Рабочая программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Внеурочная деятельность в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika.odt | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа N 3»
г. Сасово Рязанской области
Обсуждено на заседании МО «Утверждаю»
Протокол № ____ от 25.08.2015 Директор МБОУ СОШ N 3
Руководитель МО __________ ________С.Н. Сарычева
Разрешено к применению
на заседании МС
протокол №1 от 31.08.2015
Руководитель МС ______ Н.П. Гудаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Занимательная грамматика»
2 класс
учитель: Назарова О.Г.
2015-2016 учебный год
г. Сасово
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М.:Просвещение,2014г ); примерных программ внеурочной деятельности ;авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Удивительный мир слов» (сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы /под редакцией Н,Ф, Виноградовой . М.: Вентана Граф., 2012.) ; плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №3 (протокол №1 от )
Цели курса
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
. Общая характеристика курса
. «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место курса в учебном плане.
Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту
и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Содержание программы
2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Тематическое планирование
№п/п | № в теме | Дата факт | Дата план. | Название раздела, темы | Основные виды деятельности учащихся |
1 | 1 | Мир полон звуков (7 ч) Звуки вокруг нас | — участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; — анализировать информацию, представленную на рисунке; — сравнивать произношение гласных и согласных звуков; — наблюдать за функцией и ударением в слове; — контролировать правильность постановки ударения в словах; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. | ||
2 | 2 | Фабрика речи. | |||
3 | 3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | |||
4 | 4 | Полоса препятствий. | |||
5 | 5 | Рисуем звуками. | |||
6 7 | 6 7 | Трудности словесного ударения Презентация проекта « Как я говорил, когда был маленьким» | |||
8 | 1 | Азбука, прошедшая сквозь века (6 ч) Буквы старые и новые. | — сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; — интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; — наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов | ||
9 | 2 | Так считали наши предки. | |||
10 | 3 | Страницы древних книг. | |||
11 | 4 | Живая и весёлая буква алфавита | |||
12 13 | 5 6 | Загадки русской графики Экскурсия в школьную библиотеку. | |||
14 | 1 | Всему название дано (5 ч) Рождение языка. | — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — сравнивать толкование слова в различных словарях; —самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; —оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. | ||
15 | 2 | Сколько слов в языке? | |||
16 | 3 | Имена, имена, имена… | |||
17 | 4 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | |||
18 | 5 | Словари — сокровищница языка | |||
19 | 1 | Как делаются слова (4 ч) «Дальние родственники». | —моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; — самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; — наблюдать образование слов в русском языке; — анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; — анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. | ||
20 | 2 | Слова «готовые» и «сделанные». | |||
21 | 3 | Есть ли «родители» у слов?
| |||
22 | 4 | Внимание, корень! | |||
23 | 1 | Секреты правильной речи (13 ч) Словарное богатство русского языка. | — наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; — выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; — различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; —подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; — оценивать уместность использования слов в тексте; —наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; —соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; —самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. | ||
24 | 2 | Что нам стоит слово построить? | |||
25 | 3 | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». | |||
26 | 4 | Выбираем точное слово. | |||
27 | 5 | Одно или много? | |||
28 | 6 | Когда у слов много общего? | |||
29 | 7 | Когда значения спорят? | |||
30 | 8 | Слова одинаковые, но разные. | |||
31 | 9 | «Местные жители» и «иностранцы». | |||
32 | 10 | Как рождаются фразеологизмы? | |||
33 | 11 | Выбор фразеологизма в речи. | |||
34 | 12 | Решение кроссвордов. Заключительное занятие. |
Описание материально технического обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
- Наборное полотно, образцы письменных букв.
- Касса букв и сочетаний.
- Модели звукового состава слова.
- Лента букв.
- Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых).
- Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
Технические средства обучения
Информационно-коммуникативные средства:
- Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс - Классная доска магнитная с креплениями для таблиц.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран 150 х 150.
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование
- Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольник, ластик.
- Материалы: бумага писчая.
Оборудование класса
- Ученические двуместные столы с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Занимательная грамматика"
Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Рабочая программа "Занимательная грамматика".
Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....
Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.
ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....