, создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразные: индивидуальная, групповая, коллективная. Программа внеурочной деятельности «Мир и экология » предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на проведение 1 ч в неделю. Количество часов – 34 часа за учебный год во 2-4 классах, 33 часа –в 1 классах
Занятие проводит учитель начальных классов. Объём занятий: 17 аудиторных и 17 внеаудиторных.
Теоретические основы программы
Курс « Мир и экология » нацелен на формирование у младших школьников представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы являются разделы, в которых представлены основы безопасного поведения, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется и вопросам экологической безопасности.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- заботиться о своём здоровье; укреплять и поддерживать своё здоровье;
- правильно строить режим дня и выполнять его;
- распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации;
- оказывать первую помощь при отравлениях лекарствами, укусах, тепловом ударе, обморожении, отравлении, попадании инородных тел в глаза, уши, при порезах:
- понимать о вредных привычках; выявлять вредные привычки в своей жизни и жизни близких людей, составлять портрет здорового человека.
- использовать лекарственные средства.
- проводить самоанализ физического развития и своего здоровья за годы обучения в начальной школе (по дневникам здоровья).
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
- правила этикета;
- правила оказания первой помощи при укусах, тепловом ударе, обморожении, отравлении, попадании инородных тел в глаза, уши, при порезах:
- правила закаливания;
- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
- правила обращения с огнем, электрическим током.
Учащиеся должны уметь:
- заботиться о своем здоровье;
- оказать первую помощь при укусах, тепловом ударе, обморожении, отравлении, попадании инородных тел в глаза, уши, при порезах:
- закаливать свой организм.
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Уровень результатов работы
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни, приобретение знаний об изученных объектах и явлениях живой и неживой природы; описывание на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделение их существенных признаков; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.
Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений своему собственному здоровью использование естественно-научных текстов (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использование различных справочных изданий (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Третий уровень результатов – соблюдения правил безопасного поведения; использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото" и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Формы подведения итогов реализации курса:
Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики содержания изучаемого раздела. Для оценки планируемых результатов освоения программы используются тренинги, практические занятия, игры-соревнования, викторины, тестовые материалы: «Оцени себя сам», «Оцени уровень своего физического развития», «Твоё здоровье», «Умеешь ли ты готовить уроки?», «Правильно ли вы питаетесь?» Также отслеживание и оценивание результатов осуществляется через ведение дневников наблюдений, участие в конкурсах и выставках.
Уровень достижений каждого учащегося складывается из компонентов:
- фонд умений, который обеспечивает ребенку ориентацию в реальной жизненной сфере;
- творческой познавательной активности ребенка на протяжении всего курса обучения.
Отслеживание результатов через:
- опрос; наблюдение; анкетирование; тестирование;
- издание сборника полезных рецептов «Бабушкины рецепты», «Витамины», в который войдут лучшие работы учащихся (рисунки, сказки, стихи), созданные в процессе прохождения программы;
- участие в различных конкурсах (адаптированных данной возрастной категории), направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни (конкурсы рисунков, телекоммуникационные проекты и т.д.).
Содержание программы
1 класс
1 раздел. Где мы живём?
Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком
Название города, где живут учащиеся. Название главного водоёма, на котором располагается населённый пункт. Понятие экологии и экологической опасности.
Знакомство с понятиями «исследование», «методы исследования. Понятие «погода». Изменчивость, многообразие погоды. Явления природы. Сезонные изменения погоды своей местности. Узнаем, как измеряют облака.
2раздел. Разнообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа.
Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования?
3 раздел. Сезонные изменения в природе ХМАО.
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
4 раздел. Природа и здоровье человека в условиях ХМАО
Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется река. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.
Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение.
Открываем жизнь в почве. Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты — типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв.
Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Работа со схемами, таблицами.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т. д.). Примеры активных действий человека по охране живого мира. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Охраняемые природные территории ХМАО. Заповедники и заказники округа. В процессе обучения учащиеся познакомятся с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья; с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
2 класс
.
