Классный час «Культура речи».
классный час (2 класс) на тему
Классный час «Культура речи или Путешествие по морю Слов».
Цели: углубление и закрепление знаний о правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка;
формирование через культуру человеческого общения внутренней культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Культура речи или Путешествие по морю Слов».
Цели: углубление и закрепление знаний о правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка;
формирование через культуру человеческого общения внутренней культуры личности.
Задачи:
- закреплять правильные речевые навыки в различных речевых ситуациях;
- развивать языковое чутьё, память, внимание;
- воспитывать любовь к родному языку;
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, веру в собственные силы, умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал
Форма проведения – игра-путешествие.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
- Ребята, любите ли вы путешествовать? А почему? (Ответы детей.)
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Попробуйте определить, куда и зачем. Для начала, отгадайте загадку:
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек)
Какое главное отличие человека от животного? Сможет ли человек, живущий в одиночестве и никогда не видевший людей, научиться говорить? Что необходимо, чтобы человек стал «разумным»? (Ответы детей.)
Человеку необходимо общение, а для общения нужна речь. Общаясь, мы говорим друг другу разные слова.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А.Шибаев
Слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно рассмешить, поддержать, утешить в трудную минуту. Если вы хорошо владеете словом, то можете стать интересным собеседником. Задумывался ли кто-нибудь из вас, что и как нужно говорить, чтобы ваша речь была понятной и приятной?
Сегодня мы отправимся в путешествие по морю Слов, попытаемся разобраться с некоторыми ошибками, встречающимися в нашей речи, вспомним, какие слова могут её украсить.
В ходе нашего путешествия мы начнем составлять памятку «Культура речи».
(В ходе занятия, в зависимости от темпа работы класса, дети могут выбирать из предложенных табличек нужные и прикреплять на доску или самостоятельно записывать маркером правила.)
II. Основная часть.
1). Касса
Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен билет. Этот билет не простой, а такой же, как в стихотворении Э. Мошковской «Вежливые слова». Послушайте. (Читают подготовленные дети).
Театр открывается! В три часа открылась касса, | — Подходите, — Мне — поближе: Говорит овечка: | Утка: А олень: |
Так какие же слова нам понадобятся, чтобы приобрести билет и продолжить путешествие? (Ответы детей.)
Молодцы, верно. Их называют по-разному: вежливые, «волшебные», этикетные слова. А зачем они нужны в нашей жизни? (Ответы детей.)
Чем чаще, к месту, искренне вы будете употреблять «волшебные» слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться.
Итак, что мы можем записать в нашу памятку «Культура речи», начиная наше путешествие? (Использовать в речи этикетные слова, говорить спокойно и доброжелательно.)
-Давайте назовём такие слова, дополнив стихотворные строчки, и отправимся в путь.
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте).
Если словом или делом Вам помог кто-либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (спасибо)
Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).
Молодцы, вы получаете свои билеты, и мы отправляемся в путь.
2). Остров Жаргонизмов.
На нашем пути в море Слов повстречался остров. Давайте сделаем остановку и познакомимся с его жителями. (Просмотр сюжета «Ералаша»)
«Классный Днепр при клёвой погоде» Лион Измайлов.
Многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки.Вот, например, я вчера встретил во дворе соседского мальчишку Ваню Сидорова.
- Здравствуй, Ваня.
- Здравствуйте.
- Hу, расскажи, Ваня, как дела?
- У, дела моща.
- Что-что?
- Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил. Покатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Hу, которая ржала. Или я не понял ничего.
- Hу, ничего вы не поняли?
- Hу-ка, давай всё сначала.
- Hу, давайте. Значит, один фитиль...
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Hу парень один, длинный, подкатил к шкету...
- Он на чём подкатил, на велосипеде?
- Да не, велосипед у шкета был.
- У какого шкета?
- Hу, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Hу вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он.
- Hу и как, распилил?
- Что распилил?
- Hу велик?
- Чем?
- Hу, этим самым, шнобелем?
- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзиг в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
- Да не было там никакой зимы, там училка была.
- Учительница, ты хочешь сказать.
- Hу да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Hо самая-то укатка, что велик гикнулся.
- Как гикнулся?
- А так, накрылся. Hа мелкие кусочки. Теперь поняли?
- Понял. Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
- Как это не знаю!
- Ты представляешь себе, если бы все говорили так, как ты, что бы получилось?
- Что?
- Помнишь, у Гоголя. "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина".
И дальше:
"Редкая птица долетит до середины Днепра".
- Помню.
- А вот теперь послушай, как это на твоём языке-бзике звучит: "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Hе гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит". Hу как, нравится?
- Hравится, - сказал он и побежал, выкрикивая: "Классный Днепр при клёвой погоде".
