путешествие по жанрам устного народного творчества
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных классов Шаховой Л.Н.
Мероприятие, проведённое в 1-2 классах.
(Проектная деятельность)
Тема: «Путешествие по жанрам устного народного творчества».
На уроках литературного чтения, изучая раздел «устное народное творчество» я заметила, что дети проявляют особый интерес к жанрам У. Н. Т. Тогда и пришла идея: а что если дать ученикам задание, пусть они сами найдут ответы на свои вопросы.
Класс поделили на 4 группы. Каждая группа выбрала себе задание.
- Проект на тему «Русские народные сказки»
- Проект на тему «Загадки»
- Проект на тему «Русские народные песни»
- Проект на тему «Народные игры»
Цели:
образовательная:
обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в пословицах; отрабатывать чёткость произношения скороговорок; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, играми, танцами; научить исполнять танец с деревянными ложками;
развивающая:
развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;
воспитательная:
воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству, воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. Сообщение темы мероприятия.
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Веселья Вам да радости.
- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».
2. Подготовительный этап – беседа.
Учитель:
- Что означают слова «Устное народное творчество»?
(На доске прикреплён «цветок» на лепестках названия: сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, шутки, частушки, прибаутки…)
В путешествии помогут нам лепестки этого волшебного цветка, который называется «Устное народное творчество» (У.Н.Т.)
3.Основная часть.
- Ответьте на вопрос. В каком жанре народного творчества сокрыта народная мудрость? (Пословицы.)
Лепесток «Пословицы»
- О чём бывают пословицы?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
(Делу время, потехе – час.
Терпенье и труд всё перетрут.
Семь раз примерь, один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
-А какие пословицы о дружбе?
(Нет друга – ищи, а нашёл, береги.
Все за одного, один за всех.
Старый друг лучше новых двух.)
- А вы знаете кого на Руси называли Ярило? (Солнышко.)
Оно приготовило вам задание.
-К каждой пословице найдите её концовку.
Лесом шёл, … (а дров не видел.)
Под лежачий камень … (вода не течёт.)
Мороз невелик, … (да стоять не велит.)
Встать пораньше, … (да шагнуть подальше.)
- Найдите начало пословиц.
… делаешь насмех. (Делаешь наспех)
… щепки летят. (Лес рубят)
Каждый раз выясняем почему так говорят.
- А знаете ли вы, как веселился русский народ?
Лепесток «Русские народные песни»
(рассказывают об истории возникновения русских народных песен ученики. Поют русскую народную
песню «В огороде малина…» Играют на народных инструментах.
- Скажите, что помогало русскому народу в труде и в веселье? (Музыка.)
- Какие русские народные инструменты вы знаете? (Рожок, балалайка, трещотки, свистульки, ложки, гармошка.)
- Догадайтесь, какие русские народные музыкальные инструменты исполняют данную мелодию.
(Звучит музыка в записи.)
Следующий лепесток под названием «Сказки».
- Вспомните какие русские народные сказки вы читали?
(Сообщение о сказках. Ученики рассказывают о том, какие бывают сказки, как сочинялись сказки в старину. ) «
Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»
- Если отгадаем загадку, то узнаем название следующего лепестка.
Кто в дом ни идёт,
Меня за руку берёт. (Дверь.)
Лепесток «Игра» … Давайте поиграем в русскую народную игру.
- А что бы выбрать ведущего, надо посчитаться.
- Кто из вас знает народные считалочки?( Разучиваем считалки)
Играем в игру «У медведя во бору…»
Лепесток «Загадки»
Ребята, а кто из вас любит отгадывать загадки? А как придумывались загадки?
(Учащиеся рассказывают о загадках и загадывают их всем ребятам)
Рефлексия:
Вспомните, о каких жанрах устного русского народного творчества мы говорили.
Подведение итогов мероприятия. Награждение участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"
Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК "Школа России"...
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....
Урок литературного чтения "Богатырская сказка - жанр устного народного творчества"
Урок литературного чтения для обучающихся 2 класса. Можно использовать как учебное занятие, так и внеклассное мероприятие по предмету....