Раздел 1. Почему мы болеем. Причины болезни - знание причин заболевания ОРВИ и гриппом, путей передачи вируса. Признаки болезни - знание признаков заболевания, меры предосторожности. Как здоровье? Формирование представлений о здоровье, здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии.
Раздел 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм помогает себе сам - вспомнить правила гигиены, защищающие от болезни - знание причин заболевания ОРВИ и гриппом, путей передачи вируса, признаков заболевания, меры предосторожности. Здоровый образ жизни - правила закаливания организма, правила обтирания. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий
Раздел 3. Кто нас лечит. Какие врачи нас лечат - знание о профессии врачей. Инфекционные болезни - представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д. Представление об активной защите - иммунитете. Правила предупреждения заболеваний. Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.). Прививки от болезней - знание, для чего делаются прививки.
Раздел 4. Что нужно знать о лекарствах. Какие лекарства мы выбираем - правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Домашняя аптечка - состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.). Правила применения и назначения мед. Средств, входящих в состав домашней аптечки.
Раздел 5. Как избежать отравлений. Отравление лекарствами - навык аккуратного обращения с лекарствами. Пищевые отравления - знание оказания первой помощи при отравлении.
Раздел 6. Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко - знание что такое солнечный удар и оказание первой медицинской помощи. Если на улице дождь и гроза – знание как вести себя во время грозы.
Раздел 7. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Опасность в нашем доме - умение предвидеть опасность в повседневной жизни, в быту, особенно когда дома один. Проверить знания учащихся об основных видах опасных для жизни ситуаций из числа тех, с которыми он может столкнуться дома. Знание правил безопасного обращения с бытовыми предметами. Как вести себя на улице - безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила перехода проезжей части, поведения в транспорте.
Раздел 8. Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг - правила поведения на водоёме. Простейшие приёмы оказания помощи на воде, на льду.
Раздел 9. Правила обращения с огнем. Чтобы огонь не причинил вреда - умение детей правильно вести себя при возгорании, задымлении, возникновении пожара. Навыки безопасного поведения при пожаре.
Раздел 10. Как уберечься от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток - умение детей правильно пользоваться электроприборами. Знание учащимися правил оказания первой помощи при ударе током.
Раздел 11. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Травмы - умение оказать помощь себе и другим при простых травмах.
Раздел 12. Как защититься от насекомых. Укусы насекомых - умение распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений. Принимать неотложные меры при укусе насекомого.
Раздел 13. Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем про собак и кошек - знание правил безопасного поведения с домашними и бродячими животными. Знание учащимся, как животные обороняются, пытаются предупредить человека об опасности.
Раздел 14. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами,газом. Отравление ядовитыми веществами - первая помощь при отравлении ядовитыми веществами.
Раздел 15. Отравление угарным газом - первая помощь при отравлениигазами. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Как помочь себе при тепловом ударе - знание учащимися понятия «тепловой удар», «первая помощь при ожоге», «вызов врача». Как уберечься от мороза - первая помощь при обморожении.
Раздел 16. Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей - первая помощь при травмах. Переломы - первая помощь при переломах. Если ты ушибся или порезался - умение оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях.
Раздел 17. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело - острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами.
Раздел 18. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Укусы змей - умение оказать первую помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Раздел 19. Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым - необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью.Воспитай себя - знать правила поведения.Я выбираю движение - важность подвижных спортивных игр для развития двигательных способностей. Стремление быть ловким и сильным.
3 класс
1 раздел Где мы живём?
Наш город, район, округ на карте России.
Понятие округа. Площадь округа. Границы округа. Протяжённость границ округа. Крайние точки округа. Местоположение округа на карте России.
Представление о климате округа.
Понятие климата. Разнообразие климата. Определение климата по признакам. Антициклоны. Циклоны. Средняя температура воздуха. Ветер. Скорость ветра. Снежный покров. Вечная мерзлота. Экологическая катастрофа.
Разнообразие форм рельефа округа. Рельеф окрестностей населённого пункта.
Понятие рельефа. Основные формы рельефа ХМАО. Изменения рельефа.
2 раздел . Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа.
Биоценоз.
Состав (растения, животные, микроорганизмы) и понятие биоценозов.
