Воспитание культуры поведения младших школьников
статья на тему
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Н.А.ВОЛКОВСКАЯ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Гулькевичи
муниципального образования Гулькевичский район
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурное вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
Наверное, нет необходимости еще раз подчеркивать, что от того, какими будут первые шаги ребенка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее отношение его к учению, к учителям, к труду, к своим сверстникам и другим людям.
В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний , у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Пробелы же в воспитании, даже если они не заметны в младшем школьном возрасте, обязательно проявятся позднее, и тогда придется заниматься уже не столько воспитанием ребенка, сколько его перевоспитанием, что значительно сложнее.
Существенная часть нравственного воспитания - воспитание культуры поведения.
Правила культурного поведения содержат предписания о том, как надо вести себя в определенном месте – в школе, дома, в гостях, на улице, в кино, театре, музее, библиотеке, в транспорте… Кроме того, ребенку приходится овладевать и общими правилами, связанными с культурой внешнего вида (личная гигиена, опрятность, аккуратность), с культурой общения между людьми (вежливость, обязательность культура речи). Конкретных правил поведения много, однако в жизни всегда может создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, когда они учились, как надо вести себя. Поэтому очень важно учить ребенка и конкретным правилам поведения, и умению находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил.
Разъяснение правил культурного поведения должно основываться и тесно связываться там, где только возможно, с нормами нравственности. В основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежат моральные принципы нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведение. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать выполнение этих правил с точки зрения нравственности. Тогда единство знания и привычки способствует тому, что поведение становится устойчивым, складываются определенные качества личности, обладатель которых иначе и поступать не может… Всегда быть вежливым, обязательным, точным – значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность.
Каковы же причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения?
Многие дети в начальных классах умеют выполнять и выполняют правила культурного поведения. Они ведут себя достойно в школе, в семье, в общественных местах. Но волнует другое. Еще часто в среде школьников, даже младших, встречается грубость, неряшливость, невоспитанность, несоблюдение приличий, отсутствие элементарного вкуса в одежде. Это вызывает тревогу учителей, родителей и общественности.
Часто учитель приучает детей к культуре поведения от случая к случаю. Если дети не знают, как нужно вести себя в конкретной ситуации, учитель разъясняет, показывает, как надо себя вести, организует упражнения, выдвигает требования, контролирует поведения. Если дети нарушают норму, им указывают на ошибку, Вся эта работа, связанная с конкретной, только что возникшей ситуацией, дает, конечно, некоторый положительный результат, но и стихийность и случайность могут привести к существенным пробелам в воспитании культуры поведения. Поэтому одна из причин нарушения правил заключается в том, что дети просто их не знают. Например, дети не знают, что считается невежливым подавать первым руку, когда здороваешься со взрослым, или неприлично сидеть, когда разговариваешь с взрослым, если он стоит.
Устранить эту причину легко. Содержание правил культурного поведения достаточно полно и подробно раскрыто во многих специальных книгах, брошюрах, статьях, в популярных и педагогических журналах. Итак, учитель, заметив, какие правила неизвестны детям, а иногда и родителям, должен рассказать о них.
Другие правила дети знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступить место в транспорте, и уступают, но часто делают это навязчиво и подчеркнуто. Получается, учитель должен не только рассказать ох том или ином правиле, но и показать, как надо его выполнять.
В других случаях дети знают правила, но не выполняют их. Например, они знают, что надо соблюдать гигиенические правила: чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого, главным образом, из-за лени, отсутствия волевого усилия, когда надо заставить себя сделать то, чего не хочется. Некоторые правила дети не выполняют, считая их ненужными и неважными. Они убеждены, что многие правила придумали взрослые и заставляют их выполнять, а на самом деле для жизни эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не соблюдают известных им норм, например, в своем детском обществе, в коллективе сверстников они не говорят слов вежливости ( «спасибо», «пожалуйста» и др.), не считают зазорным быть грязным и грубым. Получается, только знания правила поведения не делает школьников воспитанными и культурными. Усвоение правил поведения предполагает позитивное отношение к ним школьников и активное стремление следовать правилам.
