Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»
методическая разработка на тему

Доронина Марина Юрьевна

Внеклассное мероприятие для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам».

Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов на тему:

« Путешествие в страну « Устное народное творчество»

Учитель начальных классов: Доронина М.Ю.

2016 г.

Цель: формировать знания об устном народном творчестве. 


Задачи:
Образовательные:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Коррекционно-развивающие :
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
• коррекция двигательных нарушений;
Воспитательные:
• воспитывать положительную учебную мотивацию; 
• доброжелательное отношение друг к другу.


Методы: словесный, наглядный, практический.


Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.


Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами, пословицы, поговорки, сказки, частушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

- Что означают слова «Русь», «Россия»?
- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. 
 Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Мы разделимся на 3 команды . Не забывайте, работать в команде вы должны дружно, помогать друг другу. Тогда все препятствия мы преодолеем.

2. Основная часть.

1 остановка: Пословицы.


«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа. 
Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц». Каждая команда получает конверт с заданием. Нужно соединить начало и конец пословицы. 
1 команда 
Нет друга -  ищи ,  а нашёл -  береги.
2 команда
Труд кормит,  а лень портит.

3 команда
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 Конкурс «Закончите пословицы». 
1 команда
Старый друг лучше…(новых двух).
2 команда
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)

3 команда
Ученье свет, …(а неученье тьма).

2 остановка: Поговорки

Каждая команда получает конверт с заданием. Вам нужно найти конец поговорки на картинке.

Труслив как… заяц.

Хитёр как… лиса.

Голоден как… волк.

Здоров как..бык.

Грязный как..свинья.

Колючий как…ёж.

3 остановка: Скороговорки 
- Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
- Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них.

Скороговорки: 
1 команда:
1)Все бобры для своих бобрят добры. 
2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

2 команда
1)Иней лег на ветви ели
Иглы за ночь побелели.

2)Слишком много ножек у сороконожек
3 команда:
1)Белые бараны били в барабаны.
2)Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

4 остановка: Загадки.
-Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
- Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка». 


1. Тёплый, мягкий и блестящий,

С тёмной корочкой хрустящей.

Спросим мы у детушек-

Что же это? ( хлебушек)

2. Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нём так много разных дыр.

Догадались? Это…( сыр)

3. Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко.

Это просто….( молоко).

4. В белом мешочке жёлтый камушек ( яйцо)

5. Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок

Получили мы... (творог)

 

6. Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? ( каша).


5 остановка: Русские народные сказки. 
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. 
А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

1 конкурс « Назови сказку» по иллюстрации. Дети отгадывают название сказки по иллюстрации.

2 конкурс. «Узнай сказку и её героев» 
Сказки просят:
- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)
2) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
3) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
4) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..
(«Снегурочка»)
5) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)
6) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал. 
( «По щучьему веленью» )

3.Конкурс
Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые)
Кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро..
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

Следующее задание « Исправь ошибку»

По-собачьему велению.

Иван-царевич и зелёный волк.

Мальчик с кулачок.

3. Итог занятия

-
Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие по жанрам устного народного творчества

Это мероприятие проводилось в 1-2 классах....

Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»

Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся...

Игра – путешествие по стране «Устное народное творчество»

Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество»...

Внеклассное занятие Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Внеклассное занятие для начальных классов по литературному чтению....

«Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Открытое внеклассное мероприятие для 3 класса на тему:«Путешествие в страну «Устное народное творчество»»...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»

Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...

Разработка урока. Путешествие по городам устного народного творчества

1.Образовательные цели: В игровой форме обобщить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»; закрепить знания о жанрах устного народного творчества ,традициях русского народа....