Рабочая программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку по теме
Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся, обладающих склонностью к русскому языкупо подготовке к решению грамматических задачповышенной сложности, нестандартных заданий, ребусов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanimatelnaya_grammatika-2.rar | 693.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Г. Панфилова»
Занимательная грамматика
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Авторы-составители:
Амбикова О. В., Боброва Л. Л., Вальт А. Б.,
учителя начальных классов
МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Г. Панфилова»
г.Анжеро-Судженск, 2011
Пояснительная записка
Любовь к родному языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык», возникающего как на классных занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Программа занятий по русскому языку «Занимательная грамматика» предназначена для обучающихся, обладающих склонностью к русскому языку по подготовке к решению грамматических задач повышенной трудности, нестандартных заданий, ребусов и т. д.
Цель занятий по русскому языку – создание условий для самореализации талантливых школьников, способных к достижению высоких результатов в интеллектуальном труде и повышения их интересов к русскому языку.
Основная задача учителя - формировать навыки работы со словарями, справочниками, навыки самостоятельного поиска решения грамматических заданий, ведущих к успеху.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. На занятиях решается 3-5 заданий. Иногда даются уже решённые ранее задания или немного видоизменённые, чтобы дать возможность обучающимся совершенствоваться в содержании предстоящей работы.
Для достижения цели и задач учитель использует разнообразные приёмы и методы работы, вызывающие самостоятельный поиск ребенка, ак тивность его пытливого, ищущего ума, развитие воли.
Программа «Занимательная грамматика» рассчитана на 4 года обучения 1- 4 класс (1 класс-33ч.,2 класс-34ч.,3класс-34ч.,4класс-34ч.) и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Знания, умения, навыки
Умения решать задания повышенной трудности, нестандартные задания, решать ребусы, головоломки, отгадывать загадки, кроссворды.
Совершенствовать орфографическую грамотность, речевую память.
В конце каждого года обучения проводится олимпиада, на которой обучающиеся демонстрируют полученные знания и умения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 | 1класс Фонетика, графика, орфоэпия Звуки речи. Ударение. Звукобуквенный анализ слова. Орфография Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Мягкий и твёрдый знаки. Морфология Однокоренные слова. Синтаксис Составление словосочетаний. Составление предложений. Лексика и фразеология Слова, похожие по значению. Слова, противоположные по значению. Многозначные слова. Пословицы, поговорки. Олимпиада 2 класс Лексика и фразеология Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы. Пословицы, поговорки, «крылатые выражения», фразеологизмы. Словари русского языка. Фонетика, графика, орфоэпия Звуки, слоги. Понятие о фонетической транскрипции. Согласные и гласные звуки. Алфавит. Орфоэпия. Ударение. Орфография. Морфология Состав слова. Сложные слова. Части речи Синтаксис Словосочетание. Простое предложение. Однородные члены предложения. Олимпиада 3 класс Лексика и фразеология Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы Пословицы, поговорки, «крылатые выражения», фразеологизмы. Словари русского языка. Фонетика, графика, орфоэпия Звуки, слоги. Понятие о фонетической транскрипции. Согласные и гласные звуки. Алфавит. Орфоэпия. Ударение. Орфография. Морфология Состав слова. Сложные слова. Части речи. Синтаксис Словосочетание. Простое предложение. Однородные члены пред- ложения. Олимпиада 4 класс Лексика и фразеология Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы. Историзмы, архаизмы. Пословицы, поговорки, «крылатые выражения», фразеологизмы. Словари русского языка. Фонетика, графика, орфоэпия Звуки, слоги. Понятие о фонетической транскрипции. Согласные и гласные звуки. Алфавит. Орфоэпия. Ударение. Орфография. Морфология Состав слова. Корни с чередованием о-а, е-и. Правописание букв о или е в корнях слов после шипящих. Части речи Синтаксис Словосочетание. Простое предложение с однородными членами предложения. Сложные предложения. Олимпиада | 16 часов 10ч 2ч 4ч 4 часа 2ч 2ч 3 часа 3ч 4 часа 2ч 2ч 5 часов 1ч 1ч 1ч 2ч 1 час 9 часов 1ч 1ч 1ч 3ч 3ч 9часов 2ч 3ч 2ч 2ч. 10 часов 2ч 2ч 6ч 5 часов 2ч 3ч 1ч 8 часов 1ч 2ч 3ч 2ч 10 часов 1ч 4ч 2ч 3ч 10 часов 2 ч 2ч 6ч 5 часов 2ч 3ч 1ч 7 часов 1ч 1ч 1ч 2ч 2ч 7 часов 1ч 4ч 2ч 12 часов 2ч 4ч 6ч 7 часов 2ч 2ч 3ч 1ч |
Содержание
1. Лексика и фразеология
Цель: изучение словарного состава.