Важно добиться того, чтобы требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, шли не только от взрослых, но и от самих школьников. Некоторые подростки считают, что можно быть хорошим гражданином, не выполняя правил культурного поведения. Под влиянием таких «нигилистов» и младшие перестают выполнять даже простые правила вежливости, боясь быть осмеянными. Преодоление такого мнения - важная задача учителя. Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определенных норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.
Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребенка людях. Дело в том, что взрослые далеко не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице. Они бывают нервными и грубыми, бестактным и невежливым, т.е. позволяют себе такое поведения, резко осуждается у детей.
Итак, воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено до родителей и других воспитателей детей.
Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что разные взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительным; неодинаковые требования предъявляют семья и школа. Характер требований, их последовательность и объем разные у отца и матери, у родителей и бабушек и дедушек, других членов семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет правила поведения, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым (и наоборот), может быть предупредительным по отношению к родителям и невнимательным и бестактным по отношению к бабушке.
Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны друг к другу, приветливые, вежливые, предупредительные, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать навыки и привычки культурного поведения у ребенка, если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, а в доме не соблюдаются чистота и порядок.
Единство требований школы, семьи и всех взрослых людей по отношению к младшим, когда никто не может пройти мимо нарушения правил ребенком (пусть это даже чужой ребенок), должно стать законом нашей жизни.
Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети, - если браться за это от случая к случаю, толку все равно не будет.
Необходимо показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения важно не только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит. А этого, к сожалению, не всегда придерживаются в семье. Приходят гости – на стол подаются салфетки, вилки, ножи; но в обычные дни и первое, и второе ребенок ест ложкой – где же ему приучиться красиво есть ножом и вилкой? Потом родители удивляются, что ребенок не умеет вести себя в гостях за столом… Удивляться тут, собственно, нечему. Надо очень тщательно следить за тем, чтобы именно в каждодневной жизни соблюдались правила вежливости, приличия, хорошие манеры.
В начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно, выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, так вряд ли это нужно. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Эта задача сложная, и чтобы успешно разрешить ее, необходимо следующее. В работе с детьми нужно учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять то же правило в различных условиях. Следует помнить, что для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост.
Например, ребенок знает, что в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только со своей учительницей. Даже первоклассник довольно быстро овладевает этим правилом. В школе он всегда здоровается со всеми учителями, родителями. А вот за пределами школы, на улице ребенок может не выполнять это правило. И вовсе не по злому умыслу или по причине беспамятства. Просто он не знает, что, встретив на улице, в магазине, в кино знакомого (учителя или маму, папу своего товарища и др.), надо с ним обязательно поздороваться. Или другой пример. Дети научились уступать место старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе и т.п. Они делают это охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка в школу. Ученик сидит, а бабушка стоит, иногда еще разговаривает с учеником. И он не догадается предложить ей сесть. Мальчик приучен уступать место пожилым только в транспорте.
Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, под влиянием общественного мнения коллектива, состоящего.
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами, используемыми мною в работе, являются приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий.
В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения разные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа о прочитанном рассказе, стенды по культуре поведения. Главная задача нравственного образования - формировать нравственные представления и понятия как доброжелательность, справедливость, гуманность, дружба, общество и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидна для младших школьников.
Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место занимает беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.
Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения – использование литературных произведений – рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения и негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них. Прекрасным материалом для этой работы являются стихотворения А. Барто «Любочка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Вл. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать смех как средство воспитания. Не следует непосредственно связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не стараются исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда начинают поступать назло учителю.
Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы педагогического коллектива и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, манеры в них воспитываются, и, что важнее, в этом же направлении вести работу дома, в семье.
