Методические рекомендации по развитию эмпатии у младших школьников
методическая разработка на тему

Борисова Кристина Геннадьевна

Работу по совершенствованию коммуникативного поведения и формированию эмпатии необходимо проводить комплексно.В данной статье представлены игры,упражнения для развития трех основных компонетов эмпатии :эмоциональный , когнитивный и поведенческий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие эмпатических способностей детей .

Задачи:

  1. Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.
  2. Обучение вербальным и невербальным средствам общения
  3. Активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей.
  4. Развивать умственные способности.
  5. Прививать навыки социального поведения.

Программа адресована младшим школьникам и включает познавательные занятия, игровые мини-тренинги, различные этюды, упражнения по телесно-ориентированным техникам.

Продолжительность занятий 40-45минут в течении месяца, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в группе до8 человек.

Каждое занятие имеет стандартную форму проведения:

1.Начало занятие.

Приветствие. Каждое занятие должно иметь свой ритуал приветствия , способствующий сплочению участников и созданию атмосферы группового доверия.

Разминка. Средство воздействия на эмоциональное состояние участников. Выполняет функцию настройки на продуктивную деятельность.

Основное содержание. Предполагает использование различных игр, этюдов, упражнений в соответствии с темой занятия.

Релаксация.

Прощания. Рефлексия

Содержание программы:состоит из трех блоков.

Цель первого этапа нашей программы по развитию эмпатии состоит в том, чтобы развить способности детей распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека (эмоциональный компонент эмпатии).

На первом этапе можно использовать следующие игры:

Игра «Два зеркала»

В игре основные роли по очереди исполняют четверо детей. Двое детей изображают зеркала с помощью жестов и мимики, пытаясь сообщить королеве, кто стоит за ней. В этой игре все дети по очереди исполняют роли то зеркал, то короля и королевы.

Игра «Немое кино»

Сначала педагог, а затем уже и сами дети по очереди исполняют роль старого телевизора без звука. Остальные - зрители, отгадывающие сообщение, которое до них пытался донести телевизор. Отгадавшие отвечают ведущему таким же образом. Затем участники делятся на две подгруппы, придумываюти изображают сцену прощания, приглашения, приветствия и т.д., а дети второй группы отгадывают.

Игра «Колечко»

Дети по выражению лица соседей пытаются угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего.

Игра «Зеркало»

Дети поочередно исполняют роль зеркал и зверушек, прыгающих и строящих рожицы. Роль зеркал была сложнее, так как они должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек.

Цель второго этапа - формирование представлений о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире, развитие умения сопереживать другим людям, способности мысленно переносить себя в мысли, чувства, действия другого (когнитивный компонент эмпатии).

Этот этап включает следующие игры.

Игра «Именины»

«Именинник» придумывает себе роль какого-нибудь известного героя (например, Золушки) и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику.

Игра «Оживший холодильник»

Ребенок берет на себя роль холодильника и разыгрывает свои действия в квартире, устанавливая отношения с членами семьи. Другие дети представляяю себя шкафом, буфетом, печкой и т.д.

Игра «Скульптор»

Выполняется в парах. Один из участников выполняет роль «скульптора», который «лепит» фигуру (любую, по своему усмотрению) из своего партнера. После этого ребенок – «скульптор» рассказывает о том, что он слепил и о характере того, кто изображен. Присутствующие задают ему вопросы. Затем дети меняются ролями. После игры дети делятся впечатлениями, что нелегко было исполнять, как и роль «скульптора», так и роль «фигуры».

Игра «Барахолка»

Дети, выполняющие роли продавцов, нахваливают свой товар, стараясь его продать, а «покупатели» его критикуют, стараясь снизить цену.

Цель третьего этапа программы по развитию эмпатии - развитие способности детей к межличностному взаимодействию, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдание другого человека, вызвать стремление к оказанию действенной помощи (поведенческий компонент эмпатии).

На данном этапе используются следующие игры.

Игра «Расколдуй принцессу»

Дети исполняют роли рыцарей и амазонок, которые освобождают принцессу. Освободители должны продвигаться медленно и тихо. Тех из них, которых заметили, начинают движение сначала. При возникновении споров назначают судью из числа зрителей.

Игра «Поводыри»

Играющие разбиваются на пары. Один из участников исполняет роль «слепого», второй – его «поводыря», который должен провести слепого через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья или другие люди). «Поводырь» сначала медленно передвигается по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличивается. После прохождения маршрута, участники меняются ролями.

После игры участники обсуждают, что они чувствовали.

Игра «Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, представляя, что они сросшиеся близнецы, у которых 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Они встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.

Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ....

Методические рекомендации по развитию мыслительных операций младших школьников

Задания и упражнения по русскому языку на развитие мышления младших школьников...

Подбор репертуара как метод развития эмпатии у младших школьников в процессе слушания музыки

Статья посвящена подбору музыкального репертуара, способствующего развитию эмпатии личности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

С целью развития познавательных интересов младших школьников с трудностями в обучении на уроках литературного чтения посредством занимательного материала, нами были разработаны методические рекомендац...