Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения
статья по теме
Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за относительно небольшой промежуток времени сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений разрослась по всей стране. Как же школа справляется с этой задачей?
Цель организации "классов охраны зрения" – создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушениями зрения младшего и среднего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Если в первом классе число детей с нарушениями зрения составляет в среднем 10%, то в четвёртом классе это число увеличивается уже более чем в два раза.
В 2005-2006 учебном году я работала воспитателем в группе продлённого дня первого класса, которую посещали дети с нарушениями зрения. Поэтому данная проблема меня особо волновала.
Как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младшего школьного возраста? Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети с нарушениями зрения испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своём теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного развития, обусловливая формирование нечётких недифференцированных образов–представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий.
Таким образом, ребёнок с нарушениями зрения в период школьного обучения требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей.
Отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, А.П. Усова) разработана теория сенсорной организации человека, в которой определено место сенсорного развития ребёнка. Выделение ведущих идей этой теории в свете задач специального обучения детей с нарушением зрения позволяет использовать положения общей психологии для обоснования направленности, выбора методов и приёмов коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия детей.
Необходимо исходить прежде всего из положения психологии о том, что сенсорно-перцептивная организация ребёнка – это «единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включённая, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития». Такой подход обусловливает осуществление коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия как неотъемлемой части всего процесса сенсорного воспитания ребёнка.
Тифлопсихологические и тифлопедагогические данные указывают на то, что подключение руки к акту зрительного восприятия ребёнка с нарушениями зрения обеспечивает ему компенсацию зрительной недостаточности. Поэтому содержание программного материала направлено на обучение ребёнка с нарушениями зрения, который уже овладел мануальными обследовательскими действиями, подключению руки при зрительном восприятии незнакомого или малознакомого предмета. Тем самым мы вооружаем школьника компенсаторным способом познания.
Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за относительно небольшой промежуток времени сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений разрослась по всей стране. Основной задачей дошкольных учреждений является подготовка детей с нарушениями зрения к обучению путём осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий.
На сегодняшний день более перспективной организационной формой оказания специальной поддержки детям с нарушениями зрения является создание специальных классов при образовательных учреждениях общего назначения. Перспективность данной организационной формы обусловливается, во-первых, наличием гарантированной «Законом об образовании» возможностью субъектов образовательного процесса самостоятельно выбирать образовательное учреждение, во-вторых, - неуклонным ростом количества детей, имеющих врождённые нарушения зрения, и, наконец, в-третьих, большей по сравнению с другими организационными формами экономической целесообразностью.
«Классы охраны зрения» в соответствии с инструктивным письмом Министерства Образования РФ №1 от 21.02.2001 года создаются в порядке, предусмотренном для создания специальных (коррекционных) классов для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
Цель организации классов – создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушениями зрения младшего и среднего школьного возраста.
Достижение поставленной цели требует реализации следующих задач:
- проведение диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития зрения, коррекции и компенсации его недостатков;
- организация образовательного процесса с учётом недостатков зрения детей;
- создание щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);
- обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения с последующим анализом развития зрения;
- осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.
В соответствии с нормативными документами организация процесса обучения детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного учреждения должна осуществляться в особых условиях, способствующих охране зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих повышенное утомление. Процессы формирования личности таких детей имеют свои особенности, требующие охраны и развития зрения, повышенных норм освещённости, применения специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправлению недостатков физического развития.
Учебники должны быть напечатаны крупным шрифтом, с чёткими без излишней детализации рисунками, тетради необходимы с чёткой разлиновкой, требуются специальные средства наглядности и технические средства реабилитации.
Учебно-воспитательный процесс в «классах охраны зрения» строится на основе реализации цензовых и специальных учебных планов и программ с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся.
Учебный план должен включать предметы как общеобразовательной, так и коррекционно-адаптационной области.
Кроме общеобразовательных предметов, предусмотренных образовательным стандартом, в учебный план в соответствии с нормативными документами должны входить занятия по развитию зрительного восприятия, речи, ЛФК, социально-бытовой адаптации, пространственной ориентировки, формированию навыков общения, а также проводятся групповые и индивидуальные занятия.
В «классы охраны зрения» принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющих остроту зрения выше 0,4; слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4; дети с миопией, гиперметропией, отсутствием одного глаза и некоторые другие.