Очень важно постоянно проверять эффективность проведенной работы. Основным показателем ее успешности является общее и нравственное развитие детей. Учитель систематически должен следить за тем, как меняется поведения детей, как они ведут себя без его постоянного контроля, насколько устойчивы приобретенные положительные привычки, как развивается детское сознание. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в систему работы, усовершенствовать ее.
Работа по воспитанию культуры поведения проходит успешно, если в ней принимают участие все учителя начальных классов. Усилия одного учителя, который ведет работу только в своем классе, не могут дать устойчивого положительного результата. Дети, выходя за стены своей классной комнаты, будут постоянно встречаться с другими школьниками, от которых не требуют выполнения необходимых правил культурного поведения. Трудно будет создать и общешкольные общественное мнение, осуждающее нарушение правил поведения.
Предъявление одинаковых требований к поведению учеников составляет обязательное условие в работе по воспитанию культуры поведения. «... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса», - писал А. С. Макаренко.
На педагогическом совете, на методическом объединении учителей начальных классов нужно определить содержание и методы работы по воспитанию культуры поведения, обязательность ее проведения во всех начальных классах. Целесообразно проводить открытые занятия по культуре поведения, обсуждать методическую сторону их проведения коллективно, находить более сделанные формы работы с детьми.
Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективна, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретение моральных представлений.
Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Красиво оформлены классные помещения, со вкусом оформленные интерьеры. Если в доме грязно и неуютно, разрешается по школе ходить в верхней одежде, нет бытового уголка, зеркала, где можно привести себя в порядок, то трудно требовать от школьников чистоты, опрятности, подтянутость во внешнем виде.
Поведение учителя, его внешний вид, тон и стиль обращения с другими учителями, родителями, учениками имеют решающее значение в формировании воспитанности школьника. Учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные замечания, что родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание культуры поведения. Правила вежливости, культура речи, точность, обязательность формируются гораздо быстрее, если в школе создана общая атмосфера дружелюбия, внимания друг к другу, товарищеской помощи и заботливости.
Рассмотрим основные правила культурного поведения:
I. Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.
Ежедневно вставай в то самое время, проветривай комнату и делай зарядку.
Утром надо умываться, чистить зубы, мыть уши и шею.
Перед сном надо умыться, хорошо проветрить комнату.
Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.
Пользуйся носовым платком, следи, чтобы нос у тебя всегда был чистым.
При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.
Держи в порядке волос: они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или заплетенные в косы.
Надо научиться и всегда делать самому: красиво застилать кровать, пришивать воротничок, стирать и гладить его, пришивать пуговицы, чистить ботинки.
Умей накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться прибором, культурно есть.
Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Одежда должна быть чистой, выглаженной.
В школе надо быть в школьной форме, дома - переодеться в домашнюю одежду, в гости принят одеваться особенно опрятно, празднично, нарядно.
Уходя из дома, посмотри на себя в зеркало: все ли в порядке?
Нужно бережно относиться к своей одежде и обуви, самому следить за ее чистотой.
Научись красиво носить свою одежду, пусть она тебя не сжимает, будет «настоящей и выглаженной.
Держи в порядке свои домашние и школьные принадлежности.
Поддерживай в своем рабочем уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий заключай всегда на то же место.
Любую вещь, которую он взял, положи на ее постоянное место: ножницы, иглу, расческу, книжку.
Пальто всегда вешай на свою вешалку, не оставь на стул. Домашняя одежда всегда, лежит на своем ли месте вешается на плечики, на которых висит форма.
Игрушки тоже держи в порядке. После игры все забери на место.
II. Правила вежливости и культуры речи.
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствия.
Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
С взрослым нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и говори стоя.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» ( «спасибо», «пожалуйста»).
В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по мелочам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
Вежливый человек приветливый и внимательный к другим. Если его о чем-то или спрашивают, просят сделать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.
Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и т.п.), сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
III.Правила поведения в школе.
В школу стоит приходить аккуратно одетым, в хорошо отутюженной форме, гладко причесанным, в хорошо начищенной обуви.
Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в сумку.
В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри обувь.