Разнообразие биоценозов, распространённых на территории округа.
Особенности строения биоценозов. (хвойный лес, лиственный лес, луг, болото, водоём).
Представление о трофических связях в биоценозе.
Основные типы взаимоотношений в различных биоценозах.
Красная книга.
Исчезнувшие виды; виды, находящиеся под угрозой исчезновения; редкие и сокращающиеся виды растений и животных в Красной книге.
3. раздел. Сезонные изменения в природе ХМАО
Сезонные изменения в различных биоценозах ХМАО.
Сезонные изменения в хвойном лесу. Сезонные изменения в лиственном лесу. Сезонные изменения на лугах. Сезонные изменения на болотах. Сезонные изменения на водоёмах. Ледостав. Заморные явления. Ледоход.
4 раздел. Природа и человек в условиях ХМАО
Человек, помоги природе.
Экофонд ХМАО. Понятие экопроекта. Разработка и воплощение экопроектов.
Традиционное природопользование.
Понятие «природопользование». Может ли человек прожить без ресурсов Земли. Почему нужно беречь ресурсы. Что такое традиционное природопользование. Охота, рыболовство, оленеводство – формы традиционного природопользования коренных народов Севера.
4 класс
1 раздел Как мы воспринимаем окружающий мир
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
2 раздел Тренируем органы чувств
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.
3 раздел Природа в наших ощущениях
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану. Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т.п.
Учебно- методический план
Разделы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Где мы живём? | 3 ч | |||
Многообразие растительного и животного мира ХМАО | 7 ч | |||
Сезонные изменения в природе ХМАО | 9 ч | |||
Природа и здоровье человека в условиях ХМАО | 14 ч | |||
Почему мы болеем | 3 ч | |||
Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 ч | |||
Кто нас лечит | 3 ч | |||
Что нужно знать о лекарствах | 2 ч | |||
Как избежать отравлений | 2 ч | |||
Безопасность при любой погоде. | 2 ч | |||
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте[a] | 2 ч | |||
Правила безопасного поведения на воде | 1 ч | |||
Правила обращения с огнем | 1 ч | |||
Как уберечься от поражения электрическим током | 1 ч | |||
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 1 ч | |||
Как защититься от насекомых | 1 ч | |||
Предосторожности при обращении с животными | 1 ч | |||
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 2 ч | |||
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 2 ч | |||
Первая помощь при травмах | 3 ч | |||
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 ч | |||
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 1 ч | |||
Сегодняшние заботы медицины | 3 ч | |||
«Где мы живём?» | 14 ч | |||
«Многообразие растительного и животного мира ХМАО» | 6 ч | |||
«Сезонные изменения в природе ХМАО» | 4 ч | |||
«Природа и человек в условиях ХМАО» | 10 ч | |||
Как мы воспринимаем окружающий мир | 14 ч | |||
Тренируем органы чувств | 10 ч | |||
Природа в наших ощущениях | 10 ч |
Ресурсное обеспечение
Кадровое: занятия в 3а, 3б, 3в, 3г, 3д классах проводит учитель начальных классов высшей квалификационной категории Тихонова Наталья Николаевна
Учебно- методические средства обучения:
1. Багрова, Н. Г. Губительная сигарета [Текст]: классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 12-13.
2. Багрова, Н. Г. Режим дня [Текст]: классный час / Н. Г. Багрова // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 3-5.
3. Дорофеева, Н. Путешествие в зелёную аптеку [Текст]: занятие по экологии / Н. Дорофеева // Воспитание школьников. – 2004. - № 5. – С. 67-71.
4. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья (1-5 классы) [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 152 с.
5. Жук, Л. И. Ключи к здоровью [Текст] / Л. И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с.
6. Капецкая, Г. А. Берегите здоровье! [Текст] / Г. А. Капецкая // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 4-5.
7. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
8. Криволап, Н.С. Здоровье на тарелке [Текст] / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 128 с.
9. Кривош, Е. Н. Игра –путешествие «Откуда берутся грязнули?» [Текст] / Е. Н. Кривош // ПедСовет. – 2006. - № 10. – С. 12-14.
