Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»
методическая разработка на тему
Внеклассное мероприятие для начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам».
Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов на тему:
« Путешествие в страну « Устное народное творчество»
Учитель начальных классов: Доронина М.Ю.
2016 г.
Цель: формировать знания об устном народном творчестве.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Коррекционно-развивающие :
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
• коррекция двигательных нарушений;
Воспитательные:
• воспитывать положительную учебную мотивацию;
• доброжелательное отношение друг к другу.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами, пословицы, поговорки, сказки, частушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
- Что означают слова «Русь», «Россия»?
- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Мы разделимся на 3 команды . Не забывайте, работать в команде вы должны дружно, помогать друг другу. Тогда все препятствия мы преодолеем.
2. Основная часть.
1 остановка: Пословицы.
«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.
Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц». Каждая команда получает конверт с заданием. Нужно соединить начало и конец пословицы.
1 команда
Нет друга - ищи , а нашёл - береги.
2 команда
Труд кормит, а лень портит.
3 команда
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Конкурс «Закончите пословицы».
1 команда
Старый друг лучше…(новых двух).
2 команда
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
3 команда
Ученье свет, …(а неученье тьма).
2 остановка: Поговорки
Каждая команда получает конверт с заданием. Вам нужно найти конец поговорки на картинке.
Труслив как… заяц.
Хитёр как… лиса.
Голоден как… волк.
Здоров как..бык.
Грязный как..свинья.
Колючий как…ёж.
3 остановка: Скороговорки
- Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
- Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них.
Скороговорки:
1 команда:
1)Все бобры для своих бобрят добры.
2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
2 команда
1)Иней лег на ветви ели
Иглы за ночь побелели.
2)Слишком много ножек у сороконожек
3 команда:
1)Белые бараны били в барабаны.
2)Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
4 остановка: Загадки.
-Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
- Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка».
1. Тёплый, мягкий и блестящий,
С тёмной корочкой хрустящей.
Спросим мы у детушек-
Что же это? ( хлебушек)
2. Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нём так много разных дыр.
Догадались? Это…( сыр)
3. Что за белая водица
С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко.
Это просто….( молоко).
4. В белом мешочке жёлтый камушек ( яйцо)
5. Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок
Получили мы... (творог)
6. Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? ( каша).
5 остановка: Русские народные сказки.
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.
А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.
1 конкурс « Назови сказку» по иллюстрации. Дети отгадывают название сказки по иллюстрации.
2 конкурс. «Узнай сказку и её героев»
Сказки просят:
- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)
2) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
3) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
4) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..
(«Снегурочка»)
5) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)
6) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
( «По щучьему веленью» )
3.Конкурс
Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые)
Кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро..
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.
Следующее задание « Исправь ошибку»
По-собачьему велению.
Иван-царевич и зелёный волк.
Мальчик с кулачок.
3. Итог занятия
-
Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
путешествие по жанрам устного народного творчества
Это мероприятие проводилось в 1-2 классах....
Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»
Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся...
Игра – путешествие по стране «Устное народное творчество»
Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество»...
Внеклассное занятие Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Внеклассное занятие для начальных классов по литературному чтению....
«Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Открытое внеклассное мероприятие для 3 класса на тему:«Путешествие в страну «Устное народное творчество»»...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»
Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...
Разработка урока. Путешествие по городам устного народного творчества
1.Образовательные цели: В игровой форме обобщить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»; закрепить знания о жанрах устного народного творчества ,традициях русского народа....