Мальчики у входа в школу снимают шапки.
Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
На уроке. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.
Если в класс входит взрослый (учитель, директор, отец и др.), все дружно встают за партами, здороваясь с тем, кто вошел. Сесть можно только после разрешения учителя (директора и др.).
Чтобы правильно встать за партой, надо осторожно и тихо подняться, спокойно опустив руки.
Во время урока сидеть возлагается непосредственно. Руки лежат на парте, ноги на полу; оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке нельзя.
Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и когда хочешь спросить что-либо у учителя.
Когда учитель позволит ответить на вопрос, нужно спросить его о чем-нибудь, надо встать. Разговаривать с учителем надо стоя.
Обращаться с просьбой к учителю или товарищам надо, употребляя вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо».
У доски стой прямо. Выходя к доске, оправь свою форму.
Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай.
На перемене. Выходить на перемену можно только после того, как позволит учитель.
После слов учителя: «Урок окончен» - все выстраиваются по рядам и по очереди выходят из класса, не толкая в дверь и не пытаясь пройти вперед учителя.
На переменах в классе могут оставаться только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещения и выполняют разные распоряжения учителя. После работы очередные моют руки.
В коридоре надо пытаться ходить по правой стороне, нельзя бегать, кричать, держать руки в карманах, жаться к стенке, затевать драку.
Во время перемен можно играть в разные игры.
Со всеми взрослыми и с дежурными по школе, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться,
Если в дверях встретился взрослый (учитель), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
Завтракать во время перемены нужно в столовой, в буфете. Дети, приносящие завтрак с собой, остаются в классе на большой перемене, расстилают салфетку на парте и едят, стараясь не крошить на пол. Есть на ходу, гуляя по классу или коридору, нельзя.
Завтрак, купленный в буфете, надо есть в буфете. После завтрака надо вытереть платком или салфеткой руки, чтобы не испачкать своей одежды, тетрадей и книг.
Бумажки, огрызки стоит бросать в специальную урну.
В перемену нужно не забыть зайти в туалетную комнату, чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.
В библиотеке. Книги следует возвращать в указанный срок.
С библиотечной книгой нужно обращаться особенно аккуратно: не загибать углов, не пачкать страниц.
Если видишь, что страница плохо держится, подклей.
Возвращая книгу, будь готов ответить на вопросы библиотекаря о содержании книги.
Правила поведения в гостях.
Благодари, если тебя приглашают в гости.
Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.
На день рождения принято приходить с подарками. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку. Школьник может подарить аккуратно выполненную поделку, вышивку и др. Если у школьника есть небольшие сбережения, то он может купить недорогой подарок ко дню рождения родителей, друга, родственника.
В гостях будь приветлив и весел. Вел себя просто, не привлекай внимания окружающих, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.
Если ты умеешь печь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят об этом, не отказывайся.
Если тебя угостят, не следует ли привередничать спешить попробовать вкусные угощения,
Исходя через стол, скажи «спасибо».
Если к тебе придут гости, подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь им предложить.
Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А потом эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать в соответствии с известными им правилам. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, что дети делают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
Выполнение общественных поручений требует от детей не только умение выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, третьеклассники шефствуют над первоклассниками, играют с дошкольниками, дежурят на своем этаже, собирают макулатуру. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной степени облегчает работу учителя по воспитанию культуры поведения.
Вашему вниманию предлагаю сценарий двух мероприятий, направленных на формирование культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Беседа «Чувства… что мы знаем о них?»
Задачи: помочь учащимся понять, что чувства способны испытывать не только люди, но и животные; развивать наблюдательность, внимательность; научить определять, какие чувства испытывают домашние питомцы.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а: рассматривание иллюстраций (разные эмоциональные состояния человека и животных) и беседы с детьми; чтение художественной литературы о животных.
Х о д з а н я т и я
- Вводная часть.
- Вопросы:
- Какие органы чувств вы знаете? (Рот, нос, глаза, уши, кожа.)