10. Крылова, И. Н. Береги здоровье смолоду! [Текст] : устный журнал / И. Н. Крылова // Педсовет. – 2006. - № 10. – С. 8-10.
11. Кузьмина, М. В. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни [Текст]: театрализованное представление для учащихся 2-4 классов / М. В. Кузьмина // ПедСовет. – 2007. - № 4. – С. 14-16.
12. Лисина, Н. В. Зубы и уход за ними [Текст] / Н. В. Лисина // Начальная школа. – 2004. - № 8. – С. 56-58.
13. Милейко, В. Ф. Игры и упражнения для укрепления здоровья детей [Текст] \ В. Ф. Милейко // ПедСовет. – 2006. - № 4. – С. 3-5.
14. Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) [Текст] / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2007. – 288 с.
Электронные ресурсы:
- Коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru/)
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_(09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Материально техническое обеспечение:
• компьютер,
• медиапроектор,
• средства фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера, микроскоп),
• альбомы, карандаши
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов –— учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и здоровья, приобретут знания об изученных объектах и явлениях живой и неживой природы; научатся описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.
Второй уровень результатов – участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, участие в конкурсах, олимпиадах, использование естественно-научных текстов (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).
Третий уровень результатов – создание портфолио достижений учащихся, соблюдение правил безопасного поведения; использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото" и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Рекомендуемая литература
Список литературы для учителя:
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
- Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор»/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011
- «Игровые экологические занятия с детьми», Молодова Л.П.
- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя»/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009
- Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- «Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники ), Рыжова Н.А
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Список литературы для учащихся:
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
- Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Почему мы болеем | ||||
1 | Причины болезни (экскурсия в кабинет фельдшера школы) | 1 1 1 1 1 | 2б-05.09 2г-05.09 2а -05.09 2д-05.09 2в-05.09 | 2б-05.09 2г-05.09 2а -05.09 2д-05.09 2в-05.09 |
2 | Признаки болезни | 1 1 1 1 1 | 2б-12.09 2г -12.09 2а- 12.09 2д –12.09 2в- 12.09 | 2б-12.09 2г -12.09 2а- 12.09 2д –12.09 2в- 12.09 |
