КЛАССНЫЙ ЧАС по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво». в 1,3 классах.
классный час по теме
Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_kulture_rechi_pravilno_li_my_govorim-_meropr.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво».
Учитель:
Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»
Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)
А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?
Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.
Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.
СЦЕНКА №1.
Сценарий зачитывает учитель.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим . А в каком классе учишься, молодой человек?
Петя: В 3 -ым
Доктор: В пятом «ым»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор: Порядочек… Железно… Круто ). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).
Учитель:
Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом?
Какой рецепт дал доктор?
Учитель:
Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.
Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.
Повторяйте дружно за мной и запомните, где в этих словах стоит ударение:
АЛФАВИТ, АГЕНТ, ДОГОВОР, ДОКУМЕНТ, ДОСУГ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, МАГАЗИН, ПОНЯЛ, КРАСИВЕЕ.
Учитель: (медленно):
Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому, как его… к словарю.
Беда в том, что из тридцати сказанных слов, достаточно было сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова – лишние, слова-паразиты: НУ, ВОТ, ПОНИМАЕТЕ, ТАК СКАЗАТЬ, ЗНАЧИТ.
Некоторые ребята следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения.
Обсудим ситуацию. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Сережа, свое сочинение.
Сережа: Пришла весна. Все просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул теплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.
Сережа уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель.
Учитель Интересно было слушать сочинение Сережи о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Сережу не узнаете.
Сережа (размахивая портфелем): Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда!
Появляется Мишка.
Миша: Ну как сочинение?
Сережа: Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнем в кино? Там, говорят, фильм клевый…
Учитель:Что же ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!
Учитель:Правильно ли поступает Сережа? Не видели ли вы среди своих знакомых такого Сережу?
Учитель:Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М.Червинского «Как его зовут?»
Спасибо, здравствуйте, простите
Произносить он не привык.
Простого слова извините
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Учитель:Вы не встречали таких ребят?
Какая речь вредит человеку, становится его врагом? (небрежная, засоренная пустыми, бессмысленными словами, злая, жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь).
Учитель:Ребята, русский язык необыкновенно красив и богат. Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».
«Великим, могучим, правдивым и свободным» назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом.
Он мудростью народною отмечен.
Овладевайте литературным языком,
Боритесь за культуру речи!
МБОУ «Пичпандинская СОШ»
КЛАССНЫЙ ЧАС
по культуре речи
« Говори по-русски грамотно и красиво».
в 1,3 классах
Учитель: Поршина Ольга Ивановна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка
Опыт работы показывает, что всё-таки многие выпускники школы по-прежнему слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это показывают и результаты тестирования по русскому языку. Из трех...
Формирование культуры речи на уроках русского языка в начальной школе
Формирование культуры речи на уроках русского языка в начальной школе...
Система упражнений для формирование навыков культуры речи на уроках русского языка во 2 классе
Данная система упражнений направленна на формирование культуры речи на уроках русского языка во 2 классе....
Классный час "Культура речи"
формирование культуры поведения учащихся; закрепление правила культурного общения...
Классный час «Культура речи».
Классный час «Культура речи или Путешествие по морю Слов».Цели: углубление и закрепление знаний о правильной грамотной речи, соответствующей нормам русского литературного языка;формировани...
Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")
Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и про...
Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....