- А что бы случилось с человеком, если бы он разучился пользоваться своими органами чувств?
Дети рассуждают.
- Как вы думаете, а у животных есть органы чувств? Какие?
2. Загадки.
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам… (глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет… (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши… (ушки)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша … (кожа).
- Игра «Охота».
Несколько детей – охотники. Им завязывают глаза. В противоположном конце класса спрятана корка апельсина или любое другое ароматное вещество. Охотники должны по запаху обнаружить предмет.
Обсуждение по вопросам:
- Что помогло обнаружить?
- У какого домашнего животного сильно развит нюх?
- Для чего ему нужен нос?
- Для чего нос диким зверям?
- Расскажите о каком-нибудь звере: зачем ему нос, глаза, уши, рот.
- Рассказ о своем домашнем животном.
-Какие чувства оно проявляет? Когда? По каким поводам?
- Игра «Поделись радостью с другом».
- Расскажите, чему больше всего вы радуетесь. От чего испытываете чувство радости?
- Знакомство со словами, влияющими на хорошее настроение.
Каждый день мы с вами идем вперед по пути здоровья, чтобы навсегда стать жителями страны Здоровья. Разные доктора помогают нам на этом пути.
- А какой доктор помогает нам сохранить хорошее настроение и дарить радость? (Доктор Любовь)
Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать.
От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет вам удачу, что вы справитесь со всеми трудностями.
Вырабатывайте привычку каждый день улыбаться друг другу.
Улыбка – это залог хорошего настроения.
- Что еще может сохранить хорошее настроение? (Добрые слова, сказанные искренне и идущие от сердца.)
- Какие причины могут влиять на настроение? (Интересно – не- интересно, доволен – недоволен, усталость, веселье, огорчение, скука, радость и т.д.)
- Знакомство с правилами воспитанного ученика.
На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая, слушай ,не перебивая,
Говори ты четко, внятно, чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать, надо руку поднимать.
На математике считают, на перемене отдыхают.
Будь прилежен на уроке, не болтай, ты не сорока.
Если друг стал отвечать, не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу – поднимай спокойно руку.
Знай, закончился урок, коль услышал ты звонок.
Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда готовым.
Чтоб не тревожились врачи, на перемене не кричи!
8. Итог занятия.
- Что же помогает нам сохранять хорошее настроение и дарить людям и животным радость? (Любовь.)
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Доброе слово – что ясный день».
Цели: показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, тема классного часа и пословицы записаны на доске, сказки для чтения «Гуси-лебеди», «Морозко», ларец добродетелей, «Заветные» слова в ларце, у каждого ученика нарисованный осенний плод, корзина.
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
У ч и те л ь. Сегодня, ребята, мы с вами будем вспоминать сказки. Вы любите сказки?
- Почему положительным героям всегда помогают птицы, звери, природа?
- Вспомните, что за сказка (Дети по иллюстрации узнают сказку «Гуси-лебеди».)
- Что там происходит? (Дети начинают вспоминать, а учитель по ходу их рассказа сам выразительно читает маленькие отрывки.)
У ч и т е л ь. Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на ее вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз? А почему потом они помогли ей?
У ч е н и к и. Она была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они тоже ответили на ее просьбу.
У ч и т е л ь. Есть очень хорошая пословица: « Доброе слово – что ясный день». Как вы ее понимаете?
У ч е н и к и. Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.
У ч и т е л ь. Давайте заглянем в другую сказку. Как она называется?
(вывешивается иллюстрация к сказке «Морозко».)
Помните, как падчерица согрела теплым словом Деда Мороза?
(Зачитываются отрывки из сказки).
Игра «Ручеек»
У ч и т е л ь. Давайте теперь сами побываем в роли волшебников и подарим друг другу добрые слова. Поиграем в игру «Ручеек». Встаньте парами друг за другом, соединив руки вверху дугой. Это «ручеек». Один водящий проходит через «ручеек» и выбирает себе нового партнера, при этом говоря ему приятные слова – комплименты.