3 | Как здоровье? | 1 1 1 1 1 | 2б -19.09 2г -19.09 2а -19.09 2д -19.09 2в -19.09 | 2б -19.09 2г -19.09 2а -19.09 2д -19.09 2в -19.09 |
4 | Как организм помогает себе сам | 1 1 1 1 1 | 2б -26.09 2г -26.09 2а -26.09 2д -26.09 2в -26.09 | 2б -26.09 2г -26.09 2а -26.09 2д -26.09 2в -26.09 |
5 | Здоровый образ жизни (игры на свежем воздухе) | 1 1 1 1 1 | 2б -03 10 2г -03.10 2а -03.10 2д-03.10 2в -03.10 | 2б -03 10 2г -03.10 2а -03.10 2д-03.10 2в -03.10 |
6 | Какие врачи нас лечат | 1 1 1 1 1 | 2б-10.10 2г -10.10 2а -10.10 2д -10.10 2в -10.10 | 2б-10.10 2г -10.10 2а -10.10 2д -10.10 2в -10.10 |
7 | Инфекционные болезни | 1 1 1 1 1 | 2б -17.10 2г -17.10 2а -17.10 2д -17.10 2в -17.10 | 2б -17.10 2г -17.10 2а -17.10 2д -17.10 2в -17.10 |
8 | Прививки от болезней | 1 1 1 1 1 | 2б -24.10 2г -24.10 2а -24.10 2д -24.10 2в -24.10 | 2б -24.10 2г -24.10 2а -24.10 2д -24.10 2в -24.10 |
9 | Какие лекарства мы выбираем (экскурсия в аптеку) | 1 1 1 1 1 | 2б -31.10 2г -31.10 2а -30.10 2д -31.10 2в -31.10 | 2б -31.10 2г -31.10 2а -30.10 2д -31.10 2в -31.10 |
10 | Домашняя аптечка (выпуск санбюлютеня ) | 1 1 1 1 1 | 2б -14.11. 2г- 14.11 2а -14.11 2д -14.11 2в -14.11 | 2б -14.11. 2г- 14.11 2а -14.11 2д -14.11 2в -14.11 |
11 | Отравление лекарствами | 1 1 1 1 1 | 2б -21.11. 2г- 21.11 2а -21.11 2д -21.11 2в -21.11 | 2б -21.11. 2г- 21.11 2а -21.11 2д -21.11 2в -21.11 |
12 | Пищевые отравления | 1 1 1 1 1 | 2б -28.11 2г -28.11 2а -28.11 2д -28.11 2в -28.11 | 2б -28.11 2г -28.11 2а -28.11 2д -28.11 2в -28.11 |
13 | Если солнечно и жарко (игры с мячом на свежем воздухе) | 1 1 1 1 1 | 2б-05.12 2г -05.12 2а -05.12 2д -05.12 2в -05.12 | 2б-05.12 2г -05.12 2а -05.12 2д -05.12 2в -05.12 |
14 | Если на улице дождь и гроза (командные игры) | 1 1 1 1 1 | 2б -12.12 2г -12.12 2а -12.12 2д -12.12 2в -12.12 | 2б -12.12 2г -12.12 2а -12.12 2д -12.12 2в -12.12 |
15 | Опасность в нашем доме (просмотр видеофильма) | 1 1 1 1 1 | 2б -19.12 2г -19.12 2а -19.12 2д -19.12 2в -19.12 | 2б -12.12 2г -12.12 2а -12.12 2д -12.12 2в -12.12 |
16 | Как вести себя на улице (посещение уголка ПДД) | 1 1 1 1 1 | 2б -26.12 2г -26.12 2а -26.12 2д -26.12 2в-26.12 | 2б -26.12 2г -26.12 2а -26.12 2д -26.12 2в-26.12 |
17 | Вода – наш друг (оформление стенгазеты) | 1 1 1 1 1 | 2б -16.01 2г -16.01 2а -16.01 2д -16.01 2в -16.01 | 2б -16.01 2г -16.01 2а -16.01 2д -16.01 2в -16.011 |
18 | Чтобы огонь не причинил вреда (посещение кабинета ОБЖ) | 1 1 1 1 1 | 2б -23.01 2г -23.01 2а -23.01 2д -23.01. 2в -23.01 | 2б -23.01 2г -23.01 2а -23.01 2д -23.01. 2в -23.01 |
19 | Чем опасен электрический ток | 1 1 1 1 1 | 2б -30.01 2г -30.01. 2а -30.01 2д -30.01 2в -30.01 | 2б -30.01 2г -30.01. 2а -30.01 2д -30.01 2в -30.01 |