Лексика русского языка представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.
1, 2 класс. Знакомство с прямым и переносным значением слов, многозначностью слов, с омонимами, синонимами, антонимами.
Разбор пословиц и поговорок, фразеологических оборотов, «крылатых слов».
Знакомство с разными типами словарей.
3 класс. Усложнение языкового материала тем 2 класса.
4 класс. Усложнение языкового материала тем 3 класса.
Знакомство со словами архаизмами, историзмами.
2. Фонетика, графика, орфоэпия
Цель: изучение звуков речи.
Важнейшим методом изучения изучения языковых «оболочек» слов является самонаблюдение произношения. Для более точной передачи речи используется транкрипция.
В этом разделе изучаются на более сложном языковом материале звуковобуквенный состав слов, ударение, алфавит.
3. Орфография. Морфология
Цель: изучение частей речи и их написания, формы слов и их грамматического значения.
Задания предусматривают не только прочные знания частей речи, но и владение их грамматическими характеристиками, а также знание орфографических правил, связанных с той или иной частью речи.
В 1 классе изучаются однокоренные слова, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, правописания мягкого и твёрдого знаков.
Во 2, 3 классах изучаются состав простых и сложных слов, части речи на постепенном усложнении языкового материала.
В 4 классе добавляются изучение слов с чередованием о-а, е-и в корнях, правописание букв о или е в корнях слов после шипящих.
4. Синтаксис
Цель: изучение знаков препинания и правила их постановки.
В 1 классе составляются словосочетания и простые предложения.
Во 2, 3 классах изучаются словосочетания, простые предложения с однородными членами.
В 4 классе добавляются тема «Сложные предложения».
5. Олимпиада
Цель: выявление знатоков русского языка.
Список литературы
1. Богданова Л. А., Карпенко Т. Р., Лысенко Л. А. Готовимся к олимпиаде . [Текст] Учебно- методическое пособие/ Л. А. Богданова, Т. Р.Карпенко , Л. А. Лысенко. Научный консультант Н.В.Орлова.-Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001.
2.Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады.Начальная школа. 2-4 классы[Текст] Учебно- методическое пособие /Н.Г.Белицкая, А.О. орг-2-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2006.
3. Волина В.В. Веселая грамматика. [Текст] Учебно- методическое пособие -М.:Знание,1995.
4. Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов[Текст] Учебно- методическое пособие /О.А.Ефремушкина.-Изд. 2-е-Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5. Королева Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. [Текст] Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений.-М.: АРКТИ, 2005.
6. Олимпиадные задания. Начальная школа. 2-4 классы (компакт –диск)-«Учитель», 2010.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
курса «Занимательная грамматика»
№ учебной недели | Тема раздела | № занятия | Тематика занятий |
1 класс | |||
1 | Фонетика, графика, орфоэпия (16 ч) | 1(1) | Речевые и неречевые звуки. |
2 | 2(2) | Речевые и неречевые звуки. | |
3 | 3(3) | Гласные звуки. | |
4 | 4(4) | Гласные звуки. | |
5 | 5(5) | Согласные звуки. | |
6 | 6(6) | Согласные звуки. | |
7 | 7(7) | Согласные звуки твёрдые и мягкие. | |
8 | 8(8) | Согласные звуки твёрдые и мягкие. | |
9 | 9(9) | Согласные звуки звонкие и глухие. | |
10 | 10(10) | Согласные звуки звонкие и глухие. | |
11 | 11(11) | Ударение. | |
12 | 12(12) | Ударение. | |
13 | 13(13) | Звукобуквенный анализ слова. | |
14 | 14(14) | Звукобуквенный анализ слова. | |
15 | 15(15) | Звукобуквенный анализ слова. | |
16 | 16(16) | Звукобуквенный анализ слова. | |
17 | Орфография (4 ч) | 17 (1) | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
18 | 18(2) | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | |
19 | 19(3) | Мягкий и твёрдый знаки. | |
20 | 20(4) | Мягкий и твёрдый знаки. | |
21 | Морфология (3 ч) | 21(1) | Однокоренные слова. |
22 | 22(2) | Однокоренные слова. | |
23 | 23(3) | Однокоренные слова. | |
24 | Синтаксис (4 ч) | 24(1) | Составление словосочетаний. |
25 | 25(2) | Составление словосочетаний. | |
26 | 26(3) | Составление предложений. | |
27 | 27(4) | Составление предложений. | |
28 | Лексика и фразеология (5 ч) | 28(1) | Слова, похожие по значению. |
29 | 29(2) | Слова, противоположные по значению. | |
30 | 30(3) | Многозначные слова. | |
31 | 31(4) | Пословицы, поговорки. | |
32 | 32(5) | Пословицы, поговорки. | |
33 | Олимпиада | 33(1) | Олимпиада. |
2 класс | |||
1 | Лексика и фразеология (9 ч) | 1(1) | Прямое и переносное значение слова. |
2 | 2(2) | Многозначные слова. Омонимы. | |
3 | 3(3) | Антонимы. Синонимы. | |
4 | 4(4) | Пословицы. | |
5 | 5(5) | Поговорки. | |
6 | 6(6) | «Крылатые выражения», фразеологизмы. | |
7 | 7(7) | Словари русского языка. | |
8 | 8(8) | Словари русского языка. | |
9 | 9(9) | Словари русского языка. | |
10 | Фонетика, графика, орфоэпия (9 ч) | 10(1) | Звуки, слоги.
