Современные подходы по формированию основ учебной деятельности у с интеллектуальными нарушениями.
статья (1 класс) на тему

Для педагогов коррекционных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы  по  формированию  основ  учебной  деятельности  у  с  интеллектуальными нарушениями.

В настоящее время в России формируется новая образовательная система не только для детей с нормой интеллекта, но также для детей - инвалидов с умственной отсталостью. Она направлена на развитие социальных форм поведения, которые обеспечат им интеграцию в общество. Когда мы говорим  об учебной деятельности детей с ОВЗ, то имеем в виду ту систему обучения, воспитания, которая позволит им преодолевать настоящие и будущие трудности с наименьшей помощью «извне».

Рассматривая проблему интеграции, включения детей-инвалидов в жизнь, неизбежно сталкиваемся с вопросом: «Чему и как учить ребенка, который не хочет и не может самостоятельно что-то делать?»

Одним из важнейших показателей в формировании  основ  учебной деятельности выступает  научно - обоснованный подход к обучению.  Он основан на концепции развивающего обучения Л.С. Выготского, который учитывает механизм компенсации дефекта. Организация всего учебно-воспитательного процесса, отдельного урока или занятия, дает ответ на вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?»

                Чему учить? У детей с ОВЗ прежде всего нужно формировать учебное поведение при решении любой конкретной задачи, а именно:

-выслушивать задание до конца

-уметь следовать инструкции (по подражанию, по образцу, самостоятельно);

-уметь сравнивать результат своего труда с образцом;_

-уметь принимать помощь, выделять ошибки, адекватно реагировать на  них

        Кроме этого дети – инвалиды с ОВЗ должны обладать внешними формами учебного поведения (сидеть за столом, слушать, смотреть на педагога), а также у них должны быть развиты психические процессы: восприятие, эмоции, воля, память, мышление, которые являются фундаментом в процессе обучения. В работе и воспитателя, и учителя, и в общении родителя с ребенком рекомендуется использование схемы шагов по формированию учебного поведения.

-Умение слушать:

-смотри на человека, который говорит;

-не разговаривай, слушай молча;

-думай о том, что было сказано;

-реагируй на выслушанное: кивни головой, скажи «Да»; хлопни в ладоши;

-спроси меня; выбери знак вопроса; покажи, что не понял.

        Учение - это особый вид деятельности, основным мотивом которого является интерес ребенка к знаниям. Интерес к знаниям у детей с ОВЗ самостоятельно не формируется, поэтому встает вопрос: «Как учить?»         Учитывая гуманистические тенденции к детям с ОВЗ, совершенно очевидным становится переосмысление основных подходов к организации обучения. Во главу угла ставится личность ребенка. Сегодня ребенок с ОВЗ  рассматривается не только как объект воздействия взрослого, но и как равноценный субъект совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества.

        Организация учебной деятельности детей - инвалидов строиться с учетом принципов (в данном контексте это положения, которые определяют подбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов воспитателя, исходя из целей и задач, переставленных перед ним).

        Каковы же основные принципы?

  1. Принцип мотивации.
  2. Принцип продуктивной обработки информации?
  3. Принцип развития и коррекции высших психических функций.

        Применяя эти принципы, воспитатель оказывает помощь умственно отсталым детям при формировании основ учебной деятельности. Рассмотрим  подробнее каждый из этих принципов. И здесь на первый план выдвигается проблема мотивационной сферы ребенка, так как именно её состояние определяет эффективность всего процесса.

        Принцип мотивации, предполагающий наличие у ребенка побуждения, стремления к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Так как у умственно отсталых детей плохо работает анализаторная система, через которую должна поступать информация, предполагается включать в занятия специальные задания  и упражнения.

        Реализация принципа мотивации достигается следующими методами и приемами :

  • постановка проблемных заданий.

        Например: детям предлагают попробовать сок, затем стаканы с соком и водой ставят перед детьми (в шкафу). Какой стакан надо взять, если хочешь попить вкусный сок? (Как достать этот стакан?)

  • постановка познавательных задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента.

        Например: на столе воспитателя стоит одетая кукла. Вторая кукла стоит полуодетая  (раздетая), и одежда разбросана по всему столу. «Посмотрите на мою куклу. Она вам нравиться? Она может пойти погулять с вами? А вторая может пойти погулять? Почему? Что нам надо сделать? Кто поможет?»

        При таких постановках задач воспитатель формирует мотивы деятельности, в которую включаются воспитанники.

        Принцип продуктивной обработки информации – это создание педагогических ситуаций, в ходе которых дети будут закреплять ранее усвоенные навыки и умения через систему заданий. При этом у них формируется осмысленное отношение к выполняемой деятельности. Это включение таких заданий, при выполнении которых идет поиск способов обработки учебной информации обязательно на основе использования различных анализаторов ребенка.

        Например: при работе над формой у круга можно использовать ощупывание круга, затем его нахождение (на ощупь) среди других фигур; обводка движениями рук, ног (на полу), пальце по наждачной бумаге, лучом фонаря рисовать на стене, можно одеть лампочку-браслет на запястье руки ребенка и в полутемной комнате делать круговые движения. Светящиеся лампочки мотивируют осмысленное отношение ребенка к выполняемой деятельности.

        Принцип развития и коррекции высших психических процессов – это организация обучения, нацеленная на развитие личности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей. В центре внимания ребенок с его проблемами, а не дидактическая задача. К примеру, нужно ребенка научить намыливать руки. Правильным будет развитие и коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в намыливании рук. При такой постановке задачи на первый план выдвигаются психические процессы, на второй – материал по освоению навыков и умений. При имбецильности  мы имеем неразвитость мыслительной деятельности, которая обуславливает недоразвитие практически всех сторон личности ребенка. Безусловно, признается и путь многократных повторений, упражнений, обеспечивающий усвоение детьми определенного объема навыков и умений.

Но решается ли при этом подходе проблема реальной адаптации ребенка с выраженной степенью умственной отсталости?

        Можем ли мы себе представить самостоятельного человека с такими ограниченными возможностями? В зарубежных странах – США, Канаде, Японии – взрослые имбицильностью могут жить самостоятельно в отдельных квартирах и домах, которые курируют специальные супервайзеры. Могут работать в больницах, на автостоянках, кондитерских фабриках.

        Этот опыт показывает, что у лиц, страдающих тяжелой степенью отсталости, есть потенциальные возможности, резервные запасы личности, которые обеспечивают компенсацию дефекта.

        В своих исследованиях Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс обучения «нельзя лишь сводить к механическому повторению и многократному восприятию материала, учебная деятельность должна носить творческий характер». А для этого искать «обходные» пути коррекции интеллектуального  недостатка, которые позволяют успешно решать одну из приоритетных задач, стоящую перед учреждениями социальной защиты - социальную интеграцию воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...

Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса

Статья по проблеме социализации детей с нарушениями речи в начальной школе....

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К сожалению, в последние десятилетия всё чаще приходится слышать и убеждаться на практике в том, что общеобразовательная система обучения по многим параметрам не соответствует ...

Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.

В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Изучение современного состояния проблемы профилактики дислексии и дисграфии в логопедической литературе позволило нам сделать предположение о том, что необходимо проведение целенаправленной, планомерн...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС.

Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС НОО...