Дополнительная общеобразовательная программа "Сказка"
методическая разработка (2 класс) на тему
Одним из направлений работы в рамках воспитательной системы "Возрождение истоков русской народной культуры" является театральная деятельность. Дополнительная общеобразовательная программа "Сказка" художественного направления поможет приобщить детей к литературе и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа художественного направления "Сказка" | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 3г. Белоярский»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы от ___.___.20___г. Протокол №____ | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________/Т.Е. Савелова/ (подпись) Приказ №____ от ___.____. 20___г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
« Сказка»
художественное направление
Автор: учитель начальных классов
Ткаченко Нина Аркадьевна
Белоярский, 2015
Пояснительная записка
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр. Постановка русских народных сказок к различным школьным и внутриклассным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Одним из направлений работы в рамках моей воспитательной системы «Возрождение истоков русской народной культуры» является театральная деятельность, а именно инсценирование русских народных сказок. Поэтому целесообразным считаю организацию во 2б классе дополнительной общеобразовательной прграммы «Сказка». Название кружка символизирует «перемещение « участников в сказочный мир театрального искусства с одной стороны, а с другой отражает специфику содержания деятельности: русские народные сказки.
Деятельность театрального кружка в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Работа по этой программе предполагает тесный контакт с родительским коллективом. Родители выступают как помощники при постановке спектакля помощь детям при заучивании ролей, изготовлении костюмов и декораций. Возможно привлечение родителей в качестве участников спектакля.
Любая театральная деятельность предполагает наличие зрителя. На начальном этапе работы кружка зрителями могут выступать ребята из класса и родители. Далее, в качестве зрителя могут выступать ребята из других классов начальной школы. В перспективе планируется выход со спектаклями на большую сцену нашей школы.
Дополнительная общеобразовательная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, а именно 2б класса.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность каждого ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о детском театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Дополнительная общеобразовательная программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения мною профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Цель программы:
1.Гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений, нравственное становление
Задачи:
1.Развивать и реализовывать творческие возможности детей.
2.Развивать познавательную сферу (мышление, речь, память, воображение).
3. Воспитывать культуру речи, формировать навыки дикции, мимики и пластики.
4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на его эмоциональное состояние
5.Формировать умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни.
Основные направления программы:
«Познавательная деятельность»
Предполагает чтение книг (русские народные сказки), просмотр онлайн- спектаклей, их последующий анализ. Сюда же включается раздел «Основы театральной культуры», который призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями о театральном искусстве.
Ребенок получит ответы на вопросы:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
Узнает о видах и жанрах театрального искусства.
«Музыкальное воспитание»
Дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
Театрально-игровая деятельность.
Направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Художественно-речевая деятельность.
Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями.
Работа над спектаклем.
Включает в себя темы «Знакомство сказкой» (совместное чтение сказки и сценария к ней) обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов; создание декораций; дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми.
Планируемые результаты изучения дополнительной общеобразовательной программы.
1.Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации).
2.Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, воображение).
3.Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки).
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
2. планировать свои действия на отдельных этапах работы над сказкой;
3. осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
4. анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
1. пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
2. понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
3. проявлять индивидуальные творческие способности при чтении рассказов, сказок, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
1. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
2.работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
3.обращаться за помощью;
4.формулировать свои затруднения;
5.предлагать помощь и сотрудничество;
6.слушать собеседника;
7.договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
8.формулировать собственное мнение и позицию;
9.осуществлять взаимный контроль;
10.адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
1. читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
2. выразительному чтению;
3. различать произведения по жанру;
4. развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
5. видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
6. сочинять этюды по сказкам;
6. умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
1. Потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
2. Целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
3. Этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы.
1.Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации).
2.Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, воображение).
3.Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки).
Формы проведения занятий:
1. игра
2. беседа
3. иллюстрирование
4. изучение основ сценического мастерства (мимика, пантомима, язык жестов, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм, диалог, монолог)
5. мастерская образа
6. мастерская костюма, декораций
7. инсценирование русских народных сказок
8. постановка спектакля.
9. посещение спектакля (просмотр спектаклей, беседа после просмотра спектакля)
10. выступление
Оборудование детского театрального кружка:
1.Детские костюмы для спектаклей.
2.Атрибуты для спектаклей.
3.Ширмы для спектаклей (большая и малая)
4. Декорации к спектаклям.
5.Магнитофон. Компьютер. Колонки.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
Программа рассчитана для учащихся 2 б класса, на 1 год обучения.
