Рабочая программа курса "Этическая грамматика"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Курс направлен на формирование у школьников этической культуры. Это прежде всего простые нормы нравственности, выработанные опытом всех предшествующих поколений, предполагающие дружелюбие и вежливость, сострадание и помощь слабому. Курс расчитан на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_eticheskaya_grammatika.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1
сл. БольшаяМартыновка
Утверждаю:
Директор МБОУ – СОШ № 1
сл. БольшаяМартыновка
_____________ И.В.Реуцкова
Приказ от 29 .08.2016 г.
№ 198
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Этическая грамматика»
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 1 класс
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 33 часа.
Учитель: Лыткина Светлана Владимировна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы курса «Этическая грамматика» для начальной школы (автор А.И. Шемшурина), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».
Рабочая программа курса «Этическая грамматика».
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы курса «Этическая грамматика» для начальной школы (авт. А.И.Шемшурина), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».
Данная программа реализуется для обучающихся1 класса.В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ - СОШ № 1 сл. БольшаяМартыновка в 2016-2017 уч. году количество часов в неделю: 1час, за год: 33 часа.
Цели:
-сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Задачи курса:
-познакомить детей с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, познакомить с формами проявления внимание младших к старшим, мальчиков к девочкам;
-познакомить детей с нормами этики в отношениях с окружающими — в семье, с соседями;
- ушкольников укрепить эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства.
-овладение детьми нормами этической культуры; пробуждать у школьников интерес к своей внутренней жизни; вызвать потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
-воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям;
-учить анализировать различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.
II.Планируемые результаты освоения программы.
В детском коллективе постепенно формируется привычка моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу. Накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, формируютсязадатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера взаимоотношений.
Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности является портфолио.
III. Содержание курса
I.ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 7ч.
- Доброе слово, что ясный день.
- Ежели вы вежливы.
- Да здравствует мыло душистое.
- Когда идешь по улице.
- Узнай себя.
- Нам счастья не сулит обида чья-то.
- Подарок коллективу.
II. ЭТИКЕТ 7ч.
- Простые правила этикета. ,
- Повседневный этикет.
- Веселые правила хорошего тона.
- Сказка об этикете.
- Продолжение сказки об этикете.
- Путешествие в страну этикета.
- Просим к столу.
III. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ 9ч.
- Путешествие в волшебную сказку.
- Я могу быть волшебником.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Любимый уголок родной Отчизны.
- У каждого народа свои герои.
- Мы соберем большой хоровод.
- Я люблю маму милую мою.
- Поздравляем наших мам.
- Люби все живое.
IV. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 10ч.
- Если радость на всех одна.
- Мой класс — мои друзья.
- Самолюб никому не люб.
- Поиграем и подумаем.
- О дружбе мальчиков и девочек.
- Путешествие в мир мудрых мыслей.
- Доброта что солнце (итоговое занятие).
IV. Программно-методическое обеспечение:
1.Книгопечатная продукция.
1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011г
2)А.И.Шемшурина. Этическая грамматика в начальных классах. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы.
Методические пособия:
1) А.И. Шемшурина. Этическая грамматика в начальных классах: Методические разработки уроков для учителей начальных классов. 1класс.
2.Информационно – техническое обеспечение:
- Персональный компьютер;
- Интерактивная доска.
V КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | дата | Тема занятия | Содержание | Деятельность обучающихся | Результат | |
план | факт | |||||
Этика общения – 7ч. | ||||||
1. | 6.09 | Доброе слово- что ясный день. | Беседа о любимых сказках. Чтение или просмотр отрывков из сказки «Гуси – лебеди». Беседа о значении пословицы «Доброе слово – что ясный день». Игра Песня «Улыбка». | Вспоминают содержания любимых сказок. Объясняют значение пословицы. Рассуждают о значении в речи вежливых слов, применяют их в конкретных жизненных ситуациях. Исполняют песню «Улыбка», принимают участие в игре «Волшебный цветик – семицветик». | Игра «Волшебный цветик – семицветик» | |
