Игра Умники и умницы
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени С.К. Тока с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва
Интеллектуальная игра «Умники и умницы!»
Составила: Донгак
Любовь Очур-ооловна
учитель начальных классов
2017 год
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку и литературному чтению.
Задачи:
Предметные: способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. Метапредметные задачи: (регулятивные) содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. (познавательные) обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать. (коммуникативные) принимать участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению.
Ход мероприятия
Самоопределение к деятельности.
(Учитель читает стихи под музыки композитора А. Осадчий)
Учитель:
Н. Скакунова. «Великий и могучий»
Он и могучий,
Он и набатный,
Сладкопевучий,
И громораскатный!
Он величавый,
Он и стозвонный,
Гибкокурчавый
Но непреклонный!
Он поразительный!
И поражающий!
Так изумительно
Многовмещающий!
Все, кто на нем изъясняться привык,
Любят чудесный наш русский язык!
Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей игры! Сегодня у нас игра «Умники и умницы!» Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Могуч и прекрасен русский язык. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
– Ребята, как вы думаете, почему так важно знать и владеть русским языком?
– Дорогие ребята, нужно научиться общаться друг с другом.
В нашей игре участвуют две команды (3 «а» и 3 «б»кл.). Давайте их поприветствуем!!! (Представляются участники каждой команды).
В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники игры.
Вначале – несколько слов о правилах нашей игры. Игра состоит из 5 этапов.
1 этап « Сказочные животные» - 5баллов
2 этап «Дополни пословицу» - 3балла
3 этап «Фразеологический зверинец» - 5баллов
4 этап «Грамматическая арифметика» - 4балла
5 этап «Ребусы» - 3балла
Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри).
Хочу напомнить, что все вопросы, которые вы сегодня услышите – из области литературы и русского языка.
Перед началом игры давайте сделаем разминку.
Скажите одним словом (Отвечают хором) - Храбрый человек- … (храбрец); -мудрый человек - … (мудрец);
-веселый - … (весельчак); -болтливый - … (болтун); -ленивый - … (лентяй); -богатый - … (богач); -сильный - … (силач). - Молодцы! Хорошая разминка получилась.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Учитель: Итак, начинаем первый этап - “СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ” – максимальный 5 баллов
Я буду называть каждой команде вопрос. Она должна на него ответить – отгадать сказочное животное, т. е. героя животного из сказки.
1 команда.
1. Пудель Мальвины (Артемон)
2. Пёс дяди Фёдора (Шарик)
3. Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)
4. Курочка, которая снесла яичко (Ряба)
5. Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку (Мурка)
2 команда.
1. Друг Чебурашки (крокодил Гена)
2. Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)
3. Конёк - ... (горбунок)
4. Слепой кот из сказки “Приключения Буратино” (Базилио)
5. В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. А что такое пословица ? (Пословица- это жанр фольклора (выражают народный ум и опыт , накопленный многими веками). Мы сейчас узнаем, какая команда хорошо знает пословицы.
ВТОРОЙ ЭТАП «Дополни пословицу» - максимальный балл - 3 балла
Учитель: Отгадайте пословицу по двум словам.
1.Пословицы для первой команды:
Ученье-не ученье (Ученье - свет, а не ученье - тьма )
Шило, мешок (Шила в мешке не утаишь)
Ищи, береги (Нет друга ищи, а нашел - береги).
2. Пословицы для второй команды:
Друзья, беда (Друзья познаются в беде)
Поспешишь, насмешишь (Поспешишь людей насмешишь)
Труд, рыбка (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
Учитель: С пословицами вы справились. А сейчас жюри объявит результаты команд.
ТРЕТИЙ ЭТАП «Фразеологический зверинец» максимальный – 10 баллов
Учитель:
С помощью картин животных запишите известные фразеологизмы.
Задание для всех команд. Какая команда наберет больше баллов, те баллы и тполучит.
трещит как … , нем как … , труслив как… , хитрый как … , голоден как … , упрямый как … , здоров как… , писать как… , надутый как … , грязный как… . Почему людей сравнивают с животными?
Физкультминутка.
– Покажите часть тела:
- их нельзя класть в рот (пальцы);
- они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
- ими машут, как мельница (руки);
- он длинный и без костей (язык);
- ими щелкают от голода (зубы);
- его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
- не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
- с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
- её можно потерять (голову);
- их нужно держать на макушке (уши).
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП «Грамматическая арифметика» максимальный – 9 баллов
Учитель: Вы должны выполнить сложение или вычитание букв и слогов, чтобы из предложенных слов получить новое слово.
Ба + большой деревянный сосуд = летающее насекомое.(Бабочка)
До+зарытые в земле ценности = ? (доклад)
Кот + елка – ка= ? (Котел)
МЕДЬ + ДВЕРЬ – РЬ = зверь.
С+домашнее животное с мягкой пушистой шерстью= ? (скот)
Кедр – др + росика= ? (Керосинка)
Ба + пресноводное животное с клешнями = временное жилище (Барак)
С + место стоянки судов= ? (Спорт)
Кабан – ан + лук= ? (Каблук)
Учитель: Молодцы ребята! Вы не только числа умеете складывать, да еще у вас хорошо получается сложение и вычитание с буквами и слогами.
Сейчас жюри назовёт, чья же команда лидирует в этой игре.
ПЯТЫЙ ЭТАП «Ребусы» максимальный – 3 балла
Учитель: Отгадайте ребусы.
Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер.
запятая
буква
скворец
Учитель:
ШЕСТОЙ ЭТАП « Расшифруйте» максимальный - 3 балла.
Учитель: Выпишите из каждой строки только русские буквы. Какая команда быстро расшифрует предложение.
% & # В № Ы $ С ¥
А М @ Ы @ # № Е
¥ У & ® № ? М №
№ ? Н & Ы © * Е !
Ответ: Вы самые умные!
Итог конкурса.
Учитель:
– Уважаемые гости, участники нашей игры – Учитесь общаться друг с другом!
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Спасибо всем за участие, за то, что вы есть!
Рефлексия.
- Игра вам понравилась?
- Что вам показалось трудным в этой игре?
Слово жюри для объявления количества баллов и имен команд-победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Игра "Умники и умницы"
Вопросы игры позволят еще раз перелистать страницы любимых книг, проявить эрудицию, показать знания в разных областях: в литературе, в области русского языка, математики, естес...
Урок - обобщение по мифам Древней Греции - игра "Умники и умницы"
Внеклассное чтение с детьми 3 класса. Тема: «Легенды и мифы Древней Греции». Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". Прилагается конспект данного нетрадиционного ур...
Литературная игра "Умники и умницы"
"Умники и умницы" по повести Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов
Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...
Игра "Умники и умницы"
Игра проводится как итог работы по "Букварю" Р.Н. и Е.В. Бунеевых...