Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Дзеукожева Асият Ахмедовна

Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с нарушениями зрения. В классе обучаются дети с нарушениями зрения ( слепые и слабовидящие обучающиеся, вариант 3.2, 4,2), дети с нарушением опорно - двигательного аппарата и умственной отсталостью ( вариант 6.3).

Для успешного овладения этим предметом важное значение имеет коррекционная работа, которая организована на уроках, а именно: развитие осязания и мелкой моторики учащихся, обучение детей коллективным формам работы, использование и развитие остаточной зрительной функции детей, формирование тактильных навыков, организация уроков на основе принципов здоровьесбережения, использование на уроках здоровьесберегающих технологий, развитие личных качеств учащихся на уроке (мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея

  «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему:

«Путешествие по стране устного народного творчества»

Учитель — дефектолог (тифлопедагог)

Дзеукожева Асият Ахмедовна

учителя начальных классов

Неволина Елена Сергеевна

Майкоп 2024 год

Краткая аннотация урока

Цель деятельности учителя

актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с адыгейским фольклором; побудить интерес к произведениям устного народного творчества.

Задачи

Образовательные: дать представление о разнообразии жанров устного народного творчества, их назначении и основных признаках, формировать функциональную грамотность (читательскую).

Развивающие: Помогать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.

Воспитательные: Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств. С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.

Коррекционные: 

развивать речь детей: правильно формулировать мысли, говорить слова, строить предложения, зрительно слуховую память.

Тип урока

Комбинированный тип

Планируемые образовательные и воспитательные результаты

Предметные: владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, находить и извлекать информацию.

Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

Методы и формы работы

Наблюдение над языком; фронтальная, парная, индивидуальная.

Перечень этапов урока

мотивация (самоопределение) к учебной деятельности; актуализация знаний и пробное учебное действие; проверка домашнего задания (исследовательская работа); физминутка; включение в систему знаний; самостоятельная работа; физминутка; интегрированная работа; домашнее задание; Рефлексия деятельности на внеклассном занятии (Итог)

Образовательные ресурсы

resh.edu.ru,  https://urok.apkpro.ru/ 

Оборудование

Электронный видеоувеличитель  «TOPAZ», ручные электронные лупы, интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядный демонстрационный материал

Видеоролик, мультимедийный ряд: презентация по теме занятия, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Глоссарий по теме

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки

Дополнительная информация;

Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая  разработка подготовлена для детей с нарушениями зрения. В классе обучаются дети с нарушениями зрения ( слепые и слабовидящие обучающиеся, вариант 3.2, 4,2), дети с нарушением опорно - двигательного аппарата и умственной отсталостью ( вариант 6.3).

Для успешного овладения этим предметом важное значение имеет коррекционная работа, которая организована на уроках, а именно: развитие осязания и мелкой моторики учащихся, обучение детей коллективным формам работы, использование и развитие остаточной зрительной функции детей, формирование тактильных навыков, организация уроков на основе принципов здоровьесбережения, использование на уроках здоровьесберегающих технологий, развитие личных качеств учащихся на уроке (мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность).

Методическая разработка урока «Путешествие по стране устное народное творчество»

Этапы проведения урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимо-действия

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Время

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие (выносят каравай)

Подготовка психологическая , эмоциональная,   и мотивационная Слово учителя

Слайд 1, 2

Добрый день! Шъуимафэ ш1у! дорогие гости, тихъак1э лъап1эхэр!

Нам приятно видеть Вас на нашем уроке литературного чтения

-Ребята, поприветствуем гостей.

Слушают учителя, участвуют в диалоге

Дети (в костюмах):

-Здравствуйте, скажем руками

-Здравствуйте, скажем глазами.

-Здравствуйте, скажем в дом.

-Здравствуйте, станет радостней кругом.

Дети:

Мир вам, гости дорогие,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную мы готовили для вас... (Данильченко А)

Нам приятно в этот час

По старинному обычаю

Хлебом — солью встретить вас! (Давид)

Фронтальная работа

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками действия.

4 мин

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Слайд  3

- Урок литературного чтения.

- Мы продолжим развивать наблюдательность, творческие возможности, фантазию. Покажете, свои знания по данной теме, как умеете помогать друг другу. работать в команде.

- Урок посвящен УНТ

(устное народное творчество).

- Для хорошей работы проведем речевую разминку:

- К какому виду жанра УНТ относятся эти стихи?

- УНТ Страна удивительная!