|
11 | 11(2) | Звуки, слоги. | |
12 | 12(3) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
13 | 13(4) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
14 | 14(5) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
15 | 15(6) | Согласные и гласные звуки. | |
16 | 16(7) | Алфавит. | |
17 | 17(8) | Орфоэпия. Ударение. | |
18 | 18(9) | Орфоэпия. Ударение. | |
19 | Орфография. Морфология (10 ч) | 19(1) | Состав слова. |
20 | 20(2) | Состав слова. | |
21 | 21(3) | Сложные слова. | |
22 | 22(4) | Сложные слова. | |
23 | 23(5) | Имя существительное. | |
24 | 24(6) | Имя существительное. | |
25 | 25(7) | Имя прилагательное. | |
26 | 26(8) | Имя прилагательное. | |
27 | 27(9) | Глагол. | |
28 | 28(10) | Глагол. | |
29 | Синтаксис (5 ч)
| 29(1) | Словосочетание. Простое предложение. |
30 | 30(2) | Словосочетание. Простое предложение. | |
31 | 31(3) | Однородные члены предложения. | |
32 | 32(4) | Однородные члены предложения. | |
33 | 33(5) | Однородные члены предложения. | |
34 | Олимпиада | 34(1) | Олимпиада. |
3 класс | |||
1 | Лексика и фразеология (8 ч)
| 1(1) | Прямое и переносное значение слова. |
2 | 2(2) | Многозначные слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы. | |
3 | 3(3) | Многозначные слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы. | |
4 | 4(4) | Пословицы, поговорки, «крылатые выражения», фразеологизмы. | |
5 | 5(5) | Пословицы, поговорки, «крылатые выражения», фразеологизмы. | |
6 | 6(6) | Пословицы, поговорки, «крылатые выражения», фразеологизмы. | |
7 | 7(7) | Словари русского языка. | |
8 | 8(8) | Словари русского языка. | |
9 | Фонетика, графика, орфоэпия (10 ч)
| 9(1) | Звуки, слоги. |
10 | 10(2) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
11 | 11(3) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
12 | 12(4) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
13 | 13(5) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
14 | 14(6) | Согласные и гласные звуки. Алфавит. | |
15 | 15(7) | Согласные и гласные звуки. Алфавит. | |
16 | 16(8) | Орфоэпия. Ударение. | |
17 | 17(9) | Орфоэпия. Ударение. | |
18 | 18(10) | Орфоэпия. Ударение. | |
19 | Орфография. Морфология (10 ч)
| 19(1) | Состав слова. |
20 | 20(2) | Состав слова. | |
21 | 21(3) | Сложные слова. | |
22 | 22(4) | Сложные слова. | |
23 | 23(5) | Имя существительное. | |
24 | 24(6) | Имя прилагательное. | |
25 | 25(7) | Глагол. | |
26 | 26(8) | Наречие. | |
27 | 27(9) | Числительное. | |
28 | 28(10) | Части речи. | |
29 | Синтаксис (5 ч) | 29(1) | Словосочетание. |
30 | 30(2) | Простое предложение. | |
31 | 31(3) | Однородные члены предложения. | |
32 | 32(4) | Однородные члены предложения. | |
33 | 33(5) | Однородные члены предложения. | |
34 | Олимпиада | 34(1) | Олимпиада. |
4 класс | |||
1 | Лексика и фразеология (7 ч)
| 1(1) | Прямое и переносное значение слова. |
2 | 2(2) | Многозначные слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы. | |
3 | 3(3) | Историзмы, архаизмы. | |
4 | 4(4) | Пословицы, поговорки, «крылатые выражения», фразеологизмы. | |
5 | 5(5) | Пословицы, поговорки, «крылатые выражения», фразеологизмы. | |
6 | 6(6) | Словари русского языка. | |