-Давайте обсудим этот сюжет. Всё ли было вам понятно? Почему? (Мы услышали много непонятных слов.)
О какой «болезни» нашего языка рассказывает эта история?
В этом сюжете было очень много жаргонизмов или молодежного сленга.
Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Т. е. слова эти понятны лишь узкому кругу людей, определённого возраста или профессии. Например, моряки называют качку - качели, лодку, судно – посудина.
Сейчас русская речь перегружена жаргонизмами. Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Для них жаргон - это «свой» язык. Но только представьте, как школьник, привыкший разговаривать на сленге, будет разговаривать с мамой, бабушкой, продавцом в магазине, учителем в школе.
Чтобы продолжить наше путешествие, нам нужно помочь жителям этого острова избавиться от этой болезни – от жаргонизмов и перевести слова «с русского на русский». Перед вами на экране будут появляться жаргонные или сленговые слова, а вам нужно будет объяснять значение данных слов.
Телик - телевизор. Велик – велосипед. Физра – физкультура. Клевый - хороший, веселый | Домашка – домашнее задание. Днюха – день рождения. Комп, компик – компьютер. |
- К какому сленгу относятся эти слова? (К детскому и молодежному)
- Скажите, пожалуйста, можно обойтись без этих слов?
Да, не только можно, но и нужно. Какое правило мы можем записать в нашу памятку, покидая этот остров? (Стараться избегать в своей речи жаргонизмов.)
- Молодцы, спасибо, помогли жителям этого острова и можем продолжать путешествие.
3). Остров «Слова-сорняки»
На нашем пути в море Слов следующий остров. Его жители приглашают нас в гости. Давайте сделаем очередную остановку и познакомимся с ними.
Послушайте, что они нам расскажут. (Рассказывают дети)
«Жил-был этот, как его…» Э. Мошковская Жил-был этот, как его, Ну и, значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был ещё один чудак – Это в общем значит так. И его любимый зять Звали зятя так сказать А жену звали…ну… А соседа звали… это… А его родители – Видишь ли и видите ли. А ещё какой-то эээ Жил на верхнем этаже… И дружили они все… Ну и значит, и вообще. | «Говорите короче» А. Шибаев
Вот, между прочим, так сказать, |
Какие ненужные слова вы услышали в стихах? Какую ошибку совершают их герои? (Ответы детей.)
Правильно в этих стихах много лишних слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и просто засоряют речь говорящего. Их называют слова-сорняки, слова-паразиты. Конечно, в языке слов-паразитов нет, такими они становятся в нашей речи из-за частого и неуместного их употребления.
Например, рассмотрим обычное слово «короче». Его значение - менее продолжительный, небольшой. Короче становился день. Зимние дни короче летних. Здесь употребление слова короче уместно. Вечером, короче, собираемся у меня. На уроке вчера мы, короче, писали сочинение.
А в этих примерах слово «короче» лишнее. Без него смысл предложений не изменится. Здесь слово «короче» стало словом - сорняком.
- Как вы думаете ,а почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? (Ответы детей)
Всё верно. Это и волнение во время говорения, и неумение подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и бедность словарного запаса говорящего, и своего рода «мода» на некоторые слова.
Давайте поможем жителям этого острова, освободим их от слов-сорняков. Посмотрите на слайд, найдите лишние слова и прочитайте текст без них.
Ну, вот, короче говоря, жили-были дед да баба. Так вот, и была у них Курочка Ряба. Ну, вот, значит, снесла курочка яичко, да, как бы, не простое - золотое. Короче, дед бил - не разбил.Значит, баба била - не разбила.
Между прочим, мышка бежала, хвостиком махнула, раз, яичко упало и разбилось.Так сказать, дед плачет, баба плачет, а Курочка Ряба, как его, кудахчет:
- Не плачь, значит, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое! Ну, вот!
(Дети получают листочки с текстом и зачеркивают лишние слова, читают исправленный текст.)
- Молодцы, и с этим заданием вы легко справились.
Что мы добавим в нашу памятку «Культура речи»?
(Не использовать в своей речи слова-паразиты.)
4). Рифы Ошибок.
Продолжаем наше путешествие. Кажется, начинается шторм. А нам предстоит проплыть мимо рифов Ошибок и не сесть на мель. Для этого мы должны найти ошибки и исправить их. Посмотрите на слайд и послушайте.
(Дети обсуждают ошибки и исправляют их.)
Игорь купил в буфете пирожок с повидлой. (с повидлом)
Мама вымыла голову новой шампунью. (новым шампунем)
Я победю в эстафете. (одержу победу)
У Тани нет зимних сапогов. (сапог)
На моё (мой) День рождения пришли все друзья.
Учебники ложи в портфель. (клади)
Оля одела (надела) новую шапку.
Молодцы. Всё верно. А что мы добавим в нашу памятку.
