«Воспитание межэтнической толерантности младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Основы толерантности формируются у младших школьников в процессе образовательной деятельности, во время досуга, занятий внеурочной деятельности. Одним из главных аспектов по воспитанию толерантности у школьников является взаимодействие педагога и социума. Поэтому, кроме теоретических занятий в школе, я организую практическую совместную работу по толерантному воспитанию младших школьников с родителями и сельским домом культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 925.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Шаманова, учитель начальных классов
МКОУ Тинская ООШ
Саянский район
«Мы рождены, чтобы жить совместно,
наше общество – свод из камней,
который обрушился бы,
если бы один не поддерживал другого».
«Воспитание межэтнической толерантности младших школьников»
Основы толерантности формируются у младших школьников в процессе образовательной деятельности, во время досуга, занятий внеурочной деятельности. Одним из главных аспектов по воспитанию толерантности у школьников является взаимодействие педагога и социума. Поэтому, кроме теоретических занятий в школе, я организую практическую совместную работу по толерантному воспитанию младших школьников с родителями и сельским домом культуры.
В нашей школе учатся дети разных национальностей (русские, азербайджанцы, марийцы, тувинцы и другие) и проблема воспитания толерантного отношения к представителям другой национальности, культуры очень актуальна. Для решения этой проблемы я при взаимодействии с администрацией школы организовала изучение курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и обычаи народов России» совместно с сельским домом культуры (СДК).
Работу, в этом направлении, я начала с беседы с родителями по вопросам толерантного отношения к людям в семье и поиску интересных форм работы в этом направлении. По результатам анкетирования, выяснилось, что детям и родителям интересно не только изучение новых сведений о традициях других народов, но и практическое изготовление предметов обихода, костюмов, национальных кукол, музыкальных инструментов определенного периода и другое.
Так как такой вид деятельности имеет свои особенности, то мы обратились за помощью в сельский дом культуры (СДК) к специалистам.
В результате мы организовали совместную деятельность по трем направлениям.
- Одежда, традиционный костюм: работу в этом направлении мы с детьми начинаем с изучения дополнительной литературы по теме. Учащиеся по собранному материалу составляют презентации, оформляют мини-проекты. На защиту проектов приглашаются родители, которые приносят с собой элементы старинных традиционных костюмов и знакомят детей с этими элементами, историей их происхождения. Практическая часть по созданию эскизов костюмов проходит в доме культуры. Руководитель объединения обсуждает с родителями и детьми выбор костюма и помогает в его изготовлении. На заключительном этапе дети и родители презентуют свои выполненные кукольные модели на фестивале национальных кукол. В ходе тесного сотрудничества родителей, детей, учителей и работников культуры формируются навыки коммуникативного общения, уважение к традициям другого народа. У детей появляется желание глубже изучить историю своих предков. На основе данного материала мои учащиеся пишут исследовательские работы, которые отмечены на муниципальном и краевом уровне.
- Традиционная русская и азербайджанская кухня: это направление курируют родители. Знакомят учеников с рецептами блюд, проводят фестивали, где представляют блюда народов, проживающих на территории поселения.
- Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды: это направление предоставляет каждой семье рассказать о своих традициях, ценностях и познакомить с историей своей семьи. У каждой семьи выполнен герб семьи, с учетом семейных традиций и историей предков. К гербу составляется древо семьи, с учетом нескольких поколений. И вся выполненная работа презентуется всей семьей. Многие из этих выполненных работ имеют награды муниципального и краевого уровня. И самое большое мероприятия, которое длится в течение долгого промежутка времени это разучивание игр и песен разных народов, изучение и проведение национальных обрядов. Модели музыкальных инструментов, используемых в обрядах и играх, учащиеся изготавливают сами с использованием 3d ручки.
Я используя различные пути и средства в воспитании толерантности, но одна из форм моей работы, описанная выше создает систему взаимодействия детей и взрослых, при которой формируется ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу.
Хотелось добавить, что в течение всей работы ребята получают дополнительное развитие, совершенствуют социальные навыки, развивают навыки общения и получают первую информацию для определения их будущей профессии.
Список использованной литературы
1.Рабочая программа курса «Праздники, традиции и ремесла народов России» в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. и авторской программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремесла народов России».
2. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
3. Русский костюм /Под ред. В. Рындина.-М.:ВТО,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-653078-1574519544.jpg)
Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".
В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-722932-1449659030.jpg)
Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»
Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель программы: формирование у детей навыко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/17/picture-806452-1471406908.jpg)
Учебно - методическое пособие "Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования" Автор - составитель С. В. Бобинова
Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся младшего шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-835139-1477068279.jpg)
Воспитание толерантности младших школьников в системе развивающего обучения Л,В.Занкова
Статья содержит материал о системе воспитания толерантных отношений в классе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-371237-1387609225.jpg)
Программа «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»
Новизна программы и инновационная направленность выражается в новом комплексном подходе к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся и их родителей, путем системной работы над...
Воспитание толерантности младшего школьника.
Воспитание толерантности младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1497338-1700675182.jpg)
Дипломная работа на тему "Воспитание межнациональной толерантности младших школьников посредством внеклассной воспитательной работы"
Данная дипломная работа была написана на основании роста конфликтов, возникающих из-за национальной неприязни....