(Идет игра, где учитель может первым пройти через «ручеек» и, взяв в пару самого невыбираемого детьми ученика, сказать ему теплые, доброжелательные слова.)
У ч и т е л ь: Сохраните этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.
У ч и т е л ь. А теперь заглянем в наш ларец добродетелей. Как вы думаете, что там? (выслушиваются предположения детей.)
Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…?»
(По мере произнесения этих слов, детьми из ларца вынимаются и прикрепляются к доске или стенду слова:
*помогать там, где нужна моя помощь;
*понимать другого;
*заботиться о близких;
*выручать друзей в беде;
*не ссориться;
*улыбаться тем, с кем общаешься;
*сочувствовать.)
У ч и т е л ь. Как вы думаете, это трудно? Какой вывод мы можем сделать?
Добро и зло творитьВо власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней!
- Почему? (Высказывания детей.)
- Обидеть или погладить легче?
Работа с пословицами
(Пословицы записаны на доске.)
У ч и т е л ь. Пословица гласит: «Обидеть – что ударить, приласкать – нужно слова искать». А еще в народе говорят: «Осень красна – плодами, а человек – делами». Как вы думаете, какое отношение эти пословицы имеют к нашему диалогу?
Практическая работа
У ч и т е л ь. Перед вами на партах дары осени – плоды.
(Плоды нарисованы на бумаге и лежат у каждого на парте.)
Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброго.
Напишите об этом на плодах и положите их в корзину.
(дети работают и прикрепляют плоды в корзину, изображенную на рисунке на доске.)
Богатый урожай получился.
- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что-то доброе?
Вывод
На доске открывается пословица: « Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие».
- А вот и вывод, который тоже выражен в пословице. Согласны с ним?
Игра «Да – нет»
У ч и т е л ь. Давайте поиграем в игру «Да- нет». Если вы согласны будете со мной, то хором отвечайте – «да!». Если не согласны, отвечайте – «нет!»
Вы смелые? – Да!
Умелые? – Да!
Ленивые? – Нет!
Красивые? – Да!
Крикливые? – Нет!
Веселые? – Да!
Милые? – Да!
Послушные? – Да!
Драчливые? – Нет!
Счастливые? – Да!
Подведение итогов
- Какую пословицу запомнили?
- Какой вывод сделали?
Дополнительный материал
Дорога Добра (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет себя
Не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра.
Ах, сколько разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон внегласный.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра.
Игра «Комплимент»
Волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. На этот стул по очереди садятся два одноклассника- мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Доска делится пополам, слева написано слово «мальчик», справа – слово «девочка». Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку, учитель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети по очереди садятся на стул, и остальные рассказывают о них только хорошее, что о них помнят и знают.
Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определённых норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.
Необходимо заметить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно связаны между собой и во все времена были важными направлениями воспитательной работы школы. Однако часто такое воспитание сводилось к набору внеклассных мероприятий, которые не всегда учитывали личностные переживания и чувства учащихся, их потребности и личную заинтересованность. В наше сложное время особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны время и специальные усилия, чтобы процесс воспитания нравственного и культурного поведения был не стихийным и кратковременным, а системным и глубоким. Сегодня такое воспитание предполагает формирование этической культуры школьников, развитие мышления и обогащение ребёнка эмоциональным опытом переживаний.
ЛИТЕРАТУРА:
- Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе.- М.2005г.
- Хрипкова А.Г. Младший школьник.-С.-П.2009г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе.- М.- 2010г.
- Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – К.2008г.
- Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах- М. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...
"Воспитание культуры поведения младших школьников".
Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...
Воспитание культуры поведения младших школьников.
Данный материал пригодится учителю начальных классов для проведения внеурочной деятельности, родтиельских собраний....
Воспитание культуры поведения младших школьников
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Группы продлённого дня имеют большие возможност...
Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников" 2 класс
Данную презентацию можно использовать для проведения родительского собрания во 2 классею Конспект собрания прилагается....