-Пожалуйста, посмотрите на экран. Устное народное творчество – это удивительная страна, но имеет еще другое название.

Расшифровка аббревиатуры УНТ

(устное народное творчество)

Отработка навыков чтения скороговорок (цепочное, последовательное)

Дом в деревне делал Даня

«Подрасту, и жить в нем стану». 

Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень. Искала булавку весь день.

Скороговорки

Фольклор

Фронтальная работа

Фронтальная

работа

К: высказывают и обосновывают свою точку зрения, активизация работы долговременной памяти  

6  мин

3.Проверка домашнего задания (исследовательская работа)

Работа с учебником.

Использование детьми Электронного видеоувеличителя «TOPAZ»,

Слайд 4

- Домашним заданием у вас было вспомнить и выбрать свой жанр фольклора и рассказать.

- Обычно у адыгов колыбельные напевались вот у таких люлек (показ настоящей адыгейской колыбельки), которая называлась КУШЪЭ

(тифлосопровождение учителя: правильное обследование предмета с использованием тифлоприема «Рука в руке»)

Пословицы наизусть. Опрос всех учащихся

1. Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. (С. 19 Данильченко А. читает)

2. Колыбельные с. 21 читает (Давид)

3. Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). (с. 23) по ролям. С. 22 читает Цикушев Т., Данильченко А.

4.Считалки –коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. (25-27) читает учитель.

5. Небылицы - это стишки или рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. С. 27 (Давид)

6. Загадки — жанр народно поэтического творчества; краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

7.  Пословицы - произведение фольклора, краткое, мудрое изречение 

8. Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

М: осознанно. Правильно, выразительно читать текст; читать текст вслух  в равномерном темпе без учета скорости

7 мин

4. Физминутка

Слайд 5

Я направо повернусь, а потом налево.

Вниз к коленям наклонюсь и подпрыгну смело.

Я возьму себя за нос, а потом за уши.

Я дотронусь до волос, хлопну раз в ладоши.

Опущу я руки вниз и пожму плечами, я соседу улыбнусь и начну сначала.

Выполняют упражнения  вместе с учителем

Фронтальная

Стимулирование положительных эмоций и произвольное усилие у детей

1 мин

5. Включение в систему знаний

Приложение 1

Слайд 6

Просмотр видеоролика (демонстрация сказки)

Приложение 2

 - Скажите, а почему эти жанры называли устными, народными?

.- Люди придумали считалки, сказки, поговорки, потешки, скороговорки, Для кого они были придуманы?

.- Действительно так! Родители сами обучали своих детей. Детские сады, школы, книги и учебники появились позже.

 - Произведения УНТ есть у каждого народа. В них отразились их жизнь, обычаи, взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Это  живая память людей. На других уроках вы продолжите работать над этой темой и на уроках Технологии, ИЗО. - Вы будите изучать гжель, дымковскую игрушки (свистульки, хохломская роспись).

Ребята, УНТ -это большое количество разнообразных видов фольклора. Давайте повторим еще раз, как они называются.

Сказки — это большой раздел УНТ. О них еще А.С. Пушкин сказал: «Что за прелесть эти сказки!».

- Они есть у каждого народа. На какие виды делятся сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Как и все народы у адыгов тоже есть народные сказки.

- Внимание на экран, посмотрим сказку, в презентации которой участвовали ученики нашей школы, в рамках проекта «Оживает сказка на странице» вместе с Республиканской специальной библиотекой для слепых. Сказка «Трудовые деньги»

- Чему учит эта сказка?

- Как вы понимаете значение слов «Не бросай, отец этих двух золотых в воду»?

-Потому что мы не знаем кто их первый автор, люди ещё не умели писать и они передавались из «уст в уста»

- Для маленьких детей)

КАРТОЧКИ- дети читают вслух, вешают на доску

Это: потешки, прибаутки,  пословицы, поговорки, считалки, небылицы,  былины, загадки, частушки, песни

и, конечно -СКАЗКИ.

Ответы детей (бытовые, о животных, волшебные)

«Колобок», «Теремок», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко»….

-Нужно много трудиться, чтобы что-то получить.

-Сын понял, что все достается трудом, что нужно работать и ценить свой и чужой труд.

Фронтальная

 

Л: понимают значения знаний для человека

П: приобретают аналитические умения, как интегрированных, сложных умений

К: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

П: умение делать выводы, приводить примеры, воспитывать интерес к предмету. К: связь с реальной жизнью.

 7 мин

6. Самостоятельная работа.