7 | 7(7) | Словари русского языка. | |
8 | Фонетика, графика, орфоэпия (7 ч)
| 8(1) | Звуки, слоги. |
9 | 9(2) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
10 | 10(3) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
11 | 11(4) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
12 | 12(5) | Понятие о фонетической транскрипции. | |
13 | 13(6) | Согласные и гласные звуки. Алфавит. | |
14 | 14(7) | Орфоэпия. Ударение. | |
15 | Орфография. Морфология (12 ч) | 15(1) | Состав слова. |
16 | 16(2) | Состав слова. | |
17 | 17(3) | Корни с чередованием о-а, е-и. | |
18 | 18(4) | Корни с чередованием о-а, е-и. | |
19 | 19(5) | Правописание букв о или е в корнях слов после шипящих. | |
20 | 20(6) | Правописание букв о или е в корнях слов после шипящих. | |
21 | 21(7) | Имя существительное. | |
22 | 22(8) | Имя прилагательное. | |
23 | 23(9) | Глагол. | |
24 | 24(10) | Наречие. | |
25 | 25(11) | Числительное. | |
26 | 26(12) | Части речи. | |
27 | Синтаксис (7 ч)
| 27(1) | Словосочетание. |
28 | 28(2) | Словосочетание. | |
29 | 29(3) | Простое предложение с однородными членами предложения. | |
30 | 30(4) | Простое предложение с однородными членами предложения. | |
31 | 31(5) | Сложные предложения. | |
32 | 32(6) | Сложные предложения. | |
33 | 33(7) | Сложные предложения. | |
34 | Олимпиада | 34(1) | Олимпиада. |
Приложение 2
Лексика
1класс
1.Какие животные могут это делать?
мурлычет-
шипит-
чирикает-
мычит-
жужжит-
кукует-
пищит-
воет-
поет-
фыркает-
каркает-
квакает-
2.Подчеркните "лишнее" слово в каждой строчке.
Диван, стол, окно, шкаф.
Диван, стол, кресло, стул.
Ель, липа, сирень, береза.
Окунь, щука, кит, карась.
Сын, друг, бабушка, папа.
"Жигули", "Волга", "Лада", "КамАЗ".
Река, ручей, редис, водопад.
3.Посмотрите внимательно на слова. Попробуйте к каждому слову из них добавить по одной букве слева так, чтобы получилось новое слово. Например: ...анна-ванна.
...рот-
...вал-
...том-
...тес-
...лен-
...ель
...игры-
...лень
...рубка-
...овцы-
4. Подберите антонимы, обозначающие:
Время:
рано-
рассвет-
осень-
зима-
Пространство:
далекий-
высокий-
широкий-
Черты характера:
храбрый-
ленивый-
молчаливый-
5.Шуточные вопросы.
-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
-Какую соль не кладут в суп?
-Из каких ноготков можно собрать букет?
-Какая гусеница не годится для танка?
-Какой кистью не выкрасишь стену?
-В каких лесах нельзя заблудиться?
Ответы с краткими комментариями
1. В таком упражнении важным является то, чтобы ребенок не повторял названия животных, птиц, насекомых.
Мурлычет кошка, шипит змея, чирикает воробей, мычит корова, жужжит пчела, кукует кукушка, пищит мышь, воет волк, поет соловей, фыркает лошадь, каркает ворона, квакает лягушка.
2. Для этого упражнения важно, чтобы ребенок мог объяснить, почему он считает то или иное слово "лишним". Необходимо, чтобы оставшиеся предметы в одной строке можно было назвать одним общим понятием.
Диван, стол, окно, шкаф - мебель.
. Диван, стол, кресло, стул - мебель, на которой сидят.
Ель, липа, сирень, береза - лиственные растения.
Окунь, щука, кит, карась - рыбы.
Сын, друг, бабушка, папа - члены семьи.
"Жигули", "Волга", "Лада", "КамАЗ"- легковые машины.
