программа духовно - нравственного воспитания
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа духовно – нравственного воспитания 3В класса
МАОУ гимназия №10 имени А.Е. Бочкина
на 2016-2017 учебный год
Цель: создание условий для воспитания ЧЕЛОВЕКА и формирования в нём качеств духовно – развитой личности; для самореализации гимназиста как гражданина и патриота, будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
Программа духовно – нравственного воспитания составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании».
- Устав гимназии.
- Программа духовно – нравственного воспитания учащихся.
- Программа «Гражданско – патриотическое воспитание учащихся».
- Программа профориентационной направленности «Мой выбор».
- Комплексная Программа «Профилактика детского дорожно – транспортного
травматизма».
- Программа модулей: «Дорожная безопасность», «Противоположная безопасность».
- План ВР гимназии.
Направления духовно – нравственного развития:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
- представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
- представления о правах и об обязанностях гражданина России;
- представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- стремление активно участвовать в делах класса, гимназии, семьи, города;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные | Результат «+», «-» |
Флаг наш и герб - символы государства. Конституция РФ – основной Закон жизни. | сентябрь | классный час | классный руководитель | |
«Десять морей Бочкина» | октябрь | библиотечный урок | зав. библиотекой Богуцкая Л.А. | |
Экскурсии в Художественный музей г. Дивногорска | один раз в цикл | экскурсия, мастер-класс | классный руководитель, родители | |
Экскурсия в городской музей г. Дивногорска («Строительство Красноярской ГЭС») | декабрь | экскурсия | классный руководитель, родители | |
«День народного единства» | ноябрь | классный час | классный руководитель | |
«Подарок ветерану» | февраль, май | акция | зам. директора по ВР, классный руководитель, учащиеся | |
«Бессмертный полк» | март-май | акция | зам. директора по ВР, классный руководитель, родители |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
- представления о наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии народов России; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.
2. Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического;
- представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- понимание важности соблюдения ПДД, ППБ;
- представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные | Результат «+», «-» |
«Режим дня гимназиста» | сентябрь | классный час | классный руководитель | |
«День здоровья» | сентябрь | поход на Слаломную гору («Осенний квэст») | классный руководитель, творческая группа родителей | |
Всероссийская акция «Кросс Наций» | сентябрь | кросс | учителя физкультуры | |
«Вредные привычки» | октябрь | классный час | классный руководитель | |
«Здоровье – залог успеха» | октябрь | классный час | классный руководитель | |
«Если хочешь быть здоров» | ноябрь | «Рецепт здорового образа жизни» (презентация рецепта) | классный руководитель, учащиеся | |
«В здоровом теле – здоровый дух» | В течение года | просветительская работа (оформление уголка) | классный руководитель, актив класса | |
Экскурсия в пожарную часть-29 | декабрь | экскурсия | классный руководитель | |
Всероссийская акция «Лыжня России 2017» | февраль | лыжный забег | учителя физкультуры | |
Правила пожарной безопасности 1. «Тайны огня. Огонь – враг, огонь – друг». 2. «Единая служба спасения». 3. «Чтобы ёлка принесла только радость» 4. «С огнём не шути». 5. «Действия при пожаре». 6. «Дым над лесом» | один раз в цикл | классный час, беседы, викторины, встреча с сотрудниками ПЧ-29 | классный руководитель, сотрудники ПЧ-29 | |
Правила дорожного движения. 1. «Дорога, её элементы и правила поведения на ней». 2. «Пешеходные переходы». 3. «Нерегулируемые перекрёстки. Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы». 4. «Поездка в автобусе, троллейбусе». 5. «Дорожные знаки и дорожная разметка». 6. «Где можно и где нельзя играть» | один раз в цикл | классный час, беседы, викторины | классный руководитель | |
Клуб выходного дня «Солнышко» (спортивное направление) | один раз в цикл | Соревнования «веселые старты», эстафеты, квэсты | классный руководитель, родительский комитет | |
«Паспорт здоровья класса» | сентябрь-май | мониторинг физического здоровья | классный руководитель, медицинский работник |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- соблюдение ПДД, ППП;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
3.Формирование ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Задачи:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные | Результат «+», «-» |
Акция «Зелёный кошелёк» (сбор макулатуры) | один раз в цикл | акция по сбору макулатуры | зам. директора по ВР, классный руководитель | |
Акция «Подари пластмассе вторую жизнь» | в течение года | акция по сбору пластмассы | зам. директора по ВР, классный руководитель | |
«Мой город» | апрель | викторина | классный руководитель | |
«Знай и люби родную природу»
| май | конкурс рисунков | классный руководитель | |
«Добрая зима» | ноябрь | конкурс рисунков, фотографий | ДЭБС, зам. директора по ВР, классный руководитель | |
«Природа – наш дом» | декабрь | викторина | классный руководитель |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к природе;
- опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре русского народа и народов России, нормах экологической этики;
- опыт участия в природоохранной деятельности;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
4. Формирование ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание)
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к красоте внешнего вида;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные | Результат «+», «-» |
Посещение спектаклей | в течение года | спектакли | классный руководитель | |
Библиотечные часы | в течение года | выставка-презентация, викторины, конкурсы | Библиотекарь гимназии, детская библиотека им. А.П.Гайдара | |
Проведение гимназического конкурса «Дети читают стихи» | январь | Руководители кружков: «Художественное слово» и «Литературная мастерская» | ||
Проведение концертов, посвящённых календарным датам: - «Ученики - учителям» - «Для мам» - «Новогодний переполох» - «Для милых дам» - «О том, что дорого и свято» | октябрь ноябрь декабрь март май | Педагог – организатор Чуб Н.А. Совет старшеклассников Актив среднего звена Рук. кружков «Вокал», «Игра на народных инструментах» | ||
«Дивногорск – мой родной город» | апрель | презентация, конкурс рисунков | классный руководитель | |
«Музыкальный калейдоскоп» | март | музыкальная игра | классный руководитель |
Предполагаемый результат:
- умение видеть красоту в окружающем мире;
- умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
- представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора русского народа и народов России;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
5. Формирование нравственных чувств и этического сознания.
