Рабочая программа по воспитательной работе 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рекомендована к использованию» педагогическим советом Протокол № «____»_______20 г. | «Согласовано»: с методическим объединением учителей Протокол № «____»_______20 г. | «Утверждаю»: директор школы Приказ № «____» _______20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
модуль: воспитательная работа
для 4 класса
на 2017-2018 учебный год
Разработчик программы:
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования.
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Программа «Развития образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы».
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.).
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей .
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…
Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
- на регуляции социального поведения ребёнка;
- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
- сохранение положительного отношения к школе и учению;
- воспитание здорового образа жизни;
- интегрирование усилий учителя и родителей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
Цели внеурочной деятельности:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
- формирование желания и умения учиться;
- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Задачи внеурочной деятельности.
- Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формирование положительной «Я – концепции».
- Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
- Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
- Развитие навыков рефлексивных действий.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Прогнозируемые результаты:
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
-готовности к дальнейшему образованию,
-сформированности естественно-научного и социально-философского мировоззрения,
-сформированности общей культуры,
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,
-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Планируемые метапредметные результаты
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
-принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основные направления программы:
- Я и Отечество.
- Я и школа.
- Я и моё здоровье.
- Я и моя семья.
- Я и окружающий меня мир.
- Работа с родителями.
Виды деятельности.
- Организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
- Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
- Ведение кружков
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Использование аудиозаписей и ТСО
- Детская благотворительность
- Организация выставок, конкурсов
- Беседы, игры;
- Использование аудиозаписей и ТСО;
- Тематические вечера;
- Игры, направленные на раскрытие способностей; учащихся;
- Викторины
- Культпоходы в театры, музеи, на выставки;
- Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
- Фестивали, выставки;
- Приглашение артистов театра
- Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы.
Общее количество часов-136
Содержание воспитательной деятельности.
Второклассники включены в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у них:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- социальной активности;
- представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- навыков здорового образа жизни.
Учебно-тематический план
Дата план/факт | Темы | Всего часов | ||||||
Сентябрь (16ч) | Теория | Практика | ||||||
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний | 1 | |||||||
Тематический урок | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Классный час «Личная безопасность. Меры безопасно поведения во время подвижных игр. Соблюдение ПДД» | 1 | |||||||
Познавательная игра-конкурс «Эти удивительные растения» | 1 | |||||||
Диагностическая методика «Лесная школа» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Беседа «Символы моей Родины» | 1 | |||||||
Информационный классный час «Это интересно знать» | 1 | |||||||
Родительское собрание « Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» | 3 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Подготовка и проведение конкурса осенних букетов из природного материала | 2 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Октябрь (16ч) | ||||||||
КВН «Мы и наше здоровье» | 1 | |||||||
Подготовка и участие в концерте, посвященном Дню Учителя | 2 | |||||||
Экскурсия | 5 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Игра «Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по русскому языку» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Классный час «Тепло родного очага» | 1 | |||||||
Подготовка и проведение родительского собрания «Семейные праздники и их значение для ребенка» | 3 | |||||||
Конкурс «Что нам осень принесла?» | 1 | |||||||
Ноябрь (14ч)
| ||||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Классный час «Мы есть то, что мы едим» | 1 | |||||||
Познавательно-развлекательная игра «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Классное собрание «Традиции нашего класса» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Подготовка и проведение конкурса творческих работ к Дню Матери | 2 | |||||||
Классный час «Мудрые заповеди предков» | 1 | |||||||
Праздник «День осенних именинников» | 1 | |||||||
Подготовка и проведение концерта, посвященного Дню Матери | 3 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Декабрь (16ч) | ||||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Беседа «меры безопасности поведения на водоемах, покрытых льдом. Способы самоспасения» | 1 | |||||||
Познавательная игра-конкурс «Эти удивительные животные» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Классный час « Что такое мой характер?» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Участие в благотворительных акциях: «Посылка солдату-земляку», «От сердца к сердцу» | 1 | |||||||
Подготовка и проведение новогоднего праздника | 5 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Подготовка и проведение родительского собрания | 3 | |||||||
Январь (14ч) | ||||||||
Конкурс «Святки – праздник народных игр» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Игра – викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | |||||||
Классный час (круговая беседа) «Я чувствую себя счастливым, когда…» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Подготовка и проведение акции «Помоги птицам» | 2 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Классный час «Ленинградский день Победы» | 1 | |||||||
Экскурсия к монументу героическим защитникам Ленинграда | 3 | |||||||
Беседа «Что значит для меня Родина?» | 1 | |||||||
Праздник «День зимних именинников» | 1 | |||||||
Февраль (16ч) | ||||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Психологический классный час «Тренировка памяти» | 1 | |||||||
Игра «Путешествие в страну рифмы» | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Подготовка и проведение праздника «День Любви и Дружбы» | 2 | |||||||
Подготовка и проведение праздника День защитника Отечества | 3 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Беседа «Боец, спасая всю страну, ты отстоял ее в бою» | 1 | |||||||
Подготовка и проведение родительского собрания | 3 | |||||||
Интеллектуальная игра «Колесо истории» | 1 | |||||||
Классный час «В мире профессий» | 1 | |||||||
Март (14ч) | ||||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Деловая игра. «История праздника 8 Марта» | 1 | |||||||
Подготовка и проведение праздника, посвященного Международному женскому дню | 4 | |||||||
Творческий проект. Конкурс правил «Конституция класса» | 3 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Конкурс экологического плаката, посвященного Дню Воды. | 2 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Классный час «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | 1 | |||||||
Апрель (16ч) | ||||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Беседа «Здоровый образ жизни» в рамках декады ЗОЖ | 1 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Игра «Папа, мама, я – спортивная семья» в рамках декады ЗОЖ | 2 | |||||||
Международный день детской книги. Конкурс чтецов. Подготовка и проведение. | 3 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Классный час «Учимся беречь свое здоровье» | 1 | |||||||
Игра на спортивной площадке «Кто быстрее?» | 2 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Праздник весенних именинников | 1 | |||||||
Проектная деятельность. Экологические проекты и их защита (ко Дню Земли) | 2 | |||||||
Май (14ч) | ||||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Подготовка к концерту, посвященному Дню Победы | 3 | |||||||
Классный час «Этих дней не смолкнет слава.» | 1 | |||||||
Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне | 2 | |||||||
Подготовка и проведение родительского собрания | 3 | |||||||
Консультации для родителей | 1 | |||||||
Акции «Цветочная рассада», «Цветник у родной школы»; работа на пришкольном участке. | 2 | |||||||
Классный час «Каникулы – чудесная пора» | 1 | |||||||
Итого: | 20 ч | 116 ч |
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,
- проектор,
Список информационных источников
- План воспитательной работы на 2015-2016г
- Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с..
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
- Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
- Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
- Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
- Максимова Т.Н. Учебный год. Классные часы. Сборник. В 4-х книгах., М. «Вако»,2014
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
- Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. 2-4 класс., М. «Вако», 2014
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Воспитательной работе 1 класс школа 2100
План воспитательной работы в 1 классе...
Рабочая программа по воспитательной работе с учащимися 1-4 классов
Программа напрвлена на духовно-нравственное развитие учащихся...
Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса.
Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса...
Рабочая программа по воспитательной работе 1-4 класс
Рабочая программа по воспитательной работе 1-4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для учащихся 4 А класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для учащихся 4 А класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для учащихся 3 класса...
рабочая программа по воспитательной работе в начальных классах
План воспитательной работы во 2 классе....