Река, ручей, редис, водопад - водная среда.
3. Это упражнение помогает развивать логическое мышление ребенка, активизировать словарный запас. Важным является употребление слов в начальной форме, в некоторых словах возможна вариативность.
...рот-крот
...вал-овал
...том-атом
...тес- утес
...лен-клен
...уль-мель
...игры-тигры
...лень-олень
...рубка-трубка
...овцы-ловцы
4. Данное упражнение существенно для понимания антонимии слов.
Время: рано-поздно, рассвет-закат, осень-весна, зима-лето.
Пространство: далекий-близкий, высокий-низкий, широкий-узкий.
Черты характера: храбрый-трусливый, ленивый-трудолюбивый, молчаливый- болтливый.
5. Важно, чтобы дети сами могли объяснить свой выбор слова.
Скрипичный (дверной) ключ, нота "соль", цветы ноготки, насекомое, кисть рябины, строительные леса.
2 класс
1. Поставьте буквы в стихотворении на свои места.
Мама мол пыла,
Дочка маму рыла,
Отец восок нязал,
А сын тоску десал.
2. Составьте слоги так, чтобы можно было прочитать пословицу.
ша, кни, друг
ро, я, ший
хо, луч, га
3. Прочитайте стихотворение. Запишите подходящее по смыслу последнее слово.
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту ________________.
Ты к обеду положи
Ложки, вилки и __________________.
Я только нитки отыщу
И змея в небо ___________________.
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл _______________.
Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая _____________________.
В ночь мороз, с утра капель.
Значит, на дворе _____________.
4. Составьте цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последующей буквы предыдущего.
М ______________________- _____________________ -
название города название цветка
_______________________ - ______________________ -
имя мальчика название инструмента
П_______________________ -_______________________-
название учебной вещи имя девочки
_______________________- _________________________
название птицы название города
5. Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.
Зима - ___________________________________ (холод, весна, снег, лето)
Тихо - ____________________________________ (темно, дети, громко)
Конец -___________________________________ (обрыв, начало, все)
Глубокий - ________________________________ (бездонный, мелкий)
Ответы с краткими комментариями
1. Цель данного задания - показать важность лексического значения слова для понимания смысла высказывания.
Мама пол мыла,
Дочка раму мыла,
Отец носок вязал,
А сын доску тесал.
2. Такое упражнение тренирует не только целостное восприятие образа слова, но и умение составлять законченное по смыслу высказывание, а также обогащает словарный запас школьника, поэтому после составления пословицы или поговорки необходимо разобрать ее значение.
Хорошая книга - лучший друг.
3. Данное упражнение тренирует умение ребенка анализировать прочитанный текст, добавляя в стихи соответствующее данному контексту слово. При выполнении упражнения необходимо обратить внимание ребенка на рифмовку строчек.
Без ключа, ты мне поверь.
Не откроешь эту дверь.
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл карась.
Ты к обеду положи
Ложки, вилки и ножи.
Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая туча.
Я только нитки отыщу
И змея в небо отпущу.
В ночь мороз, с утра капель,
Значит, на дворе апрель.
4. Необходимо обратить внимание ученика на то, что все звенья цепочки должны строго соответствовать заданию. Определенное затруднение будет представлять "имя девочки", т.к. все женские имена имеют в окончании буквы -а или -я как в сокращенном, так и в полном их написании, кроме одного имени в полном его написании - любовь, но данное имя оканчивается на букву «ь». Ребенок должен догадаться, что "название птицы" следует начинать со второй от конца буквы в этом слове, т.е. буквы в. Название последнего слова в каждой цепочке может варьироваться, потому что на нем цепочка слов заканчивается.
Москва - Астра - Александр - Рубанок.
Пенал - Любовь - Ворона - Анапа.
5. Данное упражнение преследует обучающую цель, обогащает и активизирует словарный запас детей.
Зима - лето
Тихо - громко
Конец - начало
Глубокий – мелкий
6.Замените фразеологические обороты словами-синонимами.
в час по чайной ложке – _____________________________
рукой подать – _____________________________________
Повесить нос – _____________________________________
Раз, два и обчелся – _________________________________
Куры не клюют – ___________________________________
Кожа да кости – ___________________________________
Слова для справок: много, близко, худой, медленно, грустить, мало.
3 класс
1. Запишите как можно больше значений следующих слов.