20 | Травмы | 1 1 1 1 1 | 2б -06.02 2г -06.02 2а -06.02 2д - 06.02 2в - 06.02 | 2б -06.02 2г -06.02 2а -06.02 2д - 06.02 2в - 06.02 |
21 | Укусы насекомых | 1 1 1 1 1 | 2б-13.02 2г-13.02 2а -1302 2д -13.02 2в-13.02 | 2б-13.02 2г-13.02 2а - 1302 2д -13.02 2в-13.02 |
22 | Что мы знаем про собак и кошек (экскурсия в библиотеку) | 1 1 1 1 1 | 2б-20.02 2г- 20.02 2а-20.02 2д -20.02 2в -20.02 | 2б-20.02 2г- 20.02 2а-20.02 2д -20.02 2в -20.02 |
23 | Отравление ядовитыми веществами | 1 1 1 1 1 | 2б-27.02 2г- 27.02 2а-27.02 2д-27.02 2в -27.02 | 2б-27.02 2г- 27.02 2а-27.02 2д-27.02 2в -27.02 |
24 | Отравление угарным газом | 1 1 1 1 1 | 2б-05.03 2г-05.03 2а-05.03 2д -05.03 2в -05.03 | 2б-05.03 2г-05.03 2а-05.03 2д -05.03 2в -05.03 |
25 | Как помочь себе при тепловом ударе (практическое занятие по оказанию первой помощи) | 1 1 1 1 1 | 2б-12.03 2г-12.03 2а-12.03 2д -12 03 2в -12.03 | 2б-12.03 2г-12.03 2а-12.03 2д -12 03 2в -12.03 |
26 | Как уберечься от мороза (выпуск газеты) | 1 1 1 1 1 | 2б-19.03 2г-19.03 2а -19.03 2д -19.03 2в -19.03 | 2б-19.03 2г-19.03 2а -19.03 2д -19.03 2в -19.03 |
27 | Растяжение связок и вывих костей (подвижные игры в спортивном зале) | 1 1 1 1 1 | 2б-02.04 2г-02.04 2а- 02.04 2д -02.04 2в -02.04 | 2б-02.04 2г-02.04 2а- 02.04 2д -02.04 2в -02.04 |
28 | Переломы | 1 1 1 1 1 | 2б-09.04 2г-09.04 2а-09.04 2д -09.04 2в- 09.04 | 2б-09.04 2г-09.04 2а-09.04 2д -09.04 2в- 09.04 |
29 | Если ты ушибся или порезался (ролевые игры) | 1 1 1 1 1 | 2б-16.04 2г-16.04 2а-16.04 2д -16.04 2в-16.04 | 2б-16.04 2г-16.04 2а-16.04 2д -16.04 2в-16.04 |
30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 1 1 1 1 1 | 2б-23.04 2г-23.04 2а-23.04 2д-23.05 2в-23.04 | 2б-23.04 2г-23.04 2а-23.04 2д-23.05 2в-23.04 |
31 | Укусы змей | 1 1 1 1 1 | 2б-30.04 2г-30.04 2а-30.04 2д-30.04 2в-30.04 | 2б-30.04 2г-30.04 2а-30.04 2д-30.04 2в-30.04 |
32 | Расти здоровым (экскурсия на Комсомольское озеро) | 1 1 1 1 1 | 2б-07.05 2г-07.05 2а-07.05 2д -07.05 2в-07.05 | 2б-07.05 2г-07.05 2а-07.05 2д -07.05 2в-07.05 |
33 | Воспитай себя | 1 1 1 1 1 | 2б-14.05 2г-14.05 2а-14.05 2д -14.05 2в-14.05 | 2б-14.05 2г-14.05 2а-14.05 2д -14.05 2в-14.05 |
34 | Я выбираю движение (игры – соревнования) | 1 1 1 1 1 | 2б-21.05 2г-21.05 2а-21.05 2д-21.05 2в-21.05 | 2б-21.05 2г-21.05 2а-21.05 2д-21.05 2в-21.05 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Факт.провед. |
Понятие округа. Площадь округа. Границы округа. Протяжённость границ округа. Крайние точки округа. Местоположение округа на карте России. | 1 1 1 1 1 | 3а -7.09 3б-1.09 3в-2.09 3г-3.09 3д -4.09 | 3а -7.09 3б-1.09 3в-2.09 3г-3.09 3д -4.09 | |
Понятие климата. Разнообразие климата. Определение климата по признакам. Антициклоны. Циклоны. | 1 1 1 1 1 | 3а-14.09 3б -8.09 3в-9.09 3г- 10.09 3д -11.09 | 3а-14.09 3б -8.09 3в-9.09 3г- 10.09 3д -11.09 | |