(Слова в предложениях нужно изменять правильно, не нарушать языковые нормы.)
Молодцы, вы исправили все ошибки и смогли преодолеть рифы Ошибок. Плывём дальше.
5). Мель Ударение.
А что это виднеется впереди? Это какой-то корабль. Пассажиры этого корабля машут и что-то кричат нам. Давайте подплывём поближе и узнаем, что случилось. Оказывается, их корабль сел на мель. Давайте поможем этим путешественникам. Чтобы корабль мог плыть дальше, нам нужно правильно прочитать стихи на слайдах.
Рысь идет на мягких лапах, | На ветку дуба сели белки, |
Из теста сделали кружки, |
Что интересного вы заметили в этих стихах? (Ответы детей)
Правильно, в четверостишиях есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, с разным ударением, имеют разное значение. Мы с вами иногда встречаемся с такими словами в жизни.
Большинство слов в нашей речи имеют только один вариант ударения. Но некоторые люди произносят эти слова неверно.
Проверим, знаете ли вы, как правильно произносить следующие слова. Посмотрите на экран и прочитайте их.
каталог позвала убрала красивее
жалюзи звонит торты каталог
- Молодцы, и с этим заданием справились и помогли пассажирам корабля продолжить плавание. А какое правило добавим в нашу памятку?
( Слова нужно произносить с правильным ударением.)
Для того чтобы узнать, как произносить слово правильно, есть специальные словари ударений и орфоэпические словари.
Послушайте стихи, которые помогут запомнить правильное ударение.
Посадила тётя Фёкла В огороде столько свЁклы! Осенью всех позвалА, За день свЁклу убралА. | Мне купите сладкий торт, Ну а лучше тОрты. Самолёты прилетят днём В аэропОрты. | Подарок выбрать мне помог Один хороший каталОг. КрасИвее я буду всех, И ждёт меня во всём успех. |
Поставьте жалюзИ на окна, Ведь это, вам скажу, удобно. | Он звонИт, Они звонЯт. Очень встретиться хотят. | ШАрфами горло своё закрывайте,и не болейте, И не чихайте. |
6). Наше путешествие подходит к концу. Справиться со всеми трудностями нам помогли умение быть внимательными, дружными, трудолюбивыми. Сегодня мы работали над чужими ошибками в речи. Увидели, что эти ошибки бывают разными. И это лишь малая часть большой работы над грамотной речью. Надеюсь, вы запомнили некоторые правила, о которых мы говорили в нашем путешествии. Недаром поговорка гласит: «На ошибках учатся».
Нам нужно возвращаться на берег. Чтобы причалить к берегу, давайте вспомним пословицы о речи, словах, языке.
(Ответы детей)
Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
Слово - серебро, молчание - золото.
Где много слов, там мало дел.
Доброе слово и кошке приятно.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Языком не торопись, а делом не ленись.
- Подумайте, чему учат эти пословицы. Какие правила добавим в нашу памятку? (Не высказывайте необдуманные мысли. Не будьте многословны.)
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Мы причалили к берегу. Давайте вспомним все правила, которые сегодня для себя вывели.
Памятка «Культура речи».
1. Использовать в речи этикетные слова, говорить спокойно и доброжелательно.
2. Стараться избегать в своей речи жаргонизмов.
3. Не использовать в своей речи слова-паразиты.
4. Слова в предложениях нужно изменять правильно, не нарушать языковые нормы.
5. Слова нужно произносить с правильным ударением.
6. Не высказывать необдуманные мысли. Не быть многословными.
- Если вы будете соблюдать эти простые правила, вы станете интересным собеседником. Не забывайте, что в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура.
А сейчас подумайте, как вы поработали на занятии, посмотрите на слайд и оцените себя.
Не было ничего интересного для меня. – Потопайте.
Здорово, мне понравилось! – Похлопайте.
Спасибо всем за работу.
Источники:
http://tolkslovar.ru/k14341.html
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/linguistics/slova-parazity-v-russkom-jazyke.html
http://chisto-po-russki.ru/vyirazitelnost-rechi/slova-parazityi
http://www.rusinkg.ru/russkij-yazyk/article/43-velikij-i-moguchij/193-aforizmy-o-russkom-yazyke
http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_speech.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
КЛАССНЫЙ ЧАС по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво». в 1,3 классах.
Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»...
Классный час на тему "Культура речи"
Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего ур...
Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"
Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....
Классный час "Культура речи"
формирование культуры поведения учащихся; закрепление правила культурного общения...
Классный час на тему: "Развитее культуры речи у детей младшего школьного возраста"
Рекомендуется для учеников 3 класса.Включает в себя высказывания русских писателей о родном языке.Инстценирование,чтение стихотворений.Живое обсуждение актуальности темы культуры речи....
Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")
Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и про...