2. | 13.09 | Ежели вы вежливы. | Игра «Вежливо – невежливо». Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Толстого «Белка и волк». Примеры жизненных ситуаций о вежливости для обсуждения. | Беседа по содержанию сказок: Понравилась ли сказка и чем? Чему она нас учит? Принимают участие в обсуждении предложенных ситуаций: с позиции вежливого человека определяют правильность поступков школьников. | Правила вежливости. | |
3. | 20.09 | Да здравствует мыло душистое. | Игра «В стране будильника Тик-так». Беседа о режиме дня. Пословицы о чистоте и опрятности. Конкурс Мойдодыра. | Участвуют в игре – хороводе и чтение четверостишия «Тик – так…». Разъясняют значение выражения «Кто опрятен, тот приятен». Отгадывают загадки Мойдодыра». Выполняют рисунки. | Выставка рисунков на тему «Да здравствует мыло душистое.» | |
4. | 27.09 | Когда идёшь по улице. | Беседа о правилах поведения культурного вежливого человека на улице. Мини сценки для разыгрывания. | Анализируют нравственную сторону поведения пешеходов. Формулируют правило, которое помогает вести себя согласно нормам культурного поведения. | Правило поведения культурного человека на улице. | |
5. | 4.10 | Узнай себя. | Презентация «Дорога в сказку». | Формулируют пожелания, встретившимся сказочным зверятам. | Вывод о том как интересно познавать себя и окружающих. | |
6. | 11.10 | Нам счастья не сулит обида чья-то. | Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?» Беседа по прочитанному. Игра «Цветик – семицветик». | Слушают рассказ, отвечают на вопросы учителя. Разъясняют значение слов «Нам счастья не сулит обида чья-то». | Игра «Цветик – семицветик». | |
7. | 18.10 | Подарок коллективу. | Игра «Волшебный цветик – семицветик». Песня «Улыбка». | Готовят друг другу сюрпризы :песню, танец, рисунок, поделку. Играют в изученные игры, исполняют песню. | Мини-праздник. | |
Этикет – 7ч. | ||||||
8(1). | 25.10 | Простые правила этикета. | Беседа. Задачи для обсуждения по культуре поведения. Изречения «Слушай больше – меньше говори» и др. Рассказ учителя о появлении традиций. | Называют простые правила поведения, которым уже следуют дома, в школе, на улице. Участвуют в обсуждении поведения героев коротких рассказов. Выводят правила этикета. | Игра «Как ты это понимаешь?» | |
9(2). | 8.11 | Повседневный этикет. | Стихотворения С.Маршака «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Игра «Можно-нельзя». | Участвуют в беседе по прочитанным стихотворениям. Принимают участия в игре, давая короткие ответы можно-нельзя. | Игра «Можно-нельзя». | |
10(3). | 15.11 | Весёлые правила хорошего тона. | Правила этикета. Книга А. Гольдниковой«Хорошие правила в рисунках и примерах». Игра «Верно-неверно». | Называют изученные правила этикета. Делают вывод о том, что это должна быть основа поведения. Объясняют по картинкам правило. Находят «ошибки» в картинках и верно формулируют правило. | Игра «Верно-неверно». | |
11(4). | 22.11 | Сказка об этикете. | Текст сказки. Творческая работа детей ( построение свободных высказываний, рисунки). | Слушают сказку. Сочиняют продолжение, с опорой на свой опыт. Строят высказывание на тему : «Благодаря чему складывается мнение о воспитанности детей, о быте в их семье», на основе прослушанной сказки. Выполняют рисунки. | Продолжение сказки. | |
12(5). | 29.11 | Продолжение сказки об этикете. | Выставка рисунков или презентация, иллюстрирующая правила поведения за столом. «Сказка об Этикете». | По мере слушания сказки дети обыгрывают сюжет(показывают как правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами). Озвучивают правила этикета за столом. | Правила этикета за столом. | |
13(6). | 6.12 | Путешествие в страну этикета. | Правила поведения за столом. Игра «Продолжи предложение». | Выделяют наиболее существенные пробелы в этике. Каждый для себя обозначает те пробелы в этике, которые надо восполнить. | Игра «Продолжи предложение». | |
14(7). | 13.12 | Просим к столу. | Практическое занятие. Правила этикета. | Дети в игровой форме для кукольного героя сервируют стол, разыгрывают ситуации за столом. | Игра «Пригласи сказочного героя в гости». | |
Этика отношений к окружающему – 9ч. | ||||||
15(1) | 20.12 | Путешествие в волшебную сказку. | Сказки «Золушка», «Волшебник Изумрудного города». Понятие доброта. Пословицы о доброте. | Разъясняют что такое доброта, как понимают пословицы. Формулируют правило. | Правило «Поступай так, как бы ты хотел чтобы поступали по отношению к тебе.» | |
16(2) | 27.12 | Я могу быть волшебником. | Беседа о доброте. Рисунки на тему добра. Игра «Цветик-Семицветик». Песня «Просто я работаю волшебником». | Представляют себя в роли волшебников. Записывают на «свитке» своё «чудо». | Выставка рисунков. | |
17(3) | 10.01 | Маленькое дело лучше большого безделья. | Практическая работа по созданию «живой» картины поляны, леса, луга. | Создают газету из рисунков, размещают небольшие тексты, редактируют. | Создание стенгазеты. | |