Корень - ____________________________________
Поле - ______________________________________
Единица - ___________________________________
Ядро - ______________________________________
2. Отгадайте загадки. Как называются такие слова в русском языке? Приведите 2 своих примера таких же слов с пояснением.
Она и стойкость, и терпение,
Из книги выписка, цитата,
При этом также отношение
Имеет к фотоаппарату.
______________________________________
Я плод заморского растения
И минерал для украшенья.
Но букву "А" поставьте рядом,
3. Омофоны – это слова, совпадающие по произношению. Но различные по написанию и значению. Найдите пары омофонов. Соединив их стрелками. Устно составьте с ними словосочетание или предложение для уточнения их значения.
Прут Лес
Плод Пруд
Лез Плот
Луг Спится
Везти Водиться
Спица Лук
Водица Вести
4. Даны три слова. Назовите в каждом ряду четвертое, которое относится к третьему так же, как второе к первому.
Стол – скатерть, пол - __________________________________________
Толстый - тонкий, безобразный - ________________________________
Яйцо – скорлупа, картофель - ____________________________________
Собака – шерсть, рыба - ________________ _________________________
Пробка - плавать, камень - ______________________________________
Чай – сахар, суп - ______________________________________________
Дерево – сук, рука - ____________________________________________
Растение – семя, птица - _________________________________________
Волк – пасть, птица - ___________________________________________
Нога – костыль, глаза - __________________________________________
5. Придумайте ситуации, где можно употребить следующие крылатые выражения.
Лить крокодиловы слезы.
Лакомый кусочек.
Зарубить на носу.
Плясать под чужую дудку.
Развешивать уши.
6. Замени объяснения крылатыми выражениями.
Очень молодой, неопытный человек –
Надеяться на что-то, ничего не делая –
Попасть в неудобное положение –
Притворство, лицемерные слезы –
Ловко, хитро обмануть –
Ответ: желторотый птенец; на Бога надейся, а сам не плошай; сесть в галошу; крокодиловы слезы; вокруг пальца обвести.
Ответы с краткими комментариями.
1. Такие упражнения позволяют выявить уровень языкового развития ученика, круг его активного лексического запаса, а также понимание прямого и переносного значений слов.
Толкование слов
Корень – часть растения, часть зуба или волоса, начало или источник чего – либо, часть слова, суть дела.
Поле – безлесная равнина, участок земли для сельскохозяйственной обработки, ровная площадка, основной цвет под узор, область деятельности человека.
Единица – число, цифра, низкая отметка. Отдельный предмет.
Ядро – часть плода или семени, внутренняя часть древесины или Земли, основа или суть чего-либо, основная часть коллектива, класса. Старинный орудийный снаряд в виде шара.
Связные словосочетания
Корень - корни дуба, удалить корень у зуба, окрасить корни волос, корень добра и зла, главная морфема в слове, смотреть в корень сложного вопроса.
Поле – гулять по полю, посеять на поле пшеницу, футбольное поле, желтые цветы по голубому полю, широкое поле деятельности для ученых.
Единица – умножение на единицу, ряд чисел от единицы до девяти, получить единицу, единицы таких замечательных людей.
Ядро - ядро ореха, ядро Земля, ядро учения, ядро нашего класса, пушечное ядро.
2. Не следует путать многозначность слова с омонимией. Омонимы в большинстве случаев образуются вследствие случайного совпадения различных слов.
Ответы: выдержка, гранат(а).
3. Верно составленные пары омофонов: прут – пруд, плод – плот, лез – лес, луг – лук, везти – вести, спица – спится, водица – водиться.
4. Стол – скатерть, пол – ковер.
Толстый – тонкий, безобразный – красивый.
Яйцо – скорлупа, картофель – кожура.
Собака – шерсть, рыба – чешуя.
Пробка – плавать, камень – тонуть.
Чай – сахар, суп – соль.
Дерево – сук, рука – палец.
Растение – семя, птица – яйцо.
Волк – пасть, птица – клюв.
Нога – костыль. Глаза - Очки.
4 класс
1. Составьте словосочетания, в которых слово мягкий употребляется в различных значениях. Значения не должны повторяться.
Мягкий___________________________ - нежесткий.
Мягкий___________________________ - нетвердый.
Мягкий___________________________ - нерезкий.
Мягкий___________________________ - уступчивый.
Мягкий___________________________ - теплый.
Мягкий____________________________ - буква.
Мягкий____________________________ - звук.
2. Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое или переносное значение.