Возраст: 7 -8 лет
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Программа включает следующие разделы:
- Театральная игра
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Содержание | Дата |
1 | Введение в театральную деятельность. Что такое театр. | Знакомство с понятиями « театр », « артист», «режиссёр», «художник», «гримёр», «сцена», «декорации», «занавес». Игры «Пантомима», «Угадай, кто говорит», «Изобрази» Рисуем декорации «Лес», «В избушке», «На лугу» | 04.09. |
2 | Знакомство со сказкой «Репка» | Чтение. Беседа по содержанию. Анализ характера героев. Русский народный костюм. Игра «Пантомима», «Угадай , кто говорит» | 11.09. |
3 | Инсценирование сказки «Репка» | Распределение ролей, инсценирование, определение необходимых декораций к сказке. | 18.09. |
4 | Инсценирование сказки «Репка» | Работа над инсценированием, изготовление декораций к сказке. Музыкальное сопровождение. | 25.09. |
5 | Инсценирование сказки «Репка» «Осень, осень в гости просим!» | Работа над инсценированием, изготовление декораций к сказке. Подготовка к внутриклассному празднику, репетиция стихов. Обсуждение костюмов главных героев. | 02.10. |
6 | «Осень, осень в гости просим!» | Подготовка к внутриклассному празднику, репетиция стихов, инсценирование сказки, изготовление декораций и костюмов. | 09.10. |
7 | «Осень, осень в гости просим!» | Генеральная репетиция к празднику. | 16.10. |
8 | «Осень, осень в гости просим!» | Проведение праздника с приглашением родителей. Показ сказки. | 25.10. |
9 | Какие представления бывают в театре. | Беседа по содержанию. Показ презентации. | 13.11. |
10 | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой. Беседа по содержанию. Анализ характеров героев. | 20.11. |
11 | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» | Распределение ролей. Репетиция сказки по ролям. Определение необходимых декораций и костюмов. | 27.11. |
12 | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» | Репетиция сказки. Изготовление декораций. Обсуждение костюмов героев. | 04.12. |
13 | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» | Репетиция сказки. Изготовление костюмов и декораций. Музыкальное сопровождение к сказке. | 11.12. |
14 | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» Подготовка к тематическому мероприятию «Зимушка – зима» | Репетиция сказки. Изготовление костюмов и декораций. | 18.12. |
15 | «Заюшкина избушка» «Зимушка - зима» | Репетиция. | 15.01 |
16 | «Заюшкина избушка» «Зимушка - зима» | Генеральная репетиция. | 22.01. |
17 | «Зимушка - зима» классное тематическое мероприятие | Показ сказки родителям | 29.01. |
18 | Кто такие артисты. | Тематическая беседа. Показ презентации. | 05.02. |
19 | Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко» | Беседа по содержанию. Анализ характеров героев. | 12.02. |
20 | «Петушок и бобовое зёрнышко» | Распределение ролей. | 19.02. |
21 | «Петушок и бобовое зёрнышко» | Обсуждение декораций к сказке. Костюмов. | 26.02. |
22 | «Петушок и бобовое зёрнышко» | Музыкальное сопровождение к сказке. | 04.03. |
23 | «Петушок и бобовое зёрнышко». | Репетиция. | 11.03. |
24 | Подготовка к ДнюПтиц. | Репетиция. | 18.03. |
25 | Классное мероприятие День Птиц. | Проведение классного мероприятия День Птиц. Показ сказки 1г классу. | 19.03. |
26 | Знакомство со сказкой «Кошкин дом» | Репетиция. Беседа по содержанию. Анализ характеров героев. | 01.04 | |
27 | «Кошкин дом» | Распределение ролей. Репетиция сказки по ролям. Определение необходимых декораций и костюмов. | 08.04 | |
28 | «Кошкин дом» | Обсуждение декораций к сказке. Костюмов | 15.04 | |
29 | «Кошкин дом» | Репетиция. Музыкальное сопровождение к сказке. | 22.04 | |
30-31 | «Кошкин дом» | Репетиция. | 29.04. 06.05 | |
32 | «Кошкин дом» | Генеральная репетиция. | 13.05. | |
33 | Закрытие театрального сезона. | Подведение итогов работы кружка. Выступление на сцене перед 1 классами, родителями, учителями.
| 20.05 | |
Описание учебно- методической и материально- технического обеспечения образовательной деятельности.
Литература:
- ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373)
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
- Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
- Ершова А.П. Уроки театра в школе.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
- Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.
Интернет- ресурсы.
1.https://www.poezia.ru
5.https://www.poezia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения
Для кружка по изготовлению работ из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)
Программа "Цветная экология" способствует широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».
Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...