18(4) | 17.01 | Любимый уголок родной Отчизны. | Беседа о летнем отдыхе. Рассказ учителя о Родине. Песня «С чего начинается Родина?» | Подбирают синонимы к слову Родина. Делятся впечатлениями об отдыхе летом. Выполняют рисунки на тему «Любимый уголок родной Отчизны» | Выставка рисунков. | |
19(5) | 24.01 | У каждого народа свои герои. | Рассказ учителя о том, как в литературном творчестве люди выражают любовь к Отчизне. Пословицы и поговорки разных народов о Родине. | Слушают рассказ учителя, дополняют его. Разъясняют смысл пословиц. Рисуют народного героя России по представлению. | Выставка рисунков. | |
20(6) | 31.01 | Мы соберём большой хоровод. | Игры разных народов, песни, обычаи. | Представляют в форме рассказа какой – то народ (рассказ об обычаях, традициях), вовлекают в игру весь коллектив. | Презентация народов. | |
21(7) | 7.02 | Я люблю маму милую свою. | Беседа о мамах. Стихотворения Лифшица «Разговор», Е. Благининой «Посидим в тишине». | Отвечают на вопросы по текстам стихотворений. Записывают ответ на вопрос «Что я больше всего люблю в своей маме». | Собирательный образ мамы (озвучивает учитель, согласно ответам детей). | |
22(8) | 14.02 | Поздравляем наших мам. | Стихотворения о мамах, песни, поделки для мам. | Выполняют поделку для мамы. Читают стихи, слушают, исполняют песню про маму. | Поделка для мамы. | |
23(9) | 28.02 | Люби всё живое. | Репродукции картин о весне, беседа. Игра «На лужайке». Народные изречения о том как важно беречь всё живое. | Мысленно «входят» в весенний лес, рассказывают что там видят. Разъясняют поговорки о природе. | Правила отношения к живой природе. | |
Этика отношений в коллективе – 10 ч. | ||||||
24(1). | 7.03 | Если радость на всех одна. | Ситуации классной жизни, которые могут служить нравственным примером решения конфликта. Правила поведения в классном коллективе. Пословицы о дружбе. | Вспоминают ситуации из классной жизни. Формулируют правила поведения в классном коллективе. Разъясняют смысл пословиц. | Правила поведения в классном коллективе (обобщение). | |
25(2) 26(3). | 14.03 21.03 | Мой класс – мои друзья. | Стихотворения В. Высотской «Ёжик», В.Осеевой «Ни за то и ни за это». Песня «Дружба». Беседа о важности доброжелательных отношений в коллективе, о помощи и взаимовыручке. | Читают стихи и отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в беседе, приводят пример из жизни о взаимопомощи. Исполняют песню. | Песня «Дружба». | |
27(4). | 4.04 | Самолюб никому не люб. | Работа в паре по установлению соответствий качеств личности своих и товарища. Рассказ В.Осеевой «Долг». | Называют качества, которые ценят в своём товарище. Отвечают на вопросы учителя по тексту рассказа. Рассуждают о дружбе, долге. | Высказывают своё понимание о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним было приятно общаться.. | |
28(5) 29(6). | 11.04 18.04 | Поиграем и подумаем. | Игра «Собери букет». Игра «Сочиняем песню». | Сочиняют слова песни по цепочке. Читают слова песни. Исполняют (ранее изученные песни). | Исполнение песни. | |
30(7) 31(8) . | 25.04 2.05 | О дружбе мальчиков и девочек. | Рассказ Е.Пермяка «Надёжный человек». | Читают рассказ по очереди. Делают выводы о том, как надо строить отношения в классном коллективе между мальчиками и девочками, так чтобы всем было комфортно и интересно друг с другом. | Вывод о дружбе мальчиков и девочек. | |
32(9). | 16.05 | Путешествие в мир мудрых мыслей. | Беседа о гуманном отношении к природе, о доброте. Пословицы о доброте. Заполнение «свитка добра». | Поясняют смысл пословиц. Делают записи в «свитке» о добрых людях нашего класса. | Запись на «свитке добра». | |
33(10). | 23.05 | Доброта что солнце. | Песня «Дружба крепкая…». Итоговая беседа по всему курсу. | Исполняют песню. Делятся своими впечатлениями о проделанной работе. Намечают дальнейшую совместную деятельность. | Исполнение песни «Дружба крепкая…» |
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ – СОШ № 1 ____________________ /Безверхова В.И./
сл.БольшаяМартыновка
от 25.08. 2016 г. № 1 26 .08.2016г.
Председатель методического совета__________ /Басюк/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...
Рабочая программа "Занимательная грамматика".
Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....
Рабочая программа по грамматике , правописанию и развитию речи адаптированная для учащихся с ОВЗ 3 класс
Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого п...
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа "Занимательная грамматика"...
Рабочая программа Веселая грамматика
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе...
Рабочая программа. Весёлая грамматика. 4 класс.
Рабочая программа факультатива "Весёлая грамматика" для 4-го класса....
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
Внеурочная деятельность в начальной школе...