Стрелка (какая?) - ______________________________
Узел (какой?) - _________________________________
Парк (какой?) - _________________________________
Живописная (что?) - _____________________________
Холодный (что?) - _______________________________
3. Омографы - это слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом, в зависимости от ударения. Поставьте ударения в парах слов так, чтобы они называли разные значения.
мука - мука
замок - замок
жила - жила
полки - полки
село - село
гвоздики - гвоздики
стоит - стоит
мою - мою
дорога - дорога
4. Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без- или бес-.
Смелый человек - __________________________________________
Тихая погода - _____________________________________________
Жестокий враг -____________________________________________
Добродушный смех - ________________________________________
Ясное небо - _______________________________________________
Напрасный труд - ____________________________________________
Непонятливый человек - ______________________________________
Тихие шаги - ________________________________________________
5. Найдите и подчеркните все антонимы в данном отрывке из стихотворения А.С.Пушкина.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Зато и пламенная младость
Не может ничего скрывать:
Вражду, любовь, печаль и радость
Она готова разболтать.
Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как, смерть, и тощ и бледен.
Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет:
Ученых много - умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.
6. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда – не знаю куда, _______
Скоро сказка сказывается, ________
Это всё присказка, __________
Ответ: Поди туда – не знаю куда, возьми то – не знаю что. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это все присказка, сказка будет впереди.
Ответы с краткими комментариями
1. Обратить внимание учащегося на то, что многозначность слова может выражаться в прямом и переносном смысле.
Мягкий мох, хлеб - нежесткий,
Мягкий воск - нетвердый,
Мягкий свет - нерезкий,
Мягкий характер - уступчивый,
Мягкий климат - теплый,
Мягкий знак - буква,
Мягкий согласный - звук
2. Слова должны быть использованы в прямом и переносном значении.
Стрелка (какая?) - часовая, железнодорожная.
Узел (какой?) - веревочный, морской (транспортный).
Парк (какой?) - природный, трамвайный.
Живописная (что?) - картина, местность.
Холодный (что?) - взгляд, квас.
3. В случае затруднения необходимо пользоваться орфоэпическим и толковым словарями. При этом лучше давать устные пояснения слов.
Мука - мука, замок - замок, жила - жила, полки - полки, село - село, гвоздики - гвоздики, стоит - стоит, мою - мою, дорога - дорога.
4. Если при выполнении данного задания учащийся допустил более 3-х ошибок, необходимо вспомнить правило правописания слов с приставками, оканчивающимися на глухую и звонкую согласные.
Смелый человек - бесстрашный.
Тихая погода - безветренная.
Жестокий враг - беспощадный, безжалостный.
Добродушный смех - беззлобный.
Ясное небо - безоблачное.
Напрасный труд - бессмысленный.
Непонятливый человек - бестолковый.
Тихие шаги - бесшумные.
5. Данное упражнение позволяет выявить уровень понимания термина "антоним".
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Зато и пламенная младость
Не может ничего скрывать;
Вражду, любовь, печаль и радость
Она готова разболтать.
Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт:
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и бледен.
Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет:
Ученых много - умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.
Фонетика
- класс
1.Подсчитайте, сколько раз встречается звук [р] в отрывке из стихотворения
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
2. Назовите 5 слов, начинающихся с гласного звука.
3. Назовите 5 слов, начинающихся с согласного звука.
4.Назовите 5 слов, заканчивающихся на согласный звук.
5.Выучи скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ответы.
- 6 раз
- Оса, ирис, арбуз, улитка, урок.
- Дуб, ведро, гусь, жук, зонт.
- Снег, лес, дом, сад, мех.
2 класс
1. Подчеркните букву, которая обозначает звук [й].
Лайка, объявление, добрая, пень, яблоко, килька, енот.
2. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает.
Праздник, листик, пень, польет, юла, яма, костер.
3.Сколько звуков [ш] в стихотворении, подчеркните буквы, которыми они обозначены.
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.(8)
- Запишите слова (по 4 слова), в которых звуков больше, чем букв, звуков меньше, чем букв.
(Яма, юла, маяк, веер. Пеньки, грустный, класс, лошадь )
5.Определите, сколько раз встречается звук [Й] в словах, подчеркните букву, которой он обозначен.
Майка(1), воюет(2), коньки, обезьяна(1), колье(1).
3 класс
1.В старости один раз встречают, а в молодости три раза повторяют.(о)
2. Сколько общих звуков в словах серп и перс? (2)
3. В каком слове все согласные звуки глухие: чеснок, салат, капуста, картофель?