Средняя температура воздуха. Ветер. Скорость ветра. Снежный покров. Вечная мерзлота. Экологическая катастрофа. | 1 1 1 1 1 | 3а-21.09 3б -15.09 3в-16.09 3г -17.09 3д -18.09 | 3а-21.09 3б -15.09 3в-16.09 3г -17.09 3д -18.09 | |
Проживание человека в северных условиях | 1 1 1 1 1 | 3а-28.09 3б-22.09 3в -23.09 3г-24.09 3д-25.09 | 3а-28.09 3б-22.09 3в -23.09 3г-24.09 3д-25.09 | |
Сохранение здоровья в северных условиях | 1 1 1 1 1 | 3а-5.10 3б-29.09 3в -30.09 3г-1.10 3д-2.10 | 3а-5.10 3б-29.09 3в -30.09 3г-1.10 3д-2.10 | |
Здоровый образ жизни | 1 1 1 1 1 | 3а –12.10 3б- 6.10 3в -7.10 3г-8.10 3д-9.10 | 3а –12.10 3б- 6.10 3в -7.10 3г-8.10 3д-9.10 | |
Понятие рельефа. Основные формы рельефа ХМАО. Изменения рельефа. | 1 1 1 1 1 | 3а - 19.10 3б-13.10 3в -14.10 3г-15.10 3д-16.10 | 3а - 19.10 3б-13.10 3в -14.10 3г-15.10 3д-16.10 | |
Состав (растения, животные, микроорганизмы) и понятие биоценозов. | 1 1 1 1 1 | 3а -26.10 3б-20.10 3в -21.10 3г-22.10 3д-23.10 | 3а -26.10 3б-20.10 3в -21.10 3г-22.10 3д-23.10 | |
Особенности строения биоценозов. (хвойный лес, лиственный лес, луг, болото, водоём). | 1 1 1 1 1 | 3а -2.11 3б -27.10 3в – 28.10 3г-29.10 3д-30.10 | 3а -2.11 3б -27.10 3в – 28.10 3г-29.10 3д-30.10 | |
Основные типы взаимоотношений в различных биоценозах. | 1 1 1 1 1 | 3а -16.11 3б -10.11 3в -11.11 3г-12.11 3д-13.11 | 3а -16.11 3б -10.11 3в -11.11 3г-12.11 3д-13.11 | |
Взаимоотношения человека и природы | 1 1 1 1 1 | 3а -23.11 3б-17.11 3в -18.11 3г-19.11 3д-20.11 | 3а -23.11 3б-17.11 3в -18.11 3г-19.11 3д-20.11 | |
Взаимоотношения человека и природы | 1 1 1 1 1 | 3а -30.11 3б-24.11 3в -25.11 3г-26.11 3д-27.11 | 3а -30.11 3б-24.11 3в -25.11 3г-26.11 3д-27.11 | |
Взаимоотношения человека и природы | 1 1 1 1 1 | 3а -7.12 3б-1.12 3в -2.12 3г-3.12 3д-4.12 | 3а -7.12 3б-1.12 3в -2.12 3г-3.12 3д-4.12 | |
Исчезнувшие виды; виды, находящиеся под угрозой исчезновения; редкие и сокращающиеся виды растений и животных в Красной книге. | 1 1 1 1 1 | 3а- 14.12 3б-8.12 3в -9.12 3г-10.12 3д-11.12 | 3а- 14.12 3б-8.12 3в -9.12 3г-10.12 3д-11.12 | |
Растения и животные Красной книги ХМАО. | 1 1 1 1 1 | 3а-21.12 3б-15.12 3в -16.12 3г-17.12 3д-18.12 | 3а-21.12 3б-15.12 3в -16.12 3г-17.12 3д-18.12 | |
Сезонные изменения в хвойном лесу. Сезонные изменения в лиственном лесу. | 1 1 1 1 1 | 3а-28.12 3б-22.12 3в -23.12 3г-24.12 3д-25.12 | 3а-28.12 3б-22.12 3в -23.12 3г-24.12 3д-25.12 | |
Сезонные изменения на лугах. | 1 1 1 1 1 | 3а -11.01 3б-12.01 3в-13.01 3г-14.01 3д-15.01 | 3а -11.01 3б-12.01 3в-13.01 3г-14.01 3д-15.01 | |
Сезонные изменения на болотах. | 1 1 1 1 1 | 3а -18.01 3б-19.01 3в -20.01 3г-21.01 3д-22.01 | 3а -18.01 3б-19.01 3в -20.01 3г-21.01 3д-22.01 | |
Сезонные изменения на водоёмах. Ледостав. Заморные явления. Ледоход. | 1 1 1 1 1 | 3а-25.01 3б-26.01 3в -27.01 3г-28.01 3д-29.01 | 3а-25.01 3б-26.01 3в -27.01 3г-28.01 3д-29.01 | |