Работа с текстом

Индивидуальные карточки с заданиями

Приложение 3

- Вам нужно, найти и подчеркнуть в тексте одушевленные и не одушевленные имена существительные

- Что такое имя существительное?

- Какие существительные отвечают на вопрос кто? Что?

Проверка

Выполняют задания по карточкам

- ИС – это часть речи…….

-одушевленные, неодушевленные

Индивидуальная , самостоятельная

П: развивать наблюдательность, память, мышление, логику.  

5 мин

7. Физминутка  

Слайд 7

«Не пропусти хлопок»

- Хлопни в ладоши над головой, когда услышишь название живого и маленького объекта (муравей, слон, зерно, бегемот, комната, божья коровка, дом, гусеница, муха, компьютер, бактерия, таракан, озеро, жук, головастик.

Выполняют задания вместе с учителем

Упражнение на развитие слухового внимания

1 мин

8. Интегрированная работа

Слайд 8,9

- А теперь я предлагаю поиграть.

1. Игра «Закончи пословицу».

Делу – время, ...(потехе час).

Без труда не вынешь и...(рыбки из пруда).

Дело мастера...(боится).

Работнику – медовые пышки, ...(лодырю – еловые шишки).

Нет друга – ищи,...(а нашёл – береги).

2. Покажите пантомиму на любую пословицу.

Игра «Определите вид УНТ.»

Ученик читает вслух и отвечает

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи пойди-ка ты!  (считалка)

Трах-трах, тарарах.

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты ёж. (небылица)

Сшила Саша Саньке шапку.(скороговорка)

Чтение парами

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А ещё хочешь?

- Хочу! (прибаутка)

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон.

Стали гули ворковать.

Стала Маша засыпать. (песня) (Прослушать запись)

За одну минуту команде подготовить интересную считалку и рассказать

У- Молодцы, хорошо справилась со своим заданием.

Играют вместе с учителем в игру

По очереди показывают пантомимы на выбор

Фронтальная индивидуальная

7 мин

Слайд 10

Приложение 4

Слушают и выполняют задания учителя

Разбиваются на пары и разыгрывают прибаутку по ролям

Групповая работа по сказкам

Парная  

Л: приобретают новые знания, умения

П: слушают, извлекая нужную информацию

9. Домашнее задание

Слайд 11

Задание «Скульптор глина» слепить фигуры героев из любой сказки.  

1 мин

10 Рефлексия деятельности на внеклассном занятии (Итог)

- Наш закончился урок.

Пора подвести итог.

Кто-то на уроке отличился.

Кто-то лучше всех трудился.

Выставляем все оценки.

Эмоциональная мотивация, направленная на коррекцию внимания и наблюдательности.

1 мин

Литература

1. Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкого и др. «Литературное чтение 2 класс», М., Просвещение, 2018. с учетом особенностей восприятия детей с нарушением зрения, а также с учетом тифлопедагогических требований к печатному тексту. (в 4 - х частях)

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Приложение 1

Потешки

Прибаутки

Пословицы

Поговорки

Считалки

Небылицы

Былины

Загадки

Частушки

Песни

Сказки

Приложение 3

Пришёл сын к отцу и дал ему два золотых.

Отец взял золотые и только было сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и схватил его за руку. Отец с удивлением посмотрел на сына, но тот сказал:

- Не бросай, отец, этих золотых в воду: они достались мне тяжёлым трудом!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Учитель — дефектолог (тифлопедагог) Дзеукожева Асият Ахмедовна учитель начальных классов Неволина Елена Сергеевна

Слайд 3

«Путешествие по стране Устное народное творчество»

Слайд 4

Фольклор Прибаутки, шутки, перевертыши; Колыбельные; Потешки; Считалки; Небылицы; Загадки; Пословицы, приговорки.

Слайд 5

Физминутка

Слайд 6

Фольклор Потешки, прибаутки; Пословицы, поговорки; Считалки; Небылицы; Былины; Загадки, частушки; Сказки.

Слайд 7

Физминутка

Слайд 8

Игра «Закончи пословицу» Делу время, … потехе час. Без труда не вынешь и … рыбки из пруда. Дело мастера … боится.

Слайд 9

Игра «Закончи пословицу» Работнику – медовые пышки, … лодырю еловые шишки. Нет друга - ищи, … а нашел – береги.

Слайд 10

Игра «Определите вид УНТ»

Слайд 11

Домашнее задание: слепить фигуры сказочных героев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" в виде тестовых заданий....

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" в виде тестовых заданий....

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" с заданиями в виде тестов....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...