4. Определи, сколько раз встречается звук [ж] в предложении: Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит. (4)
5. Определи, сколько раз встречается звук [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.(4)
4 класс
- Дан текст в транскрипции:
[у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //].
запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
2. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?
[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].
Ответ: Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.
3.Подбери и запиши два таких слова, в которых звуков больше, чем букв.
Ответ: Яма, яблоко, маяк, и т. д.
4.Отгадай загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с]?
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а просьбу слышно там.
Ответ: Пять раз встречается звук [с].
5. В каком слове количество букв и звуков совпадает: мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.
Ответ: Боюсь.
Синтаксис.
1 класс.
1.Составь пары слов
свежий газета
свежая молоко
свежее ветер
(Свежий ветер, свежая газета, свежее молоко)
2.Восстанови предложение.
На, подснежник, полянке, расцвел, лесной.
(На лесной полянке расцвел подснежник.)
3.Поставь в конце предложения нужный знак.
Кто сегодня дежурный (?)
Ярко светит солнце (.)
Как хорошо отдыхать (!)
2 класс.
1.Подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое.
Порывы ледяного ветра обжигают лицо.(Порывы обжигают)
Зеркало отражало луч солнца.(зеркало отражало)
2. Подчеркните слова, которые в предложениях лишние.
В дороге Громова застал снежный буран. На Камчатке много горячих гейзеров. Мы вновь возобновим переписку. Через месяц спустя геологи уехали.
3. Составьте словосочетания , объясняющие различия значений слов.
одеть – надеть, охватить – обхватить
(одеть куклу ,надеть шубу ,охватить взглядом, обхватить руками)
4. Составьте словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала именами существительными, а затем именами прилагательными.
Мороженое, ванная.
(Сливочное мороженое ,мороженое мясо)
(Новая ванная, ванная комната)
5. Выпишите все словосочетания:
Стоит молчаливый витязь в серебристой кольчуге.
(молчаливый витязь ,в серебристой кольчуге)
3класс.
1. Распространи предложение. Запиши его.
Сне [к] ж [ы] вет.
Ответ: Весной снег живет очень мало.
2. Найди ошибки. Запиши правильно.
Водитель попросил оплатить за проезд.
В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных.
Я хочу рассказать за новую книгу.
(Водитель попросил оплатить проезд.
В этом рассказе говорится о жизни лесных животных.
Я хочу рассказать про новую книгу.
3. Поставь необходимые запятые.
* И дала ему на дорогу щётку гребёнку да два молодильных яблочка.
* Доехал старик до бора своротил с дороги и пустился прямо по насту.
* Старуха рассердилась побранилась но после с падчерицей помирилась.
* Одна из дочерей взяла щипцы чтобы поправить светильник.
* Василиса пошла в чуланчик поставила перед куколкой ужин.
(Из русских народных сказок.)
* И дала ему на дорогу щётку, гребёнку да два молодильных яблочка.
* Доехал старик до бора, своротил с дороги и пустился прямо по насту.
* Старуха рассердилась, побранилась, но после с падчерицей помирилась.
* Одна из дочерей взяла щипцы, чтобы поправить светильник.
* Василиса пошла в чуланчик, поставила перед куколкой ужин.
4. Выдели главные члены предложения и выпиши словосочетания:
Под лёгким порывом знойного ветра море улыбалось голубому небу.
(Море улыбалось. Под легким порывом, знойного ветра, голубому небу, под порывом ветра)
Корявые коготки елового сушняка кажутся лапами страшного чудовища.
(Коготки кажутся. Корявые коготки, коготки сушняка ,елового сушняка, страшного чудовища, кажутся лапами, лапами чудовища)
Выпиши предложения с однородными сказуемыми .
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
С. Есенин
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шёлковые косы.
4 класс
- Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.
Ответ: В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.
2. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.
Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.
3. Замени словосочетание, чтобы глагол стал существительным: белить стены, ловить рыбу, строить город.
Ответ: Побелка стен, улов рыбы, стройка города.
4. Выдели основу предложения. На краю леса рос высокий дуб. Красной зорькой загорелось небо на востоке. Метель занесла высокий дуб снегом.
Ответ: На краю леса рос высокий дуб. Красной зорькой загорелось небо на востоке. Метель занесла высокий дуб снегом.
5.Составь и запиши рассказ по его началу.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Рабочая программа "Занимательная грамматика".
Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....
Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.
ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....
Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке», «Морфология как раздел грамматики»
Тест по темам «Грамматика как раздел науки о языке», «Морфология как раздел грамматики»...