Экофонд ХМАО. | 1 1 1 1 1 | 3а -1.02 3б-2.02 3в -3.02 3г-4.02 3д-5.02 | 3а -1.02 3б-2.02 3в -3.02 3г-4.02 3д-5.02 | |
Понятие экопроекта. | 1 1 1 1 1 | 3а -8.02 3б-9.02 3в -10.02 3г-11.02 3д-12.02 | 3а -8.02 3б-9.02 3в -10.02 3г-11.02 3д-12.02 | |
Разработка и воплощение экопроектов. | 1 1 1 1 1 | 3а -15.02 3б-16.02 3в -17.02 3г-18.02 3д-19.02 | 3а -15.02 3б-16.02 3в -17.02 3г-18.02 3д-19.02 | |
Разработка и воплощение экопроектов. | 1 1 1 1 1 | 3а -22.02 3б-23.02 3в - 24.02 3г-25.02 3д-26.03 | 3а -22.02 3б-23.02 3в - 24.02 3г-25.02 3д-26.03 | |
Понятие «природопользование». Может ли человек прожить без ресурсов Земли. | 1 1 1 1 1 | 3а -29.02 3б-1.03 3в -2.03 3г-3.03 3д-4.03 | 3а -29.02 3б-1.03 3в -2.03 3г-3.03 3д-4.03 | |
Почему нужно беречь ресурсы. Что такое традиционное природопользование. | 1 1 1 1 1 | 3а -7.03 3б-8.03 3в -9.03 3г-10.03 3д-11.03 | 3а -7.03 3б-8.03 3в -9.03 3г-10.03 3д-11.03 | |
Охота, рыболовство, оленеводство – формы традиционного природопользования коренных народов Севера. | 1 1 1 1 1 | 3а -14.03 3б-15.03 3в -16.03 3г-17.03 3д-18.03 | 3а -14.03 3б-15.03 3в -16.03 3г-17.03 3д-18.03 | |
Здоровье человека | 1 1 1 1 1 | 3а -4.04 3б-5.04 3в -6.04 3г-31.03 3д-1.04 | 3а -4.04 3б-5.04 3в -6.04 3г-31.03 3д-1.04 | |
Давайте познакомимся | 1 1 1 1 1 | 3а -11.04 3б-12.04 3в -13.04 3г-7.04 3д-8.04 | 3а -11.04 3б-12.04 3в -13.04 3г-7.04 3д-8.04 | |
Из чего состоит наша пища | 1 1 1 1 1 | 3а- 18.04 3б-19.04 3в -20.04 3г-14.04 3д-15.04 | 3а- 18.04 3б-19.04 3в -20.04 3г-14.04 3д-15.04 | |
Что нужно есть в разное время года | 1 1 1 1 1 | 3а -25.05 3б-26.04 3в -27.04 3г-21.04 3д-22.04 | 3а -25.05 3б-26.04 3в -27.04 3г-21.04 3д-22.04 | |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 1 1 1 1 1 | 3а-2.05 3б-3.05 3в -4.04 3г-28.04 3д-29.04 | 3а-2.05 3б-3.05 3в -4.04 3г-28.04 3д-29.04 | |
Где и как готовят пищу | 1 1 1 1 1 | 3а -9.05 3б-10.05 3в -11.05 3г-5.05 3д-6.05 | 3а -9.05 3б-10.05 3в -11.05 3г-5.05 3д-6.05 | |
Как правильно накрыть стол | 1 1 1 1 1 | 3а -16.05 3б-17.05 3в -18.05 3г-19.05 3д-20.05 | 3а -16.05 3б-17.05 3в -18.05 3г-19.05 3д-20.05 | |
Молоко и молочные продукты | 1 1 1 1 1 | 3а -23.05 3б-24.05 3в -25.05 3г-25.05 3д-25.05 | 3а -23.05 3б-24.05 3в -25.05 3г-25.05 3д-25.05 | |
Итого: | 34 ч. |
[a]Оставлен комментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...
Рабочая программа кружка "Моя первая экология" для 4 класса ( внеурочная деятельность)
Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по внеурочной деятельности кружка "Моя первая экология"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательск...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД
Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....