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Задачи:
- представления о национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в гимназии, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил поведения в коллективе, культуры речи;
- стремление избегать плохих поступков; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные | Результат «+», «-» |
«Помоги пойти учиться» | сентябрь | социальная акция | зам. директора по ВР, классный руководитель | |
Правила поведения учащихся в гимназии. Кодекс гимназиста | сентябрь | беседа | классный руководитель | |
«У меня есть не только права, но и обязанности» | ноябрь | презентация | классный руководитель | |
«Мы все разные, но мы вместе» | декабрь | классный час | классный руководитель | |
«Профессия - школьник» | в течение года | сюжетно-ролевая игра | педагог-психолог, классный руководитель | |
Изучение уровня воспитанности учащихся | в течение года | диагностика | классный руководитель |
Предполагаемый результат:
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и гимназии, бережное отношение к ним.
6. Воспитание трудолюбия.
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Задачи:
- представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные | Результат «+», «-» |
Проведение экскурсий на предприятия Дивногорска и Красноярска | в течение года | экскурсия | классный руководитель | |
«Профессия - школьник» | октябрь | классный час | классный руководитель | |
Знакомство с профессиями в процессе урочной деятельности | в течение года | урок | учителя - предметники | |
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек | февраль, март | трудовая акция | классный руководитель | |
Привлечение учащихся к занятиям в кружках и секциях гимназии, учреждениях дополнительного образования города | в течение года | беседы | зам. по ВР: Солдатова И.А., руководители кружков и секций, кл.руководитель | |
«Лучший портфолио» | в течение года | конкурс | зам. по ВР: Солдатова И.А. | |
«Мир моих увлечений» | в течение года | презентация увлечений и хобби | классный руководитель | |
«Чистый класс» | в течение года | генеральная уборка класса | классный руководитель |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- представления о различных профессиях;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
7. Внеурочная деятельность.
В рамках внеурочной деятельности в классе реализуются следующие Программы:
- «Развитие творческих способностей» (28 чел.)
- «Дистанционная математическая школа» (10 чел.)
Предполагаемый результат реализации Программ: данные систематические курсы создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывают у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий по предложенным курсам происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности:
- первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
- третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
8. Психолого – педагогическое сопровождение.
Цель: оценка состояния психолого – педагогического развития учащихся.
Задачи:
- проведение диагностических мероприятий;
- анализ данных, полученных в результате психологических исследований;
- определение характера изменений показателей психического здоровья учащихся гимназии.
№ п/п | Вид диагностики | Сроки проведения | Ответственный | Отметка о проведении |
1 | Исследование познавательных способностей | 1 срез – сентябрь 2 срез - май | педагог - психолог |
- Анализ диагностических результатов (табл. результатов см. далее).
- Проблемы и пути их решения. Исследование познавательных способностей показало, что в 3В классе имеются 4 человека с низким уровнем сформированности объёма зрительной памяти и 13 человек с низким уровнем сформированности объёма слуховой память. В связи с чем, с целью коррекции сложившейся ситуации в учебные занятия по различным предметам будут включаться задания направленные на развитие объёма зрительной и слуховой памяти (рекомендованные педагогом - психологом).
9. Работа с родителями.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, направленной на духовно - нравственное воспитание своего ребёнка через организацию сотрудничества в области развития интеллектуальных, творческих, спортивных способностей учащихся.
Задачи:
- формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
- оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования;
- развитие творческого потенциала семей.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные | Результат «+», «-» |
Проведение тематических лекториев для родителей | в течение года | лекция | социальный педагог: Ахметова Р.М., педагог – психолог: Стальмак Т.Б., классный руководитель | |
Проведение тематических классных родительских собраний | в течение года | собрания | классный руководитель | |
Проведение клубов выходного дня | в течение года | спортивные мероприятия, интеллект. игры | классный руководитель, родительский комитет | |
Городской родительский форум | март | участие | зам. по ВР Солдатова И.А., кл.руководители | |
Индивидуальные консультации психологов для родителей | в течение года | консультации | Психолог: Стальмак Т.Б. | |
Проведение Дня открытых дверей для родителей | апрель | открытые уроки | Администрация | |
«Для любимой мамы» | ноябрь | концерт | зам. по ВР Солдатова И.А., педагог – организатор Чуб Н.А., кл. руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."
Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...
Программа духовно-нравственного воспитания "ДОМ" (дети,отец, мать)
Данная программа для учащихся начальной школы....
Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
Программа духовно-нравственного воспитания
очень пригодилось для работы при составлении рабочих программ...
Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».
Современное российское общество переживает период долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...