Перевод (направление) обучающихся в «классы охраны зрения» осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей на основании рекомендаций психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Наполняемость класса, группы продлённого дня – до 12 человек; наполняемость класса или группы продлённого дня для детей со сложным дефектом – до 5 человек.
Педагог должен подробно ознакомиться с медицинской и педагогической документацией на каждого ребёнка, с анализом наблюдений за ребёнком в различных видах его деятельности, побеседовать с родителями или лицами, их заменяющими.
В соответствии с нормативными документами образовательный процесс может осуществляться специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности «классов охраны зрения».
Объём и интенсивность педагогической работы по развитию зрительного восприятия во многом определяются условиями дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения и результативностью лечебно-восстановительного процесса. Однако надо иметь в виду тот факт, что среди детей в силу коркового характера нарушений при наличии амблиопии имеется группа детей, которые не могут улучшить свои зрительные возможности даже в условиях специально организованного коррекционно-развивающего и лечебно-восстановительного процесса в специальных учреждениях.
Педагогу важно также иметь информацию о наличии у ребёнка сопутствующих заболеваний, данные о которых можно получить у школьного врача-педиатра.
Развитие зрительного восприятия детей реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы.
Дифференцированный подход к организации специально организованного процесса развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения необходимо осуществлять в зависимости от тяжести зрительного дефекта.
Кабинет охраны и развития сниженного зрения должен быть оснащён техническими средствами и наглядными пособиями. Применение психолого-педагогических методик требует наличия в кабинете набора различных по форме и цвету элементов мозаики и конструктора; набора чёрно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса; диапроектора, слайдов; игрушек, моделей, муляжей, некоторых натуральных объектов; цветных фломастеров, карандашей.
Педагог использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. На начальном этапе обучения, когда ребёнок приобретает первоначальные знания и умения, ведущим является наглядный метод, а на этапе обобщения имеющихся знаний и умений ведущим методом является словесный. Однако эффективность коррекционно-педагогической деятельности, как и любого процесса обучения, обусловлена использованием названных методов в комплексе.
Наглядный материал помогает педагогу полнее решить поставленные задачи программы по развитию зрительного восприятия. Наглядные подсказки позволяют ребёнку уточнять и проверять свою деятельность.
В практической деятельности педагог, как правило, предлагает детям задания в игровой форме.
Совершенно очевидно, что в работе по охране зрения и профилактике возникновения зрительных нарушений у учащихся должен принимать участие весь педагогический коллектив. Однако центральным звеном в этой работе должна являться непосредственная деятельность педагога. Деятельность педагога в данном направлении должна включать:
-чёткое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей воспитанников;
-чёткое выполнение рекомендаций офтальмологов по размещению ребёнка в классе, соблюдению режима использования оптических средств коррекции, использованию приёмов, облегчающих зрительное восприятие учебного материала учащимися, имеющими нарушения зрения;
-контроль за периодичностью посещения ребёнком офтальмолога и выполнение им медицинских рекомендаций;
-контроль за соблюдением светового режима в классе;
-контроль за правильной посадкой учащихся и использование приёмов по её достижению;
-контроль за соблюдением рационального режима дня (наличие рационального расписания, сочетания труда и отдыха, наличие прогулок на свежем воздухе и т.д.) и питания;
-профилактику простудных и инфекционных заболеваний;
-профилактику общего и зрительного утомления учащихся за счёт включения в образовательный процесс физкультминуток, использования различных комплексов упражнений.
Важнейшим фактором оптимизации процесса развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения является наличие домашнего педагогического процесса, что предусматривает активное участие родителей. Именно в условиях семейного воспитания зрительное восприятие ребёнка совершенствуется в условиях свободной, а не специально организованной деятельности, что даёт детям возможность упражняться в свободном оперировании накопленным зрительным опытом.
В условиях отсутствия для детей с нарушениями зрения специальных классов работу по развитию зрительного восприятия возможно реализовать как за счёт коррекционной направленности общеобразовательных уроков, так и за счёт широкого использования коррекционного потенциала домашнего педагогического процесса. Кроме того, специальная педагогическая поддержка детям с нарушениями зрения может быть оказана и в форме индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...
Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г
Доклад. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г...
Презентация. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г
Презентация....
Создание специальных условий, для детей с нарушением зрения, в условиях общеобразовательной начальной школы.
Нарушение зрительного анализатора затрудняет получение и понимание детьми информации об окружающей его действительности, вследствие чего у школьника обнаруживается значительный дефицит словарного запа...
«Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...
Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...