- Работа над репродукцией картины З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).
а)Вспомним правила работы с картиной: - Вход в картину, - - Внутри картины ходим не спеша, дружно, не ссоримся, чтобы не спугнуть тех, кто находится внутри. – Выход из Что значит выйти из картины?(Значит разгадать её секрет) - Сегодня нам предстоит встреча с картиной Зинаиды Серебряковой. А вот как она называется попробуйте угадать. б) Найдите название картины среди рассыпанных букв. Открыть тему урока
- Зайдите в Музейный дом, найдите репродукцию картины З. Серебряковой «За обедом».
- Экскурсия к картине З. Серебряковой «За обедом» («За завтраком»).
Зайдите в картину. Где удобнее зайти в картину, что не помешать тому, кто в ней находится?
Сегодня на занятии ваши одноклассники выступят в роли экскурсоводов. Текст экскурсии.
Экскурсовод 1- 1 – Перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой «За обедом». В некоторых источниках её можно видеть под названием «За завтраком». Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. - Покажите Шуру используя зоркое око.
Шуре семь лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. - Покажите Женю используя зоркое око.
И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. - Обратите внимание на Тату используя зоркое око.
Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.
- 2 - 1. Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой? Ответ слушателей. Внимательный зритель заметил женскую руку. 2. Покажите пожалуйста женскую руку используя зоркое око. Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка? - Кто она по вашему мнению?
И опять я обращаюсь к внимательному зрителю. Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Ответ слушателей: Да - Как вы догадались?
Ответ слушателей: Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе. Становится очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми. - 3 - Давайте посмотрим на лица детей. 1. Похожи ли дети между собой? -Ответ слушателей: Да. Справа от репродукции расположены фрагменты портретов написанных Зинаидой Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета, то есть самой художницы. А чуть ниже – фрагмент портрета её мужа, Бориса Анатольевича Серебрякова, отца детей. 2. Рассмотрите эти фрагменты. 3. На кого похож Шура и Тата? (выслушай мнение своего соседа). 4. На кого похож женя? (выслушай мнение своего соседа). Да конечно, рассмотрев детей мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица. - 4 - Продолжим рассматривать картину. - Возьмите лупы и обратите внимание на обеденный стол.
- Рассматривая репродукцию обратите внимание вот на эти фрагменты.
- Расскажите пожалуйста, что Вы заметили?
Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.
Экскурсовод 2. - 1 - Вернёмся к детям . - Используя зоркое око обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит? -Ответ слушателей.
Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде. - Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите?
Ответ слушателей: Подушечку. - Как вы думаете почему Тате положили подушечку? Ответ слушателей
Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт. - 2 - Теперь я хочу обратить ваше внимание на некоторые другие аспекты этой уже известной картины. Итак, вернёмся к внешнему сходству детей. - Внешне они похожи, но схожи ли их характеры? Выскажи своё мнение соседу? (выслушать мнение)
Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой молчаливый, но быстрый, решительный и независимый. - Попробуйте по взгляду определить какая из характеристик принадлежит каждому из мальчиков. Обоснуйте почему Вы так решили? (выслушать мнение)
Конечно Вы правы. Вторая характеристика безусловно относится к Шуре, тому, кто сидит ближе к зрителю и смотрит прямо на нас. Об этом говорит не только решительный взгляд, но и резкий поворот головы. А также то, что он первым из детей приступил к обеду. Жене принадлежит образ мечтательного ребёнка, углубленного в себя и свои мысли. Он задумчиво пьёт воду. - А как Вам кажется на кого по характеру и поведению похожа Тата?
Как видим, Тату и Шуру сближает не только внешнее сходство. - 3 - Все дети изображены с румянцем на щеках. 1. Подумайте, чем они занимались перед обедом? Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился. А теперь попрошу всех сосредоточиться. Сейчас мы будем слушать картину. 2. Какие звуки вы слышите? Ответ слушателей Меня радует, что вы внимательно слушали. Да, мы слышим: стук половника, звук, льющегося супа, глухое постукивание ладошкой.
Экскурсовод 3. - 1 - Давайте рассмотрим сначала жесты, а затем позы всех, кто собрался за столом. - Найдите взглядом по порядку: руку матери, руку Таты, руки мальчиков.
Представьте, что сделает каждый из них в следующую секунду? Ответ слушателей Да, верно, мать поставит тарелку перед Женей, Тата будет постукивать ладошкой о пустую тарелку, Шура звякнет ложкой о дно тарелки, а Женя наберёт в рот очередной глоток воды. Они застыли лишь на секунду. - 2 - Рассмотрите позы детей. - Что вы можете сказать о Тате? Ответ слушателей
Тата вот-вот готова сползти со стула и выскочить из-за стола. - О чем вам говорит поза Шуры? Ответ слушателей
Резкий поворот головы Шуры говорит о том, что он вернётся к своему занятию. - А что можете сказать о позе Жени? Ответ слушателей
Лишь Женя продолжает задумчиво пить воду. Вряд ли он изменит наклон головы или направление взгляда. Позы детей в полной мере подтверждают наше первоначальное мнение об их характерах. - Обращая внимание на позы и жесты, попробуйте догадаться кто первым выскочит из-за стола. Ответ слушателей
Первой из-за стола конечно же выскочит Тата, об этом говорят и жест и поза девочки. Вслед за ней, не доев до конца, ускользнёт Шура. И медлительный Женя как обычно дольше всех задержится за столом. - 3 - Эта картина единой целое, но если воспользоваться рамкой, то можно выделить две самостоятельные картины. Для этой работы мне понадобится помощник. - С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент картины «Шура за обедом». Рассмотрите его.
С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент «Тата за обедом». Рассмотрите его. А сейчас обратите внимание на лицо Таты. Напомню ей на картине два с половиной года. Неправда ли взрослое выражение лица для маленькой девочки. Теперь с помощью всё той же рамки мы вернём девочке её возраст. Теперь лицо Таты совсем детское.
- 4 - Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине – и то, что скатерть до обеда лежала свёрнутой в шкафу, и то, что в столовой не одно , а несколько окон.(пауза) Картины можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком. А ещё вооружившись рамкой и лупой смело работать с репродукциями нашего Музейного дома.(пауза) Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.
Учитель: - Теперь нам необходимо выйти из картины.
-Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение)
|